НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года"

"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2020 г. N 3081-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать и внести в Правительство Российской Федерации в месячный срок проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2020 г. N 3081-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшихся 27 марта 2019 г. и 6 октября 2020 г.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".
Стратегия развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия до 2020 года) и определяет цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в:
формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения;
создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта;
повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;
обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса;
укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.
Стратегия определяет видение развития Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт, с экономически стабильным профессиональным спортом, высоким авторитетом на международной спортивной арене и нулевой терпимостью к допингу.
Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры и спорта:
ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической культуры и спорта, прежде всего для сохранения здоровья и активного долголетия, обеспечения физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом;
неразрывность - гармоничное существование всех видов физической активности, их паритетное взаимодействие, взаимозависимость и взаимодополняемость, а также активная интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта, формирование согласованных интересов и равного сотрудничества работников, работодателей, государства и бизнеса, направленных на устойчивое развитие сферы физической культуры и спорта;
открытость миру - верность олимпийским принципам, равенству и справедливости, готовность воспринимать и делиться всем лучшим в мировом спорте и активно бороться против попыток использования спорта в неспортивных интересах;
прозрачность - свободный доступ к информации, открытые и двусторонние коммуникации. Прозрачность финансовых потоков, направляемых на профессиональный и массовый спорт;
безопасность - обеспечение надежного функционирования объектов спорта, механизмов и систем защиты участников занятий физической культурой и спортом, спортивных состязаний и других массовых спортивных мероприятий;
равенство - возможность для занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и места жительства;
свобода выбора - обеспечение многообразия видов физической культуры и спорта, предоставляющих человеку широкие возможности самореализации и их доступности;
устойчивое экономическое развитие - стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, а также развитие форм пропорционально сочетанного бюджетного и внебюджетного финансирования спорта.
Развитие физической культуры и спорта в рамках Стратегии основано на следующих принципах:
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;
удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;
обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, их спортивного долголетия, саморазвития и самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;
обеспечение "чистоты" и безопасности спорта, а также нетерпимость к нарушению антидопинговых правил;
учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта.
Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Российской Федерации.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иных документов.
Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики предусматривается разработка соответствующими спортивными федерациями программ развития вида спорта, а также региональных программ развития спорта с учетом базовых видов спорта для субъектов Российской Федерации.
Для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается механизм определения видов спорта, вносящих наибольший вклад в развитие сферы физической культуры и спорта.
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации
В 2020 году завершается срок реализации Стратегии до 2020 года. Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие значения целевых ориентиров (показателей):
увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 40 процентов, достигнут в 2019 году - 43 процента);
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 80 процентов, достигнут в 2019 году - 83 процента);
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности возрастной категории от 6 до 15 лет (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 50 процентов, достигнут в 2019 году - 41,2 процента);
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 20 процентов, достигнут в 2019 году - 19,4 процента);
увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 360 тыс. человек, достигнут в 2019 году - 402,4 тыс. человек);
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 48 процентов, достигнут в 2019 году - 55,7 процента);
победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани (Зимние Олимпийские игры - 11-е место в 2010 году (г. Ванкувер), 13-е место в 2018 году (г. Пхенчхан), Летние Олимпийские игры - 4-е место в 2012 году (г. Лондон), 4-е место в 2016 году (г. Рио-де-Жанейро).
Физическая культура и массовый спорт
С 2010 по 2019 год доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19 процентов до 43 процентов.
Структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. За 2019 год в возрастной группе от 3 до 29 лет занималось 84 процента населения, в группе от 30 до 54 лет - 29 процентов, в группе от 55 до 79 лет - 12 процентов. Таким образом, будущий рост доли населения, систематически занимающегося спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет.
По итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2019 году преобладающее число детей в возрасте до 17 лет (84 - 85 процентов) не имеют хронических заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья), 15 - 16 процентов детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. По итогам профилактических медицинских осмотров ожирение зарегистрировано у 1,4 процента детей в возрасте до 14 лет и у 3,3 процента подростков.
Также отмечается большой разрыв в доле занимающихся спортом по некоторым регионам относительно среднего уровня по стране. Снижение указанных диспропорций между регионами является важной задачей развития физической культуры и спорта.
Органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне. При этом современное отраслевое планирование возможно в условиях высокой информированности и прозрачности.
В связи с этим актуальным направлением развития является оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован сбор статистической информации.
Таким образом, одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является цифровизация в области физической культуры и массового спорта.
Спортивная инфраструктура
Количество объектов спорта с 2015 по 2019 год выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2019 году составило 30 тыс. единиц.
На 88 тыс. объектов (30 процентов общего числа) созданы условия для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В аварийном состоянии находится 3,2 тыс. объектов (1 процент общего числа).
Учитывая увеличение численности лиц, занимающихся спортом, наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 54 процентов в 2015 году до 72 процентов в 2019 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (68 процентов - плоскостные сооружения, 76 процентов - залы, 81 процент - бассейны, 82 процента - крытые ледовые площадки).
В некоторых регионах загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом посубъектного анализа загрузки объектов спортивной инфраструктуры.
Общая обеспеченность населения спортивной инфраструктурой составила в 2019 году 56 процентов (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации). Тем не менее исходя из текущей статистики невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит измерить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих объектов и экономическую эффективность финансирования строительства новых объектов спортивной инфраструктуры.
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов спорта и представляет собой процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.
За последние годы проделана следующая работа:
создание отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку (1599 спортивных школ и 1075 спортивных школ олимпийского резерва, 30 центров олимпийской подготовки);
заложение основ межведомственного методического обеспечения спортивной подготовки;
актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и отдельным неолимпийским видам спорта;
повышение численности штатных специалистов физической культуры и спорта;
продолжение развития системы спортивного образования (утверждение соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, внесение направления "Спорт" в перечень направлений подготовки высшего образования).
Тем не менее важно отметить следующие области для дальнейшего развития спортивной подготовки:
гармонизация законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании;
несмотря на то что процент перехода с этапа совершенствования спортивного мастерства на этап высшего спортивного мастерства вырос с 19 процентов до 32 процентов за последние 10 лет, важной остается задача сохранения перспективных спортсменов в системе подготовки спортивного резерва (детско-юношеский спорт);
совершенствование научно-методического, медицинского и материально-технического обеспечения спортивной подготовки;
духовно-нравственное формирование спортсмена как гармонично развитой личности.
Спорт высших достижений
Российский спорт высших достижений сохраняет высокую конкурентоспособность на международной арене.
Доля российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общей численности российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах, в 2019 году составила 18 процентов.
Российская Федерация последовательно укрепляла свои позиции на международной спортивной арене. Тем не менее антидопинговые разбирательства привели к следующим последствиям:
приостановление членства Всероссийской федерации легкой атлетики в Международной ассоциации легкоатлетических федераций;
приостановление членства Союза биатлонистов России в Международном союзе биатлонистов;
дисквалификация Федерации тяжелой атлетики России на один год Международной федерацией тяжелой атлетики;
ограничение в допуске российских спортсменов к Играм XXXI Олимпиады 2016 года;
недопущение к участию в XIV Паралимпийских летних играх 2016 года;
выступление в нейтральном статусе на XXIII Олимпийских зимних играх и XII Паралимпийских зимних играх 2018 года.
В настоящее время "допинговый вопрос" остается актуальным и требует приоритетного внимания. В 2019 году было выявлено 202 допинговых нарушения, 94 спортсмена были отстранены от соревнований на тот или иной период.
Профессиональный спорт
В настоящее время сохраняется высокая зависимость клубов профессиональных лиг в командных видах спорта от бюджетных средств и финансирования государственными компаниями. Такая структура является неустойчивой, так как потеря титульного спонсора лишает клуб возможности к существованию. На текущий момент, по различным оценкам, доля коммерческих доходов в высших лигах составляет:
34 процента - в хоккее;
30 процентов - в футболе;
14 процентов - в баскетболе.
Для сравнения надо сказать, что ведущие мировые лиги-аналоги функционируют на полностью или практически полностью коммерческой основе.
Адаптивный спорт
Внимание, уделяемое в последние годы адаптивному спорту, подтверждается позитивной динамикой следующих ключевых статистических показателей:
доля систематически занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выросла с 3,5 процента в 2012 году до 19,4 процента в 2019 году;
доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом, выросла с 18,7 процента в 2015 году до 30,4 процента в 2019 году;
среднегодовой темп роста количества подготовленных специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта за 2012 - 2019 годы составил 18 процентов.
Тем не менее сохраняется большой разрыв между средними показателями сферы физической культуры и спорта в целом и показателями в адаптивном спорте. Доля лиц, систематически занимающихся адаптивным спортом (19,4 процента), более чем вдвое ниже среднего показателя (43 процента). Важно отметить, что имеет место региональная диспропорция. В регионах-лидерах доля лиц, систематически занимающихся адаптивным спортом, составляет около 40 процентов, в отстающих регионах - менее 4 процентов.
Таким образом, дальнейшее повышение доступности спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе с учетом региональной специфики, остается одной из важных задач.
Научное и кадровое обеспечение
Рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений (в том числе за счет использования передовых технологий) предъявляет новые требования к подготовке кадров и научному обеспечению спорта.
Несмотря на то что численность специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта, выросла с 350 тыс. в 2014 году до 402 тыс. в 2019 году, за указанный период отмечается сокращение численности тренеров на 5 процентов и снижение численности молодых специалистов на 12 процентов. Повышение привлекательности и престижа работы в сфере физической культуры и спорта, особенно для молодых специалистов, является важнейшим условием развития сферы физической культуры и спорта.
В настоящее время обеспеченность кадрами в сфере физической культуры и спорта составляет 7 специалистов на 1 тыс. человек, систематически занимающихся спортом. Достижение целевого показателя "доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)" возможно только в условиях роста количества тренеров и иных специалистов, повышения их квалификации и производительности труда (в том числе за счет цифровизации сферы физической культуры и спорта).
Вместе с тем увеличивается разрыв между фундаментальной и спортивной наукой, прогрессирует дефицит профессиональных кадров и современной материально-технической базы в организациях спорта и спортивной медицины, не хватает специалистов для организации эффективного комплексного сопровождения спортивной подготовки. В совокупности проблемы спортивной науки и образования приводят к ухудшению выступлений российских спортсменов на международной арене и учащению случаев применения запрещенных в спорте препаратов.
Цифровизация
В настоящее время отсутствуют единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта и практик развития физической культуры и спорта. Вследствие этого ключевой задачей в сфере цифровизации является разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта, электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта в каждом регионе с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.
Финансовое обеспечение
За последние 5 лет финансирование расходов на физическую культуру и спорт выросло с 254,9 млрд. рублей (в 2015 году) до 375,4 млрд. рублей (в 2019 году). За этот период доля расходов на физическую культуру и массовый спорт выросла с 38,3 процентов до 48,2 процента за счет соответствующего увеличения доли расходов на спортивную подготовку и спорт высших достижений.
Сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финансирования, при этом доля внебюджетных средств составляет не более 10 процентов.
Отмечается отсутствие исчерпывающей информации по общему финансированию сферы физической культуры и спорта. Используемые данные Федерального казначейства не совпадают со сводной информацией статистических форм (разница в оценках достигает более 15 процентов). В связи с этим в рамках Стратегии необходимо предусмотреть меры по повышению управляемости сферы физической культуры и спорта за счет совершенствования формата сбора данных и подхода к обработке информации.
III. Цель, задачи, этапы и ожидаемые результаты
реализации Стратегии
Национальные цели и стратегические задачи Российской Федерации предусматривают сохранение населения, сохранение здоровья и благополучия людей, создание возможностей для самореализации талантов и комфортной среды для жизни, ускорение технологического развития, цифровую трансформацию социальной сферы и обеспечение темпов роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
Целью Стратегии является формирование приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта, основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
Задачи Стратегии включают в себя:
обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий;
обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов;
формирование системы мотивации различных категорий населения, включая лиц старшего возраста, социально незащищенных слоев населения, к физическому развитию и спортивному образу жизни;
создание возможностей для самореализации и развития способностей граждан в сфере физической культуры и спорта;
повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи, а также формирование условий для развития школьного и студенческого спорта;
повышение эффективности системы поиска, отбора и сопровождения спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки;
создание межотраслевой кластерной системы научно-методического и медико-биологического и медицинского обеспечения спорта с развитием экспериментальной и инновационной деятельности;
формирование условий нулевой толерантности к нарушению антидопинговых правил, улучшение имиджа страны;
обеспечение условий для устойчивого самостоятельного развития профессионального спорта со снижением зависимости от государственного финансирования;
выработка и реализация системного подхода к проведению на территории Российской Федерации крупнейших международных спортивных мероприятий и эффективному управлению их наследием;
совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межведомственных и межотраслевых путей организации деятельности;
обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами сферы физической культуры и спорта;
создание эффективной системы управления стратегическим развитием сферы физической культуры и спорта;
совершенствование подхода к управлению спортивной инфраструктурой, в том числе на этапах планирования, проектирования и эксплуатации;
повышение эффективности расходования бюджетных средств, разработка инструментов повышения уровня коммерциализации сферы физической культуры и спорта;
совершенствование процесса сбора, анализа и управления данными, увеличение эффективности и скорости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины;
совершенствование нормативно-правовой базы для развития сферы физической культуры и спорта;
развитие международного спортивного сотрудничества с расширением представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях, обеспечением прав и интересов российского спорта;
обеспечение безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий;
содействие воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности путем обеспечения высокого уровня духовно-нравственных и этических ценностей в сфере физической культуры и спорта, в том числе путем развития взаимодействия с традиционными конфессиями Российской Федерации;
совершенствование системы духовной поддержки российских спортсменов и соблюдения их права на свободу вероисповедания в рамках участия в международных, всероссийских и региональных спортивных мероприятиях, изучение и использование опыта традиционных религий Российской Федерации.
План мероприятий по реализации Стратегии (далее - план) включает 2 этапа:
I этап - 2021 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
План включает информацию о сроках выполнения Стратегии и об ответственных исполнителях, обеспечивающих реализацию ее мероприятий.
Реализация I этапа плана характеризуется необходимостью нивелирования негативного воздействия пандемии 2020 года и формирования необходимых условий для интенсивного развития сферы физической культуры и спорта в последующие годы. Развитие сферы физической культуры и спорта будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
На I этапе реализации плана планируется осуществить:
установление эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями для адресной мотивации населения к физическому развитию, формирование потребности в двигательной активности у всех категорий населения;
формирование в результате совместной деятельности в области спорта и образования, реализуемой Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также обеспечение преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры и спорта;
обеспечение в рамках системы подготовки спортивного резерва эффективного поиска, отбора и сопровождения на каждом этапе спортивной подготовки наиболее перспективных спортсменов на основе реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и современных методик спортивной тренировки;
создание межотраслевой системы комплексного научно-технологического сопровождения, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва, а также обеспечение развития экспериментальной и инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
восстановление российских спортивных и антидопинговых организаций в правах в составе соответствующих международных организаций;
снятие всех ограничений по допуску российских спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях;
проведение на высоком организационном уровне крупных международных спортивных мероприятий, включая чемпионат Европы по футболу UEFA в 2021 году и Лиги чемпионов UEFA в 2022 году, чемпионат мира по хоккею в 2023 году в г. Санкт-Петербурге, Всемирные игры IWAS и чемпионат мира по фехтованию на колясках в 2022 году в г. Сочи, Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады в 2022 году и Суперкубок UEFA в 2023 году в г. Казани, чемпионат мира по волейболу 2022 года и XXXII Всемирные летние студенческие игры 2023 года в г. Екатеринбурге;
обеспечение развития системы спортивных соревнований среди государств, входящих в объединение БРИКС, государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и государств - участников Содружества Независимых Государств;
обеспечение системы эффективного взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта по вопросам развития сферы физической культуры и спорта, включая реализацию Стратегии;
построение эффективной структуры стратегического управления в сфере физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики;
создание и функционирование единой цифровой платформы в сфере физической культуры и спорта, а также осуществление значительной части функций органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта с использованием цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта;
оптимизация системы профессионального образования и кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, внедрение системы независимой оценки профессиональной квалификации.
