НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года"

"О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. N 2575-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
3. ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 апреля 2013 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. N 2575-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:
таможенное регулирование;
осуществление фискальной функции;
правоохранительная деятельность;
предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;
содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.
Для обеспечения основных направлений требуется совершенствование следующих вспомогательных направлений:
таможенная инфраструктура;
кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность;
социальная сфера.
Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности.
Положения Стратегии соотносятся со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
В ходе реализации запланированных мероприятий Стратегии Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.
II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях
динамично изменяющейся внешней среды
Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих не только положительное влияние на ее развитие, но и создающих предпосылки к появлению угроз, что может негативно отразиться на реализации некоторых мероприятий Стратегии.
Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов.
Переход российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок.
Негативное влияние основных мировых экономических факторов обусловлено возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными явлениями.
Рост экономики в результате расширения и модернизации предприятий, расположенных в Российской Федерации, будет сопровождаться увеличением доли товаров российского производства на внутреннем рынке, что повлечет за собой сокращение объемов импорта при возрастающем объеме экспорта.
Воздействие интеграционного фактора в значительной мере связано со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что может изменить ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков.
Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе этот важнейший фактор будет влиять на деятельность всех российских участников внешнеэкономической деятельности, определит не только направления совершенствования всей внешнеэкономической сферы, но и в целом приведет к изменениям в структуре бюджета страны.
Очевидно, что идеология формирования доходной части федерального бюджета должна быть не только оптимизирована в соответствии с новыми реалиями, но и направлена на обеспечение экономической безопасности страны, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации.
Вместе с тем вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию послужит стимулом к дальнейшему упрощению таможенных процедур в рамках происходящих интеграционных процессов на основе дальнейшего развития информационных технологий.
Потребуется дальнейшее совершенствование всей таможенной и транспортной инфраструктуры, а также логистических процессов.
Важнейшим фактором укрепления единого рынка, упрощения движения капиталов, рабочей силы и услуг, а также развития кооперации стало создание Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Учитывая сложившиеся условия интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, таможенная служба Российской Федерации будет концентрировать свою деятельность на развитие системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы.
Вместе с тем в развитии интеграционного фактора нельзя не учитывать негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией, на развитие внешнеэкономических связей и транспортного сообщения России с другими странами. Влияние таких факторов может проявиться в создании альтернативных транспортных маршрутов, введении дискриминационных мер против российских участников внешнеэкономической деятельности и совершении иных действий.
Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием этого процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения достижений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности.
Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, вызывающая внимание к деятельности таможенных органов в виде оценки вклада в формирование условий ведения бизнеса в Российской Федерации, а также наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенной службы Российской Федерации по направлениям ее деятельности.
III. Основы развития таможенной службы Российской Федерации
в современных условиях
В современных условиях таможенные органы Российской Федерации содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, также содействуют созданию благоприятных условий для развития и интенсификации внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.
Улучшилось качество таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу, но фискальная составляющая все еще превалирует над стимулирующей.
Таможенные органы Российской Федерации по-прежнему играют важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. Так, в 2011 году объем поступлений таможенных платежей составил более 52 процентов доходной части федерального бюджета.
Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за прошедшие годы свидетельствует о ежегодном перевыполнении таможенными органами установленного задания.
Увеличение значения планового показателя по объемам сбора таможенных платежей происходит на фоне роста объемов внешнеторгового товарооборота Российской Федерации.
Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало расширение практики электронного декларирования, внедрение технологии удаленного выпуска, внедрение практики обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, сокращение срока выпуска товаров высокой степени переработки, определение минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенных целях, введение института уполномоченного экономического оператора, обеспечение возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации, применение новых технологий уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется на бумажных носителях.
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно повысить эффективность таможенного контроля при их проверке.
Также необходимо сократить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
С 2009 года Федеральная таможенная служба осуществляет проект по использованию предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска. Принятые меры позволили значительно сократить время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска.
С учетом положительного опыта введения предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска актуально его распространение на иные виды пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза.
Упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и сокращение времени на проведение таможенных операций требуют адекватных мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска.
До сих пор таможенные проверки проводятся точечно и по информации, полученной из других государственных контролирующих и правоохранительных органов, на основании поступивших жалоб, а также результатов собственной аналитической работы, не способствуя тем самым реализации системного подхода к организации проверочных мероприятий.
В недостаточной мере реализуются мероприятия проверочной деятельности, направленные на пресечение и профилактику правонарушений в отношении товаров, ввозимых для промышленной сборки автотранспортных средств, проверки уполномоченных экономических операторов, а также участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска. Сокращение сроков и упрощение таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров потребует активизации проверочной деятельности в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства.
В рамках Таможенного союза проведена работа, связанная с формированием единых подходов к управлению рисками и унификации национальных систем управления рисками. Проведена работа по унификации стоимостных индикаторов риска, а также индикаторов рисков, охватывающих товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования.
Несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.
Приоритетным направлением международной деятельности Федеральной таможенной службы в последние годы стала работа, связанная с формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В настоящее время Федеральная таможенная служба осуществляет активное взаимодействие с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан в целях решения проблемных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза.
Взаимодействие осуществляется в рамках организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в целях контроля отдельных групп товаров либо отдельных характеристик товара.
Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках совместных проектов Комитета сотрудничества Россия - Европейский союз и на двусторонней основе.
Продолжается реализация пилотного проекта по автоматизированному обмену информацией между таможенными службами государств - членов Европейского союза и российскими таможенными органами. В проекте участвуют 13 стран - членов Европейского союза. Рассматривается новое направление сотрудничества - взаимодействие в области принудительного взыскания в федеральный бюджет задолженности по уплате таможенных платежей с европейских граждан.
Представители Федеральной таможенной службы участвуют в работе Всемирной таможенной организации, подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству Комитета сотрудничества Россия - Европейский союз, в мероприятиях по линии форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству Шанхайской организации сотрудничества. С Всемирной таможенной организацией подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела.
Расширяется сеть представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом. В настоящее время количество представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации достигло 17, что свидетельствует о повышении уровня взаимодействия с таможенными службами иностранных государств.
Таможенная служба Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, одновременно выступает в роли одного из основных механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа, и в то же время содействует развитию внешнеэкономической деятельности. Это означает, что в современных условиях таможенная служба Российской Федерации как часть экономической системы государства наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги. Одним из факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации в части содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности. В таможенных органах такая деятельность осуществляется безвозмездно в рамках соответствующих административных регламентов.
Таможенная служба Российской Федерации предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообществом. На сегодняшний день в таможенных органах применяется 15 административных регламентов по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг).
Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства.
Продолжается активная работа по совершенствованию таможенных операций и процедур, направленная на минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности. Ключевым элементом такой работы является взаимодействие таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом.
Дальнейшее развитие указанного направления играет приоритетную роль в обеспечении требований Всемирной торговой организации по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу на основе повышения качества и результативности государственных услуг в области таможенного дела.
В настоящее время современные информационно-коммуникационные технологии стали основой таможенных процессов, сформировав общее информационное пространство государств - членов Таможенного союза.
В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также по модернизации информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Интеграция информационных ресурсов в рамках Таможенного союза, динамично развивающееся межведомственное электронное взаимодействие и связанные с ними предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде потребовали срочного решения следующих задач:
необходимость сочетания интенсивного и экстенсивного развития ведомственной интеграционной телекоммуникационной сети Федеральной таможенной службы, обеспечивающей гарантированную доставку информации;
совершенствование системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов с учетом устойчивого роста количества нарушителей и угроз со стороны глобального информационного пространства;
недостаточное количество квалифицированных инженерных и технических специалистов.
В целях содействия инфраструктурному развитию приграничных субъектов Российской Федерации, а также минимизации транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, обусловленной возрастающими объемами внешней торговли, была разработана Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Итогом реализации указанной Концепции должно стать развитие в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, в частности таможенно-логистических терминалов, на территории которых расположены здания и сооружения, оказываются логистические услуги, услуги, связанные с проведением таможенных операций, и другие услуги, а также осуществляются таможенный и иные виды государственного контроля.
