НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС РФ от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@ "О направлении разъяснений за II квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость" (вместе с "Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации")

"О направлении разъяснений за II квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость" (вместе с "Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации")
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 августа 2006 г. N ШТ-6-03/786@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за II квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные разъяснения направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
к письму ФНС России
от _________ 2006 г. N ____
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 164 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - КОДЕКС)
В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса
Вопрос 1. Российская организация (далее - Консигнант) заключила договор консигнации с иностранной компанией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации (далее - Консигнатор). Согласно условиям договора Консигнант поставляет товар на консигнационный склад Консигнатора, расположенный на территории Республики Узбекистан. В дальнейшем Консигнатор реализует от имени и по поручению Консигнанта указанный товар в течение определенного срока. По договору поставки товар вывозится в таможенном режиме экспорта (пересекает таможенную границу Российской Федерации), но отгружается покупателям с территории иностранного государства. Правомерно ли применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации по договору консигнации?
Ответ. Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 21 Кодекса.
Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.
При этом налогообложение указанных операций производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Учитывая изложенное, налогообложение операций по реализации товаров по налоговой ставке 0 процентов производится при наличии следующих условий:
местом реализации товаров, с учетом положений статьи 147 Кодекса, признается территория Российской Федерации;
товар, вывозимый с территории Российской Федерации, должен быть помещен под таможенный режим экспорта.
При этом необходимо учитывать, что операции по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при наличии всех необходимых документов.
Следовательно, в данной ситуации, исходя из положений статьи 147 Кодекса, местом реализации товара территория Российской Федерации не признается, и соответственно, нормы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, не применяются.
Кроме того, следует отметить, что по указанным выше операциям не подлежат налоговым вычетам суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при приобретении указанных товаров. На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 170 Кодекса соответствующие суммы налога учитываются в стоимости данных товаров (письмо ФНС России от 26.06.2006 N 03-4-03/1184).
Вопрос 2. В октябре 2004 года налогоплательщик осуществил операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. В декабре 2004 года им был собран полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Кодекса, налоговая декларация по налоговой ставке 0 процентов представлена в налоговый орган за декабрь 2005. В ходе проведения проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налоговый орган подтвердил обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и вынес решение о возмещении соответствующих сумм НДС в соответствии со статьей 176 Кодекса.
В марте 2005 года инопокупатель выставил рекламационный акт. По условиям контракта некачественный товар подлежит возврату продавцу с последующей заменой на кондиционный товар. Некачественный товар получен от инопокупателя, и в этом же месяце отправлен кондиционный товар на замену.
Каким образом должно производиться налогообложение операций по поставке кондиционного товара взамен некачественного?
Ответ. Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11.04.1980 (далее - Конвенция) <*>.
--------------------------------
<*> Конвенция вступила в силу для СССР и Российской Федерации 01.09.1991.
Положения Конвенции регулируют заключение договора купли-продажи и те права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.
В соответствии со статьей 35 Конвенции продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору. Товар не соответствует договору в случаях, указанных в подпунктах "a" - "d" пункта 2 статьи 35 Конвенции, за исключением случаев, когда стороны договорились об ином.
Согласно положениям статей 45 и 46 Конвенции, если продавец не исполняет какого-либо из своих обязательств по договору или по Конвенции, то покупатель может потребовать: исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору; замены товара, когда это несоответствие составляет существенное нарушение договора, и (или) может потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления. При этом продавцу должно быть заявлено требование, соответственно, о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору.
Таким образом, исходя из смысла положений Конвенции, при наличии названных обстоятельств, покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не соответствующие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества и (или) потребовать их замены.
Как следует из вопроса, возврат товара осуществлен в соответствии с условиями договора и связан с заменой товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Следовательно, налогоплательщик в данной ситуации должен откорректировать величину налоговой базы, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которой была ранее подтверждена, представив корректирующую налоговую декларацию за декабрь 2004 года.
Пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.
С учетом изложенного налогоплательщик при уточнении величины налоговой базы в связи с возвратом товара одновременно должен уточнить, соответственно, и величину налоговых вычетов.
При этом налогообложение операции по поставке кондиционного товара, помещенного по таможенный режим экспорта, взамен бракованного, должно производиться по налоговой ставке 0 процентов при условии представления документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-4-03/889).
Вопрос 3. Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, правомерно отражена в полном объеме в налоговых вычетах в налоговой декларации за октябрь 2004 года.
При этом по условиям контракта поставщик гарантирует покупателю, что продаваемое по контракту имущество не будет иметь дефектов по материалу и качеству.
В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Возврат станка осуществлен в августе 2005 года и связан с заменой станка ненадлежащего качества станком, соответствующим условиям контракта.
Следует ли в данной ситуации налогоплательщику представлять налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов и отражать возврат некачественного станка как операцию по реализации товара на экспорт?
