ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. N 1292-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" (далее - Программа) - Минрегион России;
государственными заказчиками Программы - Минрегион России, Минкультуры России, Минобрнауки России и Росмолодежь.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 4581,91 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2013 г. N 1292-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА
РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
В 90-е годы XX века органами государственной власти Российской Федерации проделана значительная работа в сфере законодательного обеспечения государственной национальной политики. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, приняты Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральный закон "Об общественных объединениях", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Федеральный закон "О национально-культурной автономии", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Вместе с тем реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации столкнулись в 90-е годы со значительными трудностями, обусловленными внешними и внутренними вызовами и угрозами. В этот период имели место тенденции этнотерриториального обособления, что привело как к росту несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, так и к росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения.
Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.
В настоящее время сохраняется негативное влияние на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ).
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
размывание традиционных нравственных ценностей народов России;
правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний;
недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;
недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;
недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;
влияние таких факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.
Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.
Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).
Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Цель и задачи федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" (далее - Программа) соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, а также иными документами стратегического характера.
Целью Программы является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Это соответствует приоритетной задаче по поддержке программ формирования единства российской нации, общегосударственной идентичности, определенной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Программа, разработанная на основе настоящей Концепции, должна стать составной частью государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 435-р, в рамках которой будет обеспечиваться реализация иных механизмов для достижения целей Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.
Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. В России проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры.
Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (2010 год).
В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков.
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Этнокультурное многообразие России является важным элементом ее международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.
Программа направлена на формирование общероссийской идентичности у граждан различной этнической и религиозной принадлежности, на формирование и укрепление в России единой российской гражданской нации. Это определяет и главный приоритет государственной национальной политики.
Цель и задачи Программы определяют содержание направлений ее реализации, особенности и специфику реализуемых мероприятий, которые формируют целостный комплекс взаимоувязанных вопросов в сфере государственной национальной политики, не затрагивающих направления и мероприятия утвержденных и разрабатываемых целевых программ в смежных областях, в том числе государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)".
Программа обеспечит создание методологического базиса для формирования единой системы реализации государственной национальной политики, объединяющей средства бюджетов разных уровней. Это будет осуществлено посредством разработки и реализации региональных программ, взаимоувязанных с направлениями и мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.
Как показал опыт работы государственных органов по решению проблем в сфере межнациональных отношений, точечные и разрозненные действия в сфере государственной национальной политики не приносят желаемого эффекта и являются недостаточно эффективными.
В связи с изложенным эффективность осуществления государственной национальной политики и реализации Программы в значительной степени зависит от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня. Такое взаимодействие достигается в том числе посредством стимулирования разработки и реализации региональных целевых программ, согласованных с целевыми установками и приоритетами Программы.
Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы и региональных целевых программ, направленных на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, на противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности и др.
В связи с тем что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.
Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.
Программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему государственной национальной политики, предусматривает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также формирование системы индикаторов и показателей, отражающих как эффективность реализации Программы, так и динамику изменений ключевых показателей сферы государственной национальной политики.
III. Предварительный анализ итогов реализации федеральной
целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное
развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы"
Общий размер расходов государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" составил 1089561,2 тыс. рублей (96,7 процента годовых бюджетных назначений), в том числе капитальные вложения - 861430,9 тыс. рублей (межбюджетные субсидии - 861430,9 тыс. рублей), прочие нужды - 228130,3 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составил 468718,03 тыс. рублей (капитальные вложения) (145,5 процента объема, предусмотренного указанной федеральной целевой программой).
Финансирование за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено и не осуществлялось.
Реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" способствовала повышению уровня жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения, улучшению здоровья российских немцев и их семей, сохранению духовных и национально-культурных традиций российских немцев.
1. Мероприятия в сфере социально-экономического развития
российских немцев
За 2008 - 2012 годы осуществлено строительство 23167,8 кв. метра жилья в Самарской, Саратовской, Омской, Ульяновской областях и Алтайском крае, 18,249 км дорог и 55,227 км газопроводов - в Омской и Ульяновской областях, 9,71 км водопроводных сетей - в Омской области, помещений для врачей общей практики на 20 посещений в смену и очистных сооружений мощностью 300 куб. метров в сутки - в Самарской области, детского школьного учреждения на 200 ученических мест - в Алтайском крае, проведена реконструкция центра российско-немецкой культуры площадью 756 кв. метров в Саратовской области.
2. Мероприятия в сфере этнокультурного развития
российских немцев
Реализация мероприятий, направленных на содействие развитию этнокультурного потенциала российских немцев, осуществлялась по следующим направлениям:
сохранение немецкого этноса и общероссийской общности российских немцев (форумы, фестивали, конференции, семинары, дни культуры);
обеспечение специализированной литературой и мультимедийными материалами (изданиями по истории и культуре российских немцев, аудио- и видеоматериалами, методическими материалами по направлениям, формам и видам культурно-досуговой и творческо-кружковой работы, учебными материалами для изучения немецкого языка);
проведение международных мероприятий по проблемам российских немцев;
историко-краеведческая работа (научно-практические конференции, издание сборников, аналитических материалов);
проведение учебно-методических семинаров, бизнес-семинаров, а также повышение квалификации специалистов в местах компактного проживания и объединения российских немцев;
молодежные инициативы, этнокультурные лагеря, летние лагеря труда и отдыха для детей и молодежи;
программы для дошкольных и школьных учреждений в части обеспечения учебно-методическими материалами для изучения немецкого языка;
поддержка информационных и аналитических печатных и медиа-изданий, средств массовой информации;
проведение мониторинга в этносоциальной сфере российских немцев и издание результатов исследования;
проведение научных и научно-практических конференций по проблемам российских немцев.
В этнокультурных мероприятиях приняли участие около 142000 российских немцев, в том числе около 101500 молодых граждан из числа российских немцев. 50 субъектов Российской Федерации было вовлечено в реализацию проектов в сфере этнокультурного развития российских немцев.
Эффективность федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы", рассчитанная в соответствии с утвержденной методикой оценки эффективности ее реализации, составила 103 процента.
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о расходных обязательствах Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в указанной сфере
Результаты социологических исследований позволяют выявить наметившуюся тенденцию укрепления в обществе общероссийской гражданской идентичности. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации, прежде всего - республик, преобладает этническая и религиозная идентичность.
Данные социологических исследований за 2002 - 2011 годы свидетельствуют об устойчивой тенденции к усилению межнациональной напряженности - враждебность к себе со стороны других национальностей в 2002 году испытывало 10 процентов опрошенных, в 2007 году - 15 процентов, в 2011 году - 18 процентов.
В 2011 году 39 процентов респондентов ответили, что межнациональные отношения в России за последние годы стали напряженнее, нетерпимее, около 49 процентов респондентов проявили негативное отношение к представителям Северо-Кавказского региона.
Социологические исследования (Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2005 - 2012 годы) свидетельствуют о росте конфликтогенного потенциала в сфере межэтнических отношений. Устойчивый характер приобрела масштабная скрытая нетерпимость к представителям других этнических групп. Так, на протяжении последних 8 лет 62 - 63 процента респондентов одобрило бы ограничение въезда представителей некоторых национальностей в регион проживания.
Социология фиксирует рост настороженного, а иногда и агрессивного отношения к прибывающим мигрантам, обладающим культурными, языковыми, а порой и религиозными отличиями в сравнении с принимающим сообществом. В 2012 году 76 процентов респондентов общероссийского социологического опроса (Фонд Общественное мнение, 2012 год) отметили, что в их населенном пункте много приезжих других национальностей.
Данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют о росте проявлений экстремизма в Российской Федерации в 2008 - 2010 годах, их снижении в 2011 году и резком росте в 2012 году. Так, в 2008 году в России правоохранительными органами было выявлено 460 преступлений экстремистского характера, в 2009 году - 548, в 2010 году - 656 и в 2011 году - 622 преступления. Однако в январе - сентябре 2012 г. зарегистрировано 572 преступления экстремистской направленности (на 22,2 процента больше, чем в аналогичном периоде 2011 года). При этом увеличение числа выявленных преступлений отчасти обусловлено внесением соответствующих изменений в уголовное законодательство, направленных на установление мотивов совершаемых экстремистских правонарушений, их правильной квалификации (расширение квалификационных признаков преступлений по статье
282 Уголовного кодекса Российской Федерации "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), а также активизацией деятельности правоохранительных органов по их выявлению и пресечению.
Таким образом, данные разных социологических служб, а также рост числа преступлений на национальной и религиозной почве, значительное число бытовых преступлений, часто приобретающих характер межэтнических конфликтов из-за неоднозначного освещения в средствах массовой информации или сознательной этнизации ситуации одной из конфликтующих сторон, свидетельствуют о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.
Указанные негативные тенденции в значительной мере обусловлены отсутствием на федеральном уровне программно-целевого метода решения проблем укрепления гражданского единства, профилактики нетерпимости на национальной и религиозной почве, гармонизации межэтнических отношений, раннего прогнозирования и предупреждения межэтнических конфликтных ситуаций.
Поддержка на федеральном уровне мероприятий в сфере государственной национальной политики носит фрагментарный и бессистемный характер.
Расходные обязательства Российской Федерации, относящиеся к целям и задачам Программы, на 2014 год составляют 494,15 млн. рублей, в том числе:
поддержка Министерством регионального развития Российской Федерации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - 240 млн. рублей;
поддержка Министерством культуры Российской Федерации проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (в части мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы), - 68 млн. рублей;
реализация Министерством образования и науки Российской Федерации мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 74,5 млн. рублей;
реализация Федеральным агентством по делам молодежи мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 111,65 млн. рублей.
На 2015 год расходные обязательства Российской Федерации, относящиеся к целям и задачам Программы, составляют 483,15 млн. рублей, в том числе:
поддержка Министерством регионального развития Российской Федерации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - 240 млн. рублей;
поддержка Министерством культуры Российской Федерации проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (в части мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы), - 68 млн. рублей;
реализация Министерством образования и науки Российской Федерации мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 65,5 млн. рублей;
реализация Федеральным агентством по делам молодежи мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 111,65 млн. рублей.
Основная часть расходных обязательств Российской Федерации относится к вопросам защиты незначительной по численности целевой группы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, количество представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации составляет 257900 человек).
Указанный подход к финансовому обеспечению государственной национальной политики не приводит к решению ключевых проблем по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации являются одним из направлений осуществляемой Министерством экономического развития Российской Федерации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Указанные субсидии Министерство экономического развития Российской Федерации распределяет ежегодно на конкурсной основе. В 2012 году из общего размера субсидий - 132 млн. рублей, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям, гранты предоставлены 4 организациям, в том числе 2 национально-культурным автономиям. В 2013 - 2015 годах на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций Министерством экономического развития Российской Федерации предусмотрено 280 млн. рублей ежегодно.
В период 2009 - 2014 годов расходные обязательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики ежегодно уменьшаются. Вместе с тем вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве, создание условий для гармонизации межнациональных отношений, развития межрелигиозного диалога и сотрудничества, формирования стимулов для системной (в том числе программной) активизации в этой сфере субъектов Российской Федерации являются прежде всего задачами федерального уровня.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики, в том числе относящиеся к цели и задачам Программы, в 2012 году составляют 3004,6 млн. рублей, в 2013 году - 2486,1 млн. рублей, в 2014 году - 2328,9 млн. рублей. При этом ежегодные расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации составляют около половины расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики.
Реализация мероприятий в сфере государственной национальной политики осуществляется субъектами Российской Федерации разрозненно и разнонаправленно, без соответствующей координации на федеральном уровне, что зачастую приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, сохранению и в ряде случаев усилению негативных тенденций.
Указанные тенденции обусловили решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации о целесообразности принятия федеральной целевой программы, направленной на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия.
Отсутствие программно-целевого подхода к реализации государственной национальной политики будет означать усиление инерционного сценария развития ситуации, характеризующегося ухудшением большинства показателей в сфере государственной национальной политики, что может привести к следующим негативным последствиям:
снижение уровня общероссийской гражданской идентичности;
снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов России;
дальнейшая политизация религиозного и этнического факторов в России;
радикализация настроений и усиление напряженности в сфере межэтнических, межрелигиозных и федеративных отношений;
дальнейший рост националистических и ксенофобских настроений;
рост националистических и радикальных настроений в среде русского большинства;
увеличение количества россиян, вовлеченных в экстремистскую деятельность на почве ненависти и вражды к представителям других народов, культур и религий;
рост числа асоциальных и неадаптированных к условиям и традициям российского общества мигрантов;
усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализовать часть религиозного сообщества;
затруднение исполнения ряда международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств и коренных народов, содержащихся в ратифицированных Российской Федерацией международных договорах;
снижение привлекательности и интеграционного потенциала Российской Федерации.