Развертывание сети таможенно-логистических терминалов осуществляется в зависимости от интенсивности и объема товаропотоков. Реализация таких мер позволяет не только модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и складские комплексы, но и содействовать развитию транзитного потенциала Российской Федерации.
Для качественного выполнения таможенными органами возложенных на них функций необходимо улучшить условия труда должностных лиц таможенных органов посредством обеспечения служебными площадями, техническими средствами таможенного контроля и средствами связи.
Размещение должностных лиц таможенных органов на арендуемых площадях приводит в некоторых случаях к их попаданию в определенную зависимость от коммерческих организаций-арендодателей, а также к расходам бюджетных средств на аренду помещений.
Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается, что таможенные органы должны размещаться в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, а также транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.
Задача размещения должностных лиц таможенных органов на собственных площадях с наименьшими затратами решается в том числе путем завершения строительства объектов и передачи таможенным органам помещений, необходимых для реализации ими своих функций.
Одним из факторов, отрицательно влияющим на имидж таможенной службы Российской Федерации, дестабилизирующим экономику Российской Федерации и перспективы расширения экономического сотрудничества с развитыми странами, является наличие коррупционных проявлений в таможенных органах.
Выявление, пресечение и предупреждение преступлений коррупционной направленности, преступлений против интересов службы в таможенных органах, совершенных должностными лицами при исполнении должностных обязанностей, а также преступлений, направленных на вовлечение должностных лиц в преступную деятельность, остаются важнейшими направлениями работы Федеральной таможенной службы.
Среди основных причин коррупционных проявлений остается недостаточный уровень заработной платы и других социальных гарантий должностных лиц таможенных органов.
Решению социальных вопросов таможенной службой Российской Федерации уделяется особое значение. В целях повышения мотивации должностных лиц таможенных органов к качественному исполнению должностных обязанностей и уровня достигнутых результатов введена система материального стимулирования должностных лиц территориальных органов Федеральной таможенной службы.
Продолжается работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в таможенных органах, и членов их семей, которая является не только социально значимым направлением деятельности таможенных органов, но и важнейшим элементом системы социальной защиты. С 1 января 2012 г. увеличен в 1,5 - 1,9 раза размер пенсий, выплачиваемых пенсионерам таможенных органов.
Проводятся мероприятия по обеспечению доступным и комфортным жильем должностных лиц таможенных органов, что является необходимым условием привлечения на службу в таможенные органы Российской Федерации молодых специалистов, а также сохранения кадрового потенциала таможенных органов.
Обеспечение жильем должностных лиц таможенных органов осуществляется по 3 направлениям:
формирование фонда служебного жилья;
приобретение жилья для очередников из числа сотрудников, имеющих специальные звания;
предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В целях дальнейшего развития медицинского обеспечения должностных лиц таможенных органов и членов их семей продолжается работа по созданию сети ведомственных медицинских учреждений, а также по развитию собственной ведомственной санаторно-курортной базы.
Повышение эффективности таможенной службы Российской Федерации также связано с совершенствованием ее организационно-управленческой деятельности.
Таможенное администрирование реформируется с учетом необходимости обеспечения адекватных обратных связей с объектом администрирования - участником внешнеэкономической деятельности. Концептуальный пересмотр базовых принципов таможенного администрирования позволит в полной мере реализовать концепцию государственных услуг в области таможенного дела на основе международных стандартов качества.
Вместе с тем для внедрения международных стандартов в пилотных зонах и придания этому проекту завершенности необходимы дальнейшие исследования и подготовка соответствующей методической базы.
Также для создания единого пространства доверия на единой таможенной территории Таможенного союза остается актуальным вопрос о синхронизации работы таможенных служб Таможенного союза по внедрению международных стандартов качества.
Новые условия функционирования таможенной службы Российской Федерации в рамках глобальных изменений обусловливают необходимость дальнейшего развития и обязательного учета в процессе управления таможенными органами информационно-аналитической деятельности.
IV. Основные стратегические направления развития таможенной
службы Российской Федерации
Развитие таможенной службы Российской Федерации необходимо рассматривать через призму ее основных задач и приоритетов.
Основное содержание таможенной политики Российской Федерации составляет таможенное администрирование - организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела.
Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:
совершенствование таможенного регулирования;
совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
совершенствование реализации фискальной функции;
совершенствование правоохранительной деятельности;
содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;
совершенствование системы государственных услуг;
совершенствование таможенной инфраструктуры;
совершенствование информационно-технического обеспечения;
укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;
развитие социальной сферы;
совершенствование организационно-управленческой деятельности.
1. Совершенствование таможенного регулирования
Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.
Основными задачами в этой области являются:
применение мер по повышению качества аналитической составляющей в области контроля за соблюдением мер тарифного регулирования и правомерности применения налоговых льгот;
разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, касающихся совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в целях реализации курса на модернизацию и технологическое развитие страны, а также поддержку научно-технической сферы;
обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений о выпуске товаров путем расширения, систематизации и совершенствования информационной базы, в том числе за счет использования информационных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти, а также Центрального банка Российской Федерации;
повсеместная реализация механизмов обязательного предварительного информирования;
переход в 2014 году на электронную форму декларирования;
совершенствование технологии проведения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
развитие таможенных технологий в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, дальнейшего упрощения и оптимизации контрольных процедур с учетом функционирования Таможенного союза, в том числе расширение практики применения технологии удаленного выпуска товаров;
автоматизация процессов таможенного контроля, связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме;
ускорение таможенных операций при таможенном декларировании товаров в электронном виде;
дальнейшее развитие системы управления рисками с учетом необходимости формирования нормативно-правовой, методологической и информационно-технической основы единой системы управления рисками Таможенного союза;
развитие субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками путем категорирования участников внешнеэкономической деятельности в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля;
определение приоритетных отраслей экономики, развитие которых создает привлекательный инвестиционный климат, а также применение отраслевого подхода при проведении таможенного контроля;
обеспечение прозрачности осуществления таможенных операций, сокращение времени и количества документов, необходимых для совершения таможенных процедур при импорте (экспорте) товаров;
совершенствование механизмов обеспечения соблюдения запретов и ограничений в части исключения двоякого толкования перечней (списков) подконтрольных товаров при их отнесении (неотнесении) к объектам таможенного контроля;
предотвращение и пресечение международной торговли контрафактной продукцией путем расширения перечня объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите таможенными органами, расширения полномочий таможенных органов по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, в том числе с использованием последних достижений науки и техники;
совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего создание и функционирование особых экономических зон, путем его унификации с международными стандартами в области таможенного дела;
совершенствование правовой базы международных интеграционных объединений;
обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части отмены валютного регулирования и валютного контроля, включая оформление паспорта сделки, при экспорте несырьевых товаров;
обеспечение безбумажного информационного обмена с Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными банками в развитие системы валютного контроля.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);
доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (с 40 процентов в 2012 году до 100 процентов к 2014 году);
доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары (с 34 процентов в 2012 году до 65 процентов к 2020 году);
количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (с 10 штук в 2012 году до 4 штук к 2018 году);
доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (с 17 процентов в 2012 году до 11 процентов в 2020 году);
доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации по результатам таможенного контроля (с 20 процентов в 2013 году до 95 процентов к 2020 году).
2. Совершенствование таможенного контроля
после выпуска товаров
Таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения.
Основными целями таможенного контроля после выпуска товаров являются:
создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;
создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.
