ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 апреля 2022 г. N СД-4-3/5016@
О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ СУММ ПРЕМИЙ (БОНУСОВ)
Федеральная налоговая служба в связи с возникающими вопросами о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении сумм премий (бонусов), полученных дилерами от поставщиков (производителей) за выполнение условий договора, предусматривающих реализацию покупателям товаров со скидкой от рекомендованной производителем розничной цены, и составляющих величину скидки (часть скидки), сообщает следующее.
По изложенному вопросу необходимо руководствоваться разъяснением Минфина России от 13.10.2020 N 03-07-15/89774, доведенным до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 06.11.2020 N СД-4-3/18281@, согласно которому в случае, когда из условий заключенных договоров следует, что премии, выплачиваемые автопроизводителем дилеру связаны не с оплатой реализованных дилером автомобилей, а с поддержанием экономического интереса дилера увеличивать объемы закупок новых партий автомобилей у автопроизводителя и повышать объемы продаж автомобилей на рынке в целом, но при этом расчет премий в привязке к величине скидки, предоставленной конечному покупателю, является лишь способом оценки экономического интереса дилера увеличивать объем последующих закупок новых партий автомобилей, положения пункта 2 статьи
153 и подпункта 2 пункта 1 статьи
162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на указанные премии не распространяются, в связи с чем суммы премий, получаемые дилером от автопроизводителя, в налоговую базу по НДС у дилера не включаются.
Положения пункта 2.1 статьи 154 Кодекса также не предусматривают увеличение налоговой базы по НДС у покупателя (дилера) на сумму полученных им премий. В соответствии с данной нормой в отношениях между поставщиком (производителем) и покупателем (дилером) указанные премии рассматриваются как форма торговых скидок, которая не влечет изменение стоимости реализованных поставщиком товаров и корректировку налоговых вычетов покупателем, за исключением случаев, когда такое условие об изменении стоимости предусмотрено договором.
Изложенный подход соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11637/11, в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 305-КГ17-14988, от 14.11.2019 N 305-ЭС19-14421.
Определения судей Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дел N А29-14874/2019, А39-7206/2020 по жалобам налогоплательщиков для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в силу части 4 статьи
170, статьи
291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве судебных актов, которыми пересмотрена ранее сформированная позиция Верховного Суда Российской Федерации по применению положений пункта 2.1 статьи 154 Кодекса. Данные судебные акты в силу пункта 1 части 7 статьи
291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносятся судьями Верховного Суда Российской Федерации на основании оценки доводов заявителя в части достаточности оснований для пересмотра судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса о применении НДС в отношении премий (бонусов), полученных дилерами от поставщиков (производителей) за выполнение условий договора, предусматривающих реализацию покупателям товаров со скидкой от рекомендованной производителем розничной цены, и составляющих величину скидки (часть скидки), следует руководствоваться разъяснениями Минфина России от 13.10.2020 N 03-07-15/89774, доведенными до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 06.11.2020 N СД-4-3/18281@.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН