МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2022 г. N СД-4-3/14298@
О ДОВЕДЕНИИ ПОЗИЦИИ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами о применении положений статьи
333.47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.47 Кодекс фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций, в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 333.47 Кодекса на налогоплательщиков возлагается обязанность по ведению раздельного учета фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база. При этом порядок ведения раздельного учета расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно, устанавливается в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных главой 25.4 Кодекса (далее - Порядок ведения раздельного учета). Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.
Аналогичным образом пункт 8 статьи 333.47 Кодекса определяет, что фактические расходы на участке недр, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности налогоплательщика, учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком, установленным им в учетной политике для целей налогообложения (далее - Порядок распределения расходов). Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 статьи 333.47 Кодекса.
Пунктом 10 статьи 333.47 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о согласовании порядка распределения расходов, указанных в пунктах 7 и 8 данной статьи. Форма заявления и порядок согласования указанного порядка утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По мнению ФНС России, положения пункта 10 статьи 333.47 Кодекса, которые предусматривают возможность изменения Порядка ведения раздельного учета и Порядка распределения расходов во взаимосвязи с требованием об их неизменности на протяжении пяти лет с даты утверждения (пункты 7, 8), означают, что согласование изменений в указанные порядки может быть предоставлено не во всех случаях, а только в случаях изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанные порядки (указанная позиция содержится в письме от 18.05.2021 N СД-4-3/6752@).
Вместе с тем, ФНС России полагает, что в тех случаях, когда ранее утвержденные налогоплательщиком (согласованные налоговым органом) указанные порядки не содержат методики раздельного учета (распределения) расходов по операциям, которые налогоплательщиком ранее не осуществлялись и расходы по таким операциям фактически не могут быть распределены в рамках утвержденной методики, налогоплательщик вправе дополнить указанные порядки соответствующими положениями.
Указанная позиция согласована с Минфином России (письмо от 17.10.2022 N 03-06-05-01/100253).
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН