МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБОБЩЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ,
ОСУЩЕСТВЛЕННОГО МИНФИНОМ РОССИИ В 2018 Г.
В целях совершенствования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 г.
Осуществленные в 2018 г. мероприятия государственного контроля (надзора) свидетельствуют о том, что саморегулируемыми организациями аудиторов принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных Минфином России проверки и мониторинга. Результаты проведенной в 2018 г. проверки соблюдения саморегулируемой организации аудиторов требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов показали, что саморегулируемой организацией аудиторов приняты определенные меры, направленные на совершенствование организации работы по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР).
Одновременно Департамент обращает внимание саморегулируемых организаций аудиторов на следующее.
Осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов (ВККР)
Периодичность проведения внешних проверок качества работы
аудиторских организаций
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 8 статьи 10 Федерального закона N 307-ФЗ плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:
1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ, - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения периодичности проведения плановых проверок.
Должная тщательность при осуществлении ВККР
В соответствии с пунктом 5 Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н (далее - Положение N 203н), при осуществлении ВККР контролер руководствуется требованиями независимости, профессиональной компетентности, должной тщательности. В соответствии с пунктом 8 Положения N 203н должная тщательность контролера состоит в своевременном и точном исполнении им обязанностей, предусмотренных Положением N 203н, программой внешней проверки, а также соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельность контролера при организации и осуществлении ВККР.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлен случай осуществления ВККР без должной тщательности.
Составление и утверждение программы проверки
В соответствии с пунктом 27 Положения N 203н программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия в материалах проверок утвержденных программ проверок.
Подтверждение результатов ВККР
В соответствии с пунктом 39 Положения N 203н при проведении внешней проверки должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлен случай отсутствия в материалах проверки доказательств, подтверждающих результаты внешней проверки.
Оформление результатов проверок
Пунктом 54 Положения N 203н установлен перечень сведений, которые должен содержать отчет (акт) о результатах внешней проверки качества работы. Согласно пункту 55 Положения N 203н форма отчета (акта) о результатах проверки, а также допустимые виды заключения в нем (положительное заключение, заключение с оговоркой, др.) устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. В соответствии с пунктом 57 Положения N 203н отчет (акт) о результатах проверки должен быть составлен не ранее завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения требований к содержанию отчета о результатах проверки и срокам его составления.
Взаимодействие с Федеральным казначейством по вопросам ВККР
В соответствии с пунктом 2.1 части 7 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов сообщает в Федеральное казначейство о получении заявления аудиторской организации, включенной в план внешних проверок качества работы организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ, утвержденный Федеральным казначейством, о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного заявления.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем исполнения предписания, обязана проинформировать об исполнении этого предписания Федеральное казначейство.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
несвоевременного информирования Федерального казначейства о получении заявления аудиторской организации, включенной в план ВККР организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ, утвержденный Федеральным казначейством, о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;
неинформирования или несвоевременного информирования Федерального казначейства об исполнении его предписаний.
Прочие вопросы
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
несоблюдения установленных сроков проведения проверок;
неполного учета рисков аудиторской деятельности при планировании внешних проверок качества;
отсутствия в организационно-распорядительных документах, устанавливающих правила организации и осуществления ВККР, положений, направленных на повышение результативности работы по осуществлению ВККР (перечня мероприятий по профилактике нарушений требований Федерального закона N 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования) и порядка их реализации; критериев отнесения аудиторской организации, индивидуального аудитора к соответствующей группе риска возможного нарушения обязательных требований; форм и порядка мотивации контролеров; понятия результативности ВККР в целом и результативности работы контролеров; структуры отчета о состоянии и результатах ВККР и раскрываемых в нем вопросов; порядка взаимодействия с другими саморегулируемыми организациями аудиторов по вопросам ВККР);
отсутствия в организационно-распорядительных документах, устанавливающих правила контроля за работой по осуществлению ВККР, положений, направленных на повышение результативности контроля за работой по осуществлению ВККР (порядка анализа результатов контроля за работой по осуществлению ВККР и оценки последствий нарушений и недостатков, выявленных в результате контроля за работой по осуществлению ВККР; порядка принятия мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в результате контроля за работой по осуществлению ВККР; порядка разработки рекомендаций для контролеров по недопущению ими нарушений и недостатков в работе по осуществлению ВККР; перечня и порядка применения мер дисциплинарного воздействия к контролерам);
недостаточного внимания контролеров и кураторов проверок к вопросам исполнения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
отсутствия специальных проверок аудиторских организаций, относящихся к субъектам значительного уровня риска согласно Секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с участием аудиторов;
обучения контролеров по программе повышения квалификации, не обеспечивавшей реального совершенствования знаний и навыков контролеров;
неосуществления системной работы по мотивации контролеров;
неравномерной нагрузки на контролеров;
формального осуществления кураторами проверок возложенных на них функций по контролю за осуществлением проверок и реализацией материалов проверок;
непринятия мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, в которых по результатам проверок выявлены нарушения и недостатки;
формальной оценки работы ВККР в целом и оценки результативности работы контролеров в рамках ежегодного мониторинга осуществления ВККР;
формального подхода к составлению годовых отчетов о состоянии и результатах ВККР;
направления заявителям ответов на их обращения (жалобы), не содержащих исчерпывающей информации по поставленным вопросам;
низкой результативности осуществляемого контроля за работой по проведению ВККР;
неосуществления системной работы по профилактике нарушений обязательных требований;
низкой результативности осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов ВККР.
Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций
саморегулируемой организации аудиторов
Частью 2 статьи 18 Федерального закона N 307-ФЗ установлены требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов.
Пунктом 14 Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. N 111н, установлено требование о представлении аудиторской организацией информации о дате заключения первого в календарном году договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ и включении данной информации в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования:
к численности аудиторов;
к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом аудиторской организации;
к представлению информации о дате заключения первого в календарном году договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ.
Доступ к информации на Интернет-сайтах саморегулируемых
организаций аудиторов
Перечень сведений, размещаемых на Интернет-сайте
саморегулируемой организации аудиторов
Частью 2 статьи 7 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" установлен перечень сведений, который саморегулируемая организация обязана размещать на своем Интернет-сайте.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи размещения на Интернет-сайте саморегулируемой организации аудиторов неактуальной информации: о содержании стандартов и правил; о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов, в том числе штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов по основному месту работы.
Обеспечение доступа к документам и информации, подлежащим
обязательному размещению на Интернет-сайте саморегулируемой
организации аудиторов
Частью 5 статьи 7 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и подпунктом "в" пункта 12 Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 803, установлены требования доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи размещения на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов годовых планов ВККР с нарушением указанных требований.