НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005) "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств"

"Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств"
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В целях углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств и повышения согласованности действий органов исполнительной власти Российской Федерации на этом направлении постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Обязать органы исполнительной власти всех уровней неукоснительно руководствоваться им в своей практической деятельности.
2. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 31.08.2005 N 1010.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 сентября 1995 года
N 940
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 сентября 1995 г. N 940
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ
С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Развитие Содружества Независимых Государств (далее именуется - СНГ) отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами СНГ - важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры.
I. Цели и основные задачи Стратегического курса
России с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств
1. Приоритетность отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее именуются - государства СНГ) в политике Российской Федерации определяется прежде всего тем, что:
на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны;
эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России.
2. Главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.
3. Развивая отношения с партнерами по СНГ, важно твердо руководствоваться принципом ненанесения ущерба интересам России. Разнонаправленные интересы партнеров необходимо согласовывать на основе сбалансированности взаимных компромиссов.
4. Основные задачи политики России в отношении с государствами СНГ:
обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях: политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;
содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России;
укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства;
наращивание интеграционных процессов в СНГ.
II. Экономическое сотрудничество
5. Рассматривать взаимовыгодное экономическое сотрудничество как основополагающую предпосылку решения всего комплекса вопросов взаимоотношений с государствами СНГ. Решать эту задачу, оптимально сочетая многосторонние в рамках Экономического союза и двусторонние формы отношений.
6. В развитии торговых связей исходить из того, что они представляют собой важный инструмент стабилизации экономической ситуации и выхода из кризиса как в России, так и в государствах СНГ.
7. Одним из важнейших путей организационного укрепления СНГ является постепенное расширение Таможенного союза, включающего государства, связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой и стратегическим политическим партнерством.
Вести дело к постепенному, по мере созревания условий, присоединению остальных членов Экономического союза к Таможенному союзу.
Добиваться сближения национальных экономических систем путем выработки совместно с партнерами путей совершенствования единых модельных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств.
Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели со стороны наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки со стороны России.
В целях укрепления и расширения Таможенного союза двусторонние договоренности не должны давать их участникам равных (и тем более больших) преимуществ, чем те, которые имеются у членов данного союза.
8. В качестве важнейшего условия развития и совершенствования сотрудничества рассматривать нормализацию платежно-расчетных отношений. В связи с этим ускорить практическую деятельность по формированию Платежного союза, имея в виду установление общих правил организации валютных рынков государств СНГ, применение обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением, достижение взаимной обратимости национальных валют и использование в обозримой перспективе российского рубля в качестве резервной валюты.
9. Формирование жизнеспособного интеграционного сообщества предполагает эффективное сотрудничество в развитии производства, науки и техники.
Важнейшими направлениями этой работы считать:
выявление общих научно-технологических приоритетов и реализацию совместной стратегии в целях формирования единого научного и технологического пространства;
согласование процессов структурной перестройки национальной экономики с выходом на разработку общих межгосударственных инвестиционных программ;
обеспечение условий для совместной работы ученых и специалистов-производственников;
объединение усилий по решению проблем экологии и охраны окружающей среды.
10. Последовательно решать задачу сближения национальных правовых и экономических условий для создания совместной собственности на основе свободной предпринимательской деятельности, создания в перспективе общего рынка капиталов. Оказывать всестороннюю государственную поддержку созданию финансово-промышленных групп с участием предприятий и банков государств СНГ, формированию транснациональных производственных, научно-технических и прочих структур.
11. Обеспечить необходимые условия для функционирования Межгосударственного экономического комитета Экономического союза государств - участников Содружества Независимых Государств как международной организации, нацеленной на повышение действенности сотрудничества в рамках СНГ.
III. Национальная безопасность
12. Вести дело к созданию системы коллективной безопасности на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ. Поощрять намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно-политических целей.
Последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на основе взаимной договоренности объектов военной инфраструктуры. В случае обоюдного интереса переходить на принцип военного базирования, четко регламентируя при этом правовое положение российских военных баз, а также статус военнослужащих и членов их семей, находящихся в этих государствах.
Решать эти вопросы адекватно военно-политической обстановке, складывающейся в каждом государстве СНГ.
Добиваться от государств СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из этих государств.
13. Углублять сотрудничество между государствами СНГ в сфере безопасности государственных границ.
Исходить из того, что национальным интересам России и общим интересам государств СНГ соответствует надежная охрана границ по периметру СНГ, которая является их общим делом и должна осуществляться совместными усилиями.
Завершить работу по урегулированию комплекса пограничных вопросов с государствами СНГ и созданию договорно-правовой базы пребывания Пограничных войск Российской Федерации в этих странах. Изучить возможность создания в дальнейшем региональных объединений командований пограничных войск государств СНГ, стремиться к созданию единой системы охраны их границ.
Одновременно, с учетом внешнеполитической ситуации, осуществлять обустройство государственной границы Российской Федерации со всеми сопредельными государствами в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", учитывая при этом, что долгосрочным планам России соответствует сохранение принципа открытости границ внутри СНГ. На практике руководствоваться дифференцированным подходом к отдельным участкам государственной границы Российской Федерации в зависимости от состояния двусторонних отношений с тем или иным государством.
14. Исходить из того, что важной составной частью усилий по обеспечению стабильности на территории СНГ является миротворческая деятельность, направленная на урегулирование и предотвращение конфликтов в государствах СНГ преимущественно мирными политико-дипломатическими средствами.
Вести дело к тому, чтобы миротворчество стало плодом коллективных усилий государств СНГ путем их более активного участия на всех этапах деятельности по налаживанию механизма оперативного решения вопросов миротворчества в рамках СНГ. Всю работу в этом направлении проводить во взаимодействии с ООН и ОБСЕ, добиваться реального участия этих международных организаций в урегулировании конфликтов на территории СНГ.
При этом во взаимодействии с третьими странами и международными организациями достигать с их стороны понимания того, что этот регион прежде всего является зоной интересов России.
Развивать сотрудничество по линии служб безопасности, прежде всего с целью недопущения использования территории СНГ спецслужбами третьих стран во враждебных России целях. Сотрудничество со службами безопасности государств СНГ строить при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации и уважении международных обязательств России в области прав человека.
IV. Гуманитарное сотрудничество и права человека
15. Активизировать культурный обмен России с государствами ближнего зарубежья, сотрудничество с ними в области науки, образования, спорта. Обеспечивать российское теле- и радиовещание на ближнее зарубежье, поддерживать продвижение российской прессы в этот регион, осуществлять подготовку в России национальных кадров для государств СНГ.
Особое внимание уделить восстановлению позиций России как главного образовательного центра на территории постсоветского пространства, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.
Наладить взаимный обмен информацией и сотрудничество национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств СНГ.
16. Добиваться реального обеспечения всем гражданам государств СНГ независимо от национальности и иных различий равных прав и свобод. Способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех народов, населяющих эти страны.
Активно содействовать адаптации россиян к новым политическим и социально-экономическим реалиям в странах их постоянного проживания - бывших республиках СССР.
В случае нарушений прав россиян в государствах СНГ в качестве возможной меры воздействия ставить решение вопросов финансового, экономического, военно-политического и другого сотрудничества России с конкретным государством в зависимость от реальной позиции в области соблюдения прав и интересов россиян на его территории.
Оказывать россиянам содействие в осуществлении производственно-хозяйственной, предпринимательской, коммерческой, культурно-просветительской, образовательной деятельности.
Завершить разработку в рамках СНГ договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения основных прав и свобод человека и национальных меньшинств, имея в виду необходимость снятия остроты национального вопроса в принципе.
V. Координация деятельности по решению международных
проблем и взаимодействие с мировым сообществом
17. Настойчиво и последовательно подводить наших партнеров по СНГ к выработке общих позиций по международным проблемам, координации действий на мировой арене. Совместными усилиями добиваться дальнейшего утверждения СНГ в качестве влиятельной региональной организации и на ее уровне налаживать с авторитетными международными форумами и организациями крупномасштабное и взаимовыгодное сотрудничество.
18. Исходить из того, что важнейшим фактором, способным препятствовать центробежным тенденциям в СНГ, должна стать нарастающая эффективность взаимного сотрудничества.
Основные усилия сосредоточить на согласовании позиций государств СНГ в ООН, ОБСЕ, а также их подходов к отношениям с НАТО, ЕС, Советом Европы.
VI. Основные задачи двусторонних отношений
19. Двусторонние отношения с государствами СНГ формируются с учетом специфики каждого из этих государств и их готовности к различным формам углубленной интеграции. При проведении российской политики в отношении государств СНГ в двустороннем плане исходить из того, что интересам России соответствуют:
содействие стабилизации политического, экономического и социального положения в этих странах;
глубокое поэтапное вовлечение их на добровольной основе в интеграционные процессы, в коллективное решение вопросов военной безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;
недопущение конфронтационного характера отношений России с государствами СНГ.
20. Предметом постоянной заботы в двусторонних экономических отношениях должны стать:
поддержание равновесия платежного баланса на основе долгосрочных соглашений;
сохранение ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта готовой продукции;
выполнение обязательств по кооперационным связям, предотвращение задолженности по товарным поставкам и нормализация платежно-кредитных отношений;
благоприятствование транзиту российских товаров по территориям этих государств.
VII. О внутрироссийском механизме реализации
настоящего Стратегического курса в отношении СНГ
21. Правительство Российской Федерации совершенствует внутрироссийский механизм реализации стратегии в отношении СНГ, уточняет компетенцию министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в сфере взаимоотношений с государствами СНГ, систематически укрепляет правовую основу сотрудничества с этими государствами.
22. Министерство иностранных дел Российской Федерации, осуществляющее государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами, обеспечивает реализацию общей стратегии и координацию внешней политики с государствами СНГ.
23. На Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств возлагается ответственность за реализацию экономической и социальной политики Российской Федерации в сфере взаимоотношений с государствами СНГ.
Указанное Министерство:
организует работу и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию сотрудничества с государствами СНГ в экономической и социальной областях;
осуществляет организацию переговорного процесса и подготовки двусторонних и многосторонних договоров и соглашений с государствами СНГ по экономическим и социальным вопросам;
содействует внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации с государствами СНГ;
контролирует выполнение достигнутых с государствами СНГ договоренностей и реализацию обязательств по договорам и соглашениям Российской Федерации с этими государствами.
24. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 31.08.2005 N 1010.
* * *
Продвижение по всем этим направлениям создаст реальную возможность построения в перспективе региональной международной организации, способной обеспечивать политическую и социально-экономическую стабильность на территории СНГ.