Для достижения поставленных целей решаются следующие взаимосвязанные задачи:
совершенствование нормативного правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, его унификация в рамках таможенного законодательства Таможенного союза;
совершенствование информационной базы таможенного контроля после выпуска, позволяющей принимать обоснованные решения о планировании таможенных проверок и об эффективном выборе объектов для целей таможенного контроля на основе анализа полученной в результате накопления и обобщения имеющейся у таможенных органов информации и категорирования участников внешнеэкономической деятельности;
создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности;
совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти при организации таможенных проверок, проведение скоординированных проверок, в том числе во взаимодействии с налоговыми и другими правоохранительными органами;
развитие международного взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза в целях совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза, унификации порядка применения различных форм таможенного контроля, организации и проведения скоординированных таможенных проверок подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
доля объектов таможенного контроля после выпуска товаров, по которым проводятся проверочные мероприятия, направленные в том числе на профилактику правонарушений, от общего количества объектов таможенного контроля после выпуска товаров, в отношении которых возможно применение профилактических мер (с 20 процентов в 2017 году до 35 процентов к 2020 году);
результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году).
3. Совершенствование реализации фискальной функции
Совершенствование фискальной функции основывается на эффективном осуществлении контроля и надзора за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.
Основными задачами в этой области являются:
повышение эффективности контроля за правильностью начисления таможенных платежей;
унификация стоимостных индикаторов риска в рамках Таможенного союза и дальнейшее совершенствование применения программных средств в части контроля за соблюдением мер тарифного регулирования, а также обеспечение прозрачности и упрощения таможенных процедур;
принятие мер, направленных на минимизацию фактов возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и сборов;
совершенствование межведомственного взаимодействия при организации работы по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней;
расширение информирования участников внешнеэкономической деятельности о действующих ставках таможенных пошлин, налогов и сборов, законодательстве и нормативных правовых актах Таможенного союза и Российской Федерации, порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, правах и обязанностях участников внешнеэкономической деятельности, а также о полномочиях таможенных органов и их должностных лиц;
развитие автоматизированных информационных систем учета взимания таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и классификации товаров;
совершенствование процедур дополнительной проверки и корректировки таможенной стоимости товаров в части соблюдения законности принимаемых таможенными органами решений в отношении таможенной стоимости товаров;
совершенствование механизмов уплаты таможенных платежей, в том числе развитие современных электронных технологий уплаты денежных средств;
развитие системы удаленной уплаты таможенных платежей;
установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в случаях проведения дополнительных проверок, связанных с принятием решений о классификации товаров и стране их происхождения, а также развития института генеральной финансовой гарантии;
упрощение механизма получения отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров, а также расширение возможностей для этого.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (не ниже 100 процентов ежегодно);
доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение либо действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (не более 5 процентов ежегодно);
доля взысканных таможенными органами Российской Федерации таможенных платежей в общем объеме таможенных платежей, дополнительно начисленных таможенными органами Российской Федерации в результате проводимых проверочных мероприятий (с 72 процентов в 2013 году до 80 процентов к 2020 году).
4. Совершенствование правоохранительной деятельности
Совершенствование правоохранительной деятельности, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела направлены на повышение уровня экономической безопасности государства.
Основными задачами в этой области являются:
организация эффективного противодействия международной преступности, в том числе терроризму, нарушению правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, международной торговле контрафактной продукцией;
эффективный обмен упреждающей информацией о признаках подготавливаемых преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, путем реализации межведомственного протокола обмена данными между Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой, доступа таможенных органов к сведениям о пересечении физическими лицами государственной границы Российской Федерации, к базам данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти;
укрепление взаимодействия с другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем заключения соглашений о предоставлении доступа к ведомственным информационным базам данных для взаимного использования, а также посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия;
внедрение электронных компонентов в систему оперативно-технического контроля товаров и транспортных средств в ходе их доставки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, создание специализированных комплексов автоматической обработки биллинговой информации, а также аналитической обработки результатов оперативно-технических мероприятий;
своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными водными и воздушными судами, а также развитие инфраструктуры их базирования и ремонтной базы;
создание условий для более эффективного использования кинологической службы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
совершенствование структуры комплекса инженерно-технических сооружений Центральной таможни (Кинологического центра Федеральной таможенной службы);
совершенствование методической работы по применению уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства Российской Федерации;
совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации;
повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания, за исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве дел об административных правонарушениях (с 82 процентов в 2012 году до 89 процентов к 2020 году);
доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации по материалам, полученным в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий, по которым таможенными органами Российской Федерации произведены доначисления таможенных платежей, в общем количестве таких уголовных дел (с 7 процентов в 2013 году до 20 процентов к 2020 году).
