НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 N 2914-р "Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года"

"Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2018 г. N 2914-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года.
2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и утвердить в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения план мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года и обеспечить его выполнение.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции руководствоваться положениями Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года при разработке и реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных документов.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3399).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2018 г. N 2914-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
Минерально-сырьевая база представляет собой совокупность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых, а также локализованных и прогнозных ресурсов.
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи геологической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение минеральным сырьем потребностей экономики Российской Федерации, включая экспортные обязательства.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия обеспечивает реализацию в сфере воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы положений следующих документов стратегического планирования:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г.;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
При разработке Стратегии учтены:
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203;
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176;
а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации.
При разработке Стратегии учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года.
Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциалов.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на федеральном и региональном уровнях, а также для разработки государственных программ Российской Федерации. Реальные возможности и естественные ограничения минерально-сырьевой базы России должны учитываться при формировании документов стратегического планирования перерабатывающих отраслей российской промышленности.
II. Текущее состояние минерально-сырьевой базы Российской
Федерации и перспективы ее развития
На территории Российской Федерации и ее континентального шельфа выявлены месторождения практически всех известных на Земле видов полезных ископаемых. По запасам и добыче нефти, природного газа, угля, железных руд, никеля, меди, золота, серебра, платиноидов, алмазов, апатитовых руд, калийных солей и некоторых других видов полезных ископаемых Россия входит в число мировых лидеров. Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цирконий, тантал, ниобий, кобальт, скандий, бериллий, сурьма, литий, германий, рений, редкие земли иттриевой группы, золото, серебро, платиноиды, алмазы, особо чистое кварцевое сырье, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р.
В соответствии с потребностями национальной экономики существенно изменились и продолжают меняться направления использования различных видов полезных ископаемых, появляются новые их источники, в связи с чем перечень основных видов стратегического минерального сырья целесообразно уточнять с периодичностью 5 - 6 лет.
Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются уголь, железные руды, цинк, апатитовые руды, калийные соли, цементное сырье, подземные воды; для отдельных отраслей промышленности - плавиковый шпат, бентониты, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, оптическое сырье, йод.
С учетом экономических условий освоения минерально-сырьевых ресурсов обеспеченность рентабельными запасами стратегических и наиболее значимых видов полезных ископаемых эксплуатируемых месторождений может составить не более 25 - 30 лет. По другим полезным ископаемым (более 150 видов), используемым в незначительных объемах либо имеющим местное значение, обеспеченность запасами не рассматривается.
По количеству и качеству балансовых запасов минерального сырья в России (с учетом наличия или отсутствия геологических перспектив наращивания минерально-сырьевой базы) все значимые для экономики страны полезные ископаемые можно разделить на три группы.
В первую группу входят полезные ископаемые, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворят необходимые потребности до 2035 года и в последующий период. К этой группе относятся природный газ, медь, никель, олово, вольфрам, молибден, тантал, ниобий, кобальт, скандий, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье.
Запасы полезных ископаемых этой группы обеспечивают потребности страны на длительную перспективу. При этом ряд регионов России испытывает дефицит запасов углей (Европейская часть и Урал), железных руд (Урал, юг Западной Сибири), фосфорных руд и калийных солей (сельскохозяйственные районы Северного Кавказа, Центрального Черноземья и Поволжья). Отмечается дефицит некоторых из потребляемых сортов и марок углей, в частности особо ценных марок коксующихся углей. Региональный и марочный дефицит обусловлены природными особенностями месторождений и закономерностями их размещения по территории России.
Ко второй группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье.
Вовлечение в отработку трудноизвлекаемых запасов нефти, неразрабатываемых месторождений цветных, легирующих и благородных металлов позволит удержать достигнутый уровень добычи в период после 2025 года. Высокий рыночный спрос на драгоценные металлы и алмазы делает критически важным выявление нетрадиционных для отечественной горнодобывающей промышленности источников этих видов минерального сырья, которые могут быть обнаружены лишь с использованием принципиально новых методов их прогнозирования и поисков.
К третьей группе относятся дефицитные полезные ископаемые, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и (или) складированными запасами. К этой группе относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, йод, бром, оптическое сырье). Однако некоторые месторождения дефицитных полезных ископаемых (хрома, редкоземельных металлов) сопоставимы по качеству с разрабатываемыми месторождениями за рубежом, что делает особенно актуальным разработку и применение специальных механизмов стимулирования их освоения. Для начала освоения неразрабатываемых месторождений марганца, урана, хрома либо возобновления добычи полезных ископаемых на ранее эксплуатируемых месторождениях йода, брома, плавикового шпата, лития, бериллия, оптического сырья необходимо внедрение эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья.
Выявление новых месторождений качественных руд с использованием традиционных подходов и методов становится все более сложным и менее вероятным. Минимизировать зависимость от импорта минерального сырья можно как за счет освоения месторождений руд невысокого качества или расположенных в удаленных районах страны с неразвитой инфраструктурой, так и путем применения усовершенствованных прогнозно-поисковых комплексов, обеспечивающих выявление объектов нетрадиционного типа с качественными и богатыми рудами.
Для восполнения дефицита полезных ископаемых этой группы актуальным является содействие в реализации международных проектов по освоению месторождений за рубежом.
Специфическими полезными ископаемыми в отношении учета запасов, поисков, разведки и добычи являются подземные воды. В долгосрочной перспективе, на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации, потребность в подземных водах и в России, и в мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируется, но в целом по стране ситуацию с запасами подземных вод можно считать удовлетворительной. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности.
III. Основные тенденции потребления минерально-сырьевых
ресурсов с учетом различных сценариев развития мировой
и российской экономик
В период до 2035 года сохранит свою актуальность ряд сложившихся тенденций потребления минерально-сырьевых ресурсов.
Потребности мировой экономики в энергоресурсах, черных, цветных, благородных, редких металлах, неметаллических полезных ископаемых, подземных питьевых и технических водах в абсолютном выражении будут увеличиваться, хотя некоторые полезные ископаемые из-за появления новых материалов и технологий могут оказаться менее востребованными. Соответственно, сохранится и необходимость воспроизводства минерально-сырьевой базы, являющейся источником сырьевых ресурсов для нужд мировой экономики.
Мировой топливно-энергетический баланс будет постепенно меняться. Доля использования нефти и угля будет постепенно сокращаться, доля газа - расти, доля уранового сырья сохранится на нынешнем уровне. Доля возобновляемых источников энергии будет расти, но в целом не окажет решающего влияния на мировой рынок нефти, газа, угля, урана. Будет расти доля извлечения нефти и газа из сланцевых отложений, начнется освоение газогидратов.
Наличие минеральных ресурсов в недрах останется одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, определяющим место и роль страны на международной арене.
Использование минерального сырья сохранит важнейшее значение в формировании валового внутреннего продукта, федерального и консолидированного бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных резервных фондов. Несмотря на то, что доля экспорта нефти и природного газа в доходах страны будет снижаться, значение минерального сырья для России не уменьшится. С ростом уровня жизни и промышленного производства будет увеличиваться внутреннее потребление топливно-энергетических и других видов минерального сырья.
В России будут создаваться новые технологии добычи и переработки полезных ископаемых, строиться элементы инфраструктуры, появятся новые отрасли промышленности. Переход экономики России на новый технологический уклад будет обеспечен в том числе за счет продукции и инфраструктуры горной и нефтегазовой промышленности, особенно в слабо освоенных регионах страны.
В связи с развитием Северного морского пути будут созданы условия для освоения минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации.
Ограниченность запасов минерального сырья на территории суши предопределяет новые направления поисков, разведки и освоения полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Мирового океана.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года определены исходные условия для формирования вариантов развития экономики. В базовом варианте, учитываемом Стратегией, предполагаются относительная геоэкономическая стабильность, отсутствие значительных внешних рисков, шоков и мировых политических конфликтов, а также резких колебаний на рынках энергоносителей. В рамках этого сценария рост энергоэффективности, производства энергии из возобновляемых источников, использование новых материалов будут происходить умеренными темпами. Прогноз добычи углеводородного сырья до 2024 года приведен в приложении N 1.
Спрос на твердые полезные ископаемые будет расти преимущественно за счет таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение, энергетика, аэрокосмическое производство, оборонно-промышленный комплекс. Прогноз добычи твердых полезных ископаемых до 2024 года приведен в приложении N 2.
В 2025 - 2035 годах социально-экономический потенциал Российской Федерации будет развиваться по оптимальному сценарию преодоления рисков и угроз с учетом решения задач национальной безопасности. При этом модель экономического роста предполагает ускорение темпов роста промышленного производства преимущественно за счет развития несырьевых отраслей.
IV. Вызовы и угрозы развитию минерально-сырьевой базы
Российской Федерации
Стратегия учитывает следующие внешние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:
колебание мировых цен на минеральное сырье и связанное с ним возможное падение доходов российских компаний и поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
появление на мировых рынках новых крупных поставщиков минеральных ресурсов, осуществляющих масштабную добычу нетрадиционных видов углеводородного сырья (нефти и газа из сланцевых отложений), а также разрабатывающих высококачественные месторождения твердых полезных ископаемых (фосфорных руд, никеля, марганцевых и хромовых руд);
обострение конкуренции между российскими и зарубежными компаниями - поставщиками сырьевой продукции в условиях введения санкций в отношении доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым современным технологиям и оборудованию, привлечения долгосрочного финансирования и организации совместных проектов с иностранными партнерами;
структурные изменения экономики зарубежных стран, развитие альтернативной энергетики, проявление негативной политической и экономической конъюнктуры.
