НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Статья 11.

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3286; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7640; 2013, N 27, ст. 3470; N 30, ст. 4036, 4057; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 30, ст. 4233; N 48, ст. 6638; N 52, ст. 7557; 2016, N 1, ст. 86; 2017, N 11, ст. 1537; N 50, ст. 7564; 2018, N 1, ст. 77; N 27, ст. 3951; N 30, ст. 4537; N 53, ст. 8433, 8454; 2020, N 9, ст. 1122; N 15, ст. 2242; N 31, ст. 5064; 2021, N 1, ст. 56; N 9, ст. 1469; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5098, 5102; 2022, N 29, ст. 5204, 5238, 5324; 2023, N 29, ст. 5334; 2024, N 1, ст. 29) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"режим высылки - правовой режим, применяемый на основании настоящего Федерального закона в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в целях обеспечения их выезда из Российской Федерации или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусматривающий установление в отношении таких лиц ограничений отдельных прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.";
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Условия пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации
1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Иностранные граждане в период пребывания (проживания) на территории Российской Федерации обязаны воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, в том числе:
1) бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, материальным и культурным ценностям Российской Федерации;
2) уважать многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
3) не препятствовать осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации, деятельности органов публичной власти Российской Федерации и их должностных лиц;
4) не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику Российской Федерации, в том числе не осуществлять действий, направленных на побуждение к принятию, изменению, отмене законов и иных нормативных правовых актов. Не является вмешательством во внешнюю и внутреннюю государственную политику Российской Федерации деятельность, осуществляемая в соответствии с положениями пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона;
5) уважать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе представления о браке как о союзе мужчины и женщины, семье, материнстве, об отцовстве, о детстве, соблюдать требование о недопустимости искажения исторической правды о подвиге советского народа при защите Отечества и его вкладе в победу над фашизмом;
6) воздерживаться от финансирования и иного содействия деятельности, нарушающей положения подпунктов 1 - 5 настоящего пункта, и вовлечения в нее иных лиц.
3. Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане, являющиеся законными представителями иностранных граждан, не достигших возраста восемнадцати лет, недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, обязаны обеспечивать законность пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, не достигших возраста восемнадцати лет, недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, соблюдение требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, реализацию иностранными гражданами, не достигшими возраста восемнадцати лет, своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, включая получение основного общего образования, медицинской помощи, проживание в надлежащих жилищно-бытовых условиях.";
3) в абзаце втором пункта 1 статьи 5 слова "в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом" заменить словами "в течение одного календарного года, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации";
4) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:
"Статья 9.1. Режим высылки
1. Режим высылки применяется к иностранному гражданину со дня внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц, предусмотренный статьей 31.2 настоящего Федерального закона.
2. Применение в отношении иностранного гражданина режима высылки прекращается со дня исключения сведений о нем из реестра контролируемых лиц в соответствии с пунктом 7 статьи 31.2 настоящего Федерального закона.
3. Порядок организации работы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов при применении режима высылки в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Иностранный гражданин, в отношении которого применяется режим высылки (далее - контролируемое лицо), имеет право:
1) получать по его запросу от территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, их должностных лиц информацию, которая содержит основания применения режима высылки и предоставление которой не запрещено федеральными законами;
2) знакомиться с принятыми территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, их должностными лицами в отношении его решениями о применении в рамках режима высылки мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
3) обжаловать решения (действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа и их должностных лиц (далее - должностное лицо органа внутренних дел), принятые (совершенные) в связи с применением режима высылки, в том числе в связи с установлением ограничительных мер, и применением мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках режима высылки, и нарушающие права контролируемого лица, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Контролируемое лицо обязано:
1) явиться в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке, форма и порядок вручения (направления) которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
2) своевременно исполнять требования, соблюдать запреты и ограничения, установленные настоящей статьей;
3) информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в электронной форме, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:
о своем местонахождении, в том числе путем направления информации с фотографическим изображением с отметкой о геолокации, в случае невозможности личной явки в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному самостоятельному выезду из Российской Федерации;
о смене места пребывания без разрешения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;
о дате, месте и маршруте планируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
6. В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом обязанностей, установленных пунктом 5 настоящей статьи, в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение в порядке, установленном пунктом 9.3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Если такие решения ранее уже были вынесены в отношении иностранного гражданина, повторно такие решения не выносятся. Исполнение решения о депортации контролируемого лица, в отношении которого имеется решение об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, приостанавливается до отмены такого решения.
7. Контроль за нахождением в Российской Федерации контролируемого лица осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальным органом по месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения контролируемого лица с применением мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, установленных статьей 31.1 настоящего Федерального закона.";
5) абзац первый пункта 1 статьи 11 дополнить словами ", и случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом";
6) пункт 1 статьи 29.2 после слов "включает в себя федеральный контроль (надзор) за" дополнить словом "нахождением,";
7) пункт 1 статьи 30 изложить в следующей редакции:
"1. Федеральный государственный контроль (надзор) за нахождением, пребыванием, проживанием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.";
8) в статье 31:
а) наименование дополнить словами ", режима высылки";
б) пункт 9.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может быть продлен судьей по заявлению уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, на срок, необходимый для организации выезда контролируемого лица из Российской Федерации.";
9) дополнить статьями 31.1 - 31.3 следующего содержания:
"Статья 31.1. Меры федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, применяемые в рамках режима высылки
1. В рамках режима высылки к контролируемому лицу применяются следующие меры федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции:
1) включение в реестр контролируемых лиц;
2) ограничение отдельных прав и свобод контролируемого лица в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
3) установление места нахождения контролируемого лица;
4) доставление контролируемого лица;
5) задержание контролируемого лица;
6) помещение контролируемого лица в специальное учреждение;
7) проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация), и иных документов, представляемых в отношении такого лица;
8) установление личности контролируемого лица;
9) проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования контролируемого лица;
10) согласование маршрута следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
11) наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями.
2. В отношении контролируемого лица применяются следующие ограничительные меры в виде:
1) запрета на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
2) запрета на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;
3) запрета на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
4) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, самоходных машин и других видов техники в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники";
5) ограничения на пользование правом на управление транспортными средствами, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
6) отказа в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения;
7) отказа в открытии банковского счета и осуществлении иных банковских операций, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц. Положения настоящего подпункта в части открытия счета в банках и других кредитных организациях Российской Федерации не распространяются на иностранных граждан, отбывающих уголовное наказание в виде исправительных, принудительных работ или лишения свободы;
8) запрета на заключение брака;
9) запрета на изменение места жительства или места пребывания в Российской Федерации без разрешения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющего контроль;
10) запрета на выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в которых контролируемое лицо пребывает (проживает), за исключением выезда из Российской Федерации;
11) иные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Ограничения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются с даты внесения сведений о контролируемом лице в реестр контролируемых лиц, предусмотренный статьей 31.2 настоящего Федерального закона, и продолжают действовать до исключения сведений о контролируемом лице из реестра контролируемых лиц.
4. Установление места нахождения контролируемого лица осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случаях отсутствия сведений о месте нахождения контролируемого лица и (или) неисполнения контролируемым лицом обязанностей, установленных подпунктами 1 и 3 пункта 5 статьи 9.1 настоящего Федерального закона.
5. Порядок применения мер для установления места нахождения контролируемого лица устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Доставление контролируемого лица, то есть его принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения полиции, в специальное учреждение либо в иное служебное помещение осуществляется в целях установления личности, решения вопроса о задержании, депортации или помещении в специальное учреждение в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
7. Задержание применяется в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в отношении контролируемого лица, уклоняющегося от исполнения обязанностей, установленных пунктом 5 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, или от исполнения обязанности по выезду за пределы Российской Федерации.
8. Помещение контролируемого лица в специальное учреждение может быть осуществлено, если это необходимо для обеспечения выезда контролируемого лица за пределы Российской Федерации в случае вынесения в отношении такого лица решения о депортации, реадмиссии либо назначения административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
9. Контролируемые лица содержатся в специальных учреждениях в соответствии с условиями и в порядке, которые предусмотрены главой VI.1 настоящего Федерального закона.
10. Проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация контролируемого лица), и иных документов, представляемых в отношении контролируемого лица, проводится в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таких документах, правильности заполнения и (или) оформления таких документов, соблюдения режима высылки и установленных в связи с ним ограничительных мер и заключается в установлении:
1) соответствия личности контролируемого лица учетным данным, содержащимся в государственных информационных системах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и (или) предъявляемым контролируемым лицом документам, удостоверяющим личность контролируемого лица;
2) достоверности сведений, содержащихся в иных документах, представляемых в отношении контролируемого лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11. Установление личности контролируемого лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
12. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и фотографирование контролируемого лица проводятся в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
13. В целях обеспечения контроля за самостоятельным выездом контролируемого лица за пределы Российской Федерации маршрут следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо изменение маршрута следования контролируемого лица согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического нахождения (пребывания) контролируемого лица.
14. В случае согласования маршрута следования контролируемого лица могут использоваться информационные системы и технические средства, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением контролируемого лица и соблюдением согласованного маршрута следования.
15. Наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на него обязанностей, за совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, осуществляется должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств и информационных ресурсов государственных органов в отношении контролируемого лица.
16. При необходимости по результатам наблюдения должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в двух экземплярах, один из которых вручается контролируемому лицу по его просьбе.