МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 февраля 2022 г. N КЧ-4-9/1825@
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ВИНУ ЛИЦА В СОВЕРШЕНИИ
НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Федеральная налоговая служба в целях исключения фактов неправомерного привлечения к налоговой ответственности и снижения количества жалоб на решения о привлечении лиц к ответственности за налоговые правонарушения, вынесенные в порядке статьи 101.4
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
Во исполнение приказа ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@ (в редакции приказа ФНС России от 11.06.2021 N ЕД-7-9/562@) "Об утверждении Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 23.01.2018 N ММВ-7-9/36@" Федеральной налоговой службой проведен анализ данных информационного ресурса "Налоговые споры" и выявлены случаи привлечения лиц к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 128 Кодекса (неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля), в том числе лиц пожилого возраста (пенсионеров).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации
от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" (далее - Постановление N 417) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
- соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "г" пункта 4 Постановления N 417 установлено, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Главами субъектов Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с Федеральным законом
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принимаются меры, направленные на защиту людей, находящихся в группе риска, в том числе путем введения в отношении данных лиц "режима самоизоляции" или "домашнего режима", при которых предполагается, что указанные лица должны находиться дома, ограничивая контакты с другими людьми и исключая пребывание в общественных местах, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции.
В данном случае соблюдение лицом "режима самоизоляции" или "домашнего режима", установленных соответствующими главами субъектов Российской Федерации, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 1 статьи 128 Кодекса.
Вместе с тем нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации содержат нормы, согласно которым режим самоизоляции не распространяется на вызов в государственные органы.
С учетом изложенного территориальным налоговым органам при решении вопроса о привлечении лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной абзацем 1 статьи 128 Кодекса, исходя из складывающейся эпидемиологической ситуации и действующих в субъекте Российской Федерации мер, направленных на защиту людей, необходимо убедиться в возможности выполнения требований налоговых органов вызываемыми на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса в качестве свидетелей.
В целях осуществления данного поручения территориальным налоговым органам необходимо предпринимать действия, направленные на установление того факта, что вызываемое лицо не обязано соблюдать "режим самоизоляции" или "домашний режим".
Данные обстоятельства могут быть установлены, в том числе путем определения возраста вызываемого лица исходя из анализа сведений, содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков, с учетом мер, действующих на момент вызова лица в территориальный налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В случае если возраст вызываемого лица подпадает под действие мер в соответствующем субъекте Российской Федерации, должностному лицу налогового органа необходимо убедиться в соответствии вызываемого лица иным требованиям, действующим в субъекте Российской Федерации, являющимся препятствием для явки в налоговый орган (например, отсутствие вакцинации вызываемого лица), посредством телефонного звонка.
При наличии сведений об иных обстоятельствах которые могут являться препятствием для явки в налоговый орган, следует проинформировать налогоплательщиков о возможности представления в адрес налогового органа дополнительных документов, подтверждающих данные обстоятельства с учетом сроков, установленных Кодексом, в том числе пунктами 1 и 5 статьи 101.4 Кодекса.
При этом ФНС России отмечает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 90 Кодекса показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
К.Н.ЧЕКМЫШЕВ