НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 25.01.2023 N СД-4-3/763@ "О применении ставки 0% по налогу на прибыль организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий"

"О применении ставки 0% по налогу на прибыль организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 января 2023 г. N СД-4-3/763@
О ПРИМЕНЕНИИ
СТАВКИ 0% ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков по вопросам применения ИТ-компаниями пониженной ставки 0% по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") (далее - Кодекс) сообщает следующее.
1. Может ли компания, получившая аккредитацию в июле 2022 года, ретроспективно с 01.01.2022 применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов?
Согласно пункту 1.15 статьи 284 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, налоговая ставка по налогу в размере 0% в 2022 - 2024 годах устанавливается, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70% составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
Следовательно в случае выполнения организацией необходимых условий о получении документа о государственной аккредитации организации и 70% доле доходов от ИТ-деятельности такая организация вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0%, начиная с того отчетного (налогового) периода, по итогам которого у организации одновременно соблюдены указанные условия.
То есть, если ИТ-компания в полугодии 2022 года не получен документ о государственной аккредитации или не выполняется условие о 70%-ной доле доходов от ИТ-деятельности, то такая организация по итогам этого отчетного периода 2022 года применяет общеустановленные ставки по налогу на прибыль организаций.
В случае выполнения такой ИТ-организацией необходимых условий по итогам следующих отчетных (налогового) периодов 2022 года (9 месяцев и налогового периода - календарного года) она вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода (то есть, с 01.01.2022 года).
2. Может ли компания при расчете доли доходов, получаемых от ИТ-деятельности, учитывать доходы от услуг (работ) по "адаптации" и (или) "модификации", если "разработку" такая компания не осуществляла.
На основании абзаца восьмого пункта 1.15 статьи 284 Кодекса в 70-процентную долю доходов от деятельности в области информационных технологий включаются, в том числе, доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (далее - заказные программы для ЭВМ, базы данных).
Поскольку в абзаце 8 пункта 1.15 статьи 284 Кодекса в качестве доходов, учитываемых от ИТ-деятельность, виды услуг (работ) перечислены без каких-либо ограничений, то, в целях включения в доходы, учитываемые при определении 70-процентной доли доходов, в целях применения указанной нормы Кодекса, могут быть включены как доходы от модификации или адаптации тех программ для ЭВМ (баз данных), разработку которых компания для заказчика услуг (работ) осуществляла, так и тех, разработка которых этой компанией не осуществлялась.
Следовательно, на такие программы для ЭВМ (базы данных), в отношении которых ИТ-организацией оказываются услуги (выполняются работы) исключительно по модификации или адаптации также распространяется понятие "заказные программы для ЭВМ, базы данных".
3. Может ли применяться ставка по налогу на прибыль в размере 0% ИТ-компанией, единственным заказчиком разработки программного обеспечения которой, является иностранная компания?
Поскольку пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса для лиц, осуществляющих разработку программ для ЭВМ, баз данных, заказчиком которых является только иностранная компания, каких-либо исключений в части применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% не предусмотрено, то ИТ-компания, осуществляющая разработку программ для ЭВМ, баз данных только для иностранной компании-заказчика, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0% в случае соблюдения ею необходимых условий в части получения документа о государственной аккредитации и 70-процентной доле доходов.
4. Может ли ИТ-компания при расчете доли доходов, получаемых от ИТ-деятельности, связанной с внедрением и сопровождением программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК), а не их разработкой, воспользоваться правом применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов?
Согласно абзацу десятому пункта 1.15 статьи 284 Кодекса нулевая налоговая ставка применяется организацией, получившей документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов такой организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70% составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса, в частности:
от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий,
по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Указанная редакция абзаца десятого пункта 1.15 статьи 284 Кодекса предполагает возможность включения в доходы, учитываемые при определении 70-процентной доли доходов, выручки от оказания услуг (выполнения работ) по тестированию и сопровождению любых программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в том числе программно-аппаратных комплексов, разработку которых организация не осуществляла.
Позиция по изложенным вопросам согласована с Минфином России.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН