ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. N 2322-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года;
план мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и утверждении региональных программ развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2011 г. N 2322-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 августа 2002 г. N 1225-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, а также с учетом российского и международного опыта в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
II. Система особо охраняемых природных территорий
в Российской Федерации
В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угрозы природных катастроф и изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является предоставление востребованных обществом услуг в области:
поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
реализации эколого-просветительских программ;
проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
В настоящее время в Российской Федерации создано около 12 тыс. особо охраняемых природных территорий различных уровней и категорий.
Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника (далее - заповедники), 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,7 процента общей площади территории Российской Федерации.
Функционирование всех заповедников и национальных парков (а также ряда федеральных заказников) обеспечивают соответствующие федеральные государственные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетние опыт и традиции природоохранной, научной и просветительской работы. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны.
Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий в политических и социально-экономических условиях современной России.
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
продолжение формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;
обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;
вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма;
обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;
интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития регионов;
повышение роли особо охраняемых природных территорий в формировании позитивного международного имиджа России.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
приоритетность сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами особо охраняемых природных территорий;
научная обоснованность принятия управленческих решений;
учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений;
системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере.
IV. Основные направления развития системы особо охраняемых
природных территорий
1. Развитие географической сети особо охраняемых
природных территорий
В России в 1992 - 2011 годах было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 10 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. В результате этой работы общая площадь заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 процентов.
В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий до 2020 года предусматривается:
создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;
провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка;
рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий;
обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков.
2. Совершенствование законодательства Российской Федерации
об особо охраняемых природных территориях
В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:
внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменения в части:
порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников;
совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;
регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей;
развития познавательного туризма, в том числе в заповедниках;
создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;
особенности организации и функционирования природных парков;
порядка изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий;
создания и внедрения экономических механизмов функционирования заповедников и национальных парков;
уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;
уточнения перечня категорий особо охраняемых природных территорий;
совершенствования вопросов государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе установления возможности преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;
приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами;
внести в
Лесной кодекс Российской Федерации изменения в части:
уточнения особенности осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
уточнения правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;
расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий;
определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки;
внести в законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе изменение, устанавливающее обязательность проведения государственной экологической экспертизы в случае предполагаемого изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий;
разработать проект законодательного акта, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и арбитражными судами законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
3. Совершенствование государственного управления
Реализация настоящей Концепции требует эффективного государственного управления в рассматриваемой сфере.
В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо:
создать на базе федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, эколого-туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий;
сформировать при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации экспертный совет для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных особо охраняемых природных территорий, обеспечить его постоянную работу;
сосредоточить в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации все государственные природные заповедники;
реорганизовать систему федеральных заказников, в том числе путем преобразования части федеральных заказников в региональные;
внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого заповедника и национального парка;
внедрить систему аудита, проводимого по специально разработанной методике, с привлечением экспертов из природоохранных и научных государственных и общественных организаций для каждого заповедника и национального парка.
4. Экономическое и финансовое обеспечение системы особо
охраняемых природных территорий
Для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы особо охраняемых природных территорий необходимо:
пересмотреть в сторону увеличения базовые показатели бюджетного финансирования особо охраняемых природных территорий;
уделять особое внимание вопросам выделения заповедникам, национальным паркам и федеральным заказникам бюджетных инвестиций на создание и приобретение основных фондов;
разработать и внедрить объективные критерии расчета реальных финансовых потребностей заповедников, национальных парков и федеральных заказников с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей;
развивать, обобщать и внедрять позитивный опыт получения заповедниками и национальными парками собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг;
совершенствовать систему арендных отношений в национальных парках в целях повышения их привлекательности для потенциальных инвесторов;
разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях;
расширять участие заповедников и национальных парков в реализации некоммерческих природоохранных проектов, финансируемых международными и иностранными организациями;
развивать практику оказания безвозмездной финансовой помощи заповедникам и национальным паркам со стороны коммерческих организаций, в том числе путем создания целевых благотворительных фондов;
осуществить комплекс мер по формированию режима экономии финансовых ресурсов в заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках.
5. Кадровая политика
Эффективность управления системой особо охраняемых природных территорий в значительной мере обусловлена наличием квалифицированных кадров.
В сфере обеспечения эффективной кадровой политики необходимо:
разработать и внедрить отраслевую систему оплаты труда и материального стимулирования работников заповедников и национальных парков;
совершенствовать систему подбора кадров на конкурсной основе;
расширять практику выдвижения на руководящие должности лиц, уже имеющих опыт работы в системе особо охраняемых природных территорий;
практиковать периодическую ротацию руководителей заповедников и национальных парков путем их перевода на аналогичную должность в другой заповедник (национальный парк);
систематически проводить обучающие семинары для начинающих руководителей заповедников и национальных парков;
систематически и централизованно проводить курсы повышения квалификации по специально разработанным программам для работников заповедников и национальных парков;
развивать систему обмена опытом среди работников заповедников и национальных парков, а также изучать позитивный мировой опыт в этой области, в том числе путем проведения стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в иностранные национальные парки и иные природные резерваты, а также в российские заповедники и национальные парки, эффективно работающие в природоохранной, научной и эколого-просветительской сфере;
создать серию учебно-методических фильмов для работников заповедников и национальных парков;
развивать практику морального стимулирования работников, в том числе их представление к государственным наградам;
разработать систему аттестации работников, включая критерии и показатели эффективной работы для основных категорий руководителей и специалистов;
шире привлекать студентов профильных вузов для прохождения на особо охраняемых природных территориях курсовой и дипломной практики, имея в виду перспективы их дальнейшей работы в этой сфере.
6. Организация охраны и защиты природных комплексов
и объектов
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, стоящей перед заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками.
Для решения этой задачи необходимо:
усилить борьбу с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием земельных и водных участков;
пересмотреть систему оплаты труда государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков в целях ее совершенствования и усиления кадрового потенциала;
обеспечить широкое внедрение современных эффективных форм и методов оперативной работы инспекторского состава;
уделять приоритетное внимание организации и деятельности оперативных групп, состоящих из государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
совершенствовать методическое обеспечение организации охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащение служб охраны заповедников, национальных парков и федеральных заказников специальными средствами и табельным оружием;
уделять приоритетное внимание вопросам материально-технического оснащения служб охраны особо охраняемых природных территорий;
осуществить комплекс мероприятий по охране лесов и других природных комплексов от пожаров;
разработать стратегию охраны от пожаров лесов на особо охраняемых природных территориях, учитывающую экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в этой сфере.
7. Регулирование использования природных ресурсов
В сфере регулирования использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях необходимо:
разработать и внедрить в практику рекомендации по проведению рубок ухода и санитарных рубок в лесах, учитывающие приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия на этих территориях;
совершенствовать методическое обеспечение проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях;
ужесточить существующий порядок предоставления национальными парками земельных участков в аренду, предусмотрев, в частности, возможность заключения договоров аренды только в соответствии со среднесрочными планами развития национальных парков и с учетом приоритетов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
осуществить комплекс мер, направленных на оптимизацию ведения охотничьего хозяйства и любительского рыболовства;
разрабатывать и реализовывать программы и проекты, предусматривающие проведение комплекса биотехнических мероприятий, обеспечивающих сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, поддержание в естественном состоянии уникальных экосистем, восстановление нарушенных природных комплексов, демонстрацию посетителям диких животных в природных условиях.
8. Организация научных исследований
Основой для организации научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих органов исполнительной власти в получении научной информации.
Направления работы штатного научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков должны быть ориентированы на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов, а также на научное обеспечение деятельности по их сохранению.
Для дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности в заповедниках и национальных парках необходимо:
рассматривать в качестве приоритетов работы осуществление комплексного экологического мониторинга природных экосистем, составление аннотированных списков видов флоры и фауны, наблюдение за состоянием популяций и изучение экологии редких видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость, разработку мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов, научное обеспечение организации экологического просвещения, познавательного туризма и рекреационного обслуживания посетителей;
разработать и внедрить единую систему сбора, хранения, обработки и использования научной информации, поступающей из заповедников и национальных парков;
развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления особо охраняемыми природными территориями;
уделять особое внимание поддержке и стимулированию деятельности молодых ученых, работающих в заповедниках и национальных парках.
9. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения Российской Федерации и формировать у широких слоев российского общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, роли особо охраняемых природных территорий в решении этих проблем, а также их места в социально-экономическом развитии регионов, что должно обеспечить действенную общественную поддержку особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
сформировать современную научно-обоснованную методическую базу эколого-просветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт;
организовать целенаправленную работу с основными группами населения в каждом регионе;
разработать просветительские программы, ориентированные на различные социальные группы, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
совершенствовать систему планирования эколого-просветительской работы;
уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
содействовать созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях и демонстрации их по телевизионным каналам;
обеспечить наличие и оперативное обновление сайтов в сети Интернет каждого заповедника и национального парка;
создать в сети Интернет федеральный сайт, содержащий информацию о системе особо охраняемых природных территорий;
систематически проводить для учащейся молодежи конкурсы по реализации совместных научных и природоохранных проектов, а также для журналистов - конкурсы на лучшие публикации, передачи и фильмы об особо охраняемых природных территориях;
расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая выпуск заповедниками и национальными парками буклетов и иной полиграфической продукции для распространения среди населения;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
развивать практику проведения детских экологических лагерей и экспедиций;
стремиться к формированию групп поддержки каждой особо охраняемой природной территории среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп;
расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с общественными организациями.
10. Развитие познавательного туризма
Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Эта сфера является высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. При этом в заповедниках эта деятельность должна ограничиваться и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями о заповедниках.
Для обеспечения развития познавательного туризма необходимо:
совершенствовать систему планирования, контроля и мониторинга деятельности в сфере познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях;
разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей;
провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях;
создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов;
разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;
разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта;
содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
содействовать налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
11. Сохранение культурного наследия
Для повышения эффективности деятельности по сохранению объектов культурного наследия на особо охраняемых природных территориях необходимо:
обеспечить выявление, обследование и оценку состояния памятников истории и культуры;
осуществлять постоянное наблюдение за состоянием памятников истории и культуры, а также культурно-ландшафтных комплексов;
разработать рекомендации по сохранению структуры культурных ландшафтов, восстановлению и использованию памятников истории и культуры;
проводить работы по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии приоритетных культурно-ландшафтных комплексов;
осуществить регламентацию режима особо охраняемых природных территорий с учетом интересов сохранения объектов культурного наследия;
содействовать восстановлению и развитию традиционных промыслов и ремесел;
расширять практику включения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на территориях национальных парков в соответствующие федеральные и региональные целевые программы.
12. Международное сотрудничество
В целях дальнейшего развития международного сотрудничества в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий необходимо:
обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из соответствующих международных конвенций и соглашений;
использовать потенциал особо охраняемых природных территорий в реализации двустороннего научного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
способствовать развитию прямых партнерских связей заповедников и национальных парков Российской Федерации с иностранными природными резерватами, включая обмен опытом и информацией, реализацию совместных проектов;
расширить участие заповедников и национальных парков в осуществлении природоохранных проектов, реализуемых в Российской Федерации международными организациями;
развивать сотрудничество с приграничными государствами, направленное на сохранение ландшафтного и биологического разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства федерального бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе иностранные гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе заповедниками и национальными парками) от приносящей доход уставной деятельности.
Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции в 2011 - 2013 годах будет осуществляться в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в 2014 - 2020 годах - в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
развитие географической сети особо охраняемых природных территорий;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
развитие международного сотрудничества в сфере развития системы особо охраняемых природных территорий;
развитие нормативной правовой базы, проведение научных исследований, подготовка кадров и выполнение других обеспечивающих мероприятий в указанной сфере.
Состав и объем работ, а также объем их финансирования за счет средств федерального бюджета определяются при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Концепции, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Концепции за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2011 г. N 2322-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
──────────────────────────────────────────┬─────────────┬──────────────────
│ Срок │ Ответственные
│ реализации │ исполнители
──────────────────────────────────────────┴─────────────┴──────────────────
I. Развитие географической сети особо охраняемых природных
территорий федерального значения
1. Создание государственных природных Минприроды
заповедников: России
Ингерманландский (Ленинградская 2012 год
область)
Шайтан-Тау (Оренбургская область) 2012 год
Васюганский (Томская область, 2013 год
Новосибирская область)
Барабинский (Новосибирская область) 2014 год
Белоозерский (Тюменская область) 2015 год
Джидинский (Республика Бурятия) 2016 год
Саратовский степной (Саратовская 2017 год
область)
Среднекурильский (Сахалинская 2018 год
область)
Степной (Омская область) 2019 год
Большое Токко (Республика Саха 2020 год
(Якутия))
Медвежьи острова (Республика Саха 2020 год
(Якутия))
2. Создание национальных парков: Минприроды
России, органы
Берингия (Чукотский автономный округ) 2011 год исполнительной
власти
Земля леопарда (Приморский край) 2012 год соответствующих
субъектов
Ладожские шхеры (Республика Карелия) 2012 год Российской
Федерации
Онежское Поморье (Архангельская 2012 год
область)
Чикой (Забайкальский край) 2012 год
Шантарские острова (Хабаровский край) 2012 год
Сенгилеевские горы (Ульяновская 2013 год
область)
Атарская Лука (Кировская область) 2014 год
Придеснянский (Брянская область) 2014 год
Зигальга (Челябинская область) 2014 год
Курганский (Курганская область) 2015 год
Ленские столбы (Республика Саха 2015 год
(Якутия))
Хибины (Мурманская область) 2015 год
Кодар (Забайкальский край) 2016 год
Токинско-Становой (Амурская область) 2016 год
Койгородский (Республика Коми) 2016 год
Горная Колывань (Алтайский край) 2017 год
Тогул (Алтайский край) 2017 год
Самурский (Республика Дагестан) 2018 год
Центрально-Чукотский (Чукотский 2019 год
автономный округ)
3. Расширение территорий государственных Минприроды
природных заповедников: России
Сихотэ-Алинский (Приморский край) 2012 год
Северо-Осетинский (Республика 2012 год
Северная Осетия - Алания)
Астраханский (Астраханская область) 2012 год
Тебердинский (Карачаево-Черкесская 2012 год
Республика)
Дагестанский (Республика Дагестан) 2012 год
Хоперский (Воронежская область) 2012 год
Кавказский (Краснодарский край, 2012 год
Республика Адыгея)
Даурский (Забайкальский край) 2013 год
Бастак (Еврейская автономная область) 2013 год
Баргузинский (Республика Бурятия) 2015 год
Сохондинский (Забайкальский край) 2016 год
4. Расширение территории национального 2013 год Минприроды
парка "Паанаярви" (Мурманская России,
область) правительство
Мурманской
области
5. Создание государственных природных Минприроды
заказников федерального значения: России, органы
исполнительной
Долина дзерена (Забайкальский край) 2011 год власти
соответствующих
Позарым (Республика Хакасия) 2011 год субъектов
Российской
Бикин (Приморский край) 2012 год Федерации
II. Совершенствование законодательства Российской Федерации
6. Разработка проекта федерального 2011 год Минприроды
закона о внесении изменений в России,
Федеральный закон "Об особо заинтересованные
охраняемых природных территориях" в федеральные
части уточнения особенностей режима органы
особой охраны отдельных категорий исполнительной
особо охраняемых природных территорий власти
7. Разработка проекта федерального 2011 год Минприроды
закона о внесении изменений в Кодекс России,
