НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Информационное сообщение Минфина России от 24.10.2022 N ИС-аудит-58 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 24 октября 2022 г. N ИС-аудит-58
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Установлены особенности деятельности аудиторов
и аудиторских организаций в связи с призывом на военную
службу по мобилизации
В связи с невозможностью осуществления профессиональной деятельности лицами, призванными на военную службу по мобилизации или заключившими в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы (далее - военная служба) либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" в редакции постановления от 15 октября 2022 г. N 1839 установлен ряд особенностей применения обязательных требований к таким лицам. В сфере аудиторской деятельности эти особенности распространяются на аудиторов и аудиторские организации <1>.
--------------------------------
<1> В настоящем Информационном сообщении приведены сведения об особенностях применения обязательных требований при осуществлении профессиональной деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. N 1839 вступило в силу с 18 октября 2022 г.
Аудиторы
1. Для кого установлены особенности:
а) аудиторы, призванные на военную службу по мобилизации;
б) аудиторы, заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы;
в) аудиторы, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
2. Период действия особенностей:
а) период прохождения военной службы по мобилизации, а также следующие три месяца;
б) период прохождения военной службы по контракту о прохождении военной службы, а также следующие три месяца;
в) период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также следующие три месяца.
Три месяца, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, исчисляются со дня окончания прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
3. Содержание особенностей:
а) на аудиторов, указанных в пункте 1, не распространяются требования:
- о предоставлении в саморегулируемую организацию аудиторов отчетности и информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях");
- о заключении договоров страхования ответственности, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (часть 3 статьи 17 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
- об уплате взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов (пункт 3 части 3 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
- о ведении профессиональной деятельности (пункт 6 части 1 статьи 12 и пункт 6 части 15 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
- о прохождении обучения по программам повышения квалификации (части 9 и 10 статьи 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
- о проведении саморегулируемой организацией аудиторов плановых (внеплановых) проверок профессиональной деятельности (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
б) в отношении аудиторов, указанных в пункте 1:
- приостанавливается проведение саморегулируемой организацией аудиторов плановых (внеплановых) проверок профессиональной деятельности;
- не допускается применение саморегулируемой организацией аудиторов мер дисциплинарного воздействия. В частности, в связи с несоблюдением требований, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта, аудиторы, указанные в пункте 1, не подлежат исключению из членов саморегулируемой организации аудиторов, а их квалификационные аттестаты аудитора не подлежат аннулированию.
Аудиторские организации
4. Для кого установлены особенности:
а) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, в штате которых имеются указанные в пункте 1 аудиторы, являющиеся работниками этих организаций по основному месту работы на основании трудовых договоров;
б) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, доля уставного (складочного) капитала которых принадлежит аудиторам, указанным в пункте 1;
в) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, в коллегиальном исполнительном органе которых состоят аудиторы, указанные в пункте 1;
г) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, отвечающие двум или трем условиям, указанным в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта;
д) желающие вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов коммерческие организации, отвечающие одному, или двум, или трем условиям, указанным в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.
5. Период действия особенностей:
а) период прохождения аудиторами, указанными в подпунктах "а" - "д" пункта 4, военной службы по мобилизации, а также следующие три месяца;
б) период прохождения аудиторами, указанными в подпунктах "а" - "д" пункта 4, военной службы по контракту о прохождении военной службы, а также следующие три месяца;
в) период оказания аудиторами, указанными в подпунктах "а" - "д" пункта 4, добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также следующие три месяца.
Три месяца, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, исчисляются со дня окончания прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
6. Содержание особенностей:
а) аудиторы, указанные в пункте 1, учитываются в целях соблюдения следующих условий, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 2 части 2 статьи 18);
- численность аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 г. не менее трех, с 1 января 2023 г. не менее пяти (условие внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, - пункт 1 части 1 статьи 5.3);
- численность аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 г. не менее семи, с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (условие внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, - пункт 1 части 2 статьи 5.3);
- иных условий о наличии в штате аудиторской организации минимального количества аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации по основному месту работы на основании трудовых договоров;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащей аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 3 части 2 статьи 18);
- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого коллегиального исполнительного органа (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 4 части 2 статьи 18);
б) в связи с несоблюдением условий (требований), указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в отношении аудиторов, указанных в пункте 1:
- аудиторские организации, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 4, не подлежат исключению из членов саморегулируемой организации аудиторов;
- сведения об аудиторских организациях, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 4, не подлежат исключению из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;
- аудиторским организациям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 4, не может быть отказано во внесении сведений о них в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;
- коммерческим организациям, указанным в подпункте "д" пункта 4, не может быть отказано в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Уточнен порядок представления информации в Росфинмониторинг
Правила передачи в Росфинмониторинг информации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а также иными лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569 <2>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. N 1773 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" эти правила уточнены:
--------------------------------
<2> См. Информационное сообщение N ИС-аудит-42.
1) определен новый вид информации, подлежащей представлению в Росфинмониторинг, - сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу (ранее - только о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", при наличии любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма);
2) определен механизм представления в Росфинмониторинг информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а именно (ранее - не был установлен):
- перечень организаций и физических лиц, информация о замороженных (блокированных) денежных средствах или ином имуществе которых подлежит представлению в Росфинмониторинг;
- срок представления в Росфинмониторинг информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер);
- перечень передаваемых сведений о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (сведения для идентификации лица, в отношении которого применены меры; основание и дата применения мер; сумма замороженных (заблокированных) денежных средств и (или) стоимость замороженного (заблокированного) имущества; иные сведения о принятых мерах при наличии).
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. N 1773 вступает в силу с 1 декабря 2022 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России