На II этапе реализации плана предполагается активное содействие субъектам физической культуры и спорта в части достижения высоких спортивных результатов и повышения качества жизни посредством занятий спортом, внедрения инновационных подходов и технологий в систему управления сферой физической культуры и спорта, а также увеличения вклада сферы физической культуры и спорта в экономику Российской Федерации, в том числе:
обеспечение для большей части населения в шаговой доступности организационных и инфраструктурных условий для занятий физической культурой и спортом, включая адаптивный спорт;
создание необходимых материально-технических и организационных условий, включая спортивную инфраструктуру, для вхождения спортивной сборной команды России в тройку сильнейших команд в неофициальном общекомандном зачете по результатам выступлений на Олимпийских играх, а также успешного выступления на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
обеспечение дальнейшего развития механизмов межотраслевого взаимодействия;
обеспечение лидирующих позиций Российской Федерации в системе международного детско-юношеского и студенческого спорта;
формирование положительного имиджа Российской Федерации в международном спортивном сообществе как государства, имеющего высокие спортивные достижения, ведущего активную борьбу с допингом и обеспечивающего исчерпывающие условия для развития всех видов спорта;
формирование устойчивой системы профессионального спорта;
снижение зависимости от государственного финансирования за счет увеличения доли коммерческих доходов;
формирование комплексного подхода к планированию, проведению и управлению наследием международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, обеспечивающего максимальный вклад таких соревнований в социально-экономическое и инфраструктурное развитие субъектов Российской Федерации;
разработка инструментов для комплексного управления развитием спортивной инфраструктуры с учетом долгосрочных экономических, демографических и градостроительных тенденций (в том числе в части территориального планирования);
создание условий для привлечения к развитию физической культуры и спорта внебюджетного финансирования и роста инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта;
осуществление перехода к управлению сферой физической культуры и спорта на базе единой цифровой платформы.
Система мероприятий по достижению результатов и целевых показателей Стратегии разработана на основе указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
IV. Приоритетные направления развития сферы физической
культуры и спорта
Для достижения цели и решения задач Стратегии, а также с учетом национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сформированы следующие приоритетные направления развития:
совершенствование здоровья и благополучия, а также повышение уровня жизни населения;
развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины;
развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины;
развитие системы антидопингового обеспечения;
развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины;
совершенствование системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта;
цифровая трансформация системы управления отраслью;
развитие экономической модели физической культуры и спорта;
развитие международного спортивного сотрудничества;
формирование комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта.
В рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации посредством занятий физической культурой и спортом предусматриваются:
совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей комплексную правовую регламентацию массового спорта, в том числе адаптивного, закрепление целей, задач и принципов его развития, установление правового статуса физкультурно-спортивных клубов, их учредителей и участников, мер государственной поддержки, установление особенностей организации и проведения массовых спортивных мероприятий и соревнований;
развитие системы физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и работы граждан, включая комплекс мер, направленных на стимулирование их создания и деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
развитие системы общероссийских физкультурно-спортивных обществ и клубов;
развитие физической культуры и спорта в сельской местности, включая обеспечение сельского населения доступом к спортивной инфраструктуре и занятиям физической культурой и спортом, привлечение квалифицированных специалистов для работы на сельских территориях и развитие системы спортивно-массовых соревнований;
разработка маркетинговой и коммуникационной стратегии по продвижению спорта и здорового образа жизни, направленной на формирование потребности и осознанного отношения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе путем построения адресных коммуникаций с целевыми аудиториями с учетом их предпочтений и мотиваций к занятиям физической культурой и спортом, и обеспечивающей координацию деятельности Министерства спорта Российской Федерации с Общероссийским союзом общественных объединений "Олимпийский комитет России" (далее - Олимпийский комитет России), Общероссийской общественной организацией "Паралимпийский комитет России" (далее - Паралимпийский комитет России) и Общероссийским союзом физкультурно-спортивных общественных объединений инвалидов "Сурдлимпийский комитет России" (далее - Сурдлимпийский комитет России), их региональными отделениями, общероссийскими спортивными федерациями, некоммерческими, общественными и религиозными организациями и объединениями;
повышение степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта среди населения посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения;
совершенствование и развитие механизмов информационного обеспечения деятельности в сфере физической культуры и спорта, в том числе освещение массовых физкультурных и спортивных мероприятий в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных медиа, а также продвижение различных проектов, акций и мероприятий, направленных на вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
учреждение и проведение Года детско-юношеского спорта, направленного в первую очередь на формирование у граждан Российской Федерации потребности в здоровом образе жизни и занятиях спортом;
содействие повышению двигательной активности населения (в том числе в случае ограничения мобильности населения в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);
разработка системы дистанционного проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
совершенствование системы поощрения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
внедрение соревновательных элементов в систему Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
проведение регулярных исследований уровня физической подготовленности населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (в том числе с использованием результатов диспансеризации населения);
разработка и реализация мер по повышению активности участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
синхронизация разработки и реализации программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения с нормативами испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
разработка Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации;
обновление методик проведения занятий физической культурой и спортом в дошкольных образовательных организациях;
обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) "Физическая культура" в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;
организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;
включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;
анализ и внедрение лучших зарубежных практик организации и коммерциализации студенческого спорта;
эффективная реализация межотраслевой программы развития школьного спорта, межотраслевой программы развития студенческого спорта и межведомственной программы "Плавание для всех";
развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая развитие системы спортивно-адаптивных школ;
содействие оздоровлению населения средствами адаптивной физической культуры (в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19);
развитие военно-прикладных, служебно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России";
содействие развитию компьютерного спорта;
содействие развитию корпоративного спорта (в том числе за счет развития системы корпоративных соревнований и стимулирования работодателей);
содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Российскую Федерацию;
совершенствование форм и методов гражданско-патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта, направленное на формирование нравственных идеалов, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях многоконфессиональной духовной культуры Российской Федерации, уважения, честной спортивной игры и других ценностей Олимпийского движения, среди всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
В рамках приоритетного направления по развитию системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений, предусматриваются:
обеспечение условий для успешного выступления спортивных сборных команд Российской Федерации, в том числе юношеских, в международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские, Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, с учетом установления взаимных обязательств федерального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России и Сурдлимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций;
обеспечение непрерывного тренировочного процесса спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации (в том числе в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);
совершенствование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности спортсменов;
развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом положительного опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" при участии региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также региональных центров спортивной подготовки;
разработка и совершенствование федеральных стандартов и программ спортивной подготовки по видам спорта на всех этапах ее осуществления, учитывающей тенденции развития мирового спорта и науки, а также баланс интересов задействованных субъектов сферы спорта;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы системы подготовки спортивного резерва, в том числе вопросы деятельности училищ олимпийского резерва и региональных центров подготовки спортивного резерва;
дальнейшая гармонизация законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
В рамках приоритетного направления по развитию кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:
совершенствование системы материального стимулирования спортсменов, профильных и иных специалистов в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины (в том числе за счет внебюджетных средств);
законодательное закрепление социальных гарантий в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины, в том числе разработка норм оплаты труда с учетом особенностей видов спорта;
создание эффективной отраслевой системы квалификаций в сфере физической культуры и спорта на основе взаимодействия работодателей, спортивных федераций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта, актуализация и разработка профессиональных стандартов, а также внедрение независимой оценки квалификации работников в сфере физической культуры и спорта;
развитие системы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта, в том числе специалистов физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также совершенствование дополнительных профессиональных программ;
разработка и совершенствование основных профессиональных образовательных стандартов и программ, направленных на подготовку тренеров и специалистов в сфере физической культуры, спорта, спортивной медицины, в том числе адаптивной медицины, а также формирование перечня дополнительных профессиональных программ;
развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по спортивной медицине и биомедицине на уровне мировых стандартов;
формирование на базе имеющихся организаций в сфере спорта, здравоохранения, образования и медицины механизмов межвузовского и междисциплинарного взаимодействия при формировании образовательных программ, многоуровневой системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного образования для подготовки специалистов в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины с соответствующим уровнем компетенций;
совершенствование механизма целевого практико-ориентированного обучения специалистов в сфере физической культуры и спорта с применением дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности необходимого числа профильных специалистов, соответствующих современным требованиям к уровню компетенций;
формирование системы социальной адаптации и профориентации спортсменов на дальнейшую карьерную траекторию в сфере физической культуры и спорта, в том числе развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации в сфере получения образования и трудоустройства;
стимулирование волонтерского движения в спорте.
В рамках приоритетного направления по развитию научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины предусматриваются:
формирование межведомственной системы комплексного сопровождения спортивной подготовки, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса;
развитие спортивной науки с учетом межведомственного принципа работы в целях опережающего научно-технологического и инновационного развития спорта высших достижений, спортивной подготовки и профессионального спорта;
модернизация системы и разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
развитие межведомственной интеграции в деятельности комплексных научных групп спортивных сборных команд с формированием научной системы дистанционного персонифицированного мониторинга, научно-методического анализа подготовленности и комплексного сопровождения спортсменов, а также комплектования комплексных научных групп специалистами по принципу узкой углубленной специализации в соответствии с направленностью подготовки спортсменов;
создание межотраслевого научно-технологического кластера мирового уровня и формирование на его базе центра компетенций в сфере спорта с использованием возможностей и потенциала инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", автономной некоммерческой организации "Инновационный центр Олимпийского комитета России", научных организаций, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, а также федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" и ведущих образовательных организаций высшего образования;
осуществление взаимодействия с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" при планировании научных тематик и направлений деятельности организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями;
совершенствование ресурсного обеспечения научных организаций, спортивно-тренировочных баз, учреждений спортивной подготовки и спортивной медицины для реализации мероприятий научно-методического сопровождения, проведения научных исследований и внедрения лучших практик с учетом специфики видов спорта.