Российской Федерации об заинтересованные
административных правонарушениях в федеральные
части усиления административной органы
ответственности за нарушение режима исполнительной
особо охраняемых природных территорий власти
8. Разработка проекта федерального 2011 год Минприроды
закона о внесении изменений в России,
Федеральный закон "Об экологической заинтересованные
экспертизе" в части установления федеральные
обязательной государственной органы
экологической экспертизы в случаях исполнительной
изменения границ, статуса и (или) власти
категории особо охраняемых природных
территорий
9. Разработка проекта федерального 2011 год Минприроды
закона о внесении изменений в Лесной России,
кодекс Российской Федерации в части заинтересованные
регулирования лесных отношений на федеральные
особо охраняемых природных органы
территориях исполнительной
власти
10. Разработка проекта федерального 2014 год Минприроды
закона, регулирующего вопросы России,
обязательного государственного заинтересованные
страхования государственных федеральные
инспекторов по охране территорий органы
государственных природных исполнительной
заповедников и национальных парков власти
III. Совершенствование государственного управления
в сфере особо охраняемых природных территорий
11. Создание на базе федеральных 2011 год Минприроды
государственных учреждений Минприроды России
России центра координации и
организации научно-исследовательской,
эколого-просветительской,
рекреационной, проектно-
изыскательской и информационно-
аналитической деятельности в сфере
особо охраняемых природных территорий
12. Формирование при Минприроды России 2012 год Минприроды
экспертного совета по особо России
охраняемым природным территориям
13. Обеспечение преобразования части 2012 год Минприроды
государственных природных заказников России,
федерального значения в органы
государственные природные заказники исполнительной
регионального значения власти
соответствующих
субъектов
Российской
Федерации
14. Разработка среднесрочных (5-летних) 2012 - 2013 Минприроды
планов управления для каждого годы России
государственного природного
заповедника и национального парка
IV. Экономическое и финансовое обеспечение
15. Разработка проекта государственной 2011 год Минприроды
программы Российской Федерации об России,
охране окружающей среды, включающей заинтересованные
вопросы сохранения и развития особо федеральные
охраняемых природных территорий органы
исполнительной
власти
16. Подготовка методических рекомендаций 2012 год Минприроды
по вопросам оказания платных услуг России
посетителям особо охраняемых
природных территорий
17. Разработка норм оснащения 2012 год Минприроды
государственных природных России
заповедников и национальных парков
транспортными средствами и
противопожарным оборудованием
V. Кадровая политика
18. Издание ведомственного правового 2011 год Минприроды
акта, регулирующего вопросы оплаты России
труда работников государственных
природных заповедников и национальных
парков
19. Разработка ведомственного правового 2012 год Минприроды
акта, предусматривающего России
стимулирование директоров
государственных природных
заповедников и национальных парков
20. Проведение обучающих семинаров для 2011 - 2020 Минприроды
руководителей и специалистов годы России
государственных природных
заповедников и национальных парков
21. Создание серии учебно-методических 2012 - 2014 Минприроды
фильмов о государственных природных годы России
заповедниках и национальных парках
22. Организация и проведение стажировок и 2012 - 2020 Минприроды
обучающих поездок руководителей и годы России
специалистов государственных
природных заповедников и национальных
парков в национальные парки
иностранных государств, национальные
парки Российской Федерации и иные
природные резерваты, эффективно
работающие в природоохранной,
научной, просветительской и
рекреационной сферах
VI. Организация охраны природных комплексов и объектов
23. Разработка проекта стратегии охраны 2012 год Минприроды
лесов, расположенных на особо России,
охраняемых природных территориях Рослесхоз,
федерального значения, от пожаров МЧС России
24. Проведение противопожарного 2012 - 2013 Минприроды
обустройства территорий годы России
государственных природных
заповедников и национальных парков
25. Создание пожарно-химических станций 2011 - 2014 Минприроды
на территориях государственных годы России
