МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2022 г. N АБ-4-20/11655@
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Федеральная налоговая служба в связи с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.08.2022 N 77936/28, в том числе поступившим из Министерства финансов Российской Федерации письмом от 16.08.2022 N 30-01-13/79705, о проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, сообщает следующее.
Постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан в налоговых органах Российской Федерации, аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц урегулированы законодательством Российской Федерации.
Основания для учета в налоговых органах иностранных организаций и иностранных граждан установлены
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения (далее - Особенности ИО), утвержденными приказом Минфина России
от 28.12.2018 N 293н, Особенностями учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - Особенности ИГ), утвержденными приказом Минфина России
от 11.09.2020 N 188н.
Федеральным законом
от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регулируется аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц, цель создания и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Таким образом, иностранная организация, иностранный гражданин подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика при наличии оснований, содержащихся в Кодексе, и, соответственно, Особенностях ИО, Особенностях ИГ.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положением статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты представляют собой прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Особенности передачи данных о расчетах за товары, маркированные средствами идентификации, с применением контрольно-кассовой техники определены пунктом 6.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Кроме того, обращается внимание, что при регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники указывается идентификационный номер налогоплательщика, в связи с чем для регистрации контрольно-кассовой техники иностранной организацией или иностранным гражданином необходима их постановка на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
При этом организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в том числе при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Таким образом, в случае, если иностранная организация или иностранный гражданин, торгующие на рынке или ярмарке, подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации и не попадают под исключение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, то при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) они должны применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, передавать сведения о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Учитывая изложенное, положения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусматривают возможность применения контрольно-кассовой техники иностранными лицами и не препятствуют передаче указанными лицами сведений о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Заместитель руководителя
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В.БУДАРИН