ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
11 апреля 1998 года
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СТРУКТУРНОЙ
ПОЛИТИКЕ НА 1998 Г.
Введение
1. В 1996 году Правительство Российской Федерации приняло среднесрочную экономическую программу, осуществляемую в рамках механизма расширенного финансирования. Общая цель этой программы - возобновление устойчивого экономического роста за счет достижения макроэкономической стабильности и на основе дальнейшей работы по переходу к рыночной экономике. Макроэкономическая стабилизация должна была быть достигнута за счет сокращения дефицита государственного бюджета в сочетании с ограничениями в денежно - кредитной политике, осуществляемой в рамках режима валютного коридора. На 1996 - 1998 гг. была разработана комплексная программа структурных реформ, включающая: реформу монополий в области коммунальных услуг и транспорта, внесение изменений в законодательную и институциональную базу с целью стимулирования частных инвестиций и обеспечения экономического роста, совершенствование системы исполнения бюджета, меры по интеграции России в мировую экономику за счет дальнейшей либерализации внешнеторговой и валютной систем, меры по консолидации банковской системы и укреплению функций Банка России в области надзора и проведения денежно - кредитной политики.
2. В течение 1996 - 1997 гг. Россия добилась важных результатов в реализации ряда ключевых задач программы. Дальнейшие успехи были достигнуты в обеспечении макроэкономической стабилизации: инфляция постепенно снижалась, обменный курс удерживался в рамках заданных границ его колебаний, а платежный баланс оставался устойчивым. Кроме того, сохранялась открытая система внешней торговли, а с начала 1997 г. структурные преобразования получили новый импульс, в особенности в части структурной перестройки монополий в электроэнергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте. Экономика положительно отреагировала на эти изменения, в 1997 г. - впервые после распада Советского Союза был отмечен экономический рост. Тем не менее, по широкому спектру структурных реформ предстоит еще многое сделать. Более того, предстоит решить серьезные проблемы в налогово - бюджетной сфере, поскольку доходы бюджета по-прежнему поступают в недостаточном объеме, а расходы не поставлены под жесткий контроль. По этой причине результаты последних двух лет остаются неустойчивыми.
Программа на 1998 г.
3. Программа на 1998 г. отталкивается от уже достигнутых результатов. В ее рамках значительные усилия предусмотрены в тех областях, где ожидаемые результаты не были достигнуты. В целом основная стратегия останется неизменной: макроэкономическая стабильность должна поддерживаться на основе жесткой налогово - бюджетной и денежно - кредитной политики, в то время как структурные реформы будут способствовать росту производства. Ключевая цель программы на 1998 г. состоит в том, чтобы обеспечить кардинальное изменение налогово - бюджетной политики за счет укрепления системы сбора доходов и создания прочного механизма контроля за расходами, основанного на "Плане мероприятий в налогово - бюджетной сфере", который был принят Правительством Российской Федерации в конце 1997 г. Денежно - кредитная политика будет направлена на дальнейшее снижение инфляции и сохранение устойчивости платежного баланса. Осуществление денежно - кредитной политики будет основано на комплексном использовании всех ее инструментов, включая консолидацию банковской системы и совершенствование системы платежей. В программе на 1998 г. содержится четко очерченный план действий в области структурных реформ, причем основное внимание уделяется перечню мер, играющих наиболее важную роль в макроэкономике. В таблице 1 приводятся количественные критерии реализации программы, а в таблице 2 - основополагающие структурные меры на 1998 г. <*>
--------------------------------
<*> Критерии реализации программы установлены в соответствии с Меморандумом определений, сформулированным сотрудниками Министерства финансов, Банка России и МВФ.
Налогово - бюджетная политика и управление
бюджетными средствами
4. Программа на 1998 г. направлена на сокращение дефицита федерального бюджета, подсчитанного на базе обязательств, до 152 млрд. руб., или примерно до 5% ВВП по сравнению с 6,75% ВВП в 1997 г. Дефицит бюджета расширенного правительства должен снизиться с 7,5% ВВП в 1997 г. до 5,5% ВВП. В рамках программы целевой показатель дефицита федерального бюджета будет измеряться на основе величины обязательств. Любая новая задолженность, накопленная в течение 1998 г., будет своевременно погашаться. Предполагается, что доходы федерального бюджета на кассовой основе возрастут на 1 процентный пункт ВВП, хотя общий объем доходов снизится на 1 процентный пункт ВВП ввиду отказа от применения операций по взаимозачету при сборе налогов. Предусмотрено значительное снижение расходов федерального бюджета: на 3 процентных пункта ВВП. В соответствии с указанными целями устанавливаются квартальные критерии реализации программы по уровням дефицита бюджетов федерального и расширенного правительств и по доходам федерального бюджета в денежной форме. Кроме того, постоянно действующим критерием реализации программы на 1998 г. будет отказ от применения механизма налоговых зачетов в любой форме - как денежных, так и неденежных.
5. Программа предусматривает активную работу по дальнейшей консолидации налогово - бюджетной сферы, что частично воплощено в вводимых в настоящее время усовершенствованиях в систему сбора налогов и механизмов контроля за расходами бюджета. Правительство Российской Федерации и Банк России будут стремиться к дальнейшему сокращению дефицита федерального бюджета примерно до 4 процентов ВВП в 1999 г.
6. Правительство Российской Федерации полно решимости обеспечить в 1998 г. проведение налогово - бюджетной политики в соответствии с указанными выше целевыми показателями программы. В частности, в проект бюджета 1998 г. были внесены поправки, устанавливающие, что расходы, не связанные с обслуживанием государственного долга, осуществляются на уровне, соответствующем умеренному прогнозу поступления доходов, предусмотренному в рамках программы. Если имеющиеся данные будут свидетельствовать о том, что поступление доходов бюджета ниже целевого показателя программы, то Правительство Российской Федерации будет готово принять все меры, необходимые для выполнения целевого показателя программы по дефициту бюджета.
7. В соответствии со стремлением выполнить количественные целевые показатели по бюджету, программа на 1998 г. направлена на искоренение наблюдавшихся в прошлом серьезных недостатков в управлении бюджетными средствами и на создание прочной основы государственных финансов в России за счет реализации ряда принципиально важных мероприятий по увеличению доходов и совершенствованию управления расходами и контроля за ними. Значительная работа в этом направлении начата введением в действие в конце 1997 г. "Плана мероприятий в налогово - бюджетной сфере". Программа на 1998 г. направлена на развитие уже принятых мер и на укрепление реформ в налогово - бюджетной сфере с помощью ряда дополнительных мер. В частности, Правительство Российской Федерации примет жесткие меры против предприятий, имеющих большой объем задолженности по уплате налогов, усилит полномочия налоговых органов и укрепит институциональную основу сбора налогов, упорядочит налоговое законодательство, в первую очередь путем принятия исчерпывающего эти проблемы
Налогового кодекса, создаст систему Федерального Казначейства, в ведении которого будут находиться все бюджетные организации, и упрочит возможности Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществлять мониторинг расходных обязательств и контроль за ними. Одновременно будут предприняты шаги по ужесточению регулирования заимствований региональных и местных органов исполнительной власти и по укреплению финансового положения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сбор доходов бюджета и налоговая политика
8. Основные усилия по повышению собираемости налогов и увеличению доходов бюджета будут сосредоточены на работе с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе имеющими задолженность. Поэтому для обеспечения хороших результатов с самого начала реализации программы Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины уже в феврале - апреле 1998 г. начнет проводить ежемесячные заседания для принятия необходимых мер по сбору налоговой недоимки с 20 крупнейших должников по уплате налогов в федеральный бюджет. Против вынесенных на рассмотрение предприятий - должников, не погасивших задолженность, включая штрафы и пени, будет применяться процедура банкротства и наложение взыскания на имущество. В период до конца года Временная чрезвычайная комиссия будет проводить заседания ежемесячно с тем, чтобы принимать меры по обеспечению сбора налоговой недоимки не менее чем с 20 оставшихся крупнейших должников в течение каждого квартала. Помимо этого планируется, что недавно созданный Федеральный долговой центр до 30 июня 1998 г. начнет практическую реализацию имущества должников по уплате налогов, на которое наложен арест. В Государственной налоговой службе России будет создана специальная налоговая инспекция для мониторинга деятельности крупнейших налогоплательщиков и до 14 апреля 1998 г. передаст в ее ведение 10 компаний. До 1 июля 1998 г. в ведение этой налоговой инспекции перейдут 17 крупнейших компаний. Эта специализированная инспекция будет независима от любых региональных инспекций; все налоговые доходы, взысканные с указанных плательщиков, должны будут поступать непосредственно на счета Федерального казначейства в Банке России. Кроме того, до 15 апреля 1998 г. будет выпущено Постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым, начиная с третьего квартала, для получения доступа к экспортным нефтепроводам нефтедобывающие компании, имеющие задолженность по уплате налогов в федеральный бюджет, должны будут заключить соглашения с Госналогслужбой России, с тем чтобы: а) осуществить перечисление на определенные совместно с ней валютные счета в российских банках всей валютной выручки от реализации всей вывезенной нефти; б) дать налоговым органам право взыскивать в бесспорном порядке с указанных валютных счетов суммы недоимок по налогам. Для получения доступа к нефтепроводам в третьем квартале, применительно к 13 крупнейшим нефтяным холдинговым компаниям, на которые приходится около 90 процентов объема нефтедобычи в России, такие соглашения должны быть заключены до 20 мая 1998 г., а 21 мая 1998 г. Правительство Российской Федерации обнародует полный перечень всех предприятий из числа указанных 13 компаний, которые не заключили такие соглашения и не будут иметь доступа к экспортным нефтепроводам. В отношении оставшихся менее крупных нефтяных компаний такие соглашения необходимо будет заключить до того, как будет распределен доступ на третий квартал. Если предприятие, не получившее доступ к нефтепроводу в рамках указанной схемы, погасит свою задолженность по уплате налогов или заключит соглашение с Госналогслужбой России, ему не будет возобновлен такой доступ как минимум в течение следующего календарного месяца (начиная с июля 1998 г.). Наконец, до 30 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации примет меры по ограничению объема продукции, импортируемой в Калининградскую область без взимания пошлин.
9. Правительство Российской Федерации и Банк России подтверждают, что ни при каких обстоятельствах не будут проводить в жизнь программу налоговой амнистии. Однако они признают, что ставки пени, которые были допустимы в период высокой инфляции, в настоящее время неприемлемы. Поэтому для совершенствования сбора пени и штрафов до принятия законодательства, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, в проект бюджета на 1998 г. предложена поправка, позволяющая создать механизм, при помощи которого пени и штрафы по задолженности по уплате налогов, накопленной до 1998 г., будут пересчитаны по новым (более обоснованным) ставкам. Правительство Российской Федерации примет меры для обеспечения принудительной уплаты пересчитанных пеней и штрафов в полном объеме всеми предприятиями, независимо от погашения или непогашения ими задолженности по уплате налогов.
10. В то же время будет принят ряд законодательных мер, направленных на укрепление полномочий налоговых органов. В частности, до 14 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации предпримет все необходимые меры, включая представление (при необходимости) законопроекта, гарантирующие право налоговых органов обращать взыскание на весь имущественный комплекс предприятий, имеющих задолженность по уплате налогов, в целях ее погашения.
Кроме того, до 1 октября 1998 г. Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу законопроект, четко наделяющий Пенсионный фонд Российской Федерации полномочиями по сбору доходов, равными по объему полномочиям Государственной налоговой службы (в том числе обязывающий банки предоставлять информацию о налогоплательщиках, наделяющий Пенсионный фонд правом требовать уплату страховых отчислений с третьих лиц, являющихся должниками предприятий, которые сами имеют задолженность по уплате налогов, проводить аудиторские проверки физических лиц).
11. Важным элементом программы станет принятие нового
Налогового кодекса. Пересмотренный вариант проекта
Налогового кодекса был представлен в Государственную Думу 31 января 1998 г. Он предусматривает сокращение числа налогов, переход на применение налогового учета по методу начисления, упрощение структуры ставок налогов. В законе о реализации нового
Налогового кодекса будет указано, что он полностью вводится в действие (включая применение в полном объеме принципов учета на основе метода начисления НДС для целей налогообложения) с 1 января 1999 г.
12. В интересах обеспечения прозрачности налогово - бюджетных отношений и совершенствования контроля за федеральным бюджетом до конца 1998 г. будет прекращено действие особых соглашений о распределении налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, в соответствии с которыми некоторые субъекты Российской Федерации могут удерживать доходы, подлежащие перечислению в федеральный бюджет, и использовать их для финансирования федеральных программ на своей территории. Будут приняты меры, гарантирующие прекращение действия уже вступивших в силу соглашений.
Управление расходами бюджета
13. Программа на 1998 г. направлена на ужесточение контроля за расходами и их рационализацию исходя из определения приоритетов в области расходов Правительства Российской Федерации с тем, чтобы привести их суммарную величину в соответствие с объемами, предусмотренными программой.
14. Важным шагом в области контроля и совершенствования управления кассовыми расходами станет перевод до 14 апреля 1998 г. всех федеральных ведомств, за исключением Министерства обороны России, на исполнение бюджета через систему Федерального Казначейства. Министерство обороны России будет переведено на казначейское исполнение бюджета до 1 июля 1998 г. На начальном этапе установления контроля за обязательствами по расходам Правительство Российской Федерации введет до 1 мая 1998 г. в действие систему предварительной регистрации в системе Федерального Казначейства заключенных бюджетными организациями договоров. До 1 июля 1998 г. Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу проект поправок к
Гражданскому кодексу Российской Федерации, наделяющий Федеральное Казначейство правом признавать недействительными договоры, не прошедшие предварительную регистрацию в системе Федерального Казначейства. В целях укрепления платежной дисциплины бюджетных организаций Правительство Российской Федерации до 14 апреля 1998 г. уточнит перечень "стратегических" потребителей, которым не может быть прекращена подача энергоресурсов, с целью его сокращения.
15. Еще одним важным элементом стратегии, направленной на усовершенствование системы управления расходами федерального бюджета, станет введение комплексного мониторинга федеральных расходов. С этой целью начиная с 1 февраля 1998 г. Государственный комитет по статистике Российской Федерации приступит к подготовке месячных отчетов, содержащих подробные данные о расходных обязательствах организаций, финансируемых из федерального бюджета. Кроме того, до 30 апреля 1998 г. будет завершена перепись всех лиц, занятых в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Для укрепления доверия к государственной политике в налогово - бюджетной сфере Правительство Российской Федерации после завершения инвентаризации и детальной сверки данных урегулирует оставшийся объем бюджетной задолженности по состоянию на конец 1997 г. путем ее переоформления в ценные бумаги или кассовыми платежами. До 30 июня 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит порядок урегулирования этой задолженности. В соответствии с программой в области налогово - бюджетной и финансовой политики на 1998 г. задолженность в размере до 12 млрд. руб. будет погашена в течение года в денежной форме. В любом случае при погашении данной задолженности не будут использованы налоговые зачеты или списание задолженности по налоговым платежам.
16. Для обеспечения полноты и прозрачности операций с государственными средствами, начиная с 14 апреля 1998 г., Правительство Российской Федерации обеспечит ежеквартальное предоставление отчетности по валовому движению средств, имеющих бюджетный характер и поступающих на внебюджетные счета всех бюджетополучателей, а также по списанию с этих счетов. До конца 1998 г. Министерство финансов Российской Федерации подготовит отчет, посвященный анализу возможных способов включения проводок по счетам указанных внебюджетных фондов в систему исполнения бюджета, контролируемую Главным управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
17. Для предотвращения дальнейшего накопления бюджетной задолженности необходимые расходы 1998 г. будут включены в федеральный бюджет в полном объеме и в соответствии с реалистичным прогнозом поступления доходов. Для этого Правительство Российской Федерации проводит работу по обзору расходных потребностей каждого федерального министерства. До 15 апреля 1998 г. планируется четко конкретизировать и обнародовать программу сокращения расходов на 55 млрд. руб., т.е. на ту сумму, которая - при отсутствии дополнительных мер - необходима для снижения основных потребностей в расходах до уровня, предусмотренного программой и бюджетом 1998 г. Правительство Российской Федерации твердо намерено обеспечить порядок, при котором финансовые потребности внебюджетных фондов, в особенности Пенсионного фонда Российской Федерации, не подорвут эффективности комплекса мер, направленных на консолидацию бюджета. Поэтому до конца 1998 г. не будут приниматься никакие меры по повышению общего уровня пенсионного обеспечения, не подкрепленные соответствующими источниками финансирования. В частности, чтобы обеспечить установление пенсионных пособий на уровне, соответствующем располагаемым финансовым возможностям Пенсионного фонда, Правительство Российской Федерации будет и в дальнейшем использовать механизм расчета средней заработной платы для выплаты пенсий, описанный в Совместном протоколе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 декабря 1997 г. В соответствии с этим механизмом Правительство Российской Федерации до 15 апреля 1998 г. обнародует размер средней заработной платы для использования во втором квартале 1998 г.; размер средней заработной платы для последующих кварталов будет обнародован до начала соответствующего квартала.
Денежно - кредитная и валютная политика
18. Денежно - кредитная программа на 1998 г. нацелена на дальнейшее снижение уровня инфляции и накопление международных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Программа основана на увеличении денежной массы (М2) в соответствии с целевым показателем инфляции и повышении спроса на рублевые активы. Учитывая предполагаемые потребности в финансировании государственных нужд за счет банковской системы, программа позволяет увеличить размер банковского кредита негосударственному сектору в реальном исчислении. В качестве оперативных целевых показателей программы установлены показатели по чистым международным резервам, чистым внутренним активам и чистому кредиту федеральному и расширенному правительствам.
19. Банк России будет проводить денежно - кредитную политику в соответствии с установленными принципами отказа от предоставления прямых кредитов для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета; кроме того, органы денежно - кредитного регулирования будут предоставлять кредиты банкам только через использование ломбардных кредитов и других рыночных механизмов. Банк России будет и в дальнейшем использовать операции на открытом рынке для контроля за увеличением чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования в соответствии с целевыми показателями программы.
20. Банк России будет продолжать действующую практику покупки государственных казначейских обязательств на первичном рынке лишь в случае, если общий объем заявок на конкретном аукционе будет меньше объема ГКО, рефинансируемого на данном аукционе. В течение 1998 г. все операции между Правительством Российской Федерации и Банком России будут проводиться по действующим рыночным процентным ставкам без предоставления отсрочек платежей процентов по любым конкретным сделкам. В случае, если Правительство Российской Федерации выпустит новые ценные бумаги и потребует их переучета Банком России, такой переучет будет осуществляться по ставке, равной или превышающей сопоставимую рыночную ставку.
21. В соответствии с уточненным режимом валютного курса <*> органы денежно - кредитного регулирования будут нацеливать политику установления процентных ставок на поддержание стабильного валютного курса и повышение уровня международных резервов. С этой целью, в случае возникновения давления на валютный рынок, Банк России будет воздерживаться от компенсирующих мер при продаже валюты, к которой он может прибегнуть для поддержания валютного курса, а также обеспечит условия, при которых сокращение ликвидности будет отражаться в повышении процентных ставок. В то же время Банк России станет воздерживаться от интервенций на рынке государственных краткосрочных обязательств, направленных на ограничение роста ставок, и будет корректировать процентные ставки по своим кредитным операциям в соответствии с рыночными условиями. При значительных и продолжительных оттоках капитала Банк России будет использовать большую гибкость, допускаемую новым режимом, для того, чтобы компенсировать дисбаланс. При значительных и продолжительных притоках капитала будут предприняты аналогичные шаги по проведению интервенций и накоплению международных резервов. В этом случае Банк России смягчит снижение процентных ставок путем частичной стерилизации своих интервенций на валютном рынке. При значительном изменении размера международных резервов Правительство Российской Федерации и Банк России своевременно проведут консультации с МВФ.
--------------------------------
<*> В соответствии с новым режимом, действующим в течение 1998 - 2000 гг., обменный курс рубля будет составлять 6,2 руб. за 1 доллар США с колебаниями в пределах +/-15 процентов.
22. Правительство Российской Федерации и Банк России будут и в дальнейшем придерживаться рыночных принципов формирования валютного курса. В период действия программы ни Правительство Российской Федерации, ни Банк России не будут вводить или ужесточать ограничения, касающиеся платежей и трансфертов по текущим международным операциям, вводить или изменять практику в отношении множественности валютных курсов, заключать двусторонние платежные соглашения, противоречащие статье VIII "Статей соглашения" МВФ, либо вводить или ужесточать меры по ограничению импорта в целях поддержания платежного баланса. При внесении изменений в механизм контроля за капиталом будут проводиться консультации с сотрудниками МВФ.
Политика в отношении внешнего долга
23. Правительство Российской Федерации будет продолжать взвешенную политику в отношении внешнего долга. Поэтому Правительство Российской Федерации и Банк России ограничат объемы получения внешних кредитов Правительством (под гарантии Правительства) или Банком России или иными ведомствами от имени Правительства Российской Федерации со сроками погашения более одного года и 1 - 5 лет, предельными показателями, приведенными в таблице 1. Данные предельные показатели не относятся:
а) к получению кредитов, классифицируемых как международные резервные пассивы органов денежно - кредитного регулирования;
б) к получению кредитов на реструктуризацию, рефинансирование или досрочное погашение внешнего долга <*>, которые не приводят к увеличению непогашенного внешнего долга;
--------------------------------
<*> Т.е. на обеспечение рефинансирования обязательств с наступающим сроком погашения или досрочное погашение обязательств с ненаступившим сроком погашения.
в) к обычному краткосрочному финансированию импорта.
Кроме того, будет установлен максимальный предел просроченного долга с первоначальными сроками погашения один год и менее, как показано в таблице 1 <*>.
--------------------------------
<*> Таблицы не публикуются.
24. В период действия программы расширенного финансирования ни федеральное Правительство Российской Федерации, ни Банк России не будут накапливать задолженность ни по каким внешним платежам, за исключением платежей, которые являются предметом переговоров о реструктуризации долга между Российской Федерацией и оставшимися официальными двусторонними кредиторами или прочими кредиторами, требования которых относятся к необеспеченным кредитам поставщиков.
Структурная политика
25. Структурная политика в рамках программы Правительства Российской Федерации на 1998 г. является продолжением общего подхода, изложенного в первоначальной трехлетней программе в рамках механизма расширенного финансирования, и отражает уточнения к среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 гг. Комплексная и эффективная программа структурных реформ была разработана в целях создания прозрачных конкурентных условий хозяйственной деятельности, ускорения преобразований в экономике и стимулирования инвестиций на основе поддержания надежной макроэкономической стабильности. Ключевыми областями экономической политики государства обозначены: структурная перестройка жизненно важных отраслей; проведение ряда законодательных и институциональных мер, направленных на содействие инвестициям со стороны частного сектора для обеспечения экономического роста; рационализация бюджетной системы, консолидация и развитие банковской системы с тем, чтобы она могла эффективно участвовать в мобилизации и распределении ресурсов. Ряд ключевых мероприятий были определены в качестве основополагающих в рамках программы, поскольку они оказывают значительное влияние на макроэкономическую ситуацию в среднесрочной перспективе. Эти задачи приведены в таблице 2 <*>.
--------------------------------
<*> Таблицы не публикуются.
Монополии в области коммунальных услуг и на транспорте
26. Реформа монополий в области коммунальных услуг и транспорта получила в 1997 г. новый толчок, прежде всего в направлении создания оптового рынка электроэнергии, укрепления государственного контроля за монополиями в отраслях энергетики, реформирования структур ценообразования на электроэнергию, природный газ, услуги железнодорожного транспорта. Программа на 1998 г. сосредоточит внимание на дальнейшем реформировании монополий в области коммунальных услуг и транспорта. Поставленные задачи включают: увеличение удельного веса поступления доходов от деятельности этих монополий в кассовой форме, обеспечение большей прозрачности и укрепление государственного контроля за их деятельностью, повышение оперативной эффективности предприятий, усиление конкуренции в каждом из секторов.
27. Прозрачность хозяйственной деятельности будет усилена во всех отраслях монополий в области коммунальных услуг и транспорта. Для этой цели Правительство Российской Федерации осуществит следующее:
а) до 14 апреля 1998 г. издаст постановление, вводящее требование о подготовке и опубликовании квартальной отчетности РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Министерства путей сообщения России и компании "Транснефть" на основе Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ); опубликование отчетности РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" начнется с данных за третий квартал, отчетности Министерства путей сообщения России и компании "Транснефть" с 1999 г.;
б) до 14 апреля 1998 г. опубликует отчет о неперечисленных в федеральный бюджет суммах дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям частных компаний и издаст нормативные акты, ликвидирующие такие льготы.
28. Будет увеличено поступление доходов в кассовой форме от электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта. Для этого Правительство Российской Федерации осуществит следующие действия:
а) примет ряд мер - в том числе по обеспечению расчетов государственными организациями в кассовой форме в полном объеме, по дальнейшему сокращению перечня "стратегических" предприятий, которым не могут быть прекращены поставки продукции, по корректировке сети предприятий, осуществляющих оптовые покупки энергоресурсов у производителей и их последующую перепродажу населению - с тем, чтобы до 30 июня 1998 г. расчеты в денежной форме в этих отраслях составляли не менее 30% от общей стоимости реализованной продукции, а до 31 декабря 1998 г. - не менее 60%, с последующим увеличением их удельного веса до 100% к концу 1999 г.;
б) введет для РАО "ЕЭС России", энергетических компаний, РАО "Газпром" и Министерства путей сообщения России требование о подготовке квартальных отчетов с указанием, на консолидированной основе, счетов к оплате, поступлений и накопленной дебиторской задолженности по каждому федеральному ведомству и ведомству, финансируемому из федерального бюджета, по каждой региональной администрации и ведомству, финансируемому из регионального бюджета, а также по каждой муниципальной администрации и ведомству, финансируемому из муниципального бюджета, с приложением перечня десяти крупнейших должников частного сектора;
в) начиная с 30 июня 1998 г., примет необходимые меры к тому, чтобы объем кредиторской задолженности не превышал уровня, эквивалентного объему продаж в течение 30 дней.
29. Меры экономической политики в электроэнергетике будут сосредоточены на обеспечении дальнейшего развития оптового рынка электроэнергии и повышения эффективности его функционирования. Правительство Российской Федерации осуществит следующие мероприятия:
а) до 14 апреля 1998 г. разработает порядок диспетчеризации, направленный на минимизацию затрат на поставки электроэнергии на федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России и до 30 июня 1998 г. обеспечит введение данного порядка не менее чем в одном региональном энергообъединении;
б) продолжит сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике за счет установления до 30 июня 1998 г. тарифов на потребляемую населением электроэнергию на уровне не ниже 50% средней по региону фактической стоимости электрической энергии, поставляемой населению;
в) до 30 июня 1998 г. разработает и внесет в Государственную Думу проект федерального закона, которым будет обеспечен свободный доступ потребителей к федеральной и местным электрическим сетям по справедливым и обоснованным ценам.
30. Правительство Российской Федерации примет меры по разработке среднесрочной концепции развития газовой промышленности. Для этого будут осуществлены следующие мероприятия:
а) до 30 июня 1998 г. определит задачи отрасли с учетом ее структуры в долгосрочной перспективе и в соответствии с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации
от 28 апреля 1997 г. N 426;
б) до 30 сентября 1998 г. разработает проект документа о принципах коммерческого лицензирования предприятий, работающих на каждом из основных уровней в системе газоснабжения (производство, поставка, транспортировка и распределение), в котором будут конкретизированы права и обязанности каждого из таких предприятий, и направит данный документ заинтересованным организациям для внесения замечаний, а также внесет в Государственную Думу проект поправки к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", разрешающую коммерческое лицензирование в газовой промышленности. Кроме того, для сокращения перекрестного субсидирования в газовой промышленности (а также для сокращения бюджетных дотаций на газ, потребляемый населением) до 14 апреля 1998 г. оптовая цена на газ для населения, без учета акциза, будет в среднем повышена до 76% от оптовой цены на газ для промышленных потребителей, до 30 июня - до 88%, а до 31 декабря 1998 г. - до 100% от этой цены.
31. На железнодорожном транспорте программа будет направлена на дальнейшее сокращение перекрестного субсидирования и на выведение за рамки хозяйственной деятельности железных дорог социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью. Для этого будут приняты следующие конкретные меры:
а) до 14 апреля 1998 г. будет издан порядок ограничения изменений тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в зависимости от индекса роста цен производителей промышленной продукции в течение года, уменьшенного на 3 процентных пункта в годовом исчислении;
б) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1997 г. N 1021 будет утвержден план выведения социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью. Для этого до 30 апреля 1998 г. будет подготовлен перечень объектов социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью, которые могут быть выведены из структуры отрасли, а до 31 декабря 1998 г. будет утвержден график их выведения.
Развитие частного сектора
32. В этой области Правительство Российской Федерации осуществит широкий спектр мер, направленных на создание благоприятных условий для инвестиций в частный сектор и на обеспечение его роста и укрепления. Данные меры включают приватизацию, дальнейшее развитие рынков земли и недвижимости, а также различные инициативы, направленные на развитие конкуренции, облегчение доступа к рынку и выхода с него, а также меры, стимулирующие внутренние и внешние инвестиции в средства производства.
33. Важной целью программы на 1998 г. является продолжение активного процесса приватизации, а также введение мер для обеспечения прозрачности, открытости и конкуренции в этом процессе. В числе методов проведения дальнейшей приватизации будут коммерческие конкурсы и аукционы, включая специализированные аукционы, предусмотренные законодательством, в том числе Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", принятым Государственной Думой 24 июня 1997 г. (Закон о приватизации). В соответствии с законодательством эти конкурсы направлены на то, чтобы стимулировать участие всех заинтересованных сторон. Поэтому о приватизации объектов будет широко объявляться в средствах массовой информации в России и за рубежом, что сможет привлечь дополнительных квалифицированных покупателей. Все привлеченные финансовые советники будут признанными специалистами, а их привлечение будет осуществляться на базе прозрачных конкурсных процедур, при которых исключается конфликт интересов, при этом оценка поданных заявок будет объективной.
34. Проект программы приватизации, представленной Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, включает два перечня:
а) 33 государственных унитарных предприятия, находящихся в федеральной собственности и подлежащих преобразованию, начиная с 1998 г., в акционерные общества открытого типа;
б) 27 акционерных обществ открытого типа, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат продаже, начиная с 1998 г. Правительство Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 363 и Распоряжением Правительства Российской Федерации N 564-р от 1997 г., проведет приватизационные мероприятия в отношении не менее чем 25% предприятий, входящих в перечни 1 и 2 и подлежащих приватизации в 1998 г., привлекая опыт четырех пилотных проектов приватизации, начатых в 1997 г. (финансовые консультанты будут привлекаться к приватизации всех указанных предприятий на конкурсной основе на возможно более раннем этапе). В соответствии с основными принципами порядка, установленного двумя указанными решениями Правительства, будут приватизированы восемь крупнейших по величине активов предприятий, включенных в упомянутый перечень. Правительство Российской Федерации примет все обоснованные меры к тому, чтобы обеспечить рассмотрение программы приватизации Государственной Думой и ускорить ее принятие. Если закон не будет своевременно принят Государственной Думой, то Правительство Российской Федерации с соблюдением действующего законодательства предпримет все необходимые и реалистичные шаги для того, чтобы приватизация объектов по перечням 1 и 2 могла продолжаться в 1998 - 1999 гг. в соответствии с описанными выше подходами. До 14 апреля 1998 г. Министерство государственного имущества Российской Федерации подготовит примерный квартальный график мероприятий по приватизации предприятий, перечисленных выше в подпунктах (а) и (б). Этот график вступит в силу и будет опубликован после принятия Государственной программы приватизации. До 30 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу поправку к Государственной программе приватизации, дающую возможность применения процедур приватизации по индивидуальным проектам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 363, Распоряжением Правительства Российской Федерации N 564-р и Распоряжением N 356-р Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
35. Для расширения масштабов приватизации до 31 мая 1998 г. будет выпущен Указ Президента Российской Федерации, предусматривающий сокращение перечня "стратегических" акционерных обществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 949. Исключению из указанного перечня будут подлежать в том числе предприятия следующих отраслей: химическая и нефтехимическая промышленность, медицинская и фармацевтическая промышленность, легкая промышленность и производство косметических товаров, черная металлургия, сталелитейная промышленность, воздушный, морской и речной транспорт, хранение и переработка зерна, транспортное строительство, нефтяная промышленность, научно - исследовательские учреждения гражданского назначения, приборостроение, энергетика, строительство и производство строительных материалов, производство холодильной техники для промышленных нужд, хранение топливно - энергетических ресурсов для промышленных нужд. Предприятия, исключенные из указанного перечня, впоследствии, начиная с 1998 года, подлежат приватизации. Для обеспечения равного доступа иностранных и отечественных инвесторов к приватизационным конкурсам Российский фонд федерального имущества и Министерство государственного имущества Российской Федерации обеспечат размещение в средствах массовой информации, пользующихся международным авторитетом, объявлений о приватизации не позднее чем за 40 дней до начала аукционов или конкурсов по продаже акций акционерных обществ, включенных в программу, а также объектов, стартовая цена которых будет установлена на уровне более 50 млн. долл. США.
36. Правительство Российской Федерации и в дальнейшем будет твердо придерживаться обязательства обеспечивать свободный оборот земель, а также право на владение ими и их использование. Программа нацелена на дальнейшее развитие законодательной и институциональной базы для обеспечения в полном объеме частной собственности на землю и недвижимость и для развития этих рынков, а также использования земли в качестве залога. С этой целью будут предприняты следующие шаги:
а) до 30 июня 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит Концепцию развития земельной реформы и рынка недвижимости в России и разработает ряд мер, направленных на ее реализацию;
б) до 31 июля 1998 г. будет проведена оценка системы налогообложения земли с целью устранения препятствий со стороны местных органов власти к продаже земель под приватизированными зданиями и сооружениями.
37. Реформы, касающиеся рынков капитала, закона о банкротстве, принципов бухгалтерского учета и независимого аудита, будут проведены в целях усовершенствования финансового посредничества, укрепления системы управления предприятиями и привлечения инвестиций. С этой целью Правительство Российской Федерации:
а) примет меры, направленные на реализацию процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998 г., осуществит мероприятия по обеспечению выполнения предусмотренных данным Законом процедур несостоятельности, передаст соответствующие полномочия государственному органу по банкротству, наделив его надлежащим штатом сотрудников и финансированием, а также примет решение о создании специализированного фонда при государственном органе по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении;
б) осуществит действия, изложенные в Плане мероприятий по реализации Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами;
в) осуществит мероприятия, изложенные в Программе действий по проведению независимого аудита, в результате которых будут постепенно введены независимые аудиторские проверки финансовых счетов предприятий.
В уточненном проекте
Налогового кодекса (см. п. 11 Заявления) предусмотрено усовершенствование системы налогообложения дохода от капитала, в том числе за счет ликвидации двойного налогообложения дивидендов и процентов, выплачиваемых по долговым обязательствам (в том числе, по ценным бумагам), вычета потерь от понижения рыночной стоимости активов и ликвидации налогов и сборов за проведение операций с ценными бумагами.
38. Правительство Российской Федерации продолжит работу по созданию законодательного и институционального режима, включая меры налогово - бюджетной политики, соответствующего правилам ВТО и направленного на привлечение прямых иностранных инвестиций за счет:
а) применения национального режима в отношении иностранных инвесторов в соответствии с международной практикой;
б) введения обязательности исполнения решений независимого международного арбитража при урегулировании споров между инвесторами и государством;
в) сокращения числа отраслей экономики, ограниченных для участия иностранных инвесторов, а также сокращения ограничений на прямые иностранные инвестиции в некоторых отраслях.
Реформы в налогово - бюджетной сфере
39. Реформирование внебюджетных фондов будет направлено на достижение финансовой жизнеспособности этих фондов и повышение адресности трансфертов в рамках усилий по оздоровлению налогово - бюджетной сферы в целом. В частности:
а) до 30 апреля 1998 г. будет издан Указ Президента Российской Федерации, запрещающий всем федеральным внебюджетным фондам производить заимствования у любых негосударственных финансовых организаций (за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации в целях управления его ликвидностью);
б) Правительство Российской Федерации примет все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить принятие
Бюджетного кодекса, предусматривающего передачу функции сбора доходов и исполнения бюджетов всех социальных фондов (за исключением, возможно, Пенсионного фонда Российской Федерации), соответственно, Государственной налоговой службе Российской Федерации и Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации;
в) будет достигнут дальнейший прогресс в проведении реформы пенсионной системы за счет внесения до 30 ноября 1998 г. в Государственную Думу законопроекта, соответствующего концептуальному документу, утвержденному Правительством Российской Федерации 18 декабря 1997 г. В рамках этой реформы, начиная с января 2000 г., существующая распределительная система пенсионного обеспечения будет постепенно преобразована: (а) в распределительную систему с фиксированной ставкой взносов на основе индивидуализированного сбора данных, персональных счетов и размера пенсионного обеспечения в соответствии с ранее уплаченными взносами (схема использования условных счетов) и (б) в систему обязательных сбережений на договорной основе (накопительная система). Новая схема будет включать положения о минимальной пенсии и о социальной пенсии для граждан, которые не подпадают под действие страховых схем. Будет предусмотрено также дополнительное пенсионное страхование за счет негосударственных (добровольных) схем и обязательных пенсий по определенным отраслям народного хозяйства, в том числе путем создания регулирующей структуры для схем пенсионного обеспечения за счет частных пенсионных фондов, целью которой будет сохранение целостности финансовой системы и прав участников указанных схем пенсионного обеспечения. До 30 сентября 1998 г. будут опубликованы результаты проведения независимой аудиторской проверки Пенсионного фонда Российской Федерации, направленной на обеспечение подотчетности и прозрачности его деятельности.
