МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 августа 2021 г. N СД-4-21/10972@
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ П. 15 СТ. 396 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ
ДОГОВОРА О РАЗВИТИИ ЗАСТРОЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
В дополнение к письму ФНС России от 23.10.2020 N БС-4-21/17400@ "Об особенностях применения п. 15 ст.
396 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии договора о развитии застроенной территории", направленному в связи с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143 по спору о применения при исчислении земельного налога (далее - налог) коэффициента, предусмотренного пунктом 15 статьи
396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент), сообщаем.
В соответствии с пунктом 15 статьи
396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Вместе с тем, при определении даты, с которой следует применять коэффициент для земельных участков, в отношении которых заключен договор о развитии застроенной территории, Верховный Суд Российской Федерации указал на обязательность гармонизации пункта 15 статьи
396 Налогового кодекса с правилами (особенностями), установленными законодательством о градостроительной деятельности, определяющими возможность налогоплательщика приступить к началу жилищного строительства и завершить его в соответствующие сроки, исходя из графика поэтапного осуществления такого строительства. В противном применение коэффициента может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи
3 Налогового кодекса.
В данном случае является значимым то обстоятельство, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 46.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения соответствующего договора о развитии застроенной территории) решение о развитии застроенной территории принимается органами местного самоуправления при наличии на этой территории жилых домов, признанных аварийными и подлежащими в связи с этим сносу, либо снос (реконструкция) которых планируется на основании муниципальных адресных программ.
Таким образом, как установлено при рассмотрении судебного дела, в случае заключения договора о развитии застроенной территории сроки осуществления строительства устанавливаются в соответствии с утвержденным проектом планировки, охватывают собой снос имеющихся объектов и распространяются на новое строительство в границах застроенной территории.
Учитывая изложенное, при новом рассмотрении дела N А60-50402/2019 (после отмены Верховным Судом Российской Федерации всех предыдущих судебных актов по делу) Арбитражный суд Свердловской области в решении от 18.03.2021 <1> указал на условие применения коэффициента при исчислении налога за земельные участки, в отношении которых заключен договор о развитии застроенной территории, не с даты государственной регистрации прав на данные участки, а с даты выдачи разрешения на строительство на таких участках. Решение суда вступило в законную силу и не обжаловано сторонами спора.
--------------------------------
<1> https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f756900d-342d-47b0-ac31-4cd0b358fbf7/eced4ee0-b4a7-451e-9125-e83366f3ff58/A60-50402-2019_20210318_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True
Полагаем целесообразным учитывать выводы, содержащиеся в вышеперечисленных судебных актах, также и в иных случаях исчисления налога для земельных участков, в отношении которых заключен договор о развитии застроенной территории.
Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога, в том числе камеральные налоговые проверки.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН