ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 июля 2006 г. N ШТ-6-03/688@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за I квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи
164 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные разъяснения направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
к письму ФНС России
от 07.07.2006 N ШТ-6-03/688@
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 164
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - КОДЕКС)
В целях применения статьи 148 Кодекса
Вопрос. Иностранная организация в 2006 году оказывает российской организации услуги по поиску и привлечению участников на территории Турции для участия в международной выставке, проводимой российской организацией на территории России. Является ли российская организация плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации?
Ответ. В соответствии со статьей 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, в случае когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса).
Иностранная организация (резидент Турецкой Республики) оказывает российской организации услуги по поиску и привлечению участников на территории Турции для участия в международной выставке, проводимой российской организацией на территории России.
Поскольку услуги по поиску и привлечению клиентов прямо не поименованы в подпунктах 1 - 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, для определения места реализации данных услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
В связи с изложенным при оказании иностранной организацией (резидентом Турецкой Республики) услуг по поиску и привлечению участников на территории Турции для участия в международной выставке, проводимой российской организацией на территории Российской Федерации, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, налогообложение налогом на добавленную стоимость указанных услуг на территории Российской Федерации не производится.
В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций согласно статье 247 Кодекса признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии с положениями статьи 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Налог с указанных видов доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, в порядке, установленном статьей 310 Кодекса.
Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов.
Таким образом, в случае если доходы, полученные иностранной организацией, не могут быть отнесены к доходам, поименованным в пункте 1 статьи 309 Кодекса, основания по исчислению и удержанию налога с доходов с выплачиваемых указанной организации доходов у российской организации отсутствуют (письмо ФНС России от 06.02.2006 N 03-4-03/243).
В целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса
Вопрос. Иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Российской Федерации, заключила договор подряда с российской организацией на сборку космического спутника связи на базе технологических компонентов, поставляемых французской стороной. Выполнение всего комплекса работ по производству платформы для спутника и его сборке производится на территории Российской Федерации. В дальнейшем готовый космический спутник будет реализован другой иностранной организации (далее - покупатель), также не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Оплата готового спутника и работ по его запуску производится покупателем. Каков порядок налогообложения операций по реализации комплекса работ по производству платформы для спутника и его сборке, а также услуг по доставке спутника на пусковую площадку и техническому содействию по его запуску?
Ответ. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, при представлении документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 165 Кодекса.
Таким образом, для правомерного применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком должны быть выполнены следующие условия:
1) работа (услуга) должна быть выполнена (оказана) непосредственно в космическом пространстве;
2) в случае, если работа (услуга) выполнена (оказана) на земле, она должна включаться в комплекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
3) должны быть представлены следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение работ (оказание услуг);
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 данной статьи;
- акты и иные документы (их копии), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) непосредственно в космическом пространстве, а также выполнение работ (оказание услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
Учитывая вышеизложенное, работы (услуги) по производству (сборке) космического спутника, выполняемые (оказываемые) российской организацией, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов только при соблюдении указанных выше условий.
В отношении налогообложения операций по реализации недвижимости (спутника), находящегося на территории Российской Федерации, осуществляемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, сообщаем следующее.
Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, операции по реализации недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Статьей 161 Кодекса установлено, что при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; под индивидуальными предпринимателями - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Учитывая изложенное, иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, в целях исчисления налога на добавленную стоимость не признаются налоговыми агентами и, соответственно, не имеют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость с сумм дохода, перечисляемого продавцу.
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с пунктами 2.4.2 и 2.4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения, в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала (письмо ФНС России от 28.02.2006 N 03-4-03/398).
В целях применения подпункта 7 пункта 1 статьи 164 Кодекса
Вопрос. Правомерен ли отказ налоговых органов в возмещении <*> заявленных сумм налога на добавленную стоимость для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом дипломатических представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей в случае приобретения указанными лицами товаров (работ, услуг) (у организаций торговли и других организаций), находящихся на специальных режимах налогообложения.
--------------------------------
<*> Возмещение налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам производится в соответствии с Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-23/584.
Ответ. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Указанная норма подлежит применению, если законодательством соответствующего иностранного государства в отношении названных лиц установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.
Порядок применения указанного подпункта установлен Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил применение нулевой ставки в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, осуществляется путем возмещения налоговыми органами этим лицам налога на добавленную стоимость, учтенного в цене товаров (работ, услуг) и уплаченного при их покупке.
Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного дипломатическим и административно-техническим персоналом представительств, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, производится в соответствии с Методическими указаниями налоговым органам по рассмотрению обращений дипломатических представительств о возмещении их персоналу налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом МНС РФ от 29 декабря 2001 г. N БГ-3-23/584 (далее - Методические указания).
Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) сотрудниками дипломатических представительств, производится на основании заявления, подписанного главой дипломатического представительства или иным уполномоченным им лицом, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет, с приложением реестра первичных документов, направляемых в налоговый орган, и оригиналов, а в случае необходимости последующего возврата оригиналов лицу, обращающемуся за возмещением, копий документов, указанных в пунктах 8, 9 и 11 Методических указаний.