5. Содействие развитию интеграционных процессов и развитие
международного сотрудничества
Международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Основными задачами в этой области являются:
активизация участия таможенной службы Российской Федерации в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях;
развитие международного сотрудничества правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации с правоохранительными подразделениями таможенных служб иностранных государств и международными правоохранительными организациями;
содействие развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического сообщества, укреплению Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций с участием Российской Федерации;
развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств путем увеличения сети представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации - количество международных правовых актов о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (с 3 штук в 2012 году до 10 штук в 2020 году).
6. Совершенствование системы государственных услуг
Необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела обусловлена тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение предоставляемых услуг в области таможенного администрирования, то есть на оказание качественных государственных услуг в области таможенного дела. Совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности.
В связи с прогнозируемым спросом на услуги в области таможенного дела предполагается совершенствовать предоставление государственных услуг путем решения следующих задач:
повышение качества и доступности государственных услуг в области таможенного дела;
интеграция единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в существующую инфраструктуру предоставления услуг и функций в электронном виде в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления государственных услуг в области таможенного дела;
разработка системы показателей, методического обеспечения и системы мониторинга качества предоставления государственных услуг в области таможенного дела.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных (с 30 процентов в 2012 году до 70 процентов к 2020 году);
доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой (с 1 процента в 2012 году до 100 процентов к 2014 году).
7. Совершенствование таможенной инфраструктуры
Приоритетным направлением развития таможенной инфраструктуры является размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью. Достижение этого обеспечивается посредством:
строительства (реконструкции) в рамках федеральных и ведомственных целевых программ служебно-производственных зданий, в том числе приближенных к государственной границе Российской Федерации;
приобретения объектов за счет средств федерального бюджета по мере необходимости;
передачи Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в оперативное управление таможенным органам помещений и перевод в федеральную собственность помещений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности;
привлечения инвестиций для вовлечения в хозяйственный оборот объектов, строительство которых не завершено, и земельных участков, предоставленных таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении Федеральной таможенной службы.
Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации - увеличение площадей объектов таможенной инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности, используемых для размещения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (не менее чем на 23,519 тыс. кв. метров за счет нового строительства (приобретения) к 2020 году в соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями).
8. Совершенствование информационно-технического обеспечения
В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, дальнейшему повышению качества таможенного администрирования необходимо проводить планомерную работу по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов. Совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.
Основные группы задач, решение которых будет содействовать совершенствованию информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов:
создание и внедрение перспективных информационных технологий в целях развития единой автоматизированной информационной системы таможенных органов по принципу централизованной обработки данных, сети региональных вычислительных комплексов, развитие автоматизированных информационных систем таможенных органов;
развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети Федеральной таможенной службы, в том числе для обеспечения доставки актуальной информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, в режиме времени, близком к реальному, на всех уровнях системы таможенных органов;
повышение уровня защищенности информационных ресурсов, расширение спектра мер по обеспечению информационной безопасности, в том числе при организации защищенного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти;
дальнейшая разработка и внедрение в таможенные органы технических средств на основе последних достижений науки и техники, повышение эффективности использования аппаратуры радиационного контроля, инспекционно-досмотровых комплексов, с учетом обеспечения интеграции программных средств с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов;
совершенствование информационно-технического обеспечения системы управления рисками на основе разработки новых методологических подходов;
развитие информационно-технического обеспечения технологий предварительного информирования таможенных органов и электронного декларирования;
совершенствование информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с другими федеральными органами исполнительной власти в целях получения разрешительных документов в электронном виде, в том числе на базе инфраструктуры электронного правительства и системы межведомственного электронного взаимодействия;
применение унифицированных форматов данных для участников информационного обмена с таможенными органами;
обеспечение эффективного функционирования в таможенных органах автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом;
совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза в целях развития информационного взаимодействия между таможенными органами государств - членов Таможенного союза с учетом развития интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
повышение оперативности представления информации о тенденциях развития внешней торговли Российской Федерации и взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза, о торгово-экономических связях Российской Федерации с зарубежными государствами.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
доля средств вычислительной техники с характеристиками и сроками эксплуатации, достаточными для бесперебойного функционирования информационных систем в составе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в общем количестве средств вычислительной техники, эксплуатируемых в таможенных органах Российской Федерации (с 61 процента в 2012 году до 84 процентов к 2020 году);
отношение количества телекоммуникационных каналов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети Федеральной таможенной службы, имеющих пропускную способность 2 Мбит/с и более, к общему количеству телекоммуникационных каналов (с 50 процентов в 2012 году до 90 процентов к 2020 году);
использование должностными лицами таможенных органов Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (с 30 процентов в 2013 году до 75 процентов к 2020 году).
9. Укрепление кадрового потенциала и усиление
антикоррупционной деятельности
Кадровая составляющая Стратегии определяет приоритетные долгосрочные направления деятельности по укреплению кадрового потенциала таможенной системы, способного выполнить определенные Стратегией задачи, а также по совершенствованию воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов.
Укрепление кадрового потенциала и формирование профессионального кадрового состава таможенных органов является основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг.
Кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научно обоснованных методах с учетом динамично возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей.
Основными задачами в этой области являются:
совершенствование работы по подбору и расстановке кадров;
обеспечение необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
создание условий и реализация возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
повышение эффективности системы воспитательной работы с личным составом;
реализация мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на 2010 - 2013 годы;
осуществление оперативно-разыскной деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов и иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений, а также на обеспечение собственной безопасности таможенных органов.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов (с 55 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году);
доля должностных лиц таможенных органов, прошедших различные формы обучения, в общей фактической численности должностных лиц таможенных органов (с 20 процентов в 2012 году до 33,6 процента к 2020 году).
10. Развитие социальной сферы
Целевым ориентиром развития социальной сферы таможенной службы Российской Федерации является обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий, а также улучшение их жилищных условий и материального обеспечения.
Система социальной защиты должностных лиц таможенных органов является одним из важнейших факторов эффективного решения стоящих перед таможенными органами задач.
Основными задачами развития социальной сферы являются:
установление и реализация прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций для должностных лиц таможенных органов;
решение социальных проблем, связанных с охраной здоровья, отдыхом и удовлетворением культурных потребностей;
достижение необходимого уровня обеспеченности социальными благами, жильем и всеми видами довольствия;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты в таможенных органах.
Приоритетное развитие социальной сферы, обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и предоставление им социальных гарантий осуществляются путем повышения эффективности системы оплаты труда, обеспечивающей их достойное материальное положение, расширения сети ведомственных медицинских и санаторно-курортных учреждений в региональных и крупных промышленных центрах (за счет приобретения новых, реконструкции и модернизации существующих объектов), решения вопросов формирования ведомственного фонда служебного жилья и улучшения жилищных условий нуждающихся в этом должностных лиц таможенных органов.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
количество должностных лиц таможенных органов, членов их семей, а также других граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в ведомственных санаторно-курортных учреждениях, ежегодно проходящих санаторно-курортное лечение и оздоровление (с 8741 человека в 2012 году до 10871 человека к 2020 году);
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2018 N 207-р;
суммарная мощность поликлиник Федеральной таможенной службы (с 800 посещений в день в 2013 году до 1425 посещений в день к 2020 году).
11. Совершенствование
организационно-управленческой деятельности
Повышение эффективности работы таможенной службы Российской Федерации и ее совершенствование в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.
Основными задачами в этой области являются:
обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации;
обеспечение оптимальной нагрузки на должностных лиц по основным видам деятельности таможенных органов;
совершенствование правового обеспечения управленческой деятельности в таможенных органах;
внедрение системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов;
развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации;
развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов;
усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.
Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации - коэффициент эффективности организационно-управленческой деятельности таможенной службы Российской Федерации (не ниже 90 процентов ежегодно).
V. Этапы реализации Стратегии
Первый этап реализации Стратегии (2013 - 2014 годы) нацелен на создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы Российской Федерации на качественно новый уровень развития.
Дальнейшее институциональное развитие таможенной службы Российской Федерации будет осуществляться на современной нормативно-правовой, теоретико-методологической и технико-технологической базе таможенного дела.
В рамках этого этапа предусматривается выполнение приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентированных на:
создание и совершенствование информационно-программных средств, обеспечивающих осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля;
создание и совершенствование информационно-технических средств;
совершенствование обмена информацией в рамках Таможенного союза и со странами - членами Всемирной торговой организации;
дальнейшее развитие предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде;
совершенствование системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
совершенствование правоохранительной деятельности.
На первом этапе предполагается реализация следующих целевых установок институционального развития таможенной службы Российской Федерации:
создание программных средств учета и планирования проверочных мероприятий в целях обеспечения своевременного и полного учета результатов проверочной деятельности в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;
внедрение новых методик идентификации товаров, определение их рыночной стоимости и происхождения, разработки норм выхода продукции при таможенных процедурах переработки на таможенной территории (вне таможенной территории), а также регистрация указанных методик в государственных органах;
создание центров по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
создание единой системы электронной подачи и обработки заявлений, связанных с приостановлением выпуска товаров;
разработка проекта наднациональной нормативно-правовой базы по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами интеграционных объединений на постсоветском пространстве;
эффективное использование системы управления рисками и целевых методик минимизации рисков для надежного предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
расширение спектра используемых в таможенном деле методов и моделей принятия управленческих решений с учетом мировой практики;
адаптация к существующим в мировой практике таможенно-логистическим технологиям.
В целях обеспечения Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, будет создана соответствующая инфраструктура.
Также планируется проведение мероприятий по оптимизации структуры и функций таможенных органов.
Кроме того, наращиванию транзитного потенциала Российской Федерации содействует системное упрощение порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также эффективное функционирование таможенной инфраструктуры, формирование и последующее развитие Таможенного союза, использование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Повсеместное использование системы электронного декларирования и предварительного информирования способствует уменьшению нагрузки на должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенных операций, что позволит перераспределять их численность на другие направления деятельности таможенных органов.
Особое внимание предполагается уделить подготовке кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела), а также развитию социальной сферы с учетом перевода ряда таможенных операций в приграничные субъекты Российской Федерации.
Вместе с тем для развития и совершенствования системы таможенного контроля после выпуска товаров с учетом переноса основной нагрузки по осуществлению таможенного контроля на первом этапе реализации Стратегии необходимо обеспечить баланс между максимальным облегчением условий для международной торговли и мерами, осуществляемыми таможенными органами по защите экономической безопасности Российской Федерации.
Второй этап реализации Стратегии (2015 - 2020 годы) предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации. В рамках этого этапа будет продолжено развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов.
Особое внимание планируется уделить развитию сети таможенно-логистических терминалов в приграничных субъектах Российской Федерации в рамках реализации целевых программ, комплексных федеральных и региональных проектов, в том числе с участием бизнес-сообщества. Совершенствование таможенной инфраструктуры будет осуществляться с учетом повсеместного внедрения системы электронного декларирования.
Приоритетом в организации деятельности таможенной службы Российской Федерации станет ориентация на минимизацию проявлений коррупции и должностных преступлений в сфере таможенного дела.
Формирование позитивного имиджа таможенных органов будет осуществляться посредством информационной деятельности через средства массовой информации и путем активного взаимодействия с государственными и общественными объединениями. Накопленный институциональный и инфраструктурный потенциал, основанный на инновационных, таможенных и информационных технологиях и соответствующий практике передовых таможенных администраций других стран, будет положен в основу устойчивого развития таможенной службы Российской Федерации.
Необходимо разработать межведомственный и детальный планы мероприятий, предусматривающие конкретные меры по реализации Стратегии.
Положения Стратегии уточняются с учетом реализации приоритетных направлений развития таможенной службы Российской Федерации и изменений социально-экономической ситуации путем внесения в нее корректив.