Внести в
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2011, N 25, ст. 3534; N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 48, ст. 6659; 2015, N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4215; 2018, N 32, ст. 5089; 2019, N 48, ст. 6739; 2021, N 24, ст. 4199; 2023, N 10, ст. 1574) следующие изменения:
1) статью 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Под полуавтономным судном в настоящем Кодексе понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.
Под полностью автономным судном в настоящем Кодексе понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.";
2) статью 8 после слова "судовладельцем" дополнить словами "(владельцем судна)";
3) статью 10 после слов "Для целей статей" дополнить цифрами "106.5,";
4) параграф 3 главы II дополнить статьей 21.1 следующего содержания:
"Статья 21.1. Идентификация автономного судна
Автономному судну наряду с названием, предусмотренным статьей 20 настоящего Кодекса, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
5) в пункте 2 статьи 24:
а) абзац первый после слова "издают" дополнить словами "(в том числе в отношении автономных судов и судов, осуществляющих перевозки специального персонала)";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают требования к техническим средствам по управлению автономными судами и выдают подтверждения соответствия технических средств по управлению автономными судами указанным требованиям.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, выдают свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие судна правилам в отношении судов, осуществляющих перевозки специального персонала.";
6) статью 27 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:
"3. Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявляется судовладельцем в электронном виде.
4. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
5. Предусмотренные пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал полностью автономного судна ведутся владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
6. Предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту полностью автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 79 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";
7) пункт 7 статьи 33 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) автономные суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением перевозок пассажиров полностью автономными судами).";
8) в главе IV:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Глава IV. ЭКИПАЖ СУДНА. ВНЕШНИЙ ЭКИПАЖ АВТОНОМНОГО СУДНА. КАПИТАН СУДНА. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ";
б) в статье 52:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.
Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Экипаж маломерного судна, за исключением экипажа маломерного полностью автономного судна, может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна. Экипаж маломерного полностью автономного судна может состоять из одного лица, являющегося внешним судоводителем маломерного судна.";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.";
в) в статье 53:
наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 53. Минимальный состав экипажа судна, минимальный состав внешнего экипажа автономного судна";
абзац первый пункта 1 после слов "Каждое судно" дополнить словами ", за исключением полностью автономного судна,";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж, члены которого имеют соответствующую квалификацию и численный состав которого достаточен для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения, выполнения требований к соблюдению рабочего времени, недопущения перегрузки членов внешнего экипажа работой.
Свидетельство о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
г) статью 61 изложить в следующей редакции:
"Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна
1. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
2. Управление автономным судном, в том числе судовождение, осуществляется в соответствии с положениями главы VI.1 настоящего Кодекса.
3. Капитан судна, осуществляющего перевозку специального персонала, после получения от судовладельца информации о судне и сведений о лицах, относящихся к специальному персоналу (фамилии, имена, отчества (при наличии), гражданство, должности, даты и места рождения, виды и номера документов, удостоверяющих личность), составляет список, содержащий следующие информацию и сведения:
1) о судне:
название судна;
сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
наименование судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) судовладельца (для граждан Российской Федерации);
название государства, под флагом которого судну предоставлено право плавания;
позывной сигнал судна;
2) о лицах, относящихся к специальному персоналу в соответствии со статьей 73.1 настоящего Кодекса:
фамилии, имена, отчества (при наличии);
гражданство;
должности;
даты и места рождения;
виды и номера документов, удостоверяющих личность.
4. Информация и список, указанные в пункте 3 настоящей статьи, оформляются с использованием технических средств или от руки разборчивым почерком и заверяются подписью капитана судна и судовой печатью (при наличии).
5. Капитаном судна или уполномоченным им лицом не допускается к перевозке лицо, относящееся к специальному персоналу, не предъявившее документ, удостоверяющий личность, или предъявившее документ, не соответствующий сведениям, указанным в списке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, а также лицо, относящееся к специальному персоналу, находящееся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения.
6. Капитан судна вправе отказаться от перевозки лиц, относящихся к специальному персоналу, в случае, если число лиц, относящихся к специальному персоналу и требующих перевозки, превышает количество свободных мест, предусмотренных для размещения на судне таких лиц, а также в случае, если на судне недостаточно индивидуальных и (или) коллективных спасательных средств, необходимых для обеспечения безопасности таких лиц.";
д) в статье 62:
пункт 1 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
в пункте 2 слова "капитан судна несет" заменить словами "капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут";
е) статью 63 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Внешний капитан полностью автономного судна после столкновения полностью автономного судна с другим судном обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа. Внешний капитан полностью автономного судна обязан, если это возможно, сообщить капитану другого судна название своего судна, порт его регистрации, а также порт отправления и порт назначения своего судна.";
ж) статью 73 изложить в следующей редакции:
"Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна или члена экипажа судна
1. В случае смерти, болезни капитана судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.
2. В случае смерти, болезни капитана полуавтономного судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном полуавтономного судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана полуавтономного судна по решению владельца полуавтономного судна возлагаются на члена экипажа полуавтономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.
3. В случае смерти, болезни внешнего капитана автономного судна или иной причины, препятствующей выполнению внешним капитаном автономного судна своих служебных обязанностей, обязанности внешнего капитана автономного судна по решению владельца автономного судна возлагаются на члена внешнего экипажа автономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.";
з) дополнить параграфом 3 следующего содержания:
"§ 3. Специальный персонал