Отсутствие скоординированной политики может привести к проблемам в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и общественного согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
Выбор варианта решения проблемы осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
Предлагаются 2 варианта решения проблем в сфере государственной национальной политики и этнокультурного развития.
Первый вариант предполагает ускоренные темпы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития, значительное улучшение межэтнических и этноконфессиональных отношений.
Второй вариант предполагает противодействие сложившимся негативным тенденциям, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия.
Указанные варианты характеризуются следующими преимуществами и рисками.
Преимуществом первого варианта решения проблемы является возможность в короткие сроки обеспечить преодоление сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, достичь значимых результатов в сфере укрепления единства российской нации. Недостатком второго варианта является необходимость выделения значительного объема средств федерального бюджета. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживают представители 193 народов. В связи с этим реализация варианта максимальной поддержки потребует разработки более сотни подпрограмм в рамках Программы.
Реализация первого варианта приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2020 года:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации составит 80 процентов;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 90 процентов;
субъекты Российской Федерации будут осуществлять реализацию региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом), составит 15210 тыс. человек.
Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального бюджета государственной национальной политики носит фрагментарный характер, причем средства сосредоточены на небольших в численном отношении группах (коренные малочисленные народы, российские немцы, национальные меньшинства), существуют риски ошибок при определении размера необходимой финансовой поддержки, а также при оценке конечных результатов реализации первого варианта решения проблемы.
Преимуществом второго варианта является его реализация за счет средств федерального бюджета в основном посредством действующих расходных обязательств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, поддержка только значимых проектов и мероприятий, обеспечивающих достижение цели Программы и решение поставленных задач. Этот вариант обеспечивает рациональное расходование бюджетных средств.
Реализация второго варианта приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2020 года:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации составит 65 процентов;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85 процентов;
субъекты Российской Федерации будут осуществлять реализацию региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом), составит 305 тыс. человек.
В ходе реализации второго варианта существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Возможны также риски, связанные с недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей.
Реализация второго варианта позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения установленных результатов реализации Программы.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Для преодоления стагнации и негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления общегражданской российской идентичности и улучшения сферы этнокультурного развития требуется реализация Программы в течение 7 лет.
Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы.
Этапы решения проблемы:
I этап (2014 - 2016 годы). Целью I этапа является преодоление сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации.
На I этапе предусмотрены разработка новых и корректировка действующих региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, реализация информационно-пропагандистских и других социально значимых мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов, средств массовой информации, налаживание федеральной системы мониторинга и прогнозирования состояния межэтнических отношений;
II этап (2017 - 2020 годы). Целью II этапа является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на первом этапе. На II этапе достигаются устойчивые положительные результаты в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
На II этапе предусмотрено продолжение реализации мероприятий в сфере государственной национальной политики, соответствующих принятым стратегиям этнокультурного развития и региональным целевым программам, широкий охват приобретет реализация информационно-пропагандистских и других социально значимых мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития.
VII. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Выбор цели и задач Программы обусловлен приоритетами, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355, Федеральным законом "О государственной службе российского казачества", федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, международными нормативными правовыми актами.
Цель Программы - укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
содействие этнокультурному многообразию народов России.
Важную роль в решении задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играют поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Необходимо обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма. Важную роль в укреплении российского патриотизма играет поддержка патриотических и историко-культурных традиций российского казачества, в состав которого входят представители многих народов России.
Требуется распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации, развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ.
Необходимо проведение информационной кампании с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы.
Предусматриваются также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, укрепления гражданственности и патриотизма, знаний о народах России, поддержка производства и размещения в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, создание тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, издание и поставки учебников, учебных пособий, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий.
Необходима разработка учебных программ по истории народов России и культуре межэтнического общения, по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.
Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку этнических традиций народов Российской Федерации, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Необходимо обеспечить защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, повышение уровня адаптированности их традиционной хозяйственной деятельности к современным экономическим условиям, поддержку их экономического, социального и культурного развития, в том числе разработку, издание и поставку учебной литературы для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, обеспечить доступ граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания.
Требует отдельного внимания обеспечение социально-экономического развития народов, уровень жизни которых значительно ниже среднего по России или поддержка социально-экономического развития которых обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, русскоязычное население в регионах Северного Кавказа, российских цыган и российских немцев.
