МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 мая 2021 г. N ЗГ-3-7/3826@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев в пределах компетенции обращения, сообщает следующее.
1. В отношении Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
от 02.12.2002 N ГГ-181/13-6-5/9564/БГ-18-01/3 (далее - Положение).
Согласно разделу I Положения правовыми основами экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты в данной области.
В силу статьи 1 Федерального закона
от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) сферой его применения являются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что Федеральный закон N 247-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 1 части 5 статьи 2 Федерального закона
от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), вступающего в силу с 1 июля 2021 г., положения Федерального закона N 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению налогового контроля.
Учитывая изложенное, Положение не относится к сфере применения Федерального закона N 247-ФЗ.
2. В отношении приказа ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-14/501@ "Об утверждении форм сообщений иностранными организациями финансового рынка, расположенными за пределами территории Российской Федерации, о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации" (далее - Приказ ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-14/501@).
Приказ ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-14/501@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.12.2015, регистрационный номер 39937, имеет статус действующего.
Согласно преамбуле Приказ ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-14/501@ издан в соответствии со статьей 6 Федерального закона
от 28.06.2014 N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Закон N 173-ФЗ устанавливает особенности осуществления финансовыми организациями финансовых операций на территории Российской Федерации с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу Закона N 173-ФЗ (статья 1), и регламентирует вопросы налогового контроля при налогообложении иностранных счетов.
На основании подпункта 1 части 5 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ, вступающего в силу с 1 июля 2021 г., положения Федерального закона N 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению налогового контроля.
Учитывая изложенное, Приказ ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-14/501@ не относится к сфере применения Федерального закона N 247-ФЗ.
3. В отношении приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.05.2016, регистрационный номер 42195, имеет статус действующего.
Предусмотренные статьей 1 Федерального закона N 247-ФЗ признаки обязательного требования в Приказе ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ отсутствуют, так как он не содержит требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора).
Учитывая изложенное, Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ не относится к сфере применения Федерального закона N 247-ФЗ.
4. В отношении приказа ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@ "Об утверждении формы и порядка направления заявления об исключении из перечня российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации; формы и порядка направления заявления об исключении из перечня российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Приказ ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@).
Приказ ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.03.2019, регистрационный номер 54018, имеет статус действующего.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15.12.2020 N 3340-р утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Перечень).
В Перечень включены федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр и федеральный государственный надзор за проведением лотерей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 N 913 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей (далее - Положение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 N 75 утверждено Положение о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр.
Согласно пункту 2 Положения предметом федерального государственного надзора за проведением лотерей является соблюдение операторами лотерей в процессе проведения лотерей требований Федерального закона "О лотереях", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в области организации и проведения лотерей.
Таким образом, обязательные требования в рамках государственного контроля (надзора) за лотереями установлены только в отношении операторов лотерей.
Приказ ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@ к операторам лотерей не относится, соответственно, не распространяется на государственный контроль (надзор) за лотереями.
Приказом ФНС России от 11.02.2021 N ЕД-7-2/137@ утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной налоговой службой в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации.
Приказ ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@ в нем не поименован, так как не содержит обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении вида государственного контроля (надзора).
Учитывая изложенное, положения статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ на Приказ ФНС России от 11.12.2018 N ММВ-7-2/795@ не распространяются.
5. В отношении приказов ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ "Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме" (далее - Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@) и от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ "Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме" (далее - Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@).
Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.11.2016, регистрационный номер 44286, имеет статус действующего.
Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.11.2016, регистрационный номер 44285, имеет статус действующего.
В соответствии с пунктом 4 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона
от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная налоговая служба.
Контроль за правильностью исчисления утилизационного сбора не поименован в Перечне, соответственно, положения статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ на Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ и Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ не распространяются.
Начальник Правового управления
В.В.ЗВАНКОВ