ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2022 г. N 4356-р
1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
3. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2023 - 2026 годах I этапа Стратегии.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2022 г. N 4356-р
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН НА 2023 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия) является основополагающим документом, определяющим основные направления государственной политики в интересах женщин на среднесрочный период. Стратегия направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.
Правовую основу Стратегии составляют
Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации
от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и
от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 164-р, и иные документы стратегического планирования.
II. Оценка и изменение положения женщин
в Российской Федерации
По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2022 года в Российской Федерации проживали 145,6 млн. человек, из них 77,9 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны.
Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и экономической активности. Более половины граждан, имеющих высшее образование, - женщины (55 процентов). Среди высококвалифицированных научных работников женщины составляют значительную часть (28,3 процента среди докторов наук и 43,4 процента среди кандидатов наук). В 2021 году доля занятых женщин в общей численности занятого населения составила 48,6 процента.
Около 30 процентов организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, возглавляют женщины. Наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90 процентов, в сфере услуг - 58 процентов. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.
Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год - 282,1 тыс. заключенных социальных контрактов). В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинасировании за счет средств федерального бюджета.
Женщины активно участвуют в общественно-политической жизни, в государственном управлении.
С 2016 года доля женщин, замещающих должности гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, за последние 5 лет увеличилась на 2,5 процентных пункта (2021 год - 59,4 процента), доля женщин среди государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на 4,7 процентных пункта (2021 год - 74,2 процента).
Доля женщин в категории "руководители" в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти увеличилась на 5,3 процентных пункта и составляет почти 40 процентов общего числа руководителей (2021 год - 1,2 тыс. женщин). Среди государственных гражданских служащих исполнительных органов субъектов Российской Федерации доля женщин, замещающих должности категории "руководители", увеличилась на 2 процентных пункта (2021 год - 61 процент, 25,3 тыс. женщин).
Доля женщин среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации увеличилась на 2,7 процентных пункта (2021 год - 16,3 процента), доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - на 3 процентных пункта (2021 год - 19,5 процента).
Несмотря на определенное улучшение, дисбаланс в представленности женщин на уровне принятия решений сохраняется.
В целом в Российской Федерации женщины ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.
В группе "руководители" в соответствии с общероссийским классификатором занятий доля женщин-руководителей составляет 46,2 процента (2021 год). Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Женщины составляют абсолютное большинство в отраслях, в которых заработная плата ниже средней по экономике (2021 год - доля женщин, занятых в области образования, составляла 82,4 процента, в области здравоохранения и социальных услуг - 79,8 процента, в гостиничном бизнесе и общественном питании - 73,5 процента и в торговле - 61,6 процента).
Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин. Женщины имеют высокую бытовую нагрузку, в том числе по уходу за детьми и иными членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию.
По опросам Федеральной службы государственной статистики, работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1,5 - 2 часа, или в 2 - 2,5 раза, больше времени, чем мужчины. Это создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности.
При высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин в среднем по экономике практически не меняется и сохраняется на высоком уровне (28 процентов).
В настоящее время на корпоративном уровне формируется практика обеспечения равенства возможностей для мужчин и женщин. Компании реализуют специальные программы по развитию лидерства своих сотрудниц, ставят цели повышения доли женщин в правлении компаний. Проводится внутренний аудит распределения заработной платы и премий между мужчинами и женщинами с целью соблюдения принципа "равная оплата за труд равной сложности и интенсивности". Предусмотрены программы психологической поддержки женщин при выходе на работу после отпуска по уходу за ребенком и программы профессионального развития, работы по гибкому графику для этой категории женщин.
В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и создания условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, предоставлена возможность пройти профессиональное обучение. С 2020 года расширены категории женщин, для которых организуется профессиональное обучение и предоставляется возможность получения дополнительного профессионального образования.
Практически обеспечена стопроцентная доступность мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях. Так, по данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2022 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 96,13 процента, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 99,58 процента.
Это способствовало росту занятости женщин, имеющих детей. Уровень занятости женщин в возрасте 20 - 49 лет, имеющих детей в возрасте до 6 лет, увеличился на 2 процентных пункта (2021 год - 67,8 процента), в возрасте до 18 лет - увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год - 80,2 процента). Уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год - 84,6 процента), имеющих двух детей, - на 2,2 процентных пункта (2021 год - 77,5 процента). Вместе с тем сохраняются ограничения в получении услуг дошкольного образования, связанные с территориальной доступностью и графиком работы организаций.