Ответ. Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11.04.1980 (далее - Конвенция).
Положения Конвенции регулируют заключение договора купли-продажи и те права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.
В соответствии со статьей 35 Конвенции продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору. Товар не соответствует договору в случаях, указанных в подпунктах "a" - "d" пункта 2 статьи 35 Конвенции, за исключением случаев, когда стороны договорились об ином.
Согласно положениям статей 45 и 46 Конвенции, если продавец не исполняет какого-либо из своих обязательств по договору или по Конвенции, то покупатель может потребовать: исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору; замены товара, когда это несоответствие составляет существенное нарушение договора, и (или) может потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления. При этом продавцу должно быть заявлено требование, соответственно, о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору.
Таким образом, исходя из смысла положений Конвенции, при наличии названных обстоятельств покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не соответствующие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества, и (или) потребовать их замены.
С учетом вышеизложенного возврат товара в указанной ситуации не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость и, следовательно, налоговая ставка в размере 0 процентов к данной операции применяться не будет.
При этом необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, подлежащих налогообложению, в соответствии с положениями главы 21 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за август 2005 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по налоговой декларации за октябрь 2004 года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-4-03/892).
В целях применения подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса
Вопрос 4. В каком порядке, в связи с вступлением в силу с 01.01.2006 отдельных положений Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, следует определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Обязательно ли представление таможенной декларации в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при совершении данных операций?
Ответ. Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится, в частности, при реализации:
- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (подпункт 2);
- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подпункт 3).
Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, установлен пунктом 4 статьи 165 Кодекса (если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 Кодекса).
В данный перечень включена таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса документы (их копии), указанные в пункте 4 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Таким образом, учитывая, что пунктом 4 статьи 165 Кодекса для ряда случаев не предусмотрено представление таможенной декларации (ее копии) при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, момент определения налоговой базы (в случае непредставления таможенной декларации) определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).
Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 154 Кодекса до момента определения налоговой базы с учетом особенностей, предусмотренных статьей 167 Кодекса, в налоговую базу не включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса.
В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, то он имеет право на налоговый вычет сумм НДС, ранее уплаченных по работам (услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено. При этом уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса (письмо ФНС России от 28.04.2006 N 03-4-03/823).
В целях применения статьи 165 Кодекса
Вопрос 5. В каких случаях при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогоплательщик в пакете документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов, должен представить таможенную декларацию?
Ответ. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Кодекса, в том числе таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4 статьи 165 Кодекса).
При этом указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса. Особенности предусматривают, в частности, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Таким образом, при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган таможенную декларацию в следующих случаях:
если перемещение товаров, независимо от таможенного режима, под который они помещены, производилось трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
при оказании услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (за исключением случаев оказания данных услуг российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте) (письмо ФНС России от 26.06.2006 N 03-2-03/1175).
Вопрос 6. Какие документы могут быть представлены в качестве документов, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса, налогоплательщиком, совершающим операции по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов морскими судами, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС?
Ответ. Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов морскими судами, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС должны представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации морскими судами.
Федеральной налоговой службой согласовано с ФТС России и доведено до налоговых органов письмо от 16.02.2006 N ММ-6-03/175@, касающееся порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС по операциям по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов воздушными судами.
Учитывая, что декларирование транспортных средств (в том числе воздушных и морских судов) производится в соответствии с общим порядком, утвержденным распоряжением ГТК России от 25.12.2003 N 699-р, положениями указанного письма ФНС России следует руководствоваться при проверке обоснованности применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС по операциям по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов морскими судами.
При этом обращается внимание на следующее.
Особенностями таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на морских, воздушных судах и в поездах в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, утвержденными Приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000 (далее - Особенности таможенного оформления припасов), предусмотрено, что декларант по окончании погрузки припасов на транспортное средство, но до убытия этого транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации представляет в таможенный орган, производивший таможенное оформление припасов, стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
При этом пунктом 19 Особенностей таможенного оформления припасов предусмотрено, что сведения о погруженных припасах вносятся перевозчиком в стандартные документы перевозчика, подаваемые им при декларировании транспортного средства при его убытии с таможенной территории Российской Федерации.
Указанные документы представляются в таможенный орган, производивший таможенное оформление припасов, с целью исполнения пункта 2 Особенностей таможенного оформления припасов, и, соответственно, в налоговый орган в качестве документа, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщиками, совершающими операции по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов морскими судами, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в составе документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса, должны представляться в налоговый орган копии стандартных документов перевозчика, примерный перечень которых приведен в распоряжении ГТК России от 25.12.2003 N 699-р, либо въездная (выездная) декларация на транспортное средство по форме, установленной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 916, в которых указаны сведения о наличии припасов (описание и количество) на транспортном средстве, содержащие отметки таможенного органа в месте убытия транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, подтверждающие завершение таможенного оформления морского судна с указанием даты, заверенной подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа (письмо ФНС России от 07.06.2006 N 03-2-03/1266).
