МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 31 марта 2017 г. N ИС-аудит-15
Внесены изменения в Правила независимости
аудиторов и аудиторских организаций
Совет по аудиторской деятельности 21 марта 2017 г. (протокол N 32) внес изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные им 20 сентября 2012 г. (протокол N 6) <1>. Изменения посвящены, главным образом, независимости аудиторов и аудиторских организаций при выполнении обеспечивающих уверенность заданий, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации прошедших периодов.
--------------------------------
<1> Со всеми названными в настоящем Информационном бюллетене документами Совета по аудиторской деятельности можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность".
Правила независимости дополнены новой частью II "Независимость - прочие задания, обеспечивающие уверенность, иные, чем аудит или обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов" (разделы 4 и 5). В ней рассматриваются требования к независимости при выполнении заданий, предусмотренных международным стандартом заданий, обеспечивающих уверенность, 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов". Данный стандарт применяется на территории Российской Федерации с 1 января 2017 г.
Кроме того, в целях приведения Правил независимости в соответствие с международными стандартами аудита слова "представители собственника" заменены словами "лица, отвечающие за корпоративное управление".
Рекомендации по вопросам, возникающим в ходе применения
международных стандартов аудита
Совет по аудиторской деятельности 21 марта 2017 г. (протокол N 32) рекомендовал аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам впредь до введения в действие на территории Российской Федерации:
а) международных стандартов аудита ISA 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" <2>, ISA 805 (пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности" <3>, ISA 810 (пересмотренный) "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности" <4>, принятых Международной федерацией бухгалтеров, при осуществлении процедур в ходе аудита отчетности, составленной в соответствии с концепцией отчетности специального назначения, отдельных отчетов, элементов, групп статей или статей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при выполнении заданий по предоставлению заключения об обобщенной бухгалтерской (финансовой) отчетности руководствоваться соответственно указанными международными стандартами аудита по вопросам, по которым международными стандартами аудита МСА 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначений", МСА 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности", МСА 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности", введенными в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России
от 9 ноября 2016 г. N 207н <5>, соответствующие требования не установлены либо установлены в объеме (по характеру), меньшем, чем предусмотрено соответственно международными стандартами аудита ISA 800 (пересмотренный), ISA 805 (пересмотренный), ISA 810 (пересмотренный);
--------------------------------
<2> ISA 800 (revised) "Special considerations-audits of financial statements prepared in accordance with special purpose frameworks". Официальный Интернет-сайт Международной федерации бухгалтеров www.ifac.org.
<3> ISA 805 (revised) "Special considerations-audits of single financial statements and specific elements, accounts or items of a financial statement". Официальный Интернет-сайт Международной федерации бухгалтеров www.ifac.org.
<4> ISA 810 (revised) "Engagements to report on summary financial statements". Официальный Интернет-сайт Международной федерации бухгалтеров www.ifac.org.
<5> Либо действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита федеральными стандартами аудиторской деятельности, в том числе ФСАД 8/2011 "Особенности аудиту отчетности, составленной по специальным правилам", ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности", утвержденными приказом Минфина России от 16 августа 2011 г. N 99н, при осуществлении процедур в ходе аудита отчетности, составленной в соответствии с концепцией отчетности специального назначения, отдельных отчетов, элементов, групп статей бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае применения в 2017 г. этих стандартов согласно приказу Минфина России
от 9 ноября 2016 г. N 207н).
б) документа, содержащего международные стандарты аудита "Согласующиеся поправки к отдельным МСА", принятого Международной федерацией бухгалтеров <6>, при осуществлении процедур в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности учитывать положения данного документа по вопросам, по которым международными стандартами аудита, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России
от 24 октября 2016 г. N 192н и
от 9 ноября 2016 г. N 207н, соответствующие требования не установлены либо установлены в объеме (по характеру), меньшем, чем предусмотрено международными стандартами аудита в редакции данного документа.
--------------------------------
<6> Согласующиеся поправки к отдельным МСА//Сборник международных стандартов аудита 2015 г. Официальный Интернет-сайт Международной федерации бухгалтеров www.ifac.org.
Новая редакция порядка применения мер воздействия
в отношении аудиторских организаций
Совет по аудиторской деятельности 23 марта 2017 г. (протокол N 33) принял новую редакцию Порядка применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций. Цель подготовки новой редакции - обеспечить единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций, а также к назначению мер воздействия в отношении аудиторских организаций. В новой редакции Порядка:
- отражена новая мера воздействия - вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов предписания об исключении сведений об аудиторской организации, допустившей нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из реестра аудиторов и аудиторских организаций;
- отражен срок для устранения аудиторской организацией выявленных нарушений (в случае приостановлении членства) - не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
- уточнен характер предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (ранее - исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов);
- уточнено, что понятия "существенные нарушения", "несущественные нарушения", "грубые нарушения" используются в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г. (протокол N 29);
- отражено, что при определении мер воздействия Федеральное казначейство применяет указанный Временный классификатор, а также учитывает такое дополнительное обстоятельство, как принятые аудиторской организацией меры профилактики нарушений до начала проведения внешней проверки (в том числе выявление и устранение нарушений).
Одобрены области знаний, из которых будет
устанавливаться перечень вопросов, предлагаемых
на новом квалификационном экзамене
Совет по аудиторской деятельности 23 марта 2017 г. (протокол N 33) одобрил новую редакцию документа "Области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора". Новая редакция подготовлена в ходе разработки модели квалификационного экзамена, связанной с переходом от модели проверки знаний к модели проверки компетенций при проведении квалификационного экзамена.
В новой редакции определены следующие области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене:
- в полном объеме:
бухгалтерский учет (в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность), включая: теория бухгалтерского учета, законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, финансовый учет, международные стандарты финансовой отчетности;
аудиторская деятельность (в том числе аудит, иные задания, обеспечивающие уверенность, сопутствующие аудиту услуги), включая: законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, международные стандарты аудита, профессиональная этика и независимость аудитора;
финансовый анализ;
управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль;
- в объеме, который необходим для участия в (осуществления) аудиторской деятельности:
гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
налоговое законодательство Российской Федерации;
общая экономическая теория, финансы, основы финансового менеджмента, микроэкономика;
математика, статистика;
информационные технологии и компьютерные системы.
Новая редакция будет использоваться после введения в действие нового порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России