40. Что касается реформирования межбюджетных отношений, то до 15 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит концепцию реформы федеральных межбюджетных отношений в соответствии с общими параметрами среднесрочной макроэкономической программы. В рамках этой концепции будет предусмотрено следующее:
а) ликвидированы все субвенции городам Москве и Сочи;
б) сокращено число регионов, получающих средства из Фонда федеральной поддержки регионов (ФФПР);
в) по мере утверждения норм финансовых расходов для конкретных видов расходов, расходы ФФПР будут определяться на нормативной основе;
г) постепенно расширено использование целевого назначения средств, определены обязательные условия их предоставления, при этом предоставление средств в рамках федеральной поддержки регионов (которое будет осуществляться через Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации) будет постепенно переводиться на принципы софинансирования.
Программа реформ будет направлена на то, чтобы не допустить увеличения дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках проекта
Налогового кодекса и других налоговых законов будут изменены условия распределения налоговых доходов с целью увеличения доли доходов, поступающих в местные бюджеты за счет доли региональных доходов. Кроме того, до 31 октября 1998 г. Правительство Российской Федерации разработает проекты нормативных документов для введения особого финансового режима в тех регионах или муниципальных образованиях, которые находятся в наиболее сильной зависимости от федеральных трансфертов.
41. Правительство Российской Федерации предпримет все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принятие Государственной Думой федерального закона, регулирующего субнациональные заимствования, и его утверждение Президентом Российской Федерации. Первоначальный представленный в Государственную Думу вариант законопроекта устанавливает обоснованные ограничения и предварительные условия таких заимствований. Кроме того, Правительство Российской Федерации поддержит положения проекта
Бюджетного кодекса, которые:
а) расширят определение долговых обязательств за счет включения в него всех кредитных линий и условных обязательств органов государственного управления;
б) упорядочат и стандартизируют требования к отчетности по объему долга и расходам на его обслуживание.
42. В 1998 г. Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на совершенствование финансирования и оказания услуг здравоохранения, а также на улучшение качества образования. В области здравоохранения будет принят порядок, предусматривающий определение размера отчислений в фонд обязательного медицинского страхования для неработающих граждан. В области образования новые финансовые механизмы, основанные на формуле подушевого финансирования, будут опробованы в отдельных регионах. Будет завершена текущая работа по уточнению минимальных стандартов образования, разработан механизм контроля и оценки качества региональных программ обучения и усовершенствована государственная система статистики в области образования с тем, чтобы обеспечить ее соответствие международным стандартам.
43. Одной из целей программы является сокращение размера дотаций в жилищно - коммунальном секторе и повышение эффективности его функционирования. В этой связи среднесрочная программа Правительства Российской Федерации предусматривает увеличить до 30 июня 1998 г. окупаемость жилищно - коммунальных услуг до 40 процентов, а к концу 1998 г. - до 50 процентов, при дальнейшем повышении окупаемости на 10 процентных пунктов в год с тем, чтобы в 2003 г. достичь полной окупаемости; повышение окупаемости должно быть достигнуто, в том числе за счет повышения цен на жилищно - коммунальные услуги и корректировки размера арендной платы. Среди прочих запланированных мер предусматриваются следующие:
а) до 31 мая 1998 г. будет выпущен Указ Президента Российской Федерации об утверждении типового устава товарищества собственников жилья, направленный на повышение эффективности управления и обслуживания многоквартирных жилых домов;
б) до 30 сентября 1998 г. будет проведен обзор действующей системы льгот в отношении оплаты жилищно - коммунальных услуг, разработан график их постепенной ликвидации и компенсации получателям льгот в форме денежных трансфертов, а также, в необходимых случаях, корректировок заработной платы; частью данного процесса будет изменение системы субсидий на капитальные вложения в строительство и на содержание жилья.
Внешнеторговая политика
44. В течение 1998 г. Правительство Российской Федерации намерено развивать успехи, достигнутые в создании режима открытой торговли, и воздерживаться от принятия протекционистских мер. В целом, Правительство Российской Федерации не будет вводить никакие количественные ограничения на импорт или экспорт <*>. В случае необходимости введения защитных мер они будут соответствовать правилам ВТО и в основном основываться на ценовом принципе, а именно, не будут носить дискриминационного характера и будут соответствовать степени нанесенного ущерба, оцененного на основании всестороннего заключения. Действие добровольных экспортных ограничений будет ограничено исключительно теми случаями, по которым у России имеются более ранние обязательства (взятые до начала программы расширенного финансирования) по их применению, или аналогичные экспортные ограничения используются из-за угрозы применения ответных мер со стороны торговых партнеров. Действие экспортных ограничений не будет превышать одного года. При рассмотрении решения о введении какой-либо защитной количественной меры Правительство Российской Федерации предварительно проведет консультации с сотрудниками МВФ. Схема применения справочных цен при импорте сохранится, однако ее использование будет прозрачным и лишенным протекционизма; при этом импортерам будут предоставлены справедливые условия для урегулирования любых споров. Правительство Российской Федерации будет стремиться до минимума сократить использование количественных ограничений на экспорт при урегулировании антидемпинговых споров между торговыми партнерами. В случае возбуждения антидемпинговых процедур против товаров российских производителей Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий будет стремиться к тому, чтобы факт демпинга и размер нанесенного им ущерба определялись на основании окончательных результатов антидемпингового расследования, проводимого органами власти, ответственными за антидемпинговые меры в государстве - импортере, и обеспечит порядок, при котором любые соответствующие меры в отношении экспорта российских товаров, основанные на ценовом принципе, будут временными и прозрачными. Технические правила, применяемые Российской Федерацией, будут связаны исключительно с уменьшением законодательно оправданных рисков для здоровья, безопасности и окружающей среды и не будут допускать введения процедур сертификации, не предусмотренных правилами ВТО и представляющих собой неправомерные ограничения во внешней торговле.
--------------------------------
<*> Количественные ограничения в форме экспортных квот могут устанавливаться Правительством Российской Федерации исключительно с целью выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств. Прочие нетарифные ограничения на внешнюю торговлю могут быть введены исключительно в целях обеспечения законности и общественного порядка в стране, международной безопасности и охраны здоровья граждан, а также для защиты окружающей среды, культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации.
45. В целом Правительство Российской Федерации не станет прибегать к новым льготам по уплате ввозных пошлин. Единственным возможным исключением из данного правила будет особый таможенный режим, применимый в отношении инвесторов, осуществляющих прямые иностранные инвестиции в проекты стоимостью 100 млн. долларов США или более. При использовании данного режима могут применяться некоторые меры поощрительного характера в ограниченном объеме:
а) льготы по уплате ввозных пошлин в объеме, не превышающем 33 процентов от объема инвестиций;
б) срок, в течение которого могут быть предоставлены льготы, ограничивается четырьмя годами с момента утверждения инвестиционного проекта.
Кроме того, особый таможенный режим будет соответствовать правилам ВТО, а срок его действия истечет в конце 2000 г. Данный режим будет отражен в соответствующем законодательном документе.
46. Конкретные меры в области внешнеторговой политики, запланированные на 1998 г., включают следующее:
а) до 31 декабря 1998 г. будут снижены до 20 процентов ставки ввозных пошлин не менее чем на одну треть товаров, к которым в настоящее время применяется пошлина в размере 30 процентов; перечень товаров должен быть утвержден Правительством Российской Федерации до 30 апреля 1998 г.;
б) до 30 июня 1998 г. будут пересмотрены специфические и комбинированные пошлины таким образом, чтобы ограничить их применение;
в) будет проведен тщательный анализ всех остающихся льгот по уплате импортных пошлин, предусмотренных Законом "О таможенном тарифе Российской Федерации" (включая льготы, предоставляемые последующими поправками к данному Закону) с тем, чтобы до 30 сентября 1998 г. представить в Государственную Думу поправку к данному Закону, значительно сокращающую количество льгот;
г) до 30 июня 1998 г. будет проведен тщательный анализ системы лицензирования импорта водки и этилового спирта с целью ее упорядочения таким образом, чтобы обеспечить автоматическое получение права на импорт после уплаты импортерами авансовых платежей по импортным пошлинам.
Финансовый сектор и управление денежно - кредитной
сферой
47. Меры, предусмотренные в рамках программы в финансовом секторе, направлены на дальнейшее развитие финансовых рынков и консолидацию банковской системы с целью обеспечения ее устойчивости путем совершенствования системы обязательных экономических нормативов банковской деятельности и контроля за нею. Кроме того, проведение эффективной денежно - кредитной политики будет обеспечиваться за счет развития и совершенствования инструментов денежно - кредитного регулирования, используемых Банком России.
48. Ключевыми мерами в банковском секторе на 1998 г. являются:
а) подготовка нормативных документов по ведению отчетности кредитными организациями на консолидированной основе и ее представление, начиная с данных по состоянию на 1 января 1999 г.;
б) переход к ведению учета по методу начисления в соответствии с МСБУ после вступления в силу нового
Налогового кодекса; подготовительные мероприятия в этом направлении будут выполнены в 1998 г.;
в) дальнейшее проведение Банком России оценки деятельности банков на базе всей имеющейся отчетности и информации и содействие процессу реорганизации банков (в том числе путем присоединения и слияния). Особое внимание будет уделяться оценке состояния системообразующих банков (включая банки, находящиеся в ведении Второго операционного управления при Банке России), в отношении которых, начиная с июня 1998 г., будут вводиться требования по предоставлению отчетности на консолидированной основе. Кроме того, Банк России будет и далее укреплять саму систему экономических нормативов банковской деятельности, в том числе посредством постепенного увеличения требований к минимальному уровню достаточности капитала. Принятие закона о банкротстве банков будет также способствовать укреплению банковской системы.
49. В области управления ликвидностью и контроля за денежно - кредитной сферой Банк России в течение 1998 г. расширит возможности использования государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ) в качестве обеспечения при получении банками однодневных расчетных кредитов и внутридневных кредитов, а также в части проведения банками залоговых операций и операций репо и, таким образом, будет способствовать развитию межбанковского рынка. В 1998 г. Банк России осуществит следующие меры по совершенствованию инструментов денежно - кредитной политики:
а) до 30 июня 1998 г. приступит к предоставлению банкам Московского региона и Санкт - Петербурга обеспеченных однодневных расчетных кредитов (кредитов "овернайт") и внутридневных кредитов на условиях и в порядке, установленных Банком России;
б) упростит порядок обязательного резервирования путем установления до 14 апреля 1998 г. единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам как в рублях, так и в иностранной валюте, независимо от сроков привлечения средств.
50. В 1998 г. будут сделаны дальнейшие шаги по усовершенствованию системы платежей с целью развития денежного рынка и повышения эффективности работы банковского сектора. Данные меры направлены на дальнейшее развитие системы валовых расчетов в режиме реального времени. Создание системы валовых расчетов в режиме реального времени предусматривает организацию специализированного подразделения Банка России - Федерального расчетного центра, который на начальном этапе будет обеспечивать проведение платежей между ограниченным числом (менее 30) крупнейших и финансово устойчивых банков, а также между учреждениями Банка России. Эта система ограничится межбанковскими переводами, а на следующих этапах будет расширяться за счет подключения более широкого круга банков. В 1998 г. будут осуществлены следующие меры:
а) до 14 апреля 1998 г. - утверждение нормативных документов Банка России о порядке использования расчетных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи;
б) до 15 апреля 1998 г. - подготовка и введение в Москве безбумажной технологии расчетов между кредитными организациями;
в) до 30 июня 1998 г. - разработка и утверждение Банком России нормативной базы, обеспечивающей функционирование системы валовых расчетов в режиме реального времени;
г) до 31 декабря 1998 г. - создание Федерального расчетного центра.
Реализация экономической политики, предоставление
финансовой информации, наблюдение за ходом
реализации программы
51. Правительство Российской Федерации и Банк России учитывают важность укрепления доверия рынка к экономической политике посредством своевременной публикации важнейших экономических и финансовых данных, характеризующих состояние реального сектора экономики, государственных финансов, банковского сектора и финансовых рынков. В течение 1998 г. Правительство Российской Федерации и Банк России осуществят ряд мероприятий по улучшению действующей практики составления и, в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД), публикации указанной информации.
52. Правительство Российской Федерации и Банк России будут предоставлять МВФ информацию, необходимую для наблюдения за исполнением программы, в соответствии с графиком, приведенным в Меморандуме определений, а также иную информацию, которая может быть необходима для адекватного наблюдения за развитием экономической и финансовой ситуации в России. Правительство Российской Федерации и Банк России будут осуществлять наблюдение за реализацией программы. Рабочая группа по наблюдению за реализацией программы в области макроэкономической политики продолжит свою деятельность в 1998 г. в целях проведения оценки макроэкономической и финансовой ситуации и реализации предусмотренной программой налогово - бюджетной, денежно - кредитной и валютной политики. Рабочая группа по наблюдению за реализацией программы в области структурной политики продолжит свою деятельность в 1998 г.; ее заседания будут посвящены оценке результатов и своевременности осуществления структурных преобразований, предусмотренных в программе. Ожидается, что сотрудники Всемирного Банка будут в полной мере участвовать в заседаниях Рабочей группы по наблюдению за реализацией структурной политики.