МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 января 2023 г. N КВ-4-1/47@
О НАПРАВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ,
ПЕРЕДАЧИ (УТВЕРЖДЕНИЯ В АИС "НАЛОГ-3") И КОНТРОЛЯ ПОЛНОТЫ
И ДОСТОВЕРНОСТИ ДАННЫХ СНО
Федеральная налоговая служба направляет для руководства в работе Основные положения о порядке формирования, передачи (утверждения в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3") и контроля полноты и достоверности отчетов, представленных (утвержденных) по формам статистической налоговой отчетности, утвержденным приказами ФНС России (далее - Основные положения).
Указанные Основные положения действуют в 2023 году с момента подписания настоящего письма.
Заместитель руководителя
В.Г.КОЛЕСНИКОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ
(УТВЕРЖДЕНИЯ В ПП "ОТЧЕТНОСТЬ" АИС "НАЛОГ-3") И КОНТРОЛЯ
ПОЛНОТЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
(УТВЕРЖДЕННЫХ) ПО ФОРМАМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПРИКАЗАМИ ФНС РОССИИ
1. Общие положения организации работы по формированию
статистической налоговой отчетности в 2023 году
1.1. Данные Основные положения о порядке формирования, утверждения и контроля полноты и достоверности данных статистической налоговой отчетности распространяются на следующие формы отчетности, утвержденные приказами ФНС России: NN 1-НМ, 1-МР, 1-НТК, 1-НОМ, 1-НМС, 1-НОМС, 1-НДС, 1-ОНС, 1-ОСВ, 1-Байконур, 1-МСП, 1-МСПС, 1-НГР, 1-ОГР, 1-ЮР, 1-ИП, 1-РАФП, 1-УЧ, 1-ТЦ, 1-Патент, 1-РНП, 1-ДДК, 2-ЕМ, 2-НДС, 2-НК, 2-МРИ, 2-СК, 2-МП, 2-ТЦ, 3-НС, 4-НМ, 4-Байконур, 4-НОМ, 4-РБО, 4-РБ, 4-ИН, 4-ОР, 5-АЛ, 5-АМ, 5-ВБР, 5-ВН, 5-ЖМ, 5-ЕСХН, 5-ИБ, 5-МН, 5-НДПИ, 5-НИО, 5-НП, 5-НДД, 5-П, 5-ПМ, 5-ТИ, 5-ТН, 5-ТС, 5-УСН, 5-КГН, 5-НИОК, 5-ДДК, 5-КГНМ, 5-ТСМ, 5-НДФЛ, 7-НДФЛ, 7-УС, 8-УС, 8-СВ, 8-ФРСВ, ДНП, ВП, 5-НПД, 5-НПДС, КНМ, 1-ВК. Территориальными налоговыми органами не утверждаются отчеты по формам NN 1-НГР, 1-ОГР, 1-ЮР, 1-ИП, 1-РАФП, 1-УЧ, 1-ВК, 2-ТЦ.
Запуск расчета "регламентного" отчета производится на федеральном уровне в подсистеме "Отчетность" АИС "Налог-3" не позднее 5-ти рабочих дней до срока утверждения отчета, указанного на титульном листе формы для первого уровня утверждения (например, по форме N 1-НДС - Межрайонных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам). Информация о завершении формирования отчета и куба детализации к нему размещается на сайте технической поддержки.
Анализ и проверка полноты и достоверности отчетных данных в сформированных "регламентных" отчетах осуществляется в установленный Графиком работы с кубами детализации к статистической налоговой отчетности в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" период времени (с учетом письма ФНС России от 05.08.2022 N 1-5-03/0427@). Для исключения нестабильной работы кубов детализации из-за большого количества одновременных пользовательских сессий рекомендуется обеспечивать соблюдение пользовательского времени обращения к кубам детализации отчетов.
Для утверждения отчетов в установленные сроки осуществляется планирование и организация работ по проведению проверки полноты и достоверности данных сформированных "регламентных" отчетов.
1.2. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) обеспечивают своевременную загрузку в программные комплексы актуальных справок о перечислении поступлений в бюджеты (Приложение N 14 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России
от 13.04.2020 N 66н (с учетом дополнений и изменений)) для отражения в "регламентном" отчете по формам NN 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-НМ, 1-НМС и 1-МР полных данных.
1.3. Обязанность по формированию и подготовке к утверждению отчетности, а также обеспечение контроля полноты и достоверности содержащихся в ней данных, соблюдение контрольных соотношений и сопоставимости показателей отчетности возлагается приказом руководителя УФНС России (исполняющим обязанности руководителя), начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) (исполняющим обязанности начальника инспекции), начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу (далее - МИ ФНС России по ФО) (исполняющим обязанности начальника инспекции), начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом (далее - МИ ФНС России по управлению долгом) (исполняющим обязанности начальника инспекции) и начальника Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования (далее - МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования) (исполняющим обязанности начальника инспекции) на соответствующие структурные подразделения УФНС России, МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования, к предмету деятельности которых относится эта отчетность.
УФНС России и МИ ФНС России по КН обеспечивают контроль полноты и достоверности отчетных данных нижестоящих налоговых органов.
Утверждение статистической налоговой отчетности в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" осуществляется руководителем УФНС России (исполняющим обязанности руководителя), начальником МИ ФНС России по КН (исполняющим обязанности начальника инспекции), начальником МИ ФНС России по ФО (исполняющим обязанности начальника инспекции), начальником МИ ФНС России по управлению долгом (исполняющим обязанности начальника инспекции), начальником МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования (исполняющим обязанности начальника инспекции) либо уполномоченным лицом, замещающим должность не ниже заместителя руководителя УФНС России, начальника МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ФО, МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования. Данные требования применяются ко всем нижестоящим территориальным налоговым органам.
1.4. В налоговых органах в соответствии с приказом ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения" должно быть обеспечено надлежащее хранение отчетов (с учетом корректировок к ним), утвержденных в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" (представленных в вышестоящий налоговый орган):
- постоянного хранения (годовые отчеты по формам NN 1-НМ и 4-НМ) - на бумажном носителе с подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) налогового органа либо уполномоченного лица, замещающего должность не ниже заместителя руководителя налогового органа. Указанная отчетность должна храниться в отдельных папках;
- временного хранения (со сроками хранения от 1 до 5 лет) - только в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) налогового органа либо уполномоченного лица, замещающего должность не ниже заместителя руководителя налогового органа, без аналога на бумажном носителе. Указанная отчетность должна храниться в отдельных электронных папках.
Данный порядок хранения отчетности распространяется, в том числе и на отчетные периоды до 2022 года.
Ответственность за их сохранность до передачи в архив налогового органа несет структурное подразделение налоговых органов, ответственное за сбор и обработку данных соответствующей статистической налоговой отчетности.
2. Общие положения по утверждению форм статистической
налоговой отчетности
2.1. В отчетность включаются данные по всем налогоплательщикам, имеющим обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (с учетом писем ФНС России от 17.05.2018 N БА-5-1/1069дсп@, от 13.03.2020 N ВД-4-1/4355@, от 09.09.2020 N ВД-4-1/14595@, от 28.04.2021 N КВ-4-1/5934@).
2.2. Сроки и порядок утверждения отчетности УФНС России, МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ФО, МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования установлены приказами ФНС России "Об утверждении статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы" на титульных листах форм, а также в методических указаниях по порядку формирования отчетности.
МИ ФНС России по КН утверждают отчетность для дальнейшего утверждения УФНС России сводных данных в целом по субъекту Российской Федерации по формам NN 1-НДС, 2-НДС, 2-НК, 4-НМ, 4-НОМ, 4-Байконур, 5-АЛ, 5-АМ, 5-ВН, 5-НДД, 5-НДПИ, 5-НП, 5-П, 5-ПМ, 5-ТИ, 5-ЕСХН, 5-КГНМ (МИ ФНС России по КН N 10 утверждают отчеты в том числе по формам NN 5-ТН, 5-МН), а также передают в адрес УФНС России отчет по форме N 1-ОСВ.
При этом МИ ФНС России по КН проверяют достоверность "регламентных" отчетов отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого находятся крупнейшие налогоплательщики, и в указанные на титульных листах форм сроки, установленные приказами ФНС России, утверждают их в ПП "Отчетность".
МИ ФНС России по КН при отсутствии возможности провести анализ требующих утверждения (представляемых в УФНС России) данных отчетов размещают заявки на сайте технической поддержки и сообщают об этом в УФНС России (копия в ФНС России). При этом утверждают достоверный отчет в указанных условиях не позднее одного рабочего дня до срока, установленного приказом (письмом) ФНС России.
МИ ФНС России по КН утверждают отчеты по формам NN 1-МР, 2-МРИ, 1-НТК, 2-МП, 2-СК, 5-КГН, 1-ТЦ, 4-РБ, 4-РБО; представляют (утверждают) в ФНС России отчет по форме N 1-ОНС.
Отчеты по формам NN 5-АЛ, 5-НП, 5-НДПИ, 5-ПМ, 5-ЕСХН, 5-КГНМ МИ ФНС России по КН утверждают в разрезе муниципальных образований.
Отчетность по формам NN 1-НМ, 1-НОМ, 2-ЕМ, 5-ИБ, 5-НИО, 5-УСН, 5-ВБР, 5-ЖМ, 5-ТС, 5-ТСМ, 8-СВ, 8-ФРСВ МИ ФНС России по КН не утверждают.
МИ ФНС России по управлению долгом проверяет достоверность отчетов NN 1-МР, 2-МРИ, 4-НМ, 4-НОМ отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого находятся налогоплательщики, переданные в рамках централизации функций по администрированию долга, утверждает отчеты по формам NN 1-МР, 2-МРИ, 4-НМ, 4-НОМ, 4-РБ, 4-РБО, 4-ОР; представляет (утверждает) в ФНС России отчет по форме N 1-ОНС; в УФНС России - отчет по форме N 1-ОСВ.
Утверждение "регламентных" отчетов по формам NN 1-НМС, 1-НОМС, 1-МСПС осуществляется Управлением ФНС России по Краснодарскому краю.
Утверждение "регламентных" отчетов по форме N 3-НС осуществляется Управлением досудебного урегулирования налоговых споров ЦА ФНС России, УФНС России, в том числе перешедшими на двухуровневую систему управления, МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ФО, МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования.
Для формы отчета N 1-ОСВ, передаваемой по каналам связи, представление информации в УФНС России осуществляется МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом в соответствии с форматами файлов, установленными ФНС России.
Порядок формирования и утверждения в ФНС России сводного отчета по субъекту Российской Федерации, отчетов по УФНС России и каждой МИ ФНС России по КН, налогоплательщики которой находятся на территории данного субъекта Российской Федерации, МИ ФНС России по управлению долгом по налогоплательщикам, отвечающим критериям для централизованного администрирования их долга, установлен в методических указаниях по порядку составления форм отчетности, утвержденных приказами ФНС России.
Утверждение регламентных отчетов по форме N КНМ производится МРИ ФНС России и МИ ФНС России по КН, Управлением ФНС России по городу Москве, МРИ ФНС России N 47 по городу Москве по налогоплательщикам, состоящим на учете в налоговом органе.
МИ ФНС России по КН утверждают сводный отчет по форме N КНМ после утверждения отчетов подведомственными налоговыми органами и отчетов с собственными данными.
Управление ФНС России по городу Москве после утверждения отчета по форме N КНМ МРИ ФНС России N 47 по городу Москве, утверждает отчет по УФНС России.
Методолог ЦА ФНС России утверждает данные отчета по форме N КНМ, сформированные в соответствии с методическими указаниями, по налогоплательщикам, не участвующим в налоговом мониторинге, в целом по Российской Федерации, а также утверждает отчет по Российской Федерации, который включает данные утвержденных сводных отчетов МИ ФНС России по КН, Управления ФНС России по городу Москве и отчета, утвержденного ЦА ФНС России.
2.3. Если срок утверждения отчетности приходится на выходной или праздничный день, данные утверждаются в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Сроки утверждения отчетности для нижестоящих налоговых органов УФНС России и МИ ФНС России по КН установлены с учетом обеспечения утверждения отчетных данных УФНС России и МИ ФНС России по КН в срок, установленный приказами (письмами) ФНС России.
2.4. Во всех формах отчетности, кроме форм NN 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-ОНС, 1-ОСВ, данные формируются нарастающим итогом с начала года.
2.5. Если значение какого-либо показателя (например, о поступлении налогов и сборов, о налоговой базе и структуре начислений, об итогах контрольной работы и др.) на текущую отчетную дату меньше (или больше в 5 и более раз, начиная с значений от 1 млн. рублей), чем на предыдущую отчетную дату, одновременно к отчету в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" прикрепляются необходимые пояснения (если иное не предусмотрено методическими указаниями по порядку составления отчета).
Отчеты без пояснительных записок не утверждаются. Дублирование пояснительной записки по Lotus Notes недопустимо (кроме аналитических записок, которые согласно методическим указаниям представляются после срока представления отчетов).
В случае отсутствия налогоплательщиков по виду отчета, пояснительная записка об отсутствии налогоплательщиков прикрепляется к отчету в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" и утверждается нулевой отчет.
МИ ФНС России по КН не позднее одного рабочего дня после завершения формирования ИР "Расчеты с бюджетом" (с 01.01.2023 - ИР "Свод данных для отчетности") должны направлять в УФНС России по месту уплаты соответствующих налогов необходимые пояснения по имеющимся фактам уменьшения (увеличения больше в 5 и более раз, начиная с значений от 1 млн. рублей), данных о суммах начислений по налогам и сборам по плательщикам, состоящим на учете в данных инспекциях и нижестоящих межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МРИ ФНС России по КН), для обобщения и прикрепления УФНС России в составе пояснительной записки к отчетам по формам NN 1-НМ, 1-НОМ.
