НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 (ред. от 21.02.2023) "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"

"Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.
2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2136; 2017, N 27, ст. 4021; 2019, N 20, ст. 2424) изменение, изложив преамбулу в следующей редакции:
"В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике постановляю:".
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
5 марта 2020 года
N 164
Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 марта 2020 г. N 164
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3. В настоящих Основах используются следующие понятия:
а) Арктика - северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов;
б) Арктическая зона Российской Федерации - сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации.
4. Государственная политика Российской Федерации в Арктике осуществляется с учетом национальных приоритетов Российской Федерации.
5. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
а) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
б) сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;
в) обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;
г) развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;
д) развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;
е) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
II. Оценка состояния национальной безопасности в Арктике
6. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике по состоянию на 2020 год обеспечила:
а) создание нормативно-правовой базы и необходимых организационных условий для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике;
б) создание условий для реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации крупных экономических проектов;
в) начало работ по созданию комплексной инфраструктуры Северного морского пути, системы гидрометеорологического, гидрографического и навигационного обеспечения судоходства в его акватории, модернизации ледокольного флота;
г) расширение применения особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;
д) активизацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с арктическими государствами на основе международного права;
е) создание группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, способной обеспечить военную безопасность в различных военно-политических условиях;
ж) создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации.
7. Основными угрозами национальной безопасности в Арктике являются:
а) сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации;
б) низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;
в) низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;
г) отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации;
д) несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;
е) низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;
ж) неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.
8. Основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике являются:
а) попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества;
б) незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике;
в) воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций;
г) наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;
д) дискредитация деятельности Российской Федерации в Арктике.
III. Цели, основные направления и задачи государственной
политики Российской Федерации в Арктике
9. Целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
а) повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;
б) ускорение экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации и увеличение их вклада в экономический рост страны;
в) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
г) осуществление взаимовыгодного сотрудничества и мирное разрешение всех споров в Арктике на основе международного права;
д) защита национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в экономической сфере.
10. Основными направлениями реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
а) комплексное социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также развитие ее инфраструктуры;
б) развитие науки и технологий в интересах освоения и инновационного развития Арктики;
в) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
г) развитие международного сотрудничества;
д) обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е) обеспечение общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации;
ж) обеспечение военной безопасности Российской Федерации;
з) защита и охрана государственной границы Российской Федерации;
и) проведение оценки состояния и деградации многолетней мерзлоты для целей комплексного социального и экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также развития ее инфраструктуры.
11. Основными задачами в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации являются:
а) обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, качественного дошкольного, начального общего и основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
б) обеспечение граждан доступным, современным и качественным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, относящихся к малочисленным народам;
в) ускоренное развитие социальной инфраструктуры населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;
г) создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в целях обеспечения доступных цен на такие товары для граждан и хозяйствующих субъектов;
д) обеспечение круглогодичных магистральных, межрегиональных и местных (региональных) авиаперевозок по доступным ценам;
е) обеспечение выполнения государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
ж) пропаганда здорового образа жизни, в том числе внедрение корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте.
12. Основными задачами в сфере экономического развития Арктической зоны Российской Федерации являются:
а) государственная поддержка предпринимательской деятельности, в том числе поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания привлекательных условий для осуществления частных инвестиций и обеспечения их экономической эффективности;
б) расширение участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией; инфраструктурное обустройство минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем;
в) наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ при освоении месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых; стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, повышения коэффициентов извлечения нефти и газа, глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа;
г) создание условий для повышения эффективности освоения и добычи (вылова) водных биологических ресурсов, стимулирование производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и развития аквакультуры;
д) интенсификация лесовосстановления, стимулирование развития лесной инфраструктуры и глубокой переработки лесных ресурсов;
е) стимулирование местного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
ж) развитие круизного, этнического, экологического и промышленного туризма;
з) сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремесел, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам;
и) обеспечение доступа лиц, относящихся к малочисленным народам, к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;
к) развитие механизмов участия лиц, относящихся к малочисленным народам, и их уполномоченных представителей в принятии решений по вопросам осуществления промышленной деятельности в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
л) приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности в квалифицированных кадрах;
м) оказание государственной поддержки экономически активному населению России, готовому к переезду (переселению) в Арктическую зону Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности.
13. Основными задачами в сфере развития инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации являются:
а) формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения круглогодичного, безопасного, бесперебойного и экономически эффективного судоходства в акваториях Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;
б) создание системы контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе реализация комплекса мер по геологическому, геодезическому, картографическому, гидрометеорологическому, навигационному и гидрографическому обеспечению с использованием отечественных технологий, средств и государственных систем;
в) создание эффективной системы предупреждения и ликвидации (минимизации) последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на всей протяженности Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;
г) строительство и модернизация морских портов в акваториях Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;
д) расширение возможностей судоходства по рекам Арктической зоны Российской Федерации, включая проведение дноуглубительных работ, обустройство портов и портопунктов;
е) строительство железнодорожных магистралей, обеспечивающих вывоз продукции из регионов европейской и азиатской частей страны по Северному морскому пути;
ж) расширение сети аэропортов и посадочных площадок;
з) обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, не имеющих связи с сетью автомобильных дорог общего пользования;
и) развитие системы и средств постоянного комплексного космического мониторинга Арктики, независимых от иностранных технологий и средств информационного обеспечения;
к) совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации, в том числе прокладка подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути;
л) развитие системы энергоснабжения, модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива, а также отечественных атомных станций малой мощности;
м) обеспечение импортонезависимости судостроительного комплекса, развитие и модернизация судостроительных и судоремонтных мощностей для строительства и обслуживания судов, осуществляющих судоходство в акватории Северного морского пути;
н) проведение оценки состояния и деградации многолетней мерзлоты для целей комплексного социального и экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также развития ее инфраструктуры.
14. Основными задачами в сфере развития науки и технологий в интересах освоения Арктики являются:
а) наращивание деятельности по проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития, а также по осуществлению комплексных экспедиционных исследований в Арктике;
б) разработка и внедрение технологий, имеющих критически важное значение для освоения Арктики, в том числе для решения задач в области обороны и обеспечения общественной безопасности, разработка материалов и техники для применения в арктических условиях;
в) расширение деятельности по проведению исследований опасных природных и природно-техногенных явлений в Арктике, разработка и внедрение современных методов и технологий прогнозирования таких явлений в условиях меняющегося климата, а также методов и технологий снижения угроз жизнедеятельности человека;
г) разработка и применение эффективных инженерно-технических решений в целях предотвращения повреждения элементов инфраструктуры вследствие глобальных климатических изменений;
д) разработка и развитие технологий сбережения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в арктических условиях;
е) развитие научно-исследовательского флота Российской Федерации.
15. Основными задачами в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются:
а) развитие на научной основе сети особо охраняемых природных территорий и акваторий в целях сохранения экологических систем и их адаптации к изменениям климата;
б) обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира Арктики, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;
в) продолжение работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
г) совершенствование системы мониторинга окружающей среды, использование современных информационно-коммуникационных технологий и систем связи для осуществления измерений со спутников, морских и ледовых платформ, научно-исследовательских судов, наземных пунктов и из обсерваторий;
д) внедрение лучших доступных технологий, обеспечение минимизации выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ и снижения иных видов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
е) обеспечение рационального природопользования, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
ж) развитие комплексной системы обращения с отходами всех классов опасности, строительство современных экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов;
з) реализация комплекса мер по исключению попадания в Арктическую зону Российской Федерации токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ.
16. Основными задачами в сфере развития международного сотрудничества являются:
а) развитие отношений с иностранными государствами на двусторонней основе, в рамках соответствующих многосторонних структур и механизмов, наращивание с учетом национальных интересов Российской Федерации в Арктике международного экономического, научно-технологического, культурного и приграничного сотрудничества, а также взаимодействия при проведении исследований в области климатических изменений, охраны окружающей среды и эффективного освоения природных ресурсов в интересах устойчивого развития Арктики;
б) закрепление за Арктическим советом роли ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность в регионе;
в) обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами - участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.;
г) сохранение взаимодействия с арктическими государствами по вопросу разграничения континентального шельфа в Северном Ледовитом океане с учетом национальных интересов Российской Федерации, на основе норм международного права и достигнутых договоренностей;
д) содействие наращиванию усилий арктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасания, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, а также по координации спасательных сил;
е) активное привлечение арктических и внерегиональных государств к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству в Арктической зоне Российской Федерации;
ж) содействие малочисленным народам в осуществлении приграничного сотрудничества, культурных контактов и контактов в сфере хозяйственной деятельности с родственными народами и этническими группами, проживающими за пределами Российской Федерации, а также содействие участию малочисленных народов в осуществлении международного сотрудничества по вопросам этнокультурного развития в рамках межгосударственных контактов и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
з) доведение результатов деятельности Российской Федерации в Арктике до сведения широкой международной общественности.
17. Основными задачами в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
а) осуществление научно-технического, нормативно-правового и методического сопровождения деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в арктических условиях;
б) развитие арктических комплексных аварийно-спасательных центров и пожарно-спасательных подразделений для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на водном и материковом пространстве, совершенствование их структуры, состава, материально-технического обеспечения и инфраструктуры базирования, комплектование новыми образцами техники, оборудованием и экипировкой с учетом решаемых в арктических условиях задач;
в) авиационное обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктических условиях.
18. Основными задачами в сфере обеспечения общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:
а) приведение структуры органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации и численности их сотрудников в соответствие с задачами в сфере обеспечения общественной безопасности, создание и модернизация соответствующей инфраструктуры, в том числе обеспечение жилищного строительства;
б) повышение активности участия граждан в охране общественного порядка, пропаганда добровольного участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, расширение деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в первую очередь в таких отдаленных местностях, в которых отсутствуют силы правопорядка либо требуется их присутствие;
в) выработка мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделяемых на развитие Арктической зоны Российской Федерации;
г) сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий.
19. Основными задачами в сфере обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике являются:
а) выполнение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности;
б) повышение боевых возможностей группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
в) совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации;
г) создание и модернизация объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
20. Основными задачами в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации являются:
а) повышение качества государственного управления пограничной деятельностью на основе развития информационных технологий, позволяющих обеспечить мониторинг обстановки в морских пространствах и на морском побережье, ее ситуационный анализ и выработку согласованных решений;
б) развитие сотрудничества с пограничными ведомствами (береговыми охранами) иностранных государств;
в) совершенствование пограничной инфраструктуры, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в сроки, соответствующие срокам реализации инвестиционных проектов;
г) техническое переоснащение пограничных органов, строительство современных судов ледового класса с авиационным комплексом и обновление парка воздушных судов;
д) наращивание возможностей федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации;
е) завершение работы по обновлению системы исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктике.
21. Выполнение задач, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления совместно с хозяйствующими субъектами, институтами гражданского общества в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
IV. Основные механизмы реализации государственной политики
Российской Федерации в Арктике
22. Основными механизмами реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
а) издание нормативных правовых актов, регулирующих экономическую и иную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации;
б) совершенствование государственного управления в части, касающейся развития Арктической зоны Российской Федерации;
в) разработка и реализация стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, стратегии развития арктического туризма в Российской Федерации;
г) приведение документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также отраслевых документов стратегического планирования в соответствие с настоящими Основами;
д) создание единой статистической и информационно-аналитической системы в целях осуществления мониторинга социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и управления ее социально-экономическим развитием.
23. Общее руководство реализацией государственной политики Российской Федерации в Арктике осуществляет Президент Российской Федерации.
24. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также мониторинг ее реализации осуществляет Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.
25. Реализация настоящих Основ осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", а также за счет внебюджетных средств.
V. Основные показатели эффективности реализации
государственной политики Российской Федерации в Арктике
26. Основными показателями, характеризующими эффективность реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, являются:
а) ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне Российской Федерации;
б) коэффициент миграционного прироста населения Арктической зоны Российской Федерации;
в) уровень безработицы в Арктической зоне Российской Федерации, рассчитываемый в соответствии с методологией Международной организации труда;
г) количество рабочих мест на новых предприятиях, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации;
д) средняя заработная плата работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации;
е) доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств на территории Арктической зоны Российской Федерации;
ж) доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации;
з) доля добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте, произведенном в Арктической зоне Российской Федерации;
и) доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, в суммарных инвестициях в основной капитал в Российской Федерации;
к) доля внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также затрат организаций на технологические инновации, осуществляемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, в суммарных внутренних затратах на научные исследования и разработки, а также в затратах организаций на технологические инновации в Российской Федерации;
л) доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых в целях охраны и рационального использования природных ресурсов, в суммарных инвестициях в основной капитал, осуществляемых на территории Арктической зоны Российской Федерации;
м) доля сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном объеме сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Российской Федерации;
н) объем производства сжиженного природного газа в Арктической зоне Российской Федерации;
о) объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути, в том числе транзитных перевозок;
п) доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в общем количестве вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации.
27. Значения показателей, предусмотренных пунктом 26 настоящих Основ, будут определены в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
28. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит обеспечить:
а) устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
б) опережающий общероссийские темпы рост качества жизни и доходов населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;
в) рост валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, создание новых рабочих мест;
г) увеличение объема национальных и международных перевозок грузов по Северному морскому пути;
д) охрану окружающей среды в Арктике, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
е) достижение высокого уровня сотрудничества с арктическими государствами, способствующего сохранению Арктики в качестве территории мира, стабильности и взаимовыгодного партнерства;
ж) недопущение военных действий против Российской Федерации в Арктике.