Снижены ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, сокращен в 4 раза (с 456 до 100 позиций). При пересмотре перечня учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2021 году составила 912,9 тыс. человек (на 15,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в 2021 году составила 6,5 тыс. человек (на 19,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Вместе с тем, несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда.
Некоторые улучшения отмечаются в области женского здоровья.
Ожидаемая продолжительность жизни женщин увеличилась более чем на год и достигла в 2019 году 78,2 года. Разрыв в продолжительности жизни городских и сельских женщин сократился с 1,3 года до 0,8 года в 2021 году. Материнская смертность снизилась с 10 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 2016 году и до 9 случаев в 2019 году. Тем не менее в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, ожидаемая продолжительность жизни женщин снизилась до 74,5 года в 2021 году, материнская смертность увеличилась до 34,5 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми.
По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", за последние 4 года численность женщин-инвалидов сократилась на 643,3 тыс. человек (2021 год - 5,9 млн. человек). По данным федерального статистического наблюдения, численность женщин, впервые признанных инвалидами, сократилась на 54,1 тыс. человек (2021 год - 254,4 тыс. человек).
На 33 процента снизилось число женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие" (в 2020 году этот диагноз поставлен впервые 63 тыс. женщин), на 30 процентов снизился уровень распространенности данного заболевания (2020 год - 196 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет).
В 2020 году зарегистрировано 300 тыс. случаев онкологических заболеваний у женщин, из них 21,6 процента - раком молочной железы. Численность женщин с диагностированным раком молочной железы уменьшилась на 2,4 процента (2020 год - 65 тыс. женщин, или 82,8 случая на 100 тыс. женщин).
Оказание медико-социальной помощи женщинам, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения способствует стабильному снижению абортов. В целях увеличения материальной поддержки женщин в период беременности введена ежемесячная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). С целью сохранения репродуктивного здоровья мужчин и женщин и повышения репродуктивного потенциала нации с 2022 года реализуется пилотный проект "Репродуктивное здоровье". Абсолютное число абортов снизилось на 38,1 процента (2021 год - 517,7 тыс. абортов), число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет снизилось на 37,5 процента (2021 год - 15 случаев).
На 1 января 2022 г. женщины в возрасте 65 лет и старше составили 66 процентов населения этого возраста. Они в большей степени, чем мужчины, вовлекаются в проекты, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста. Всеми субъектами Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, укрепление их здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. С 2018 года реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода. С 2021 года в регионах запущена программа по профилактике когнитивных расстройств у пожилых пациентов, направленная на ранее выявление болезней и своевременное оказание необходимой медицинской помощи. С 2019 года активно формируется инфраструктура гериатрической службы - трехуровневая система медицинской помощи гражданам старшего поколения. За последние 5 лет количество геронтологических коек выросло почти в 4 раза (2021 год - 7,4 тыс. коек), число гериатрических кабинетов увеличилось в 5,5 раза (2021 год - 1,3 тыс. кабинетов). В 74 субъектах Российской Федерации создано 75 гериатрических центров для осуществления координации и методической поддержки развития гериатрической службы в регионах, а также осуществления медицинской деятельности.
Социальное неблагополучие женщин охватывает широкий спектр жизненных ситуаций, которые включают значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья, внутрисемейные и бытовые конфликты, насилие в отношении женщин.
Женщины составляют 49,4 процента безработных. За последние 5 лет на 0,8 процентных пункта (2021 год - 4,9 процента) снизился уровень безработицы среди женщин, в том числе проживающих в городах, - на 0,3 процентных пункта (2021 год - 4,3 процента), проживающих в сельской местности, - на 2,5 процентных пункта (2021 год - 7,1 процента). Численность безработных женщин сократилась на 1 процент (2021 год - 1,8 млн. женщин). Среднее время поиска работы безработными женщинами снизилось на 3 процента (2021 год - 6,9 месяца). Вместе с тем уровень безработицы и время поиска работы у женщин по-прежнему выше, чем у мужчин. Среди безработных женщин на 1,5 процентных пункта выросла доля женщин с высшим образованием (2021 год - 26,4 процента числа безработных женщин).
Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких матерей с детьми, остается высоким.
В целях улучшения материального положения женщин, имеющих детей, существенно расширен перечень мер государственной поддержки, направленных на снижение риска возникновения бедности при рождении ребенка (ежемесячная денежная выплата на первого и второго ребенка до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 17 лет, налоговые льготы, льготная ипотека). С 1 января 2023 г. вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка с единым подходом к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет включительно и беременным женщинам, которое объединит в себе ряд действующих мер социальной поддержки.
Наблюдается тенденция постепенного снижения количества преступлений против жизни и здоровья (2019 год - 102 тыс. преступлений, 2021 год - 98 тыс. преступлений). Почти в 2 раза уменьшилась доля потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья, совершенных в отношении члена семьи (2021 год - 12,6 тыс. женщин).
Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия, предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания, в том числе в кризисных центрах для женщин. В систему социального обслуживания входят организации социального обслуживания, предназначенные для временного проживания. Подобную помощь оказывают также и некоммерческие организации.
В течение последних 5 лет на 7 процентов сократилось число женщин, совершивших преступления (2021 год - 137,7 тыс. женщин). Число женщин, осужденных по статьям, связанным с убийством человека, сократилось на 24 процента (2021 год - 6,5 тыс. женщин), по статье, связанной с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, - на 58 процентов (2021 год - 1,8 тыс. женщин).
С целью совершенствования и либерализации законодательства Российской Федерации в отношении женщин, в том числе женщин, имеющих детей, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, внесены изменения в
Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на улучшение положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Достижению улучшения положения женщин за последние 5 лет способствовали мероприятия, осуществляемые в рамках таких стратегических и концептуальных документов, национальных проектов и государственных программ в сфере экономики, образования, занятости, здравоохранения, социальной поддержки граждан, как Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 9 октября 2007 г. N 1351, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 марта 2017 г. N 410-р, а также национальные проекты "Здравоохранение", "Образование", "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
III. Цели, основные направления и задачи государственной
политики по обеспечению интересов женщин
Целями Стратегии являются обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин.
Достижение цели Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений деятельности:
укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности;
повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;
расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;
сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;
профилактика социального неблагополучия женщин.
Реализация направления "Укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности" предполагает решение следующих задач:
обеспечение возможностей для увеличения представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней и органах местного самоуправления;
расширение участия женщин в работе политических партий, увеличение их численности в руководящих партийных органах, формирование у женщин интереса к активной политической деятельности;
создание условий для участия женщин в развитии институтов гражданского общества - выдвижение женщин на лидерские позиции в вопросах государственной политики по поддержке некоммерческого сектора, поощрение социальных инициатив, реализуемых в интересах женщин социально ответственным бизнесом;
включение женщин в сферу инициативного бюджетирования;
поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности женщин;
развитие интереса у женщин к вопросам международной жизни путем вовлечения в международное гуманитарное сотрудничество, народную и детскую дипломатию, расширения представительства в международных организациях и объединениях;
увеличение образовательных и просветительских программ женского лидерства, направленных на активизацию гражданской позиции;
популяризация образа женщины-лидера, успешно реализующей свои деловые качества, творческий потенциал в общественно-политической жизни.
