НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 11 января 2021 г. N ИС-аудит-37
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Изменены случаи обязательного аудита
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:
Старая редакция
Новая редакция
Комментарий
Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам
Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам
Организация является кредитной организацией
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Организация является бюро кредитных историй
Организация является бюро кредитных историй
Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг
Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг
Организация является страховой организацией
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 29 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Организация является клиринговой организаций
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"
Организация является обществом взаимного страхования
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона "О взаимном страховании"
Организация является организатором торговли
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона "Об организованных торгах"
Организация является негосударственным пенсионным фондом
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"
Организация является иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фрондах")
Организация, имеющая организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фрондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.
Организация является акционерным инвестиционным фондом
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"
Организация является управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества)
Организация является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"
Организация является управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"
Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн. руб.
Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Не предусмотрено
Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"
В иных случаях, установленных федеральными законами
В случаях, установленных федеральными законами
Таким образом, новая редакция части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами <1>, а также в случаях, определенных названным Федеральным законом.
--------------------------------
<1> Случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами, см. на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе "Аудиторская деятельность-Общая информация".
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности:
организации (за исключением определенных федеральными законами), доход, полученный которыми от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб.;
организации (за исключением определенных федеральными законами), сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет от 60 до 400 млн. руб.;
фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона "Об акционерных обществах".
Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее - выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).
Цель данного изменения - привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Для целей Федерального закона "Об аудиторской деятельности" показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:
а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
Уточнены нормы о независимости аудиторов
и аудиторских организаций
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти требования:
установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее - общая обязанность не формулировалась);
определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее - такое определение не формулировалось);
установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее - такое положение не формулировалась).
Уточнены нормы о кодексе профессиональной этики аудиторов
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти положения.
Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее - свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее - только при оказании аудиторских услуг).
Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее - такое положение не формулировалась).
Саморегулируемая организация аудиторов наделена
новыми функциями
Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:
устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее - утверждал Минфин России);
устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее - утверждал Минфин России);
принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее - квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).
Упразднены избыточные функции Минфина России
В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:
определять порядок создания единой аттестационной комиссии;
устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.
Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 с 1 января 2021 г.
Вступление в силу
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ вступил в силу 1 января 2021 г. Исключение из этой нормы установлено для случая, характеризующегося следующими двумя обстоятельствами:
организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г. и (или) ранние периоды в силу старой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции части 1 статьи 5 этого Федерального закона;
аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности.
В этом случае освобождение от обязательного аудита, вытекающее из новой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", начинает применяться с аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. (а не с отчетности за 2020 г.).
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ вступил в силу 10 января 2021 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности, аудиторской деятельности,
валютной сферы и негосударственных
пенсионных фондов Минфина России