Недоучет указанных вызовов приводит к обострению или реализации следующих угроз развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации:
снижение конкурентоспособности российской минерально-сырьевой базы в сравнении с ведущими сырьевыми странами мира на фоне ограничения доступа российских компаний к финансово-кредитным инструментам и современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья;
уменьшение объема поставок нефти и газа в страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Стратегия учитывает следующие внутренние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:
недостаточные объемы регионального геологического изучения недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;
сокращение бюджетного финансирования работ по геологическому изучению недр и прогнозированию месторождений полезных ископаемых, направленных на формирование "поискового задела", при отсутствии возможности проведения региональных исследований за счет частных инвестиций;
отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых странах финансируется значительная часть геолого-разведочных работ ранних стадий;
постепенное исчерпание запасов разрабатываемых месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе в районах градообразующих предприятий и геополитически значимых регионах России;
острый дефицит и низкая вероятность выявления в России месторождений высококачественных руд отдельных стратегических полезных ископаемых, в том числе алюминия, марганца, хрома, урана, некоторых редких металлов;
наличие диспропорций в географическом размещении месторождений, объектов инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья;
негативное влияние недропользования на окружающую среду, особенно в старых горных и нефтегазоносных регионах, и связанные с этим экологические и социальные проблемы;
недостаточная степень информатизации геологической отрасли, ограниченность и несовершенство автоматизированных систем сбора, обработки, хранения, поиска и предоставления в пользование цифровой геологической информации;
дефицит квалифицированных кадров в области геологического изучения недр, разрыв связей в системе "образование - наука - производство".
Недоучет указанных вызовов приводит к обострению или реализации следующих угроз динамичному развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации:
исчерпание потенциала открытия крупных высокорентабельных для освоения месторождений, в том числе в пределах сложившихся горнорудных и нефтегазоносных провинций;
невостребованность части разведанных запасов месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр, связанная с низким качеством руд, отсутствием у компаний необходимых технических средств и технологий, наличием инфраструктурных ограничений;
отставание отечественных технологий и технических средств от уровня, достигнутого ведущими зарубежными компаниями, вызывающее повышение зависимости от импорта на протяжении всего цикла работ - от геологического изучения недр до переработки полезных ископаемых.
V. Цели и задачи Стратегии
Приоритетом Российской Федерации в сфере развития минерально-сырьевой базы на долгосрочную перспективу является формирование экономически обоснованного баланса между необходимым и достаточным внутренним потреблением, экспортом и вынужденным импортом минерального сырья, который достигается путем своевременного воспроизводства и рационального использования запасов полезных ископаемых. Для каждого полезного ископаемого этот баланс будет разным в зависимости от уровня рыночного спроса, количества высокорентабельных запасов полезных ископаемых, возможных технико-технологических, инфраструктурных и экологических ограничений добычи.
Стратегической целью развития минерально-сырьевой базы является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
Достижение указанной стратегической цели осуществляется на основе наращивания минерально-сырьевой базы за счет увеличения инвестиционной привлекательности геолого-разведочных работ всех стадий, роста качества прогнозирования и поисков новых месторождений, а также повышения эффективности освоения известных, в том числе неразрабатываемых, месторождений путем внедрения современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых.
В ходе реализации Стратегии предусматривается решение следующих задач:
повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа на основе проведения региональных и прогнозно-минерагенических исследований в объемах, необходимых для формирования и наращивания "поискового задела";
развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации, включающих Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Байкальский регион, Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь, Калининградскую область;
выявление месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов в перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых, создания условий для освоения техногенных месторождений, извлечения ценных компонентов из вскрышных, вмещающих горных пород, а также попутных промышленных вод;
воспроизводство и охрана подземных вод;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
повышение инвестиционной привлекательности геологической отрасли и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геолого-разведочные работы;
качественное улучшение системы информационного обеспечения недропользования, мониторинга и контроля развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации путем развития информационных технологий, в том числе за счет внедрения автоматизированных систем управления и регулирования в сфере геологии и недропользования, систем обработки, интерпретации, хранения и предоставления в пользование геологических данных;
создание и внедрение передовых технологий геолого-разведочных работ, замещение импортного оборудования и услуг отечественными, не уступающими зарубежным аналогам;
повышение кадровой обеспеченности отрасли за счет объединения усилий образовательных организаций высшего образования, отраслевых государственных бюджетных учреждений и компаний-недропользователей в области подготовки специалистов-геологов.
VI. Региональные и тематические геологические исследования
Региональные геологические исследования направлены на воссоздание и наполнение фонда объектов поискового задела по наиболее важным и дефицитным видам полезных ископаемых.
Приоритетными направлениями региональных и тематических работ в период до 2035 года будут являться:
мелко- и среднемасштабное геологическое изучение территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, направленное на создание надежной, научно обоснованной информационно-картографической основы для раскрытия и развития минерально-сырьевого потенциала страны, в первую очередь в районах планируемого социально-экономического развития;
специализированное прогнозно-минерагеническое, геолого-геофизическое и геолого-геохимическое изучение приоритетных территорий для создания поискового задела наиболее востребованных видов полезных ископаемых;
морские прогнозно-минерагенические, геолого-геофизические и геоэкологические исследования;
исследования, ориентированные на разработку новых прогнозно-поисковых комплексов для выявления объектов, не выходящих на поверхность, а также нетрадиционных для российской промышленности геолого-промышленных типов месторождений;
изучение и прогнозирование экзогенных и эндогенных опасных геологических процессов и явлений;
методическое и технологическое обеспечение региональных геологических исследований и поисковых работ.
Объемы региональных и тематических исследований должны поддерживаться на уровне, необходимом для эффективного выполнения всех стадий геолого-разведочных работ.
VII. Геолого-разведочные работы поисковой
и последующих стадий
Приоритетными направлениями геолого-разведочных работ поисковой и последующих стадий в период до 2035 года будут являться:
геолого-разведочные работы в районах, перспективных в отношении выявления различных видов минерального сырья;
поиски месторождений с использованием современных технологий и новых комплексных подходов, направленных на выявление месторождений с качественными рудами;
поиски и освоение месторождений нетрадиционных для Российской Федерации геолого-промышленных типов и видов полезных ископаемых;
поиски и освоение скрытых и слабо проявленных месторождений в регионах с развитой и строящейся инфраструктурой;
поиски крупных месторождений высоколиквидного минерального сырья для создания новых минерально-сырьевых центров в пределах приоритетных территорий Российской Федерации;
поиски и вовлечение в оборот месторождений глубоких нефтеносных горизонтов в регионах с развитой транспортной инфраструктурой;
поиски месторождений в новых перспективных районах;
оценка и освоение ранее открытых, но неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых с учетом размещения и перспектив развития федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
проведение полного комплекса работ, обеспечивающих выполнение обязательств по международным контрактам, заключенным Российской Федерацией с Международным органом по морскому дну на разведку твердых полезных ископаемых;
оценка и вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но неразрабатываемых месторождений и залежей с трудноизвлекаемой нефтью, связанных с баженовской свитой, доманиковым горизонтом и их аналогами;
доизучение флангов и глубоких горизонтов действующих горнодобывающих предприятий для продления сроков службы таких предприятий;
актуализация методического обеспечения геолого-разведочных работ по этапам и стадиям с учетом современного научно-технического уровня;
формирование системы горно-геологического аудита запасов полезных ископаемых;
разработка и внедрение технологий комплексного использования сырья, попутного извлечения полезных ископаемых из вскрышных и вмещающих пород, а также при переработке руд и отходов недропользования;
вовлечение в освоение ранее выявленных месторождений с бедными и труднообогатимыми рудами с использованием новых технологических решений;
стимулирование лицензирования участков недр в соответствии с планами социально-экономического развития регионов России;
выработка и внедрение принципов государственно-частного партнерства при переходе от выполняемых Российской Федерацией поисково-разведочных работ к добыче минерального сырья в Мировом океане в соответствии с требованиями Международного органа по морскому дну.
Объемы геолого-разведочных работ должны поддерживаться на уровне, необходимом для обеспечения запасами полезных ископаемых обоснованных уровней добычи на долгосрочную перспективу.
VIII. Территориальные аспекты развития минерально-сырьевой
базы Российской Федерации
Геологическое изучение недр и недропользование создают необходимые предпосылки и условия для комплексного освоения и развития регионов Российской Федерации и, в первую очередь, приоритетных территорий. Освоение недр новых регионов способствует пространственному развитию страны, укреплению экономических позиций государства, обеспечению его национальной безопасности.
Формирование минерально-сырьевой базы действующих и перспективных минерально-сырьевых центров должно создавать стимулы для развития геолого-разведочного и добычного производств с использованием различных механизмов государственного и частного финансирования, специальных налоговых и регуляторных режимов.
Для существующих районов добычи минерального сырья необходимо предусмотреть государственную поддержку развития минерально-сырьевой базы, направленную на выявление скрытых и глубокозалегающих месторождений, а также поиски объектов нетрадиционных геолого-промышленных типов.
Для развития новых промышленных территорий предусматривается поддержка проведения геолого-разведочных работ ранних стадий за счет средств федерального бюджета и создания особого налогового режима для привлечения частных инвестиций. Важным условием ускоренного развития новых территорий является повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет передачи им части полномочий по распоряжению отдельными видами полезных ископаемых в зависимости от типов и масштабов месторождений.
В развитых промышленно-сырьевых регионах (Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская нефтегазовые провинции, Курская магнитная аномалия, Урал и др.) необходимо принять меры по стимулированию эффективного недропользования, в том числе за счет актуализации технико-экономических, технологических и горно-экономических показателей освоения месторождений на основе внедрения современных достижений науки и техники, стимулирования доразведки используемых месторождений, их комплексного освоения, повышения коэффициентов извлечения нефти, твердых полезных ископаемых и создания мотивационных условий переработки отходов горнопромышленного производства.
IX. Экономическое стимулирование развития
минерально-сырьевой базы Российской Федерации
В целях стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации предусматривается совершенствование нормативно-правового обеспечения недропользования, системы налогов и платежей, расширение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения недропользования предусматривает:
установление порядка проведения многоуровневой оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых распределенного и нераспределенного фонда недр;
упрощение порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;
установление гарантий иностранным инвесторам на разработку открытых ими месторождений федерального значения;
установление возможности предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона на право пользования участком недр;
установление конкретных оснований для отказа в переходе права пользования участками недр, а также определения особенностей перехода права пользования участками недр федерального значения;
внедрение новых договорных механизмов осуществления совместной деятельности и привлечения инвестиций при разработке месторождений углеводородного сырья;
привлечение внебюджетных источников для финансирования региональных геолого-разведочных работ;
развитие экономических механизмов, обеспечивающих доступность финансовых ресурсов, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса, с целью внедрения и развития юниорного движения в геолого-разведочной отрасли.
Совершенствование системы налогов и платежей предусматривает:
проведение геолого-экономической оценки запасов месторождений полезных ископаемых;
усовершенствование методики расчета разовых платежей за пользование недрами;
увеличение размеров регулярных платежей за пользование недрами в целях геологического изучения с превышением предельных сроков, установленных законодательством Российской Федерации;
применение вычетов из регулярных платежей за пользование недрами исторически понесенных недропользователями затрат в случае необходимости продления сроков проведения поисковых работ;
введение вычетов затрат на геолого-разведочные работы и установление повышающего коэффициента к расходам по геолого-разведочной деятельности в отношении наиболее рисковых и сложных районов;
формирование системы налоговых вычетов, компенсирующих затраты недропользователей на геолого-разведочные работы с глубиной поисковых скважин более 5 тыс. метров.
В целях расширения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства предусматриваются следующие меры:
совершенствование применения заявительного принципа предоставления прав пользования недрами;
установление упрощенного порядка добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями;
формирование специальных информационно-торговых (биржевых) площадок, обеспечивающих оборот акций компаний малого и среднего бизнеса, владеющих лицензиями на геологическое изучение недр.
В целях интенсификации изучения и рационального освоения минерально-сырьевой базы в районах со сложными климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой предусматривается расширение применения механизмов государственно-частного партнерства.
X. Информационное обеспечение развития минерально-сырьевой
базы Российской Федерации
Геологическая информация является важнейшим результатом геологических исследований, на ее основе принимаются ключевые решения при планировании и проведении работ всех этапов и стадий. Получение первичной геологической информации при выполнении полевых работ и ее интерпретация выполняются организациями всех форм собственности. Первичная и интерпретированная информация собирается и накапливается в единой системе фондов геологической информации, а в цифровом виде - в федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах" (далее - единый фонд геологической информации о недрах).
Создание единого фонда геологической информации о недрах обеспечивает:
расширение перечня справочной и аналитической продукции, необходимой для целей государственного управления в сфере геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
переход на цифровые технологии сбора, обработки, накопления и предоставления в пользование первичной и интерпретированной геологической информации;
доступ в режиме онлайн к информационным геологическим ресурсам различного уровня;
переход на цифровое управление недропользованием в соответствии с требованиями цифровой экономики.
В рамках совершенствования информационно-аналитической деятельности продолжится внедрение эффективных алгоритмов для анализа массивов данных с целью обеспечения мониторинга:
состояния и перспектив развития минерально-сырьевых ресурсов России и мира;
современной и прогнозируемой конъюнктуры рынков минерального сырья для выработки рекомендаций по наиболее перспективным направлениям геологических исследований с учетом задач по социально-экономическому развитию отдельных территорий Российской Федерации.
Внедряемые информационные системы обеспечат:
оптимизацию процесса государственного статистического наблюдения за геологическим изучением недр и недропользованием;
повышение полноты, актуальности и достоверности показателей воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы России, представленных в виде доступных баз данных о запасах и прогнозных ресурсах полезных ископаемых в разрезе месторождений, рудопроявлений и перспективных участков;
накопление и обобщение информации об объемах выполненных геолого-разведочных работ в физическом и денежном выражении, а также о лицензиях на право пользования недрами, сведений о состоянии и развитии минерально-сырьевой базы России и мира, внешних и внутреннего рынков минерального сырья;
получение стоимостной и оперативной геолого-экономической оценки эффективности инвестиций в геологоразведку и добычу полезных ископаемых для различных минерально-сырьевых объектов.
XI. Экологическое обеспечение освоения недр
В целях предотвращения негативного влияния на окружающую среду геолого-разведочных работ, добывающих и перерабатывающих производств предусматривается:
совершенствование экологических требований при недропользовании с учетом отечественного и мирового опыта;
усиление государственного регулирования недропользования в части экологической экспертизы проектов строительства добывающих и перерабатывающих предприятий;
усиление экологического контроля за недропользованием на всех стадиях геолого-разведочных работ и освоения месторождения;
создание прозрачной системы санкций за нарушение экологических требований при пользовании недрами;
стимулирование использования новых технологий геолого-разведочных и добычных работ, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду;
формирование компаниями-недропользователями ликвидационных фондов в целях финансирования мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий;
формирование базы данных наилучших доступных технологий и инженерных решений для экологически безопасного освоения недр и отработки техногенных месторождений;
вовлечение в освоение отходов горнопромышленного производства.
XII. Научно-технологическое обеспечение развития
минерально-сырьевой базы Российской Федерации
Научно-технологическое обеспечение развития минерально-сырьевой базы предусматривает техническое перевооружение геолого-разведочного производства на основе внедрения современных технологий и геолого-разведочного оборудования, аналитических комплексов и специализированных программных средств, не уступающих зарубежным аналогам. Отмечая высокую эффективность использования технологий, созданных за рубежом, необходимо иметь в виду, что в отдельных направлениях геологической науки, техники и технологий сложились условия для достижения глобального лидерства отечественных разработок.
Приоритетами научно-технологического развития в сфере геологического изучения недр, поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых являются:
создание эффективных программных средств и алгоритмов для анализа больших массивов геологической информации и ее визуализации с высоким разрешением;
совершенствование космоаэрогеологических, геофизических и геохимических аппаратурно-технологических комплексов изучения недр и поисков месторождений полезных ископаемых;
переход к передовым цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям производства и интерпретации геологических данных;
внедрение современных методов анализа и интерпретации накопленной геолого-геофизической и геохимической информации для решения задач прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых;
разработка и внедрение современных геолого-экономических методик ускоренной переоценки запасов полезных ископаемых на основе рыночных требований;
трансферт зарубежных технологий в области прогнозирования, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, их внедрение в практику отечественной геолого-разведочной отрасли;
технологическое обеспечение геолого-геофизических исследований на континентальном шельфе России, в Мировом океане, Арктике и Антарктике;
разработка технологий, направленных на увеличение коэффициентов извлечения минерального сырья и сокращение его потерь при добыче и переработке;
разработка и совершенствование технологий рентабельной добычи и переработки низкокачественных руд остродефицитного и высоколиквидного минерального сырья.
В научно-технологическом развитии минерально-сырьевой базы Российской Федерации весьма высока роль компаний-недропользователей, осуществляющих финансирование технологических разработок, организацию тестового использования прогрессивных методов прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых, а также нового промышленного оборудования.
XIII. Кадровое обеспечение развития минерально-сырьевой
базы Российской Федерации
Наряду с необходимостью стабилизации численности работающих в геологической отрасли специалистов на оптимальном уровне следует реализовать следующие задачи по повышению качества кадровой обеспеченности геологической отрасли:
разработка и проведение мониторинга и прогнозирования (среднесрочного и долгосрочного) в отношении кадров;
развитие и совершенствование системы отраслевых профессиональных стандартов;
создание системы непрерывного повышения квалификации, направленной на формирование новых компетенций специалистов, необходимых для обеспечения инновационного развития отрасли, в том числе с использованием технологий онлайн-обучения;
формирование предложений о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях с учетом реальной потребности отрасли в кадрах;
создание и развитие сети отраслевых региональных центров компетенций для осуществления:
координации взаимодействия образовательных организаций различного уровня и предприятий отрасли в регионах в целях обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, в том числе переподготовки и повышения квалификации работников отрасли;
проведения независимой оценки и сертификации компетенций и квалификаций кадров для отрасли;
обеспечения использования предприятиями отрасли механизма целевого обучения для привлечения талантливых выпускников;
стимулирования предприятий отрасли совершенствовать программы развития персонала;
обеспечения участия представителей предприятий и организаций отрасли в работе профильных федеральных учебно-методических объединений системы высшего образования для формирования современной отраслевой повестки в содержании образования;
обеспечения привлечения и закрепления в отрасли высококвалифицированных кадров в области приоритетных направлений геологического изучения недр, информационных технологий и моделирования физико-химических условий формирования месторождений полезных ископаемых;
разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с возникающими задачами инновационного технического и технологического развития геологической отрасли.
XIV. Финансовое обеспечение развития минерально-сырьевой
базы Российской Федерации
Финансирование направлений, предусмотренных Стратегией, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
За счет средств федерального бюджета будет осуществляться финансирование:
регионального геологического изучения недр и связанных с ним тематических, опытно-методических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также геолого-разведочных работ в рамках выполнения Россией международных контрактных обязательств;
программно-технического перевооружения федерального фонда геологической информации и его территориальных фондов для обеспечения функционирования единого фонда геологической информации о недрах.
До 2025 года в сфере ответственности государства будет находиться финансирование поисковой стадии по работам, ориентированным на формирование фонда объектов твердых полезных ископаемых, имеющих первостепенное государственное значение.
В последующие годы финансирование поисковых работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы этих видов полезных ископаемых также будет осуществляться за счет средств недропользователей.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет проводиться значительная часть работ, связанных с подземными водами и общераспространенными видами полезных ископаемых.
Средства компаний-недропользователей и специализированного (венчурного) фонда будут направляться на оценку запасов полезных ископаемых, подготовку их к промышленному освоению.
XV. Этапы реализации Стратегии
Стратегия будет реализована в 2 этапа.
На первом этапе (2018 - 2024 годы) предусматривается совершенствование основных правовых и экономических механизмов, способствующих росту инвестиционной привлекательности российских недр, оптимизация направлений работ за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями Стратегии.
С целью восстановления и развития фонда объектов "поискового задела", фонда перспективных объектов лицензирования должно быть существенно увеличено государственное финансирование крупномасштабных региональных геологических исследований.
В этот период предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о недрах и нормативно-правовое регулирование недропользования в части:
упрощения порядка предоставления права пользования недрами, актуализации выданных лицензий, конкретизации условий перехода прав пользования участками недр, прекращения, приостановления права пользования недрами;
компенсации затрат на проведение геолого-разведочных работ в пределах континентального шельфа и труднодоступных районов суши на основе механизма вычетов затрат на геолого-разведочные работы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с использованием повышающих коэффициентов;
расширения участия в недропользовании компаний малого и среднего бизнеса на основе использования механизмов венчурного финансирования их деятельности и формирования биржевых площадок;
организации горно-геологического аудита с созданием института экспертов (компетентных лиц) и аудиторских организаций в недропользовании, признаваемых российскими и международными финансовыми институтами;
функционирования единого фонда геологической информации о недрах;
качественного улучшения системы информационно-аналитического обеспечения геолого-разведочных работ, предусматривающей оптимизацию форм федерального статистического наблюдения за геологическим изучением недр и недропользованием, полноту, актуальность и достоверность геологической информации;
организации системного мониторинга прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых в качестве основы для актуализации оценки состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации, рационального планирования мероприятий в сфере недропользования и ориентации инвесторов на реализацию горно-геологических проектов.
В рамках первого этапа будут разработаны необходимые программные и проектные документы, обеспечивающие концентрацию финансовых средств, технологического и кадрового потенциала на достижение показателей развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
По окончании первого этапа Стратегия будет актуализирована с учетом достигнутых результатов и прогноза добычи полезных ископаемых на период после 2024 года.
На втором этапе (2025 - 2035 годы) предусматривается проведение всего комплекса работ для достижения целей и задач Стратегии с учетом ее актуализации.
Продолжатся работы, необходимые для повышения инвестиционной привлекательности российских недр, на основе чего будет создана модель саморегулируемой системы достижения оптимального баланса прироста и погашения запасов полезных ископаемых.
XVI. Ожидаемые результаты и показатели развития
минерально-сырьевой базы Российской Федерации
Реализация Стратегии обеспечит повышение геологической изученности страны, сохранение за Россией лидирующих позиций в глобальном минерально-сырьевом обеспечении запасами углеводородного сырья и важнейшими твердыми полезными ископаемыми. Достижение указанных результатов по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации в значительной степени зависит от привлечения внебюджетных источников финансирования. С учетом этого мониторинг реализации Стратегии будет осуществляться по показателям, характеризующим состояние геологической изученности, прирост запасов важнейших видов полезных ископаемых, объем внебюджетных инвестиций на проведение геолого-разведочных работ.
Показателем регионального геологического изучения недр, обеспечивающего формирование поискового задела для наращивания минерально-сырьевой базы в условиях базового сценария развития экономики, выступает состояние изученности территории Российской Федерации с помощью государственной геологической съемки территории масштаба 1:1 000 000 и ее перспективных районов масштаба 1:200 000.
Этот показатель достигнет уровня 100 процентов по съемке масштаба 1:1 000 000 к 2025 году, масштаба 1:200 000 - к 2035 году.
Показателем, определяющим результативность развития минерально-сырьевой базы в части экономической и энергетической безопасности страны, является соотношение прироста запасов полезных ископаемых и их добычи.
Для первой группы полезных ископаемых (природный газ, медь, никель, молибден, вольфрам, ниобий, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье) целевое значение показателя устанавливается на уровне не ниже 50 процентов, что позволит поддержать достигнутые уровни добычи на протяжении многих десятилетий. В случае падения показателя ниже целевого значения добыча этих видов полезных ископаемых также будет оставаться стабильной на протяжении 20 - 30 лет.
Для второй группы полезных ископаемых (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), недостаточно обеспеченных запасами месторождений, целевое значение показателя устанавливается на уровне 100 процентов, а предельно допустимое - на уровне 75 процентов, что позволит поддержать достигнутые уровни добычи на протяжении многих десятилетий. В случае падения показателя до критического уровня добыча будет оставаться стабильной на протяжении 15 - 20 лет, а затем постепенно начнет снижаться.
Для третьей группы полезных ископаемых (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат) целевое значение показателя устанавливается на уровне 75 процентов, а предельно допустимое - на уровне 50 процентов. Достижение этих показателей будет обеспечено открытием месторождений с качественными рудами на основе внедрения усовершенствованных прогнозно-поисковых комплексов, а также разработки новых экономически эффективных технологий обогащения и переработки низкокачественного минерального сырья и вовлечения его в освоение.
Для стратегических видов твердых полезных ископаемых, которые имеют критически низкий спрос отечественной промышленностью (скандий, олово, тантал), целевые и предельно допустимые значения показателя не устанавливаются.
Учитывая отраслевую специфику, для сглаживания неизбежных колебаний, связанных с нерегулярным характером открытия месторождений, расчет показателей проводится с использованием средних значений прироста и погашения запасов в недрах за последние 10 лет.
В качестве показателя, характеризующего повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, устанавливается отношение вложений внебюджетных средств на выполнение геолого-разведочных работ к объему бюджетного финансирования.
Начиная с 2019 года на каждый рубль бюджетного финансирования, вложенный в геолого-разведочные работы, будет приходиться не менее 10 рублей средств недропользователей.
Необходимое развитие геолого-разведочных компаний малого и среднего бизнеса обеспечит поступление дополнительных инвестиций в геолого-разведочную отрасль для проведения ранних стадий геолого-разведочных работ, повысит уровень изученности недр в целях увеличения объемов воспроизводства минерально-сырьевой базы и открытия новых месторождений.
XVII. Заключение
Реализация положений Стратегии будет осуществляться в рамках своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями и заинтересованными компаниями-недропользователями.
Функции и полномочия координатора работ по реализации Стратегии возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами координатора являются организация системного мониторинга состояния недр, анализ и оценка воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации с целью обеспечения развития национальной минерально-сырьевой базы, представление в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада и отчетов о результатах реализации Стратегии и предложений по ее актуализации.
Оценка результатов реализации Стратегии должна стать основой для выработки предложений по ее корректировке.
Приложение N 1
к Стратегии развития
минерально-сырьевой базы
Российской Федерации
до 2035 года
ПРОГНОЗ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ДО 2024 ГОДА
Вид полезного ископаемого
2017 год (факт)
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
Нефть, млн. тонн
546,5
549
557
562
562
560
558
557
Природный газ, млрд. куб. м
691,6
708,7
710,2
724
730,1
740,3
743,9
756,5
Приложение N 2
к Стратегии развития
минерально-сырьевой базы
Российской Федерации
до 2035 года
ПРОГНОЗ ДОБЫЧИ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ДО 2024 ГОДА
Вид полезного ископаемого
Средняя добыча 2007 - 2017 годы
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
Первая группа
Медь, тыс. т
872,6
887,5
905,2
923,3
940,9
958,8
977,9
996,5
Олово, т
1037,1
1054,7
1075,8
1097,3
1118,2
1139,4
1162,2
1184,3
Вольфрам, т
5160,4
5248,1
5353,1
5460,1
5563,9
5669,6
5783
5892,8
Молибден, т
5232,7
5321,7
5428,1
5536,7
5641,9
5749,1
5864,1
5975,5
Германий, т
9,2
9,4
9,6
9,8
9,9
10,1
10,3
10,5
Платиноиды, т
154,9
157,5
160,7
163,9
167
170,2
173,6
176,9
Апатитовые руды, тыс. т
5572
5666,7
5780,1
5895,7
6007,7
6121,8
6244,3
6362,9
Железные руды, млн. т
331,7
337,3
344,1
351
357,6
364,4
371,7
378,8
Калийные соли, млн. т
19,6
19,9
20,3
20,7
21,1
21,5
21,9
22,4
Угли, млн. т
449,1
456,7
465,9
475,2
484,2
493,4
503,3
512,8
Цементное сырье, млн. т
99
100,7
102,7
104,8
106,7
108,8
110,9
113,1
Вторая группа
Свинец, тыс. т
289,7
294,6
300,5
306,5
312,3
318,2
324,6
330,8
Сурьма, тыс. т
17,1
17,4
17,7
18,1
18,4
18,7
19,1
19,5
Золото, т
282,5
287,3
293,1
299
304,6
310,4
316,6
322,6
Серебро, т
2193,5
2230,8
2275,4
2320,9
2365
2410
2458,2
2504,9
Алмазы, млн. кар
38
38,6
39,4
40,2
40,9
41,7
42,5
43,3
Цинк, тыс. т
428,8
436,1
444,8
453,7
462,3
471,1
480,5
489,6
Третья группа
Уран, т
3570
3630,7
3703,3
3777,4
3849,1
3922,3
4000,7
4076,7
Марганец, тыс. т
70,3
71,5
72,9
74,4
75,8
77,2
78,8
80,2
Хром, тыс. т
1059,4
1077,4
1098,9
1120,9
1142,2
1163,9
1187,2
1209,7
Титан, тыс. т
237
241
245,8
250,7
255,5
260,4
265,6
270,6
Цирконий, тыс. т
32,3
32,9
33,6
34,2
34,9
35,5
36,2
36,9
Рений, т
1
1
1
1
1
1
1,1
1,1
РЗМ, тыс. т
99,1
100,8
102,8
104,8
106,8
108,9
111
113,1
Плавиковый шпат, тыс. т
285,2
290
295,8
301,7
307,5
313,3
319,6
325,7
Бентониты, тыс. т
565,3
574,9
586,4
598,1
609,5
621,1
633,5
645,5
Полевой шпат, тыс. т
1399,8
1423,6
1452,1
1481,1
1509,3
1537,9
1568,7
1598,5
Каолин, тыс. т
564,9
574,5
586
597,7
609,1
620,7
633,1
645,1
Мусковит, т
27,4
27,8
28,4
29
29,5
30,1
30,7
31,2
Йод, т
10,7
10,9
11,1
11,3
11,5
11,7
12
12,2
Бром, тыс. т
3,6
3,6
3,7
3,8
3,9
3,9
4
4,1