Реализация направления "Повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни" предполагает решение следующих задач:
создание условий для получения женщинами профессионального образования, повышения и подтверждения квалификации в области экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства, в том числе на высокооплачиваемые рабочие места;
формирование у девочек и женщин в образовательных организациях, в том числе в организациях профессионального образования, мотивации к овладению техническими и технологическими профессиями и специальностями, а также к работе по полученной профессии, специальности;
создание условий для выявления и развития талантов девочек и женщин;
формирование и распространение программ повышения цифровой и финансовой грамотности женщин и девочек, в том числе в области инвестиций;
формирование системы непрерывного образования, повышения квалификации, обновления профессиональных знаний женщин на протяжении всей трудовой жизни;
расширение сфер экономики с участием женщин;
преодоление профессиональной сегрегации и расширение доступа женщин к руководящим должностям;
сокращение дифференциации в оплате труда мужчин и женщин;
создание условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда;
применение гибких форм занятости, в том числе дистанционной занятости;
расширение доступа женщин к финансовым инструментам, информационным и технологическим ресурсам;
поддержка женщин в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства;
реализация программ дополнительного профессионального образования женщин-предпринимателей, самозанятых женщин;
создание и реализация программ поощрения компаний, активно реализующих программы поддержки работающих женщин с детьми, карьерного продвижения женщин;
продвижение корпоративных программ социальной ответственности, направленных на создание равных возможностей мужчин и женщин при найме на работу, включение женщин в кадровый резерв, назначение их на позиции принятия стратегических решений, а также на реализацию специальных программ по поддержке работающих родителей;
создание условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижения баланса между обязательствами в частной жизни и в деловой сфере в целях повышения качества жизни женщин;
развитие инфраструктуры ухода и присмотра за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию;
развитие модели "Школа полного дня" на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, дополнительных образовательных программ, включая пребывание в группах продленного дня, и ее внедрение в деятельность общеобразовательных организаций;
развитие системы государственной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей;
создание и распространение семейных образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие семейных ценностей и навыков межпоколенческой коммуникации;
расширение участия женщин в национальных и международных проектах в области экологии, социальной политики и корпоративного управления.
Реализация направления "Расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики" предполагает решение следующих задач:
интеграция женщин в цифровую экономику;
расширение участия женщин в высокотехнологичных отраслях;
формирование инновационных моделей образования для молодежи в современной образовательной среде;
развитие естественных и математических наук, привлечение женщин к приобретению технических знаний и навыков, необходимых в цифровой экономике;
популяризация технических и технологических профессий и специальностей и повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин;
продвижение женщин-ученых;
интеграция женщин в перспективные направления креативных индустрии - информационные технологии, медиа и иные высокотехнологичные сферы творческого предпринимательства;
популяризация женского технологического предпринимательства;
поддержка проектов женщин по развитию "зеленой ресурсосберегающей экономики";
поддержка проектов женщин по развитию биотехнологий и других высокотехнологичных здоровьесберегающих ресурсов;
продвижение женских предпринимательских, производственных инициатив и научных обменов на международном уровне;
развитие международной кооперации женщин, расширение участия женщин-предпринимателей в экспортной деятельности и обеспечение их доступа к международным рынкам сбыта.
Реализация направления "Сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества" предполагает решение следующих задач:
формирование у женщин с раннего детства ценности здоровья и ответственного отношения к своему здоровью, поддержка данной ценности на всех этапах жизни женщины;
формирование у женщин и девочек приверженности к ведению здорового образа жизни посредством разработки и реализации программ, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни, повышение уровня грамотности женщин и девочек в вопросах здоровья, в том числе в рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего профессионального и высшего образования и на рабочих местах, а также посредством формирования мотивации для ведения здорового образа жизни;
обеспечение доступа женщин к полной, достоверной и понятной информации о профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни;
стимулирование и поддержка участия женщин со средним и высшим медицинским образованием в формировании здорового образа жизни;
приоритизация программ профилактики и раннего выявления хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний среди женщин и девочек, развитие и совершенствование программ профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения женщин и девочек, программ, направленных на снижение рисков для здоровья женщин и девочек;
профилактика нарушений репродуктивного здоровья и развитие системы охраны репродуктивного здоровья;
повышение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включая охрану репродуктивного здоровья, независимо от места проживания;
обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг;
поддержка инноваций в фармакологии и биотехнологиях, направленных на повышение длительности здоровой жизни, в том числе международный обмен опытом в области технологий активного долголетия с учетом особенностей здоровья женщин;
внедрение программ, направленных на предупреждение у женщин преждевременного старения, гериатрических синдромов;
развитие программ активного долголетия, направленных в том числе на укрепление практик здорового образа жизни среди женщин старшего поколения и создание соответствующей инфраструктуры и комфортной среды проживания;
формирование системы долговременного ухода и совершенствование программ оказания женщинам гериатрической помощи;
интеграция женщин старшего поколения в жизнь общества;
стимулирование разработки и производства специализированных диетических продуктов питания, инновационных товаров для женщин, включая медицинские изделия, учитывающие специфику женщин старшего возраста.
Реализация направления "Профилактика социального неблагополучия женщин" предполагает решение следующих задач:
развитие системы профилактики социального неблагополучия женщин;
расширение механизмов поддержки женщин, оказавшихся в ситуации социального неблагополучия, и выхода из нее;
совершенствование мер поддержки женщин в преодолении бытовых, экономических и психологических трудностей;
оказание содействия организациям, предоставляющим женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психологическую, социальную и иную поддержку;
развитие сети центров социальной адаптации для проживания женщин, в том числе старшего возраста, подвергнувшимся домашнему насилию, и организации медико-социальной и психологической реабилитации пострадавших;
методическое обеспечение работы организаций социального обслуживания по реабилитации женщин, в том числе старшего возраста, подвергшихся жестокому обращению;
противодействие жестокому обращению с женщинами разных возрастов, формирование общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с женщинами путем проведения информационных кампаний и расширения каналов эффективных коммуникаций;
профилактика преступлений против жизни и здоровья женщин;
информирование женщин о способах защиты от наиболее распространенных правонарушений, совершаемых в отношении женщин;
совершенствование и развитие образовательной и профессионально ориентированной работы среди женщин, находящихся в местах лишения свободы, с целью обучения женщин профессиям, востребованным на рынке труда;
развитие механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;
развитие взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики насилия в отношении женщин, включая насилие в семье, преследование, сексуальные домогательства на работе, сексуализированное насилие;
развитие системы мониторинга проблемы насилия в отношении женщин, включая улучшение качества сбора статистических данных и их анализа.
IV. Мониторинг реализации государственной политики
в интересах женщин
Оценка государственной политики в интересах женщин осуществляется по следующим показателям:
ожидаемая продолжительность жизни, в том числе по полу;
доля женщин среди лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования), в общей численности населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования);
доля женщин среди кандидатов и докторов наук по областям науки в общей численности кандидатов и докторов наук по областям науки;
доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности в общей численности руководителей организаций различных форм собственности;
доля женщин в законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления в общей численности сотрудников законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления;
доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории "руководители", в общей численности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории "руководители";
доля женщин в руководящих органах парламентских политических партий в общей численности сотрудников руководящих органов парламентских политических партий;
доля социально ориентированных некоммерческих организаций, возглавляемых женщинами, в общем количестве социально ориентированных некоммерческих организаций;
число женщин, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность;
соотношение заработной платы мужчин и женщин;
уровень безработицы, в том числе по полу;
среднее время поиска работы безработными, в том числе по полу;
доля женщин трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;
доля женщин старше трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;
уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, 2 детей, 3 и более детей;
уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет и до 18 лет;
численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;
численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом;
численность инвалидов, в том числе по полу;
коэффициент материнской смертности;
коэффициент младенческой смертности;
выявляемость злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии;
число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет;
количество преступлений против жизни и здоровья женщин;
число потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья;
число женщин, получивших услуги в организациях социального обслуживания, в том числе подвергшихся преступным посягательствам;
количество организаций социального обслуживания, в том числе кризисных центров (отделений), оказывающих помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия;
число выявленных женщин, совершивших преступления;
число женщин, осужденных за совершенные преступления.
Перечень индикаторов государственной политики по улучшению положения женщин может уточняться по результатам мониторинга реализации Стратегии.
Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются:
повышение ожидаемой продолжительности жизни женщин;
снижение материнской смертности;
снижение дифференциации заработной платы мужчин и женщин;
увеличение доли женщин среди руководителей всех уровней в учреждениях производственной сферы, бизнеса и в государственном секторе;
снижение количества преступлений, совершенных против жизни и здоровья женщин.
V. Этапы и основные механизмы реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:
На I этапе (2023 - 2026 годы) планируется обеспечить:
формирование планов мероприятий по реализации этапов Стратегии;
работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом общепризнанных норм международного права, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин;
решение задач Стратегии в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ и документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований;
координацию и взаимодействие Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, деловым сообществом, некоммерческими организациями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии;
организацию деятельности региональных советов по реализации Стратегии;
формирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных планов, направленных на улучшение положения женщин, с учетом особенностей региона;
привлечение институтов гражданского общества, включая деловое сообщество, и некоммерческих организаций.
На II этапе (2027 - 2030 годы) в результате реализации Стратегии должна быть сформирована система мер, направленная на обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, на повышение экономической независимости, политической активности, расширение возможностей самореализации женщин, а также на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.