Обязательства по защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов обусловлены ратификацией Рамочной конвенции Совета Европы о защите прав национальных меньшинств, других международных правовых актов и законодательством Российской Федерации.
Поддержка российских немцев обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, в том числе Протоколом о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев, подписанным на высшем уровне 10 июля 1992 г.
Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.
Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций. Обучение на родном языке гарантировано
Конституцией Российской Федерации и рядом международных актов, ратифицированных Россией. Должны быть созданы условия для сохранения и развития языков народов России, изучения родного языка.
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели.
Оценка достижения цели Программы в рамках задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;
доля субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем числе субъектов Российской Федерации.
Оценка достижения цели Программы в рамках задачи содействия этнокультурному многообразию народов России осуществляется с использованием такого целевого показателя, как численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом).
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 2.
В ходе реализации Программы значения целевых показателей и индикаторов должны увеличиваться.
Достижение значений целевых индикаторов и показателей, предусмотренных приложением N 1 к настоящей Концепции к 2020 году, будет свидетельствовать об успешной реализации Программы.
VIII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений
на вариантной основе
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) составит 175490 млн. рублей при реализации первого варианта решения проблемы, 5682,94 млн. рублей при реализации второго варианта, в том числе за счет средств федерального бюджета - соответственно 155400 млн. рублей и 4581,91 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - соответственно 20090 млн. рублей и 1101,03 млн. рублей.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования представлено в приложении N 3.
Распределение средств федерального бюджета по государственным заказчикам Программы представлено в приложении N 4.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в этой сфере выражаются, как правило:
в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей;
в укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и ее территориальной целостности;
в прогнозировании межнациональных и межрелигиозных конфликтов, конфликтных ситуаций;
в снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
в улучшении инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа;
в росте эффективности использования этнокультурного потенциала страны;
в улучшении этнокультурного и социального самочувствия коренных народов России.
Реализация Программы приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2020 года:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации составит 65 процентов;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85 процентов;
субъекты Российской Федерации будут осуществлять реализацию региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом), составит 305 тыс. человек.
X. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи.
Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков Программы по реализации основных функциональных направлений реализации мероприятий Программы в пределах своей компетенции.
Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков Программы будет осуществлено в ходе подготовки Программы исходя из соответствующих правоустанавливающих документов.
XI. Предложения по государственным заказчикам Программы
и разработчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы и разработчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы на вариантной основе
Решение поставленной в Программе задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений достигается посредством реализации следующих направлений:
поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности;
проведение общероссийской информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности.
Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России достигается посредством реализации следующих направлений:
выполнение мероприятий и инициатив, направленных на этнокультурное развитие народов России;
поддержка языкового многообразия на территории Российской Федерации.
Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:
I этап (2014 - 2016 годы). Целью I этапа является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации.
II этап (2017 - 2020 годы). Целью II этапа является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.
Каждый из рассматриваемых вариантов решения проблемы предполагает реализацию указанных направлений и этапов.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам и направлениям ее реализации в соответствии с наиболее предпочтительным вторым вариантом решения проблемы представлено в приложении N 5.
XIII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Государственный заказчик - координатор Программы координирует деятельность государственных заказчиков и разработчиков Программы по формированию мероприятий Программы.
Для достижения цели и задач Программы мероприятия будут формироваться по всем направлениям ее реализации.
Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя из их соответствия направлениям, позволяющим наиболее эффективно решать задачи Программы, их общественной, социально-экономической и этнокультурной значимости.
Формирование мероприятий по поддержке общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, по проведению общероссийской информационной кампании и созданию информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, по поддержке языкового многообразия, а также формирование части мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, осуществляется государственными заказчиками на основании конкурсного отбора предложений, представленных органами государственной власти, общественными и научными организациями, а также экспертами.
Определение исполнителей по мероприятиям, относящимся к указанным направлениям, осуществляется на основании размещения государственными заказчиками заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Формирование мероприятий, включенных в региональные целевые программы, направленные на укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России, а также формирование части мероприятий по поддержке общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, осуществляется государственными заказчиками на основании конкурса региональных целевых программ.
Поддержка указанных направлений реализации Программы осуществляется посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, которые направляются на софинансирование региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и мероприятий указанных региональных целевых программ.
