НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС РФ от 13.09.2005 N 03-4-03/1566/31@ "О налогообложении налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых из Республики Беларусь"

"О налогообложении налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых из Республики Беларусь"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 сентября 2005 г. N 03-4-03/1566/31@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Федеральная налоговая служба по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых из Республики Беларусь, сообщает следующее.
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), подписанное 15 сентября 2004 года и вступившее в силу с 1 января 2005 года, распространяется на товары, отгруженные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации начиная с 1 января 2005 года.
В соответствии с Разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки). Поскольку в случае ввоза товаров для хранения операция по приобретению товаров налогоплательщиком не осуществляется, соответственно, нормы Соглашения и Положения в этом случае не применяются.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), местом реализации указанных товаров следует считать территорию Российской Федерации, в связи с чем нормы, предусмотренные Соглашением и Положением, не применяются. Применению подлежат нормы, предусмотренные Кодексом.
При реализации товаров, местом реализации которых является Российская Федерация, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации-покупателя возникают обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 161 Кодекса. При этом российская организация - налоговый агент обязана исчислить, удержать у белорусского налогоплательщика-продавца и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В аналогичном порядке производится налогообложение операций по реализации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь до 01.01.2005 и реализуемых белорусской организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, на территории Российской Федерации после 01.01.2005.
2. В отношении товаров, ввозимых и реализуемых российским налогоплательщиком (комиссионером) на территории Российской Федерации в рамках исполнения договора комиссии, заключенного с налогоплательщиком Республики Беларусь (комитентом), сообщаем следующее.
В соответствии с Разделом 1 Положения, для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки).
В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Исходя из смысла приведенной выше нормы гражданского законодательства, передачу комитентом принадлежащих ему на праве собственности товаров комиссионеру по договорам комиссии для дальнейшей реализации следует рассматривать в качестве одного из способов поставки товаров, предназначенных для использования последним в предпринимательской деятельности.
Таким образом, продавцом товара является белорусский налогоплательщик, российский налогоплательщик является только посредником в указанной сделке.
Учитывая вышеизложенное, в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией, выступающей в роли комиссионера, действующего по договору комиссии в интересах белорусского налогоплательщика, и реализации указанных товаров российским налогоплательщикам, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации уплачивается российскими налогоплательщиками, приобретающими указанные товары.
Т.В.ШЕВЦОВА