При снижении (увеличении) размера задолженности по налогам и сборам по сравнению с началом года, а также с предыдущей отчетной датой (на 3 процента и более), УФНС России, МИ ФНС России по КН и МИ ФНС России по управлению долгом одновременно с отчетом по форме N 4-НМ (по данным строк 1005 (на 01.01.2023 и аналогичный период прошлого года строка 1001), 1020, 1075 и 2075 (на 01.01.2023 и аналогичный период прошлого года строка 1040 и 1090 графы 1 раздела I), строки 3005 графа 1 раздела III (на 01.01.2023 и аналогичный период прошлого года строка 5005 графы 1 раздела V)) прикрепляют пояснительную записку с объяснением причин уменьшения (увеличения) задолженности с указанием наиболее крупных должников.
При утверждении МИ ФНС России по КН отчета по форме N 4-НМ по налогоплательщикам, состоящим на учете в МИ ФНС России по КН и нижестоящих МРИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом по налогоплательщикам, отвечающим критериям для централизованного администрирования их долга, и отсутствии задолженности у данных налогоплательщиков на последующие отчетные даты МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом в сроки, установленные для утверждения, прикрепляют пояснительную записку о причинах данного факта для обобщения и прикрепления УФНС России в составе пояснительной записки к отчету по форме N 4-НМ.
По формам NN 5-АЛ, 5-АМ, 5-НП, 5-ПМ, 5-ТИ, 5-НДД, 5-НДПИ МИ ФНС России по КН при снижении (увеличении) более чем на 10% показателей отчета в сравнении с аналогичным периодом прошлого года к отчетам прикрепляют пояснительную записку с указанием причин установленных отклонений соответствующих показателей отчетности для обобщения и прикрепления УФНС России в составе пояснительной записки к отчетам по указанным формам.
При снижении (увеличении) размера задолженности в делах о банкротстве по сравнению с началом года, а также с предыдущей отчетной датой (на 5 процентов и более), УФНС России, МИ ФНС России по КН и МИ ФНС России по управлению долгом одновременно с отчетом по форме N 4-РБ (по данным строк 3040, 3050, 3080, 3100, 3120, 3140, 3160 формы N 4-РБ) прикрепляют пояснительную записку с объяснением причин уменьшения (увеличения) задолженности с указанием наиболее крупных должников по форме согласно приложению N 1.
2.6. Стоимостные показатели (только в суммовом выражении) в статистической налоговой отчетности заполняются в соответствии с единицами измерения, приведенными на формах отчетов.
По всем формам статистической налоговой отчетности, расчет которых осуществляется в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3", допускаются отклонения стоимостных показателей отчетности на 1 единицу в большую или меньшую стороны, обусловленные округлением. Контрольные соотношения с отклонением на 1 единицу считаются допустимыми.
2.7. Необходимо обязательное выполнение контрольных сумм, предусмотренных в разделах всех форм. Контрольная сумма определяется как сумма значений показателей, отраженных по всем строкам формы в соответствующей графе.
2.8. Контрольные соотношения и сопоставимость показателей отчетности приведены непосредственно в формах и в методических указаниях по порядку их составления. Перед утверждением рассчитанных в автоматическом режиме отчетов данные отчета подлежат проверке на соблюдение контрольных соотношений и сопоставимости исполнителем и начальником (заместителем начальника) отдела.
2.9. Для исключения искажений отчетных данных, передаваемых по каналам связи, необходимо при представлении файла в вышестоящий налоговый орган осуществлять визуальный контроль его экранной формы (NN 1-ОНС, 1-ОСВ).
Файлы, сформированные с нарушением требований к форматам текстовых файлов, в обработку не принимаются и не считаются представленными (NN 1-ОНС, 1-ОСВ).
2.10. При представлении отчетов по каналам связи (NN 1-ОНС, 1-ОСВ) необходимо осуществлять контроль за получением уведомления о прочтении информации, а также протокола об успешных результатах проверки контрольных соотношений в отчете, представленном УФНС России (МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом).
Учитывая оперативность и ограниченные сроки формирования сводных отчетных данных по формам NN 1-НМ, 1-МР, 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-ОНС, 1-ОСВ и раздела 5 отчета 5-НП исполнители не уходят с работы после утверждения отчетов по формам NN 1-НМ, 1-МР, 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-ОНС, 1-ОСВ и раздела 5 отчета 5-НП в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" и после отправки в ФНС России отчетов по формам NN 1-ОНС, 1-ОСВ без наличия протокола о результатах проверки соблюдения контрольных соотношений.
2.11. До утверждения отчетности для исключения заведомо искаженных отчетных данных необходимо осуществить контроль данных как в целом по отчету, так и по сопоставимым показателям соответствующих форм, в том числе формируемых разными структурными подразделениями УФНС России (ИФНС России), МИ ФНС России по КН (МРИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом). Например, данные форм NN 1-НОМ, 4-НОМ с данными соответственно форм NN 1-НМ, 4-НМ.
При расхождении сопоставимых показателей (например, по формам NN 1-НОМ, 4-НОМ и NN 1-НМ и 4-НМ соответственно) в обязательном порядке прикрепляется пояснительная записка с указанием причин расхождений.
УФНС России одновременно с отчетом в целом по субъекту в пояснительной записке приводят соответствующие объяснения, включая объяснения, прикрепленные МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом.
В случае корректировки данных сводного отчета на уровне УФНС России и МИ ФНС России по КН в "Журнале корректировок" в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" в графе "Основание" в обязательном порядке должны быть отражены причины корректировки с учетом обобщения по ИФНС России и МРИ ФНС России по КН. Основание "Агрегирование данных нижестоящих налоговых органов" не допускается.
2.12. Отчеты (кроме отчетов, согласно методическим указаниям по которым предусмотрено представление аналитических записок после срока представления отчетов) с несоблюдением контрольных соотношений без пояснительной записки не подлежат утверждению территориальными налоговыми органами.
По форме N 3-НС в случае ручной корректировки отчетных данных до утверждения отчета к нему прикрепляется пояснительная записка.
Пояснительные записки по фактам отрицательных значений и несоблюдения по объективным причинам контрольных соотношений прикрепляются в обязательном порядке на каждую отчетную дату, несмотря на повторение данных фактов при подготовке к утверждению (составлении) отчетов нарастающим итогом на последующие отчетные даты.
По отдельным вопросам, возникающим у специалистов структурных подразделений ЦА ФНС России, ответственных за формирование сводных отчетов, а также специалистов структурных подразделений ЦА ФНС России - методологов форм при проведении оперативного анализа утвержденных территориальными налоговыми органами отчетных данных, пояснительные записки (истребуемые документы) прикрепляются (направляются) по запросу (в том числе устному) указанных специалистов.
2.13. УФНС России обеспечивают представление данных статистической налоговой отчетности в соответствии с межведомственными соглашениями по информационному взаимодействию, заключенными как на федеральном, так и на региональных уровнях.
2.14. Представление статистической налоговой отчетности, определенной постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.08.2004 N 410 (с учетом дополнений и изменений), финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется посредством их размещения на официальном сайте ФНС России в сроки и в форматах, установленных приказом Минфина России и ФНС России
от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295@ (с учетом изменений
от 28 июля 2021 года N 104н/ЕД-7-1/692@). При невозможности размещения отчетных данных на официальном сайте ФНС России УФНС России необходимо обеспечить представление данных статистической налоговой отчетности в соответствии с межведомственными соглашениями.
2.15. В целях сопоставимости данных о поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами, отраженных в отчетности ФНС России и Федерального казначейства, ФНС России проводит сверку и осуществляет контроль соответствия указанных данных утвержденного на федеральном уровне отчета по форме N 1-НМ и отчета Федерального казначейства по форме N 0503124 "Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета" (раздел I Доходы) по каждому субъекту Российской Федерации.
При установлении расхождений отчетных данных Аналитическое управление направляет запрос в УФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации. УФНС России проводит анализ утвержденных в ПП "Отчетность" данных по форме N 1-НМ и о фактах установленных расхождений сообщает в УФК по субъекту Российской Федерации с приложением копии письма ФНС России. Результаты проведенной работы УФНС России направляет в Аналитическое управление в установленный в запросе срок.
2.17. Пояснительные записки с объяснением причин по всем основаниям прикрепляются в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" в виде созданных файлов в Microsoft Word, в текстовом либо архивном редакторе, при необходимости в формате Exsel. К отчетам по формам NN 1-НМ, 1-МР, 1-Байконур, 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-НОМ, 1-МСП, 1-НМС, 1-НОМС, 1-МСПС пояснительные записки с объяснением причин по всем основаниям прикрепляются в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" только в виде созданных файлов в Microsoft Word (письма ФНС России от 29.04.2021 N 1-5-05/0189@, от 23.07.2021 N 1-5-03/0394@).
3. Порядок внесения исправлений (уточнения) данных в случаях
выявления искажений (ошибок) в формах налоговой отчетности
3.1. Корректировки отчетных данных в срок утверждения и обработки отчетных данных в ФНС России в текущем году считаются оперативными и возможны в день утверждения отчетности до 18-00 московского времени. Корректировки к отчетам на следующий день не допускаются и разутверждение отчета не осуществляется.
3.2. Разутверждение отчета осуществляется только вышестоящим налоговым органом (с соблюдением поэтапного разутверждения отчета):
- ФНС России - УФНС России, МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ФО, МИ ФНС России по управлению долгом, МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования;
- УФНС России - МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом, ИФНС России и МРИ ФНС России;
- МИ ФНС России по КН - МРИ ФНС России по КН;
- МИ ФНС России по ФО - УФНС России при двухуровневой системе управления.
Для снятия утверждения с отчета нижестоящего уровня необходимо перейти к требуемому разутверждения отчету и выполнить операцию "Отменить утверждение". После разутверждения отчета вышестоящим налоговым органом статус отчета будет изменен на "Ожидание утверждения".
3.3. В связи с установленным в ФНС России порядком сводные данные отчетности о налоговой базе и структуре начислений по формам с индексом "5", а также по формам NN 1-НДС, 1-НТК, 2-НК, 2-НДС, 2-СК, 4-НМ, 4-НОМ, 4-Байконур, 8-СВ, 2-МП, 7-УС и 8-УС утверждаются в ФНС России после проведения анализа и согласования в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" отчета структурными подразделениями ЦА ФНС России, ответственными за методологию формирования данной отчетности, при условии отсутствия замечаний.
Если по результатам анализа необходима корректировка отчетных данных, то уточненные отчеты утверждаются в установленный структурным подразделением ЦА ФНС России - методологом форм срок. При этом разутверждение отчетов осуществляется в изложенном в пункте 3.2 порядка.
3.4. Изменения на все предыдущие отчетные даты текущего года учитываются в отчетах, составляемых нарастающим итогом с начала года.
Для внесения корректировок в отчетные данные (разутверждения) отчетов за прошлые периоды по всем основаниям УФНС России (в части форм NN 1-НМ, 1-НМС, 1-МР, 1-НТК, 1-НОМ, 1-НОМС, 1-НДС, 1-Байконур, 1-МСП, 1-МСПС, 2-НДС, 2-НК, 2-СК, 2-МП, 4-НМ, 4-НОМ, 4-РБ, 4-РБО, 4-Байконур, 5-АЛ, 5-АМ, 5-ВБР, 5-ВН, 5-ЖМ, 5-ЕСХН, 5-ИБ, 5-МН, 5-НДПИ, 5-НИО, 5-НП, 5-НДД, 5-П, 5-ПМ, 5-ТИ, 5-ТН, 5-ТС, 5-УСН, 8-СВ, 7-УС, 8-УС), а также МИ ФНС России по КН (в части форм NN 1-МР, 1-НТК, 2-СК), МИ ФНС России по управлению долгом (в части форм NN 1-МР, 4-НМ, 4-НОМ, 4-Байконур, 4-РБ, 4-РБО) необходимо направить письменное обращение на имя заместителя руководителя ФНС России, координирующего деятельность Аналитического управления, в части формы N 1-ТЦ - на имя заместителя руководителя ФНС России, координирующего деятельность Управления трансфертного ценообразования, о возможности внесения корректировки в ранее направленный отчет с указанием конкретных причин с отражением кода строки/графы по каждому подлежащему корректировке показателю в абсолютном выражении и процентном соотношении, которые привели к необходимости внесения корректировки в отчетные данные с приложением расчета величины отклонений от первоначальных данных (по форме согласно приложению N 2 к настоящим Основным положениям).
По остальным формам статистической налоговой отчетности порядок внесения корректировок определяется структурным подразделением ЦА ФНС России, ответственным за утверждение (формирование) сводных отчетов.
3.5. МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом при необходимости внесения изменений в отчеты, в том числе которые УФНС России утверждают по субъекту Российской Федерации, направляют в УФНС России обращение о необходимости внесения изменений (разутверждения) в ранее утвержденные (направленные) отчеты с объяснением причин и приложением расчета величины отклонения от первоначальных данных в порядке, указанном в пункте 3.4 настоящих Основных положений.
Отчет разутверждается (корректировки представляются) после принятия положительного решения ФНС России, о чем сообщается в УФНС России (МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом).
По отчетам, утверждение которых осуществляется в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3", УФНС России утверждает корректировки отдельно по отчету УФНС России и сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации после утверждения отчета каждой МИ ФНС России по КН и МИ ФНС России по управлению долгом.
3.6. Одновременно с корректировкой прикрепляется пояснительная записка, в которой сообщается дата и номер письма ФНС России о принятом положительном решении.
Все корректировки после проведения анализа структурными подразделениями ЦА ФНС России, ответственными за методологию формирования данной отчетности, на предмет оценки качества и достоверности отчетности, утверждаемой УФНС России и МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по управлению долгом, учитываются при формировании сводного отчета по Российской Федерации.
3.7. Изменения в ранее направленные отчеты по форме N 2-НК как по результатам аудиторских проверок внутреннего аудита, проведенных как во исполнение плана аудиторских проверок, утверждаемого приказами ФНС России, так и аудиторских проверок, проведенных УФНС России (МИ ФНС России по КН) самостоятельно. Корректировка УФНС России, в том числе по МИ ФНС России по КН, осуществляется два раза в год: не позднее 1 февраля 2023 года и не позднее 1 июля 2023 года.
В указанные сроки УФНС России, в том числе по МИ ФНС России по КН, осуществляется корректировка "регламентных" отчетов в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" по итогам аудиторских проверок, завершенных по состоянию на отчетную дату за период не более 2-х лет, предшествующих дате начала аудиторской проверки (поквартально нарастающим итогом).