природных заповедников и национальных
парков
26. Оснащение государственных природных 2011 - 2014 Минприроды
заповедников и национальных парков годы России
необходимой противопожарной техникой,
оборудованием и инвентарем
27. Проведение работ по землеустройству и 2011 - 2020 Росреестр
межеванию границ особо охраняемых годы
природных территорий федерального
значения
28. Выделение в натуре и обозначение 2011 - 2013 Минприроды
аншлагами границ особо охраняемых годы России
природных территорий, их
функциональных и охранных зон
29. Завершение работы по созданию в 2012 год Минприроды
каждом государственном природном России
заповеднике и национальном парке
постоянных оперативных групп,
состоящих из государственных
инспекторов по охране территорий
государственных природных
заповедников и национальных парков
VII. Регулирование использования природных ресурсов
на особо охраняемых природных территориях
30. Разработка методических рекомендаций 2012 год Минприроды
по проведению рубок ухода и России
санитарных рубок в лесах
государственных природных
заповедников и национальных парков
31. Разработка методических рекомендаций 2012 год Минприроды
по организации и проведению России
биотехнических мероприятий на особо
охраняемых природных территориях
федерального значения
32. Разработка инструкции по проведению 2012 - 2013 Минприроды
лесоустройства в лесах на особо годы России,
охраняемых природных территориях Рослесхоз
федерального значения
33. Разработка правового акта, 2012 - 2013 Минприроды
регулирующего вопросы организации и годы России,
осуществления добычи (вылова) водных Росрыболовство
биологических ресурсов на особо
охраняемых природных территориях
федерального значения
34. Разработка программы реконструкции 2014 - 2016 Минприроды
(восстановления) естественных годы России
природных комплексов на особо
охраняемых природных территориях
федерального значения на участках,
подвергшихся антропогенному изменению
VIII. Проведение научных исследований
и экологического мониторинга
35. Разработка долгосрочной программы 2012 - 2013 Минприроды
проведения научных исследований в годы России
государственных природных
заповедниках и национальных парках
36. Разработка единой программы 2012 - 2014 Минприроды
экологического мониторинга на особо годы России
охраняемых природных территориях
37. Размещение в сети Интернет информации 2014 - 2020 Минприроды
о результатах научных исследований и годы России
экологического мониторинга в
государственных природных
заповедниках и национальных парках
38. Проведение ежегодных тематических 2012 - 2020 Минприроды
совещаний по результатам научных годы России
исследований в сфере экологии редких
видов крупных млекопитающих (тигр,
леопард, снежный барс, белый медведь,
зубр)
39. Оснащение компьютерных рабочих мест в 2012 - 2013 Минприроды
государственных природных годы России
заповедниках и национальных парках
программным обеспечением, необходимым
для анализа и обработки данных
научных исследований
IX. Экологическое просвещение и работа с населением
40. Создание в сети Интернет официальных 2011 - 2013 Минприроды
сайтов для каждого государственного годы России
природного заповедника и
национального парка с использованием
стандартизированной системы
управления сайтом
41. Создание в сети Интернет единого 2012 год Минприроды
сайта с информацией о системе особо России
охраняемых природных территорий с
использованием стандартизированной
системы управления сайтом и
существующих интернет-ресурсов
Минприроды России
42. Создание в сети Интернет видеоканала 2012 - 2015 Минприроды
"Заповедная Россия" годы России
X. Развитие познавательного туризма
43. Разработка пакета экскурсионных 2012 - 2015 Минприроды
программ для каждого государственного годы России
природного заповедника и
национального парка
44. Подготовка предложений по 2012 - 2013 Минприроды
формированию новых туристических годы России,
маршрутов на особо охраняемых Минспорттуризм
природных территориях федерального России
значения
45. Создание новых музеев природного 2012 - 2020 Минприроды
наследия в государственных природных годы России
заповедниках и национальных парках
46. Создание информационных центров для 2012 - 2020 Минприроды
посетителей в государственных годы России
природных заповедниках и национальных
парках
47. Обустройство экскурсионных 2012 - 2020 Минприроды
экологических троп в государственных годы России
природных заповедниках и национальных
парках
48. Разработка программы развития 2012 - 2014 Минприроды
круизного морского туризма на особо годы России
охраняемых природных территориях
федерального значения Крайнего Севера
и Дальнего Востока Российской
Федерации
49. Создание общероссийской справочно- 2013 - 2014 Минприроды
информационной системы по природным и годы России
историко-культурным
достопримечательностям, маршрутам и
турам на особо охраняемых природных
территориях федерального значения
XI. Сохранение объектов культурного наследия
на особо охраняемых природных территориях федерального значения
50. Подготовка и заключение соглашения 2012 год Минприроды
между Минприроды России и Минкультуры России,
России о сотрудничестве и Минкультуры
взаимодействии по вопросам охраны, России
реставрации и использования объектов
культурного наследия на особо
охраняемых природных территориях
федерального значения
51. Разработка методических рекомендаций 2012 - 2013 Минприроды
по вопросам сохранения культурных годы России,
ландшафтов, реставрации, Минкультуры
восстановления и использования России
памятников истории и культуры на
территориях национальных парков
52. Проведение инвентаризации, 2012 - 2014 Минприроды
обследования, картирования, годы России,
паспортизации и оценки состояния Минкультуры
памятников истории и культуры на России
территориях национальных парков
XII. Развитие международного сотрудничества
53. Подготовка и согласование проектов Минприроды
межгосударственных соглашений: России,
МИД России
соглашение между Российской 2011 год
Федерацией и Республикой Абхазия о
создании трансграничной особо
охраняемой природной территории в
составе Кавказского государственного
природного биосферного заповедника
(Краснодарский край) и Рицинского
реликтового национального парка
(Республика Абхазия)
соглашение между Российской 2012 год
Федерацией и Монголией о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
государственного природного
биосферного заповедника
"Сохондинский" (Забайкальский край) и
национального парка "Онон-
Бальджинский" (Монголия)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и Монголией о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
национального парка "Тункинский"
(Республика Бурятия) и национального
парка "Хубсугульский" (Монголия)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и США о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
национального парка "Берингия"
(Чукотский автономный округ) и
соответствующих национальных парков и
иных особо охраняемых природных
территорий Аляски (США)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и Украиной о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
государственного природного
биосферного заповедника "Брянский
лес" (Брянская область) и
национального парка "Деснянско-
Старогутский" (Украина, Сумская
область)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и Республикой Абхазия о
создании трансграничной особо
охраняемой природной территории в
составе Тебердинского
государственного природного
биосферного заповедника (Карачаево-
Черкесская Республика) и Кодорского
национального парка (Республика
Абхазия)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и Финляндией о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
национального парка "Паанаярви"
(Республика Карелия) и национального
парка "Оуланка" (Финляндия)
соглашение между Российской 2013 год
Федерацией и Норвегией о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
заповедника "Пасвик" (Мурманская
область), национального парка
"Верхний Пасвик" и природного
резервата "Пасвик" (Норвегия,
губерния Финнмарк)
соглашение между Российской 2018 год
Федерацией и США о создании
трансграничной особо охраняемой
природной территории в составе
государственного природного
биосферного заповедника
"Командорский" (Камчатский край) и
соответствующих национальных парков и
иных особо охраняемых природных
территорий Аляски (США)
54. Завершение работы по включению в 2013 - 2014 Минприроды
список объектов Всемирного природного годы России
наследия ЮНЕСКО государственных
природных заповедников "Магаданский"
и "Даурский"
55. Расширение сети биосферных резерватов 2012 - 2014 Минприроды
ЮНЕСКО за счет придания этого годы России
международного статуса
государственным природным
заповедникам "Большой Арктический" и
"Хакасский"
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────