ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2005 г. N ММ-6-19/567@
О ВЫДАЧЕ СПРАВОК
Федеральная налоговая служба сообщает, что анализ поступившей информации в Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства позволяет сделать вывод о случаях выдачи по заявлениям налогоплательщиков различных справок, правами на выдачу которых ФНС России не обладает.
Наиболее распространены следующие ошибки:
1. Выдача справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в отношении организаций.
2. Выдача справок об отсутствии задолженности перед федеральным бюджетом, региональным или местными бюджетами.
3. Направление уточняющих сопроводительных писем одновременно с выдачей справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Необходимо отметить следующее.
1. Указом Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" на ФНС России возложены функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Выполнение ряда функций, ранее реализовывавшихся упраздненной ФСФО России, на ФНС России не возложено. В частности, к таким функциям относится функция выдачи по запросам заинтересованных лиц справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в отношении организаций.
Налоговые органы могут не обладать всей информацией о процедурах банкротства, инициированных коммерческими кредиторами при отсутствии задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией. В этой связи налоговые органы не вправе предоставлять указанные выше справки.
Данная информация была доведена письмом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ "О некоторых вопросах, возникающих при реализации функций уполномоченного органа" (пункт 1).
2. Поручением Правительства Российской Федерации от 18.11.2000 N МК-П13-31004 МНС России было дано указание с 01.01.2001 свернуть лицевые счета по уровням бюджетов и вести их в целом по налогу. Таким образом, налоговыми органами в настоящее время ведется единый лицевой счет налогоплательщика по видам налогов без разбивки по уровням бюджетов. Следовательно, налоговые органы не обладают полной информацией о задолженности налогоплательщика в разбивке по бюджетам.
Данная информация была доведена письмом МНС России от 24.11.2000 N БГ-6-09/893@ "О порядке ведения в налоговых органах лицевых счетов налогоплательщиков по налогам и сборам, зачисляемым на счет N 40101 и распределяемым органами Федерального казначейства по уровням бюджетов в соответствии с нормативами, установленными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год".
Учитывая изложенное, выдача справок об отсутствии задолженности перед федеральным бюджетом, региональным или местными бюджетами является недопустимой ввиду отсутствия необходимой информации в налоговых органах о задолженности конкретных налогоплательщиков по платежам отдельно в федеральный бюджет, региональный или местные бюджеты.
3. Письмом от 24.02.2005 N САЭ-6-19/150 Федеральная налоговая служба обращала внимание руководителей налоговых органов на необходимость выдачи справок о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетом в строгом соответствии с формой N 39-1 согласно приложению 3 к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483 "Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом" и методических указаний по их заполнению, после 01.06.2005 - согласно Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Однако выявлены случаи выдачи справок по форме N 39-1 с исправлениями, приписками, свидетельствующими об отсутствии задолженности. Также установлены факты выдачи справок вместе с сопроводительными письмами, содержащими пролонгации, расширяющие толкование справки, либо прямо противоречащие содержанию сопроводительного письма. Сопроводительные письма должны содержать только информацию о том, что справка по запросу налогоплательщика налоговым органом подготовлена и направлена в его адрес.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба обращает внимание руководства управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и указывает на то, что в случае допущения в дальнейшем нарушений при выдаче справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам налогоплательщиков с бюджетом, должностные лица налоговых органов будут привлекаться к дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке.
Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