Например:
1) аудиторской проверкой, проведенной МИ ФНС России по ФО, завершенной по состоянию на 01.01.2023 года, выявлены искажения отчетных данных в УФНС России за 2020, 2021, 2022 годы, скорректированный отчет по форме N 2-НК представляется за 2020 год по состоянию на 01.01.2021 и осуществляется корректировка "регламентных" отчетов в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" за каждый квартал 2021 и 2022 годы нарастающим итогом с начала года;
2) аудиторскими проверками, проведенными самостоятельно УФНС России (МИ ФНС России по КН) нижестоящих территориальных налоговых органов, в случае выявления искажений отчетных данных корректировки отчета по форме N 2-НК представляются соответственно за отчетные периоды, в которых выявлены искажения за 2 года, предшествующих дате начала аудиторской проверки поквартально нарастающим итогом.
По результатам аудиторских проверок внутреннего аудита, проведенных во исполнение плана аудиторских проверок, утверждаемого приказами ФНС России, в Аналитическое управление (копия в - Контрольное управление и Управление камерального контроля) направляется официальное письмо с приложением расчета величины отклонения от первоначальных данных (по форме согласно приложению N 3 к настоящим Основным положениям) с указанием строки/графы по каждому показателю, подлежащему корректировке, в абсолютном выражении и процентном соотношении (посредством системы электронного документооборота Lotus Notes) с указанием выявленных нарушений (откорректированных строк/граф) и отчетных периодов, за которые будут представлены уточненные отчеты по форме N 2-НК.
По результатам аудиторских проверок, проведенных УФНС России (МИ ФНС России по КН) самостоятельно, применяется порядок, приведенный в пункте 3.4.
Одновременно с корректировкой в Аналитическое управление (копия в - Контрольное управление и Управление камерального контроля) направляется официальное письмо с приложением расчета величины отклонения от первоначальных данных (по форме согласно приложению N 3 к настоящим Основным положениям) с указанием строки/графы по каждому показателю, подлежащему корректировке, в абсолютном выражении и процентном соотношении (посредством системы электронного документооборота Lotus Notes) с указанием выявленных нарушений (откорректированных строк/граф) и отчетных периодов, за которые будут представлены уточненные отчеты по форме N 2-НК.
3.8. В случае необходимости внесения изменений в ранее направленные годовые отчеты (в том числе за предшествующие годы) после их утверждения и размещения на официальном сайте ФНС России в сети Интернет применяется порядок, приведенный в пункте 3.4.
В связи с представлением отчетных данных статистической налоговой отчетности в Аппарат Правительства Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Минфин России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, Росстат и другие органы власти на всех уровнях, а также с размещением отчетов на Интернет-сайте ФНС России письма о возможности корректировки годового отчета представляются только в период с 01.09.2023 по 30.09.2023 года. Уточненные сводные отчеты, с учетом корректировок, будут сформированы до 30.12.2023 года.
При этом обращается внимание, что письма о возможности корректировки отчета, представленные после 30.09.2023, к рассмотрению не принимаются и корректировки при формировании уточненных годовых отчетов не учитываются.
3.9. Для отчетов, представляемых в 2023 году по электронным каналам связи. При внесении в отчет изменений по какой-либо строке/графе, вследствие которых значение какого-то показателя нужно обнулить, этот показатель в файле корректировки по данной сроке/графе должен иметь значение равное "0".
Отчеты, корректировки к ним, а также пояснительные записки передаются одновременно с отчетами или корректировками к ним на адрес электронной почты mns3001@tax.gov.ru.
3.10. Порядок внесения корректировок в оперативную отчетность по формам NN 2-ЕМ, 2-МРИ, 1-ОНС, 1-ОСВ и отчетность по форме N 3-НС приведен в методических указаниях по порядку их формирования. Внесение корректировок в отчетность по формам 5-НПД и 5-НПДС не предусмотрено.
3.11. Необходимо осуществлять контроль за размещением информации статистической налоговой отчетности ФНС России на официальном Интернет-сайте ФНС России в соответствии с порядком и сроками, утвержденными приказом ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-1/178@, как в целом по субъекту Российской Федерации, так и в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Отчет, ранее размещенный на официальном сайте ФНС России, заменяется последним уточненным отчетом.
Данные по формам NN 1-НМ, 1-НОМ подлежат публикации Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации не позднее 3-х рабочих дней после размещения отчетов ФНС России (за соответствующие отчетные периоды). До публикации указанных отчетов на федеральном уровне их размещение в региональном разделе сайта ФНС России не осуществляется (письмо ФНС России от 22.09.2022 N КВ-4-1/12661@).
Руководители (исполняющие обязанности руководителя, заместители руководителя) УФНС России, начальники (исполняющие обязанности начальника, заместители начальника) МИ ФНС России по КН, начальник (исполняющие обязанности начальника, заместители начальника) МИ ФНС России по ФО, начальник (исполняющие обязанности начальника, заместители начальника) МИ ФНС России по управлению долгом и начальник (исполняющие обязанности начальника, заместители начальника) МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соблюдение установленных приказами (письмами) ФНС России сроков утверждения отчетов в ПП "Отчетность" АИС "Налог-3" (представления данных), а также за соблюдение сроков размещения их на официальном Интернет-сайте, и определяют меры административного характера по нарушениям, допущенным начальниками отделов, специалистами по закрепленным за ними отчетам.
При установлении несвоевременного утверждения (представления) и искажения отчетных данных принимают меры к устранению и недопущению подобных фактов с привлечением виновных должностных лиц к ответственности.
Приложение N 1
Информация
о причинах роста задолженности по платежам, администрируемым
ФНС России, по состоянию на (отчетная дата)
(тыс. руб.)
Код налогового органа | Наименование организации | ИНН | Дата возбуждения производства по делу о банкротстве | Текущая процедура банкротства (Н, ФО, ВУ, КП, РД, РИГ) | Дата введения текущей процедуры банкротства | Задолженность по платежам, администрируемым ФНС России, по состоянию на 01.01.2022 (строки 3040, 3050, 3080, 3100, 3120, 3140, 3160 формы N 4-РБ) | Задолженность по платежам, администрируемым ФНС России, по состоянию на отчетную дату (строки 3040, 3050, 3080, 3100, 3120, 3140, 3160 формы N 4-РБ) | Рост (снижение) задолженности за отчетный период | Наименование налога | Структура задолженности по налоговым платежам и страховым взносам, образовавшейся в отчетном периоде (из графы 9) |
Задолженность, подлежащая включению в реестр требований кредиторов должника (включение задолженности в реестр требований кредиторов, за реестр, заявленная, но не рассмотренная и т.д.) | Текущие платежи |
Всего | в том числе (тыс. руб.): | Кратко указать причину образования задолженности, указанной в графе 16 (не более 20 слов) | Всего | в том числе (тыс. руб.): | Кратко указать причину образования задолженности, указанной в графе 23 (не более 20 слов) |
По результатам представленных налоговых деклараций (расчетов) | Вступление в силу решения ВНП | Вступление в силу решения КНП | Миграция | Иное | По результатам представленных налоговых деклараций (расчетов) | Вступление в силу решения ВНП | Вступление в силу решения КНП | Миграция | Иное |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Информация о причинах роста (снижения) задолженности по платежам, администрируемым ФНС России, в целом по УФНС России, МИ ФНС России по КН и МИ ФНС России по управлению долгом |
| x | x | x | x | x | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
Должники, допустившие прирост задолженности в отчетном периоде |
| | | | | | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | Страховые взносы | | | | | | | | | | | | | | |
НДФЛ | | | | | | | | | | | | | | |
Прибыль | | | | | | | | | | | | | | |
Имущественный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Транспортный налог | | | | | | | | | | | | | | |
Земельный налог | | | | | | | | | | | | | | |
НДС | | | | | | | | | | | | | | |
прочее (поименовать налог) | | | | | | | | | | | | | | |
--------------------------------
<*> Представлению подлежит информация о задолженности как в целом по Управлению, так и в отношении должников, прирост задолженности которых в отчетном периоде составил свыше 500 млн. руб. Указать ТОП-5 должников, допустивших рост задолженности в отчетном периоде
В графе 10 указывается наименование налога (например: НДС, НДФЛ, страховые взносы и т.д.). Каждый вид налога указывается в отдельной строчке.
Обязательное условие: графа 8 > графы 7, графа 9 = графа 8 - графа 7, графа 9 = графа 11 + графа 18, графа 11 = графы 12 + 13 + 14 + 15 + 16, графа 18 = графы 19 + 20 + 21 + 22 + 23.
Приложение N 2
Причины внесения корректировок в отчетные данные
по форме N _____ по состоянию на __.__.20__ г.
Код строки/графы отчета, по которым необходима корректировка | Показатели ранее представленного отчета | Показатели отчета с учетом корректировки | Отклонение показателей | Причины внесения корректировок |
тыс. руб./кол-во | тыс. руб./кол-во | тыс. руб./кол-во | % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Руководитель УФНС России (МИ ФНС России по КН, МИ по Удол) | | |
| | (Ф.И.О.) |
Приложение N 3
Сведения
о корректировке отчета по форме N 2-НК
по состоянию на __.__.20__ г.
Код строки/графы отчета, по которым установлено искажение | Показатели по отчету, | Показатели отчета с учетом искажений | Выявлено расхождений (искажение показателей) | Причины внесения корректировок |
тыс. руб./кол-во | тыс. руб./кол-во | тыс. руб./кол-во | % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
_______________________________________ (Ф.И.О.)