НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 02.09.2022 N АБ-4-20/11655@ "О проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации"

"О проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2022 г. N АБ-4-20/11655@
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Федеральная налоговая служба в связи с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.08.2022 N 77936/28, в том числе поступившим из Министерства финансов Российской Федерации письмом от 16.08.2022 N 30-01-13/79705, о проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, сообщает следующее.
Постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан в налоговых органах Российской Федерации, аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц урегулированы законодательством Российской Федерации.
Основания для учета в налоговых органах иностранных организаций и иностранных граждан установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения (далее - Особенности ИО), утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2018 N 293н, Особенностями учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - Особенности ИГ), утвержденными приказом Минфина России от 11.09.2020 N 188н.
Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регулируется аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц, цель создания и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Таким образом, иностранная организация, иностранный гражданин подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика при наличии оснований, содержащихся в Кодексе, и, соответственно, Особенностях ИО, Особенностях ИГ.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положением статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты представляют собой прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Особенности передачи данных о расчетах за товары, маркированные средствами идентификации, с применением контрольно-кассовой техники определены пунктом 6.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Кроме того, обращается внимание, что при регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники указывается идентификационный номер налогоплательщика, в связи с чем для регистрации контрольно-кассовой техники иностранной организацией или иностранным гражданином необходима их постановка на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
При этом организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в том числе при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Таким образом, в случае, если иностранная организация или иностранный гражданин, торгующие на рынке или ярмарке, подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации и не попадают под исключение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, то при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) они должны применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, передавать сведения о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Учитывая изложенное, положения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусматривают возможность применения контрольно-кассовой техники иностранными лицами и не препятствуют передаче указанными лицами сведений о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Заместитель руководителя
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В.БУДАРИН