Вопрос 7. Обязательно ли представление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об экспортной операции в электронном виде посредством программного средства "Возмещение НДС: налогоплательщик" для их использования в ПИК "НДС" и является ли непредставление налогоплательщиком указанных сведений в электронном виде основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в возмещении НДС?
Ответ. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС регламентируется главой 21 Кодекса.
Перечень документов, представляемых налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, предусмотрен статьей 165 Кодекса.
Порядок возмещения НДС установлен статьей 176 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При этом проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов проводится налоговым органом не только на основании документов, представляемых налогоплательщиками в соответствии со статьей 165 Кодекса, но и на основании всей имеющейся в налоговом органе информации (сведений, документов) о налогоплательщике, в том числе полученной при проведении мероприятий налогового контроля. На основании анализа указанных сведений (документов) налоговый орган делает вывод о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Указанный анализ проводится налоговым органом, в том числе с использованием возможностей, предусмотренных программным комплексом ПИК "НДС", которые позволяют более оперативно провести сравнительный анализ сведений, указанных в документах, представленных налогоплательщиком в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, а также со сведениями, полученными при проведении мероприятий налогового контроля.
Указанное способствует более эффективному и качественному проведению проверки и, соответственно, принятию налоговым органом обоснованного решения по ее результатам, что отвечает интересам добросовестных налогоплательщиков.
Просьба налогового органа о представлении налогоплательщиком в электронном виде, посредством программного средства "Возмещение НДС: Налогоплательщик", информации, содержащей сведения об экспортной операции, в том числе из документов, обосновывающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, для ее использования налоговым органом в программном комплексе ПИК "НДС" не нарушает прав налогоплательщика и направлена на осуществление налоговым органом более оперативного и эффективного контроля за возмещением НДС из федерального бюджета. Непредставление налогоплательщиком указанной информации в электронном виде не может являться основанием для принятия решения об отказе в возмещении соответствующих сумм НДС.
Следует отметить, что налогоплательщик при заполнении показателей, предусмотренных в программном средстве "Возмещение НДС: Налогоплательщик", может одновременно осуществлять и проверку сведений, отраженных в документах, связанных с экспортной операцией (полноту и правильность отражения сведений в показателях, предусмотренных этими документами; соответствие сведений, указанных в идентичных показателях нескольких документов; наличие соответствующих отметок таможенных органов на документах (в случае если их проставление предусмотрено) и т.д.), что, в свою очередь, будет способствовать представлению в налоговый орган для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов пакета документов, которые будут соответствовать требованиям статьи 165 Кодекса (письмо ФНС России от 20.06.2006 N 03-2-03/1141).
В целях применения статьи 167 Кодекса
Вопрос 8. С 1 января 2006 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". По какому курсу следует производить пересчет валютной выручки по операциям по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, которые состоялись до 01.01.2006, если пакет документов, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, собран налогоплательщиком по указанным операциям после 01.01.2006?
Ответ. Согласно действующей практике при изменении порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется тот порядок налогообложения, который действовал на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В связи с изложенным налогообложение операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) производится в порядке, действующем на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, пересчет выручки в иностранной валюте по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта до 01.01.2006, должен осуществляться на дату реализации товаров, то есть выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу, действовавшему на момент определения налоговой базы в соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса (письмо ФНС России от 29.05.2006 N 03-4-03/1039).
В целях применения статьи 172 Кодекса
Вопрос 9. Налогоплательщик представил налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2005 года. В указанной декларации отражены обороты по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, и заявлены налоговые вычеты. В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Кодекса. По результатам проведенной проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налоговый орган:
- подтверждает обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров на экспорт, отгрузка которых, согласно штампу региональных таможенных органов "Выпуск разрешен", произведена в августе, сентябре, октябре, ноябре 2005 года;
- устанавливает, что счета-фактуры, представленные налогоплательщиком в подтверждение права на налоговые вычеты, выставлены в адрес налогоплательщика-экспортера и оплачены им в указанные выше периоды отгрузки товара на экспорт (то есть в августе, сентябре, октябре и ноябре 2005 года). Данные счета-фактуры включены в книгу покупок за декабрь 2005 года.
Правомерно ли в данной ситуации применение налоговых вычетов за декабрь 2005 года?
Ответ. В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму этого налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся, в том числе, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Пунктом 8 статьи 169 Кодекса установлено, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила) <*>, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
--------------------------------
<*> Текст Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 приведен в редакции, действовавшей в 2005 году.
Согласно пункту 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Вместе с тем пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.
Учитывая вышеизложенное, регистрация счетов-фактур в книге покупок в указанной ситуации должна производиться налогоплательщиком - продавцом экспортируемого товара в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по реализации указанного товара, то есть в книге покупок за декабрь 2005 года.
При этом необходимо отметить, что сделать вывод об обоснованности (необоснованности) применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-4-03/889).
Вопрос 10. В июле 2003 года налогоплательщик приобрел на территории Российской Федерации товар (комбайны) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. Сумма налога, уплаченная поставщику при приобретении указанного товара, правомерно отражена в полном объеме в налоговых вычетах в налоговой декларации за июль 2003 года. В ноябре 2004 года часть товара (комбайнов) по контракту, заключенному с иностранным покупателем в октябре 2004 года, была отгружена на экспорт (отметка региональных таможенных органов Российской Федерации "Выпуск разрешен" на таможенных декларациях, оформленных в таможенном режиме экспорта, датирована ноябрем 2004 года). Пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, собран в январе 2005 года.
В каком периоде налогоплательщик должен восстановить к уплате в бюджет суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, в данной ситуации? Имеет ли право налогоплательщик в последующем предъявить к вычету суммы налога, восстановленные к уплате в бюджет при реализации товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта?
Ответ. В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму этого налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.
Учитывая изложенное, в том случае, если налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) ранее правомерно был включен в налоговые вычеты, то в момент отгрузки товара на экспорт сумма налога должна быть восстановлена к уплате в бюджет.
Таким образом, налогоплательщик за период, в котором произведена отгрузка товара на экспорт, должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за ноябрь 2004 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по налоговой декларации за июль 2003 года, в части суммы налога, приходящейся на товар, вывезенный в таможенном режиме экспорта.
Как указывалось выше, суммы налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, право на вычет сумм налога в указанной выше ситуации возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по реализации указанного товара, то есть за январь 2005 года (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-4-03/893).
В целях применения статьи 174 Кодекса
Вопрос 11. В каком порядке следует налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, если на момент определения налоговой базы пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран?
Ответ. Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации, установлен пунктом 4 статьи 165 Кодекса (если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 Кодекса).
В данный перечень включена таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса документы (их копии), указанные в пункте 4 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Таким образом, учитывая, что пунктом 4 статьи 165 Кодекса для ряда случаев не предусмотрено представление таможенной декларации (ее копии) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, момент определения налоговой базы (в случае непредставления таможенной декларации) определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).
Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 154 Кодекса до момента определения налоговой базы с учетом особенностей, предусмотренных статьей 167 Кодекса, в налоговую базу не включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса.
Таким образом, в случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
В данном случае суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные по операциям по оказанию услуг по погрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров отражаются в разделе 3 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов (далее - налоговая декларация), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения".
Данная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган за тот налоговый период, в котором у налогоплательщика возник момент определения налоговой базы, с учетом положений пункта 1 статьи 167 Кодекса.
При этом итоговая сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате в бюджет и отраженная в графе 8 строки 020 налоговой декларации, должна быть перенесена в пункт 19 раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, то он имеет право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, ранее уплаченных по работам (услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено. При этом уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
В данном случае, налоговая декларация представляется налогоплательщиком за тот налоговый период, в котором был собран полный пакет документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов (письмо ФНС России от 18.05.2006 N 03-4-03/977).
В целях применения статьи 176 Кодекса
Вопрос 12. При проведении проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налоговым органом не подтверждено право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов. Причиной для отказа послужило несоответствие представленных документов требованиям статьи 165 Кодекса. При этом 180-дневный срок со дня выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта не истек. Имеет ли право в данной ситуации налоговый орган произвести доначисление налога?
Ответ. Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 165 Кодекса установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Указанные документы, согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Таким образом, налогоплательщики, представляющие в установленном порядке в налоговый орган в пакете документов таможенные декларации (их копии), имеют право на невключение в налоговую базу указанных операций в течение вышеуказанных 180 дней.
При этом пунктом 9 статьи 167 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Следовательно, налогоплательщик, представляя в налоговый орган налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, до истечения 180-дневного срока, установленного пунктом 9 статьи 165 Кодекса, подтверждает как обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров (работ, услуг), отраженным в указанной налоговой декларации, так и сам факт реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В случае несоответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям статьи 165 Кодекса (наличие полного пакета документов, правильность и полнота их оформления) данные документы не могут служить подтверждением обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по данным операциям.
При установлении указанных обстоятельств налоговый орган выносит решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, в части реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена документами, и производит доначисление сумм налога на добавленную стоимость по ставке 18 (10) процентов по операциям реализации товаров (работ, услуг), отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой декларации в указанной части.
При получении решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении, в связи с несоответствием пакета документов требованиям статьи 165 Кодекса, налогоплательщик вправе в последующем заявить по данной операции налоговую ставку 0 процентов, представив налоговую декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, в котором собран пакет документов, удовлетворяющий требованиям статьи 165 Кодекса (письмо ФНС России от 07.06.2006 N 03-4-03/1101).