Возмещение налога на добавленную стоимость сотрудникам дипломатических представительств и членам их семей производится на основании документов, предоставляемых им организациями-поставщиками, и расчетных документов и их копий, подтверждающих фактическую оплату соответствующих товаров (работ, услуг).
Налоговый орган исчисляет сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению, расчетным путем на основании представленных документов с учетом ставок налога на добавленную стоимость и налога с продаж (если имеется) либо исходя из сумм налогов, указанных в счетах-фактурах.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 346.26 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход либо применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
При этом обязанность по предъявлению покупателю соответствующей суммы налога на добавленную стоимость к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса возлагается только на плательщиков налога на добавленную стоимость.
Учитывая вышеизложенное, в случае если заявителем представлены документы на возмещение налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в цену которых в соответствии с положениями Кодекса налог на добавленную стоимость включаться не должен, рассмотрение указанных документов (заявлений) осуществляется в соответствии с абзацем 4 пункта 15 Методических указаний (письмо ФНС России от 06.02.2006 N 03-4-03/242).
В целях применения статьи 165 Кодекса
Вопрос. Правомерно ли применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в случае если за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги), предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, иностранным лицом (покупателем) произведена частичная оплата?
Ответ. Налогоплательщик при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость представляет документы, указанные в пункте 7 статьи 165 Кодекса, в том числе выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет налогоплательщика в российском банке.
При этом обязательное единовременное поступление всей выручки от иностранного лица (покупателя) в размере, соответствующем полной сумме оплаты по контракту за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги) согласно акту или иным документам, подтверждающим их выполнение (оказание), положениями пункта 7 статьи 165 Кодекса не предусмотрено.
С учетом изложенного, в случае поступления выручки не в полном объеме от иностранного лица за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги), налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов в пределах суммы фактически поступившей от иностранного лица выручки, при наличии всех документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 165 Кодекса (письмо ФНС России от 24.03.2006 N 03-2-03/563).
Вопрос. Что включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость организацией, оказывающей услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в случае реализации ею авиабилетов через агентскую сеть? Какими документами подтверждается обоснованность применения указанной организацией налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость?
Ответ. В соответствии со статьей
1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии со статьей
1006 Гражданского кодекса принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Статьей
1008 Гражданского кодекса предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
Согласно положениям статьи
1011 Гражданского кодекса, если агент действует от имени и за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой
49 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей
971 Гражданского кодекса по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Согласно положениям статьи
974 Гражданского кодекса поверенный обязан передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.
Таким образом, в силу существа агентского договора, а также по смыслу статьи
974 Гражданского кодекса, все полученное агентом в результате совершенных им согласно агентскому договору действий от имени принципала является собственностью принципала.
Следовательно, все средства, полученные агентом за реализованные по поручению организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и багажа, авиабилеты, являются собственностью указанной организации.
Учитывая изложенное, при реализации организацией, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и багажа, авиабилетов через агентскую сеть, указанная организация должна включить в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) всю сумму, полученную агентом за реализованные по поручению указанной организации авиабилеты, включая сумму агентского вознаграждения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Организации, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов представляют документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 165 Кодекса:
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 Кодекса;
- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
В случае перечисления агентом организации, оказывающей вышеуказанные услуги, сумм, полученных за реализованные авиабилеты, за минусом сумм агентского вознаграждения, указанной организации для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов по НДС кроме документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 165 Кодекса, необходимо представить также отчеты агента, в которых должны содержаться сведения о суммах удержанного им по агентскому договору вознаграждения.
Одновременно обращаем внимание, что налоговый орган в целях проверки правильности определения организацией, оказывающей услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговой базы по НДС необходимо истребовать агентский договор, на основании которого агентом осуществлялась реализация авиабилетов (письмо ФНС России от 28.02.2006 N 03-2-03/403).
Вопрос. Является ли платежное поручение на уплату авансовых платежей в счет предстоящих таможенных платежей документом, подтверждающим обоснованность принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат, в том числе, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с положениями статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Согласно положениям Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р (далее - Методические указания), авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление товаров.
Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации, получения заявления об их зачете или письменного согласия лица, внесшего авансовые платежи, либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать указанные денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по инициативе плательщика может считаться исполненной с момента принятия заявления о зачете только в том случае, если таможенный орган в установленном порядке рассмотрел заявление о зачете, подтвердил наличие факта излишней уплаты и принял решение о возможности проведения такого зачета.
По требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменном виде не позднее 30 дней со дня получения требования (по форме, приведенной в приложении 1 к Методическим указаниям).
Исходя из смысла положений подпункта 4 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса уплата таможенных пошлин, налогов является условием выпуска товаров, если содержание таможенного режима предусматривает необходимость их уплаты.
Согласно положениям Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, уполномоченные должностные лица таможенных органов при осуществлении функций таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в рамках которого осуществляют, в том числе, проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа.
Вместе с тем при наличии у налогового органа сомнений в полноте уплаты сумм НДС таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе вызвать налогоплательщика на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой. Кроме того, при необходимости, налоговый орган может предложить налогоплательщику представить вышеупомянутый отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (письмо ФНС России от 17.01.2006 N 03-2-03/73).