НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Информация> Минфина России "Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" страховыми организациями"

"Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" страховыми организациями"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ВОПРОСЫ
ПРИМЕНЕНИЯ МСФО (IFRS) 17 "ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ"
СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 125н. Он заменяет МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Данный стандарт подлежит обязательному применению в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение МСФО (IFRS) 17, если организация применяет МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" и МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями".
Переход к применению МСФО (IFRS) 17 приведет к существенным изменениям в учете договоров страхования. Такие изменения затронут, в частности, вопросы выделения нестраховых компонентов в договорах страхования, оценки и признания страховой выручки, учета и представления в отчетности обременительных договоров, страховых обязательств, порядка учета договоров исходящего перестрахования.
Для страховых организаций, в первую очередь, страховщиков и негосударственных пенсионных фондов реализация новых требований может быть сопряжена с большим объемом дополнительной работы. Оценка будущих денежных потоков, рисков и ставок дисконтирования в соответствии с МСФО (IFRS) 17 в значительно большей степени основывается на суждениях и является более сложной, чем оценка адекватности признанных обязательств согласно МСФО (IFRS) 4. Переход на МСФО (IFRS) 17 потребует от многих страховщиков и негосударственных пенсионных фондов значительного увеличения объема собираемой информации, улучшения ее качества, разработки новых или усовершенствования имеющихся систем, процессов и средств контроля.
Успешный переход к применению нового стандарта предполагает, в первую очередь, разработку детального плана мероприятий, необходимых для исполнения новых требований. Значение такого плана определяется не только сложностью проекта, но и тем обстоятельством, что для успешного внедрения МСФО (IFRS) 17 потребуется объединение усилий и активное взаимодействие разных подразделений организации, в первую очередь, подразделений, ответственных за финансовую деятельность, актуарные расчеты, ИТ.
Первым этапом в плане мероприятий по переходу на МСФО (IFRS) 17 может быть анализ расхождений и (или) несоответствий между текущей практикой ведения бухгалтерского учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями МСФО (IFRS) 17. Цель такого анализа - определение потребностей в доработке существующих моделей, методологии, систем, процедур. Второй этап - разработка моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие МСФО (IFRS) 17. Третий этап - внедрение разработанных моделей, методологии, систем и процедур, а также их тестирование. Для успешного перехода на МСФО (IFRS) 17 в течение определенного времени может быть полезно ведение параллельного учета договоров страхования в соответствии с новыми и старыми требованиями. Такой параллельный учет позволит протестировать новые системы и процедуры до начала их обязательного применения.
Общая модель оценки договоров страхования
В целях применения общей модели оценки договоров страхования МСФО (IFRS) 17 предусматривает агрегирование данных по договорам страхования до уровня группы договоров, которая представляет собой новую единицу учета. Одна группа может включать лишь договоры, выпущенные с разницей не больше одного года (так называемая годовая когорта). Поэтому каждый портфель договоров (совокупность договоров с одинаковым профилем риска, которые управляются совместно) подразделяется на годовые когорты и далее на три основные группы: 1) договоры, обременительные при первоначальном признании, 2) договоры, которые с высокой вероятностью не станут обременительными впоследствии, 3) прочие договоры.
При первоначальном признании обязательство по группе договоров страхования рассчитывается как сумма двух элементов: денежных потоков по выполнению договоров (приведенная стоимость взвешенных по степени вероятности ожидаемых денежных потоков, связанных с выполнением договоров, плюс отдельно выделенная рисковая поправка на нефинансовый риск) и маржи за предусмотренные договором услуги (незаработанная прибыль, которую организация будет признавать по мере оказания услуг в течение периода страхового покрытия).
После первоначального признания обязательство по группе договоров страхования составляют следующие два элемента: обязательство по оставшейся части страхового покрытия (т.е. денежные потоки по выполнению договоров, и маржа за предусмотренные договором услуги) и обязательство по понесенным страховым убыткам (т.е. денежные потоки по выполнению договоров, связанные с возникшими, но еще не оплаченными страховыми убытками и расходами). Денежные потоки по выполнению договоров переоцениваются на каждую отчетную дату для отражения текущих расчетных оценок.
Маржа за предусмотренные договором услуги распределяется между текущим периодом и будущими периодами на основе единиц страхового покрытия.
МСФО (IFRS) 17 предусматривает особые требования к представлению в отчетности активов и обязательств, а также выручки и расходов, рассчитанных в соответствии с общей моделью оценки. Эти требования существенно отличаются от действующих в настоящее время требований.
Упрощенный подход к оценке договоров страхования
В случаях, определенных МСФО (IFRS) 17, допускается применение упрощенного подхода к оценке договоров страхования. Такой подход основывается на распределении страховых премий и в целом напоминает те модели, которые используются в настоящее время в соответствии с МСФО (IFRS) 4. При этом в МСФО (IFRS) 17 уточнены:
- порядок учета обременительных договоров;
- порядок дисконтирования стоимости обязательств и начисления процентов по ним;
- подход к оценке обязательств по возникшим страховым убыткам с учетом поправки на риск;
- порядок признания и представления в финансовой отчетности выручки по страхованию на протяжении периода страхового покрытия.
* * *
Учитывая изложенное и принимая во внимание приближение даты вступления МСФО (IFRS) 17 в силу, Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обращает внимание на необходимость своевременного проведения соответствующих мероприятий для успешного внедрения МСФО (IFRS) 17 организациями, выпускающими договоры страхования.