НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 17.01.2024 N БС-4-11/352@ "О порядке уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими АУСН"

"О порядке уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими АУСН"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 января 2024 г. N БС-4-11/352@
Федеральная налоговая служба по порядку уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН), установленный Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (деятельность адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), сообщает.
Пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено две категории плательщиков страховых взносов:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса);
2) лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели) - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса).
При этом согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Таким образом, в случае если физическое лицо одновременно относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то есть является индивидуальным предпринимателем или осуществляет иную деятельность, указанную в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, и одновременно является работодателем, то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по двум основаниям: как работодатель и как не работодатель.
Работодатели исчисляют страховые взносы с выплат в пользу своих работников с применением тарифов, установленных статьями 425, 427 - 429 Кодекса. Не работодатели уплачивают страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 Кодекса.
Так, положениями пункта 1.2 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из их дохода (при величине дохода до 300 000 руб. за расчетный период страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачиваются в совокупном фиксированном размере, свыше 300 000 руб. - в совокупном фиксированном размере плюс 1,0% суммы дохода, превышающего 300 000 руб.).
Поэтому в случае, если физическое лицо относится к одной категории, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса (не работодатели), но осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, адвоката, нотариуса, медиатора, оценщика), то такой плательщик уплачивает страховые взносы в порядке, установленном для данной категории статьей 430 Кодекса.
Таким образом, за расчетный период такой плательщик как единый субъект правоотношений, независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям, однократно уплачивает фиксированный платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, установленном статьей 430 Кодекса (в частности, за расчетный период 2023 года в размере 45 842 руб.), независимо от количества видов осуществляемой деятельности, и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса).
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, за период применения АУСН уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 0 руб.;
б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере страховых взносов 0 руб. плюс 0,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за период применения АУСН;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 0 руб.
При этом согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, установленных частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, исчисленных в размере 46% от суммы налога, подлежащей уплате плательщиками страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 17-ФЗ, но не более размера страховых взносов, установленного пунктом 1.2 статьи 430 Кодекса, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими за период применения АУСН в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ.
Учитывая изложенное, за расчетный период индивидуальный предприниматель, применяющий АУСН, и осуществляющий одновременно иную профессиональную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), уплачивает:
- страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 0 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, полученного от иной профессиональной деятельности, не являющейся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), с учетом предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса.
Указанная позиция согласована с Минфином России.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК