НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо ФНС России от 20.01.2022 N ЕА-4-15/527@ "О результатах анализа национальной системы прослеживаемости"

"О результатах анализа национальной системы прослеживаемости"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 января 2022 г. N ЕА-4-15/527@
О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ
Федеральная налоговая служба по результатам проведенного анализа сведений, поступивших в национальную систему прослеживаемости из налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости и документов прослеживаемости, сообщает следующее.
По состоянию на 20 декабря 2021 года 44 тыс. участников оборота товаров, представлено:
- 8,8 тыс. документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (уведомлений об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомлений о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, и уведомлений о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);
- 11 тыс. отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет);
- 36 тыс. налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - Декларации по НДС).
Основной операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости, являлась реализация товара, подлежащего прослеживаемости, на внутреннем рынке Российской Федерации.
По результатам анализа представленных документов, установлены систематические ошибки, допускаемые при формировании отчетности и отражения в них соответствующих операций с прослеживаемыми товарами, которые приводят к возникновению необъективных рисков в системе прослеживаемости товаров, а также свидетельствуют о наличии у участников оборота товаров вопросов по формированию указанных документов и отчетности.
Установлено, что 3,5 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и 1,4 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим или освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость, не отражены операции по реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в Декларации по НДС и в Отчете соответственно.
Так, в соответствии с положениями пунктов 3 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, установлена обязанность по формированию в электронной форме счета-фактуры с указанием реквизитов прослеживаемости и отражению сведений из указанного счета-фактуры в книге продаж, в том числе реквизитов прослеживаемости.
Согласно положениям подпункта "г" пункта 13 и пункта 33 Положения о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 (далее - Положение), при реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим или освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, установлена обязанность по формированию в электронной форме универсального передаточного документа, сведения из которого подлежат отражению в Отчете.
Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в Декларации по НДС и Отчете ведут к формированию необоснованных остатков товаров у поставщиков указанных товаров и к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров.
Данные случаи могут указывать на неотражение в выставляемых счетах-фактурах или формируемых универсальных передаточных документах реквизитов прослеживаемости.
После вступления в силу изменений в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за неисполнение требований законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, на основании соответствующего проекта Федерального закона (далее - Проект ФЗ КоАП), за указанное правонарушение участник оборота товаров будет привлекаться к административной ответственности.
Также такие случаи могут указывать на факт непредставления участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим или освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, Отчета, за что также в Проекте ФЗ КоАП предусматривается ответственность.
Установлено, что 1 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в сформированных при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счетах-фактурах, и, как следствие, в книгах продаж и книгах покупок не указаны сведения о количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости, и количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах и как следствие в Декларации по НДС ведет к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров, и Проектом ФЗ КоАП предусмотрена ответственность.
Установлено, что 0,3 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, необоснованно включены в Отчет сведения об операциях с товаром, подлежащим прослеживаемости, которые подлежат отражению в Декларации по НДС.
Положениями абзаца третьего пункта 33 Положения установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, обязан представлять Отчет. При этом перечисленные в абзаце третьем пункта 33 Положения операции в соответствии с российским законодательством не подлежат отражению в книге покупок, книге продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Кроме того, выявлены случаи, когда участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, при возврате товара, подлежащего прослеживаемости, сформированы счета-фактуры на отгрузку в отсутствие нового договора поставки.
В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, начиная с 1 апреля 2019 года у покупателя, являющегося налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим при возврате покупателем товаров продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.
Если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании нового договора поставки, по которому покупатель выступает поставщиком товаров, а бывший поставщик выступает покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса.
В ситуации, когда при возврате товара формируется счет-фактура, в котором в качестве поставщика указан покупатель в отсутствие нового договора поставки, продавец не вправе принять НДС к вычету при получении такого счета-фактуры согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 10.04.2019 N 03-07-09/25208.
Таким образом, по вопросам, изложенным в настоящем письме, с учетом рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товаров, направленных письмом ФНС России от 03.12.2021 N ЕА-4-15/16911@, Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также организовать повторные семинары с налогоплательщиками по вопросам представления и заполнения документов с реквизитами прослеживаемости, для исключения повторных нарушений при декларационной кампании за 4 квартал 2021 года.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
ОШИБКИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО ИТОГАМ ПЕРВОЙ ОТЧЕТНОЙ
КАМПАНИИ ПО ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ
Ошибка N 1. Не отражение реализации товара, подлежащего
прослеживаемости, в ежеквартальной отчетности
В соответствии с положениями пунктов 3 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком НДС товара, подлежащего прослеживаемости, установлена обязанность по формированию в электронной форме счета-фактуры с указанием реквизитов прослеживаемости и отражению сведений из указанного счета-фактуры в книге продаж, в том числе реквизитов прослеживаемости.
Согласно положениям подпункта "г" пункта 13 и пункта 33 Положения о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 (далее - Положение), при реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим или освобожденным от уплаты НДС, установлена обязанность по формированию в электронной форме универсального передаточного документа, сведения из которого подлежат отражению в отчете.
4,9 тыс. участников оборота товаров не отразили операции по реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в декларации по НДС или в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости
Правильно: при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в книге продаж заполняются графы 20 - 23 либо в отчете графы 10 - 12.
Такие случаи могут указывать на факт непредставления участником оборота товаров отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, за что с 1 июля 2022 года в проекте федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего установление ответственности за ненадлежащее выполнение налогоплательщиками требований о представлении информации, необходимой для осуществления прослеживаемости товаров (далее - Проект ФЗ КоАП), предусматривается административная ответственность
Ошибка N 2. Не указание реквизитов прослеживаемости
в счетах-фактурах
1 тыс. участников оборота товаров в счетах-фактурах, сформированных при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, и, как следствие, в книгах продаж и книгах покупок не указали сведения о:
- количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости
- количестве товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости <*>
Правильно: при реализации прослеживаемого товара заполняются графы 11, 12, 12а, 13 счета-фактуры, в которых указываются сведения о реквизитах прослеживаемости.
За неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах Проектом ФЗ КоАП предусмотрена административная ответственность.
--------------------------------
<*> К реквизитам прослеживаемости относятся:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Ошибка N 3. Необоснованное включение сведений
об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости,
в отчете об операциях
Положениями абзаца третьего пункта 33 Положения установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком НДС, обязан представлять отчет. При этом перечисленные в абзаце третьем пункта 33 Положения операции в соответствии с российским законодательством не подлежат отражению в книге покупок, книге продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур.
0,3 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, необоснованно включили в отчет об операциях сведения об операциях с товаром, подлежащим прослеживаемости, которые подлежат отражению в декларации по НДС
Правильно: Плательщики НДС отражают сведения об операциях с прослеживаемым товаром в декларации по НДС, кроме операций по утилизации, захоронению, передачи в переработку, а также иных операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, сведения о которых не подлежат отражению в книге покупок и книге продаж декларации по НДС. Для таких операций представляется отчет.
Ошибка N 4. Формирование при возврате товара
вместо корректировочного счета-фактуры, первичный
счет-фактуры в отсутствии нового договора поставки
В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, начиная с 1 апреля 2019 года у покупателя, являющегося налогоплательщиком НДС, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим при возврате покупателем товаров продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.
Если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании нового договора поставки, по которому покупатель выступает поставщиком товаров, а бывший поставщик выступает покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса.
Выявлены случаи, когда участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, при возврате товара, подлежащего прослеживаемости, сформированы счета-фактуры на отгрузку в отсутствие нового договора поставки
Правильно: При изменении стоимости или стоимости и количества товара, подлежащего прослеживаемости, выставляется корректировочный счет-фактура.
В случае, если при возврате товара формируется счет-фактура, в котором в качестве поставщика указан покупатель в отсутствие нового договора поставки, бывший продавец (организация, указанная в счете-фактуре в качестве покупателя) не вправе принять НДС к вычету при получении такого счета-фактуры согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 10.04.2019 N 03-07-09/25208