Для ежегодного формирования перечня региональных целевых программ и перечня мероприятий, на софинансирование которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется субсидия, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно, до 10 октября года, предшествующего очередному финансовому году, представляет государственным заказчикам на конкурсный отбор заявки на предоставление субсидии, включающие региональные целевые программы и перечень мероприятий, предлагаемых для софинансирования в очередном финансовом году в рамках средств Программы. Указанный перечень мероприятий государственные заказчики согласовывают с государственным заказчиком - координатором Программы.
Определение исполнителей по мероприятиям, относящимся к указанным направлениям, осуществляется на основании размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Формирование мероприятий по поддержке некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, гармонизацию межнациональных отношений, осуществляется государственными заказчиками на основании конкурсного отбора предложений указанных организаций. Финансирование осуществляется посредством предоставления субсидий юридическим лицам - некоммерческим организациям, мероприятия которых отобраны по итогам конкурса.
Форма заявок на получение субсидии утверждается государственным заказчиком по согласованию с государственным заказчиком - координатором Программы.
Отбор некоммерческих организаций (общероссийских и межрегиональных общественных организаций, национально-культурных общественных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, казачьих обществ и др.) для предоставления субсидии и определение размера субсидии осуществляется государственными заказчиками в соответствии с важностью и значимостью их деятельности для достижения цели и задач Программы на основании конкурсного рассмотрения заявок на получение субсидии, включающих предложения по мероприятиям, предлагаемым для реализации в рамках Программы, план и характеристику работы общественной организации, в том числе на текущий финансовый год.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством регионального развития Российской Федерации.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики.
В целях рационального использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в целях обеспечения публичности информации государственный заказчик - координатор Программы:
утверждает ежегодные детализированные организационно-финансовые планы государственных заказчиков по реализации Программы;
ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств по установленной форме;
обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой на основе соглашений о предоставлении субсидий на реализацию региональных целевых программ, аналогичных Программе, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке Программы, продлении срока ее реализации либо прекращении ее реализации (в случае необходимости);
определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
выполняет функции государственного заказчика в пределах своих полномочий и сферы ответственности.
Государственные заказчики Программы:
разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
готовят в случае необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняют затраты на осуществление мероприятий Программы, а также механизм реализации Программы;
проводят конкурсный отбор региональных программ и заключают соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на выполнение региональных целевых программ, аналогичных Программе, реализуемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
проводят конкурсный отбор и заключают соглашения с некоммерческими организациями о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий, соответствующих направлениям реализации Программы и обеспечивающих достижение ее цели и задач;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции;
организуют размещение информации (в том числе в электронном виде) о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
разрабатывают в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ в рамках Программы дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, предусмотренных целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и в случае необходимости разрабатывают предложения по их корректировке.
Государственный заказчик на конкурсной основе может привлекать организации для осуществления мониторинга эффективности реализации Программы, подготовки конкурсной документации и проведения специализированной экспертизы проектов мероприятий Программы.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Укрепление единства
российской нации и этнокультурное
развитие народов России"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УКРЕПЛЕНИЕ
ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
НАРОДОВ РОССИИ"
| Единица измерения | Базовый показатель 2012 года | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Первый вариант |
Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации | процентов | 50,8 | 54 | 58 | 63 | 68 | 73 | 77 | 80 |
Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности | процентов | 75 | 77 | 79 | 82 | 86 | 89 | 89 | 90 |
Доля субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем количестве субъектов Российской Федерации | процентов | 48 | 52 | 61 | 73 | 87 | 100 | 100 | 100 |
Содействие этнокультурному многообразию народов России |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом) | тыс. человек | 126 | 3280 | 4850 | 6430 | 8640 | 10370 | 12620 | 15210 |
Второй вариант |
Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации | процентов | 50,8 | 52 | 54 | 56 | 59 | 61 | 63 | 65 |
Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности | процентов | 75 | 76 | 78 | 80 | 83 | 85 | 85 | 85 |
Доля субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем количестве субъектов Российской Федерации | процентов | 48 | 52 | 61 | 73 | 87 | 100 | 100 | 100 |
Содействие этнокультурному многообразию народов России |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом) | тыс. человек | 126 | 145 | 170 | 195 | 220 | 245 | 275 | 305 |
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Укрепление единства
российской нации и этнокультурное
развитие народов России"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ
И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
1. Настоящая методика определяет порядок расчета целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России".
2. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (