ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 октября 2024 г. N СД-4-3/11498@
О ПРИМЕНЕНИИ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ ВОЗВРАТНОСТИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2024 N 03-07-15/96417 о применении налога на добавленную стоимость при получении бюджетных средств на условиях возвратности.
Доведите до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2024 г. N 03-07-15/96417
О ПРИМЕНЕНИИ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ ВОЗВРАТНОСТИ
Минфин России направляет разъяснения по вопросу применения налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками, реализующими инвестиционные проекты в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее соответственно - НДС, инвестор, госпрограмма), и просит довести данные разъяснения до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
В рамках госпрограммы был создан механизм стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, который предусматривал создание в соответствующем субъекте Российской Федерации акционерного общества (далее - АО), имеющего право входить в уставный (складочный) капитал инвесторов.
Финансовые средства, которыми АО входило в уставный (складочный) капитал инвесторов, предоставлялись в соответствии с госпрограммой в виде имущественного взноса соответствующего субъекта Российской Федерации в АО для реализации инвестиционного проекта. При этом указанные средства предоставлялись инвесторам на условиях возвратности (в частности, посредством выкупа доли участия АО в уставном (складочном) капитале инвесторов) и платности (уплаты процентов от общего объема внесенных средств).
Согласно пункту 2 статьи
171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, оплачиваются налогоплательщиком за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, принятие к вычету (возмещению) НДС, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного НДС, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
При этом следует отметить, что если средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование (возмещение) затрат по оплате приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, предоставляются налогоплательщику в соответствии с законодательством Российской Федерации на условиях возвратности, положения указанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, приобретаемых за счет таких средств, не применяются и, соответственно, суммы НДС принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, оплаченные инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных АО на условиях возвратности (в частности, посредством выкупа доли участия АО в уставном (складочном) капитале инвестора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимаются инвестором к вычету в общеустановленном порядке.
В случае, если инвестором обязательство по возврату указанных бюджетных средств не выполняется, ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса. Восстановление указанных сумм НДС производится инвестором в том налоговом периоде, в котором истекает срок по возврату бюджетных средств, установленный договором (соглашением) о предоставлении таких бюджетных средств, в том числе дополнительным соглашением к этому договору (соглашению), либо в налоговом периоде, в котором к договору (соглашению) о предоставлении бюджетных средств заключено дополнительное соглашение, предусматривающее отсутствие у инвестора обязанности по возврату бюджетных средств.
А.В.САЗАНОВ