РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
23 ноября 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
30 ноября 2022 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон
от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2011, N 1, ст. 47; 2013, N 49, ст. 6328; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 27, ст. 4287; 2019, N 18, ст. 2224; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 44; N 29, ст. 5251, 5283) следующие изменения:
1) статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации
1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случае, если:
1) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет;
2) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой земельный участок используется с нарушением законодательства Российской Федерации не менее трех лет подряд с даты выявления в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) данного нарушения;
3) такой земельный участок используется с нарушением законодательства Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
4) приобретенный в соответствии с настоящей статьей такой земельный участок не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты его приобретения.
2. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
3. В срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.
4. В случае неустранения правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом
от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.
5. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.
6. В течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
7. Начальной ценой изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом
от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом
от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.
Способ определения начальной цены изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для проведения публичных торгов указывается в решении суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.
8. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом
от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения требуется проведение мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину, равную стоимости проведения этих мероприятий, но не более чем на 30 процентов.
Виды мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и порядок определения стоимости их проведения для целей настоящей статьи устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
9. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги.
Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
10. В случае, если повторные публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, в срок не позднее одного месяца со дня признания их несостоявшимися уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит продажу такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не менее чем за тридцать дней до дня проведения торгов в форме публичного предложения также обеспечивает опубликование информационного сообщения о проведении этих торгов в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения в информационном сообщении о проведении этих торгов дополнительно указываются величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная в данном информационном сообщении начальная цена.
11. Информационное сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения должно содержать следующие сведения:
1) наименование организатора торгов;
2) место, дата, время и порядок проведения торгов в форме публичного предложения;
3) предмет торгов в форме публичного предложения (кадастровый номер земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обременения прав на такой земельный участок, ограничения в использовании такого земельного участка, категория земель);
4) информация о выявленных в отношении такого земельного участка в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушениях обязательных требований;
5) начальная цена продажи такого земельного участка;
6) минимальная цена предложения, по которой может быть продан такой земельный участок;
7) величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка до минимальной цены предложения, по которой может быть продан такой земельный участок;
8) величина повышения начальной цены продажи такого земельного участка;
9) форма подачи предложений, порядок их приема, адрес места их приема, дата и время начала и окончания приема предложений;
10) размер задатка, порядок его внесения участниками торгов в форме публичного предложения и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка;
11) перечень представляемых участниками торгов в форме публичного предложения документов и требования к их оформлению;
12) срок заключения договора купли-продажи такого земельного участка;
13) место и срок подведения итогов торгов в форме публичного предложения.
12. Начальная цена продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных публичных торгов, признанных несостоявшимися. Минимальная цена предложения, по которой может быть продан такой земельный участок, составляет 50 процентов от начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения. Цена первоначального предложения устанавливается в размере начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения. Величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка устанавливается в пределах трех процентов от цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры торгов.
Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о цене такого земельного участка путем последовательного снижения цены первоначального предложения на величину снижения начальной цены продажи такого земельного участка.
Право приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежит участнику, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующей величине снижения начальной цены продажи такого земельного участка, при отсутствии предложений других участников торгов в форме публичного предложения.
В случае, если несколько участников торгов в форме публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одной из величин снижения начальной цены продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, со всеми участниками данных торгов проводится аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Начальной ценой такого земельного участка на проводимом аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данной величине снижения начальной цены продажи такого земельного участка. В случае, если участники проводимого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену такого земельного участка, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену такого земельного участка.
При уклонении или отказе победителя торгов в форме публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.
13. Если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения, в течение пятнадцати дней такой земельный участок может быть приобретен в собственность муниципального образования, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней с даты истечения срока, в течение которого такой земельный участок мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
14. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом
от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
15. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации собственник такого земельного участка обязан приступить к его использованию по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок проводит контрольное (надзорное) мероприятие за соблюдением обязательных требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.
16. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
2) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.";
3) статью 8 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок.";
4) в абзаце втором пункта 3 статьи 9 слово "трех" заменить словом "пяти".
Статья 2
В подпункте 2 пункта 9 статьи
71 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 29, ст. 5215) слова "пунктом 16" заменить словами "пунктом 15".
Статья 3
Абзац второй части 1 статьи
152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2010, N 18, ст. 2145; 2018, N 32, ст. 5133; N 49, ст. 7523) после слов "установленными федеральными законами," дополнить словами "об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 4
Часть вторую статьи
154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2009, N 26, ст. 3126; 2018, N 32, ст. 5133; N 49, ст. 7523; 2019, N 30, ст. 4099) после слов "или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями" дополнить словами ", об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 5
Внести в Федеральный закон
от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст. 4248, 4287, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4767, 4771, 4796; 2018, N 1, ст. 70, 91; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5131, 5134, 5135; N 53, ст. 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 29, ст. 3861; N 30, ст. 4156; N 31, ст. 4445; 2021, N 18, ст. 3064; N 22, ст. 3683; N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 15, 46; N 27, ст. 4586, 4620; N 29, ст. 5238) следующие изменения:
1) пункт 1 части 3 статьи 9 после слов "его законного представителя," дополнить словами "о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора),";
2) пункт 4.1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
"4.1) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации;";
3) статью 32 дополнить частью 20.2 следующего содержания:
"20.2. В случае выявления в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушений, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона
от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты выдачи предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, подает в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в орган регистрации прав заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в результате рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
4) в статье 36.1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок либо записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на такой земельный участок или обременения такого земельного участка";
б) части 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. Запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации в отношении зарегистрированного права собственности на такой земельный участок вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании соответствующего заявления уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.
2. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации погашается на основании заявления уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) после устранения выявленного нарушения обязательных требований, указанного в предписании об устранении выявленного нарушения обязательных требований, либо в случае отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в результате рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо соответствующего заявления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и судебного акта об отказе в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии такого земельного участка в связи с его неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, либо одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности лица, приобретшего такой земельный участок по результатам публичных торгов, либо одновременно с государственной регистрацией права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок.
3. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации также погашается на основании заявления любого заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного акта о погашении соответствующей записи.";
в) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, которая сделана на основании заявления уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) после выдачи предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, погашается при подаче указанным органом исполнительной власти в отношении такого земельного участка заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.".
Статья 6
Подпункт "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона
от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3064) исключить.
Статья 7
1. Установить, что если после дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого на момент его приобретения в собственность имеется неисполненное предписание об устранении нарушения обязательных требований в части неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет, вынесенное уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, был приобретен в собственность, то такой земельный участок не может быть изъят в связи с его неиспользованием по целевому назначению по решению суда, если с момента его приобретения в собственность прошло менее одного года.
2. Установить, что если во вступившем в законную силу решении суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, вынесенном до дня вступления в силу Федерального закона
от 3 июля 2016 года N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации", начальная цена продажи на публичных торгах такого земельного участка не определена и отсутствует указание на способ ее определения, то определение начальной цены продажи на публичных торгах такого земельного участка производится в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона
от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции настоящего Федерального закона).
3. Положения об условиях и о порядке проведения публичных торгов по изъятию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленные статьей 6 Федерального закона
от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции настоящего Федерального закона), применяются к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых имеются принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и вступившие в законную силу решения судов об изъятии таких земельных участков.
Статья 8
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
5 декабря 2022 года
N 507-ФЗ