В рамках приоритетного направления по развитию системы антидопингового обеспечения предусматриваются:
совершенствование правовых механизмов противодействия применению допинга в спорте в части установления специального регулирования в отношении международных обязательств Российской Федерации в области борьбы с допингом, международного сотрудничества, правовой помощи по делам о нарушении антидопингового законодательства других стран, а также приведения внутренних регламентирующих документов общероссийских спортивных федераций в соответствие с требованиями международных и общероссийских антидопинговых правил и стандартов;
усиление механизмов контроля и системы мониторинга антидопинговой политики субъектов Российской Федерации, тренировочных процессов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
расширение практики тестирования спортсменов в соревновательный и внесоревновательный периоды на федеральном и региональном уровнях системы спортивной подготовки при строгом соблюдении требований положений Всемирного антидопингового кодекса и международных стандартов;
совершенствование системы подготовки врачей по спортивной медицине в части предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;
реализация мероприятий по предупреждению случайного использования допинга в системе обеспечения сборных команд и спортивного резерва, включая совершенствование механизмов контроля качества лекарственных средств, биологически активных добавок и специализированных пищевых продуктов, используемых в подготовке спортсменов;
увеличение охвата информационно-образовательными программами в области профилактики применения допинга в спорте всех целевых аудиторий, включая проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации.
В рамках приоритетного направления по развитию инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:
формирование карты инфраструктурной обеспеченности сферы физической культуры и спорта, в том числе создание единого информационного центра, содержащего данные о состоянии объектов спортивной инфраструктуры, предоставляемых на них услугах и задействованных спортивных организациях;
совершенствование механизмов планирования развития инфраструктуры, включая создание системы изучения общественного мнения и учета потребностей населения, а также проведение маркетинговых и геомаркетинговых исследований;
совершенствование и внедрение рекомендуемых нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, их материально-технического оснащения с учетом особенностей развития различных видов спорта в субъектах Российской Федерации;
разработка методических рекомендаций по адаптации общественных пространств, рекреационных и парковых зон, общедомовых территорий и жилых комплексов к занятиям физической культурой и спортом (в том числе для создания беговых и велодорожек с упрощенным порядком использования территорий);
актуализация и распространение методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения;
создание, реконструкция и капитальный ремонт инфраструктуры, предназначенной для массовых занятий физической культурой и спортом (в том числе в сельской местности);
создание инфраструктуры для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта (в том числе с учетом нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), включая центры раннего физического развития детей и детские спортивно-оздоровительные федеральные центры круглогодичного профиля;
увеличение доли доступных спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения;
развитие инфраструктуры, включая оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием, организаций, осуществляющих подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе по адаптивным видам спорта, с учетом различных природно-климатических зон;
развитие спортивного туризма, в том числе за счет создания и развития инфраструктуры альпинистских и туристических баз (включая базы, расположенные в горных районах Российской Федерации);
развитие инфраструктуры медико-биологического обеспечения спорта высших достижений и спортивной медицины путем расширения сети специализированных реабилитационных центров для спортсменов и модернизации медицинских организаций, осуществляющих медико-биологическое обеспечение спортсменов;
развитие системы организаций спортивной медицины в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и приведение ее инфраструктуры в соответствие с современными требованиями комплексного сопровождения спортивной подготовки;
расширение сети врачебно-физкультурных диспансеров (центров спортивной медицины) и специализированных реабилитационных центров для спортсменов сборных команд и спортивного резерва с модернизацией их инфраструктуры, ориентированной на профилактическую и предиктивную медицину;
создание национального научно-клинического центра спортивной медицины на базе Федерального медико-биологического агентства, координирующего медицинские и научные организации в области спортивной медицины, и развитие его интеграции с ведущими научными организациями;
обеспечение стимулирующих экономических и нормативно-правовых условий для использования механизма государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции, эксплуатации и управлении объектами спортивной инфраструктуры;
расширение практики применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при создании быстровозводимых и малобюджетных объектов спорта, в том числе создание таких объектов в общеобразовательных организациях, не имеющих спортивных залов;
обеспечение обмена опытом и лучшими практиками, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и управлением объектами спортивной инфраструктуры.
В рамках приоритетного направления по совершенствованию системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта предусматриваются:
совершенствование системы проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований на всех уровнях и среди всех возрастных категорий населения;
совершенствование системы государственного управления через взаимодействие между органами исполнительной власти, общероссийскими, региональными спортивными федерациями, профессиональными спортивными организациями и иными общественными организациями в развитии видов спорта, включая конкретизацию прав, обязанностей и ответственности за обязательства по достижению целевых показателей, установленных в программах развития видов спорта;
установление критериев и методики оценки эффективности деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций по видам спорта, включая оценку их роли в содействии развитию спорта;
формирование рейтинга эффективности федераций;
совершенствование механизма определения базовых видов спорта на федеральном и региональном уровнях;
совершенствование порядка разработки программ развития видов спорта с учетом специфики их развития, включающих в себя механизмы выполнения положений Стратегии;
обеспечение разработки региональных документов стратегического планирования по развитию спорта с учетом специфики каждого из регионов (климатические условия, традиции, популярность видов спорта), синхронизированных с целями и задачами программ развития видов спорта общероссийских спортивных федераций;
установление для субъектов Российской Федерации дифференцированных показателей развития физической культуры и спорта, базовых видов спорта с сохранением адресного целевого характера механизма развития спортивной инфраструктуры с учетом особенностей социально-экономического развития, демографической ситуации и климатических условий регионов;
совершенствование системы развития неолимпийских видов спорта и спортивных дисциплин, признанных прежде всего Международным олимпийским комитетом и претендующих на включение в программу Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, в которых российские спортсмены традиционно успешно выступают в целях продвижения таких видов для признания Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, а также развития видов спорта с использованием авиационной техники и иной техники, имеющих высокое прикладное значение для обороноспособности страны, служебно-прикладных и военно-прикладных, национальных и традиционно развиваемых в Российской Федерации видов спорта и спортивных дисциплин;
совершенствование мер государственной поддержки негосударственных организаций (общественных проектов и инициатив, в том числе религиозных организаций), действующих в сфере физической культуры и спорта;
формирование системы правового стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе реализация мероприятий "регуляторной гильотины";
совершенствование взаимодействия между субъектами профессионального спорта и организациями, осуществляющими подготовку спортивного резерва, включая организации детско-юношеского спорта (в том числе в части компенсации затрат на подготовку спортсменов).
В рамках приоритетного направления по цифровой трансформации системы управления отраслью предусматриваются:
формирование и реализация единой политики создания и применения цифровых технологий в сфере физической культуры и спорта, в том числе актуализация и гармонизация законодательства, позволяющая обеспечить цифровую трансформацию сферы физической культуры и спорта;
трансформация и повышение эффективности модели государственного управления в сфере физической культуры и спорта путем внедрения ИТ-сервисов, баз данных, технологий их использования, обеспечивающих взаимодействие объектов и субъектов сферы физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе межведомственное взаимодействие;
совершенствование процессов принятия управленческих решений в сфере физической культуры и спорта за счет развития инструментов и технологий сбора, обработки и анализа данных с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;
внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой (в том числе при создании новых объектов спорта), обеспечивающих комплексные подходы к оптимальной доступности, эффективности, безопасности и управлению объектами, включая геоинформационные системы;
повышение эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта;
развитие цифровых технологий в образовательных организациях, включая управление образовательным процессом, организацию обучения и повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта в дистанционном онлайн-формате;
стимулирование вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом за счет создания и популяризации соответствующих цифровых онлайн-сервисов, мобильных приложений, социальных сетей и систем управления взаимоотношениями с клиентами;
выявление и поддержка перспективных негосударственных инициатив и продуктов в области цифровизации физической культуры и спорта (в том числе в части научно-методического, научно-образовательного, медико-биологического обеспечения);
развитие цифровых технологий и информационных ресурсов в области спортивной медицины, медицинского и медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта;
обучение, повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленные на повышение цифровой грамотности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
В рамках приоритетного направления по развитию экономической модели физической культуры и спорта предусматриваются:
проведение аудита расходования бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта с последующей оптимизацией направлений и объемов расходования;
формирование системы экономического стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта;
обеспечение условий для повышения уровня внебюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта, включая массовый и профессиональный спорт;
выработка и реализация мер по налоговой поддержке организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, включая спонсоров профессиональных спортивных организаций, инвесторов и управляющие компании спортивной инфраструктуры, некоммерческие и коммерческие организации, предоставляющие физкультурно-оздоровительные услуги;
обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных услуг некоммерческими и коммерческими организациями, включая разработку соответствующего нормативно-правового регулирования, утверждение стандартов предоставления услуг и порядка контроля за их качеством;
обеспечение возможности осуществления коммерческой деятельности на спортивных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целях повышения финансовой устойчивости спортивных организаций, включая определение разрешенных видов деятельности, и формирования порядка контроля за ее осуществлением;
актуализация и дальнейшее совершенствование правового регулирования профессионального спорта (в том числе в части расширения возможности осуществления профессиональными спортивными организациями рекламной деятельности);
выработка и реализация мер по повышению коммерческой привлекательности профессионального спорта, содействие росту доли внебюджетных источников финансирования в виде доходов от реализации маркетинговых, коммерческих прав, возможностей коммерческих спонсоров, вещателей, болельщиков, доходов от деятельности букмекерских контор и других источников, включая лотереи, организованные Министерством спорта Российской Федерации, в целях создания условий для поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы Российской Федерации;
выработка и реализация мер по повышению финансовой прозрачности субъектов профессионального спорта;
формирование системы экспертной, технологической и финансовой поддержки инноваций в области физической культуры и спорта, фитнес-индустрии и спортивной медицины;
поддержка развития производства продукции спортивной индустрии, научно-технической деятельности, включая внедрение механизмов импортозамещения при создании и модернизации инфраструктурных объектов и обеспечении спортивных организаций;
совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности фитнес-центров, а также вопросов качества и безопасности фитнес-услуг в целях создания условий для эффективного развития фитнес-индустрии как коммерческого направления физической культуры.
В рамках приоритетного направления по развитию международного спортивного сотрудничества предусматриваются:
совершенствование инструментов международной спортивной дипломатии, продвижение института спортивных атташе и развитие системы взаимодействия с органами исполнительной власти зарубежных стран, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта;
разработка и реализация программы, направленной на формирование положительного образа Российской Федерации в международном спортивном сообществе (в том числе путем активного участия в международных научных и общественно-деловых мероприятиях);
совершенствование взаимодействия с международными межправительственными и общественными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Всемирное антидопинговое агентство, Международный олимпийский комитет, Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Международный паралимпийский комитет, Международный совет военного спорта, континентальные организации, международные спортивные федерации и др.) с учетом национальных интересов в части подготовки и реализации международных актов (международные конвенции, резолюции, хартии, декларации) по вопросам спорта, включая увеличение количества российских представителей на руководящих постах указанных организаций;
развитие сотрудничества с государствами, входящими в объединение БРИКС, с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, а также сотрудничества с традиционными партнерами в сфере спорта, направленного в том числе на формирование согласованных позиций по вопросам международной спортивной повестки в рамках деятельности международных организаций и международных спортивных организаций, а также на проведение совместных спортивных мероприятий;
расширение взаимодействия с международными организациями по вопросам осуществления исследовательской, научно-образовательной и иной деятельности, способствующей развитию сферы физической культуры и спорта, в том числе деятельности в сфере борьбы с допингом в спорте;
создание механизма принятия решения о проведении международных соревнований на основе комплексного подхода, учитывающего экономические и социокультурные интересы государства;
эффективное проведение заявочных кампаний за право организации на территории Российской Федерации крупных международных спортивных мероприятий, а также научных и общественно-деловых мероприятий, связанных с развитием физической культуры и спорта;
синхронизация планирования проведения заявочных кампаний с планами социально-экономического и инфраструктурного развития субъектов Российской Федерации;
систематизация лучших практик проведения заявочных кампаний;
формирование единого информационного центра для изучения и распространения опыта подготовки и проведения крупных спортивных международных мероприятий (в том числе среди заинтересованных зарубежных стран);
разработка и внедрение методологии оценки результатов проведения спортивных мероприятий, включая экономический, социальный, экологический и прочие эффекты;
выявление, систематизация и распространение лучших практик эффективного управления наследием крупных международных спортивных мероприятий.
В рамках приоритетного направления по формированию комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта предусматриваются:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, а также физкультурных и иных спортивных мероприятий на объектах спорта и в местах проведения соревнований с учетом установления дифференцированных требований для соревнований с разным количеством участников;
развитие системы безопасности (общественная, технологическая, эпидемиологическая и др.) мест проведения официальных спортивных соревнований, объектов спорта, оказываемых услуг (в том числе в соответствии с международными требованиями);
развитие системы мониторинга обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
создание системы идентификации болельщиков и контроля доступа при проведении всероссийских и международных спортивных соревнований;
разработка основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях Российской Федерации этического кодекса общероссийских спортивных федераций в целях повышения ответственности спортсменов и иных специалистов и минимизации случаев ненадлежащего поведения;
организация системы обратной связи по этическим вопросам для спортсменов и тренеров в целях фиксации и обработки обращений относительно ненадлежащего поведения спортивного персонала, а также разработка формата рассмотрения обращений;
разработка и размещение в открытом доступе базовых методик по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами для тренеров и спортивного персонала и информационных материалов по вопросам безопасности занятий спортом для всех заинтересованных целевых аудиторий, включая спортсменов, тренеров, спортивный персонал, родителей спортсменов и руководителей организаций.
V. Финансовое обеспечение
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также средств внебюджетных источников.
Оценка средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Стратегии, производится на основе ежегодного определения необходимого объема расходов на приоритетные направления, указанные в разделе III Стратегии, в целях обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач и ежегодно корректируется в соответствии с бюджетными процедурами. При этом задачей субъектов Российской Федерации является поддержание доли расходов по разделу "Физическая культура и спорт" в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне не ниже 2,4 процента. Повышение указанной доли расходов осуществляется с учетом бюджетных возможностей конкретного субъекта Российской Федерации.
VI. Механизмы реализации, контроля и мониторинга
реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования Российской Федерации, а также плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иные документы могут быть скорректированы в части дополнения новыми мероприятиями (результатами), изменения целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей Стратегии.
Реализация Стратегии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России, спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития физической культуры и спорта и мерах по управлению рисками по форме и в сроки, которые утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.
Министерство спорта Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодный доклад о реализации Стратегии.
К основным рискам реализации Стратегии относятся:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;
эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.
Функции по координации реализации Стратегии выполняет Министерство спорта Российской Федерации.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа результатов мероприятий по реализации Стратегии и соответствия достигнутых целевых показателей реализации Стратегии целевым показателям реализации Стратегии, предусмотренным приложением к Стратегии.
Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию физической культуры и спорта, внесению в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.
Методики расчета значений целевых показателей Стратегии утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.
Значение показателя "доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)" для каждого субъекта Российской Федерации утверждается в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Приложение
к Стратегии развития
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на период до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Наименование целевого показателя
Базовое значение
Значения показателя
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
1.
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), процентов
43
45,2
48
51,5
55
57
59
61,5
64
67
70
2.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, процентов
19,4
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3.
Уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, процентов
54,2
55
56
57
58
60
62
64
66
68
70
4.
Место олимпийской команды России в неофициальном общекомандном зачете на летних и зимних Олимпийских играх
4/13
5
5
-
3
-
3
-
1-3
-
1-3
5.
Доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта, процентов
-
10
10
11
12
13
14
15
16
18
20
6.
Доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц), интегрированных в единую цифровую среду, в общем количестве таких субъектов, процентов
-
15
30
40
50
60
70
80
90
95
100
7.
Доля детей и молодежи в возрасте 3 - 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи, процентов
83,9
84
84,3
85,2
86
86,5
87
87,2
88,5
89,0
90
8.
Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30 - 54 лет, мужчины в возрасте 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, процентов
28,9
37,1
41,3
46,8
52
55
57
60,5
63
66,5
70
9.
Доля граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55 - 79 лет, мужчины в возрасте 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста, процентов
11,7
15
17,6
19,7
22
25
29
33
36,5
42
45
10.
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, процентов
55,7
58
59
60
62
64
66
68
70
72
74
11.
Количество штатных работников физической культуры и спорта, тыс. человек
404
408
428
454
465
495
525
555
585
615
649