НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 г. N 377
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа).
2. Прекратить досрочно реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы".
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
разместить Программу на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
абзацы третий - пятый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 390.
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 г. N 377
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
I. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере государственной программы Российской Федерации
"Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Стратегические документы государственной политики Российской Федерации определяют ключевую роль науки и технологий в парировании больших вызовов, долгосрочном позиционировании страны в группе мировых лидеров, в решении отраслевых, национальных и глобальных проблем, прогнозировании происходящих в мире трансформаций, своевременном распознавании новых угроз, перспектив, "окон возможностей".
1. Оценка текущего уровня научно-технологического развития
Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию страны, обеспечению ее присутствия в числе ведущих стран - глобальных научно-технологических лидеров.
В настоящее время Российская Федерация удерживает 6-ю позицию в рейтинге по численности исследователей в эквиваленте полной занятости, уступая Китайской Народной Республике, Соединенным Штатам Америки, Японии, Федеративной Республики Германия и Республике Корея. При этом позиции Российской Федерации по показателю насыщенности экономики высококвалифицированными кадрами довольно скромны - только 30-е место (по численности исследователей в эквиваленте полной занятости в расчете на 10 тыс. занятых в экономике). Кроме того, за последние годы так и не удалось добиться изменения деформации возрастной структуры научных кадров - возобновилась тенденция к снижению численности исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей (до 16,8 процента в 2019 году), остается устойчивой численность ученых старших возрастных групп в возрасте 60 лет и более в общей численности ученых (около 25 процентов).
Концентрация усилий государства и скоординированная поддержка фундаментальных научных исследований привели к тому, что начиная с 2013 года наблюдается существенный рост числа публикаций российских авторов, индексируемых в одной из наиболее авторитетных международных баз научного цитирования Web of Science Core Collection (далее - база научного цитирования). При этом учитываются 3 типа документов, индексируемых в базе научного цитирования, - научные статьи, обзоры и доклады на конференциях. Расчеты приведены по данным электронного аналитического ресурса InCites на основе материалов базы научного цитирования, проиндексированных по состоянию на 31 мая 2021 г. В 2012 году число таких документов составило 40,8 тыс. единиц, а в 2020 году достигло 76,8 тыс. единиц. В результате удельный вес Российской Федерации в общемировом числе публикаций, индексируемых в базе научного цитирования, увеличился с 2,05 процента в 2012 году до 2,9 процента в 2020 году. В 2012 - 2020 годах Российская Федерация занимала незначительные позиции в рейтинге стран по числу публикаций, индексируемых в базе научного цитирования. Российская Федерация переместилась в указанном рейтинге с 12-го места в 2017 - 2019 годах на 14-е место в 2020 году. У находящейся на 10-м месте Австралии в 2020 году было 100,6 тыс. публикаций (3,8 процента всех публикаций мира), а у Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки - 590,7 тыс. единиц и 578,2 тыс. единиц соответственно (22,3 процента и 21,8 процента всех публикаций мира соответственно).
Позитивной тенденцией последних лет является неуклонный рост технической вооруженности сектора исследований и разработок. В 2019 году стоимость машин и оборудования в расчете на 1 исследователя достигла 3,4 млн. рублей, увеличившись за 2017 - 2019 годы на 31,9 процента (в постоянных ценах). Такой показатель рассчитан по дефлятору валового накопления основного капитала. Рост был обусловлен в том числе принятием федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" и реализацией мероприятий по обновлению материально-технического оснащения (приборной базы).
Российская Федерация, входящая в группу мировых лидеров по общему объему внутренних затрат на исследования и разработки, резко отстает по доле внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (Российская Федерация - 1,04 процента в 2019 году и 1,1 процента в 2020 году, Республика Корея - 4,64 процента, Соединенные Штаты Америки - 3,07 процента, Китайская Народная Республика - 2,23 процента, Япония - 3,24 процента, Федеративная Республика Германия - 3,18 процента). Более половины внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств федерального бюджета (53,1 процента в 2019 году), и менее трети внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств предпринимательского сектора (30,2 процента в 2019 году). С учетом негативных для экономики эффектов распространения новой коронавирусной инфекции дальнейшее снижение доли средств бизнеса в финансировании отечественной науки представляется сегодня наиболее вероятным развитием событий. Важной задачей в этих условиях является ориентация сектора исследований и разработок на потребности инновационного бизнеса. Это предполагает последовательное расширение применения модели "квалифицированного заказчика", предусмотренной Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научно-технологического развития). Приведенные показатели затрат на исследования и разработки в Российской Федерации указывают на низкую востребованность отечественного сектора исследования и разработок со стороны других секторов экономики при разработке новых (отечественных) технологий (продуктов, систем и материалов), с одной стороны, и недостаточную эффективность усилий государства по трансформации отечественного сектора исследования и разработок путем оказания административной и финансовой поддержки соответствующих видов деятельности, совершенствования управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, с другой стороны.
Нормативная размытость процесса проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отсутствие нормативно закрепленных этапов их проведения с описанием типов возможных результатов исходя из уровня готовности технологии приводят к низкому уровню использования права на получение налоговых льгот в отношении расходов на исследования и разработки. Общий объем предоставленных налоговых льгот в отношении исследований и разработок по налогу на прибыль составляет 1,2 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по налогу на добавленную стоимость - 14,3 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Существующая разница техники учета и отражения затрат в бухгалтерском, налоговом и статистическом учете и отчетности, а также размытость нормативных определений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приводят к необходимости нести значительные финансовые и административные издержки для правильного отражения затрат на исследования и разработки в организациях реального сектора экономики. Также необходимо совершенствование порядка администрирования налоговых преференций, предоставляемых в отношении расходов на исследования и разработки.
Стимулирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования реального сектора экономики (в том числе его инвестиций в исследования и разработки) при доминировании государства в финансировании науки не привело к значимым результатам. Разрозненность мер государственной поддержки прикладных научных исследований и разработок (в том числе между отдельными ведомствами), распределенных по 32 государственным программам, неопределенность эффектов и взаимного влияния этих мер являются одной из причин наблюдаемого снижения патентной активности российских заявителей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации. Решение задачи повышения патентной активности носило затруднительный характер в связи с наличием требования к повышению публикационной активности научных и образовательных организаций. Для преодоления указанных трудностей в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 г., меры по поддержке всех научных исследований и разработок гражданского назначения и их финансовое обеспечение будут консолидированы в рамках Программы.
При высоком уровне фундаментальных исследований, значительном числе научных школ, ведущих научных центров сохраняются невосприимчивость экономики и общества к инновациям, несоответствие предложения результатов исследований и разработок спросу на них со стороны реального сектора экономики и недопустимо низкий уровень этого спроса.
Странами - лидерами по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности на мировом рынке являются Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки, Республика Сингапур и Французская Республика. Российская Федерация в рейтинге по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности по состоянию на 2018 год располагалась на 29 месте с объемом экспорта высокотехнологичной продукции в 10 млрд. долларов США. Для повышения места Российской Федерации в рейтинге стран - экспортеров продукции высокотехнологичных отраслей промышленности необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям, создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Инструментом укрепления позиций страны в инновационной сфере станут меры по обеспечению эффективного перехода результатов исследований и разработок на более высокий уровень технологической готовности, в том числе посредством разработки и организации производства инновационной продукции.
К позитивным сдвигам последних лет в результативности исследований и разработок в Российской Федерации можно отнести:
внутренние затраты на исследования и разработки в области медицинских наук, которые в 2019 году составили 45,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 6,3 процента (в постоянных ценах). Число публикаций российских авторов по медицинским наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 7577 единиц, что составило 0,94 процента общемирового массива публикаций. В части научной инфраструктуры была создана сеть национальных медицинских исследовательских центров (в 2019 году действовали 24 центра). Национальными медицинскими исследовательскими центрами получены 352 патента на инновационные методы и средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации научные и образовательные организации в 2019 году в рамках государственного задания на научные исследования и разработки разработали 15 новых диагностических тест-систем, 6 лекарственных средств, доведенных до стадии клинических исследований, и получили 624 патента. Доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям надлежащей лабораторной практики, в общей численности лабораторий составила 21,8 процента (нарастающим итогом с 2013 года);
объем внутренних затрат на исследования и разработки в сфере сельскохозяйственных наук, который в 2019 году вырос на 6,5 процента (в постоянных ценах) по сравнению с предыдущим годом и составил 19 млрд. рублей. Численность исследователей, наоборот, сократилась на 1,2 процента до 9459 человек. Число публикаций российских авторов по сельскохозяйственным наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 1924 публикаций, что составило 1,65 процента общемирового массива публикаций.
Тем не менее, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, поддержка этих социально-ориентированных областей исследований и разработок, прямо связанных с потребностями и интересами общества, остается неудовлетворительной, а ее масштабы заметно ниже, чем во многих развитых и быстро развивающихся экономиках.
Индикатором позитивных сдвигов в технологическом развитии промышленности может служить превышение целевого значения внутренних затрат на исследования и разработки государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", за счет внебюджетных источников. В 2020 году фактическое соотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки в рамках указанной государственной программы составило 49,2 процента при плановом значении 47,9 процента. В результате реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности было создано 729 высокопроизводительных рабочих мест при плановом значении 686 высокопроизводительных рабочих мест, а объем продаж высокотехнологичной продукции составил 73,1 млрд. рублей (плановое значение - 65,3 млрд. рублей).
В авиационной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", в 2019 году превысил плановое значение на 42,5 процента и составил 10,4 млрд. рублей. Число патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями отрасли, в расчете на 1 исследователя превысил плановое значение в 1,5 раза.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 304 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений отрасли, в 2020 году достигло плановых значений. Фондовооруженность работников научных и проектных организаций судостроения по сравнению с 2013 годом выросла в 1,8 раза, а производительность их труда - в 1,5 раза.
В электронной и радиоэлектронной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки на производство электронного оборудования, его компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, офисного оборудования составил 34,1 млрд. рублей (рост на 3 процента по сравнению с 2018 годом). Число публикаций российских авторов в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, по тематикам "Электроника", "Электронная техника", "Информационные технологии" в 2020 году составило 3125, а их удельный вес в общемировом числе публикаций составил 1,69 процента.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки по научным тематикам "Энергоэффективность", "Энергосбережение", "Ядерная энергетика" составил в 2019 году 110,37 млрд. рублей.
Проблема низкой эффективности научно-технологического сектора должна решаться в том числе за счет усиления внимания к передовым направлениям исследований (при планировании, приоритизации, поддержке исследований и разработок, практическом использовании полученных научных результатов), снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования реального сектора экономики инвестиционных вложений в научные исследования и разработки.
В целях повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок формируется единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, обеспечивающая замкнутый цикл принятия решений в сфере развития науки, технологий и инноваций, ключевыми этапами которого являются планирование, реализация, оценка эффективности и принятие решений о начале (продолжении) проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок.
Формирование единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью позволит создать механизм для осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, кооперации государства, науки и высокотехнологичного бизнеса и обеспечения реализации полного инновационного цикла - от получения новых знаний до создания высокотехнологичной продукции.
Для преодоления ограничений, обусловливающих сложность администрирования расходов на исследования и разработки в реальном секторе экономики, необходима работа по синхронизации методологии и порядков ведения бухгалтерского, налогового и статистического учета и его упрощению. Это потребует изменения положений по бухгалтерскому учету, форм статистического наблюдения, донастройки классификаторов статистической информации, а также создания рубрикатора результатов научно-технологической деятельности, характеризующего этапы исследований и разработок исходя из достигнутого уровня готовности технологии.
2. Описание приоритетов и целей государственной
научно-технологической политики
Цели, задачи, приоритеты и основные меры государственной политики в сфере реализации Программы определены Стратегией научно-технологического развития. Основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Эти же постановки подтверждены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности), в которой научно-технологическое развитие обозначено в качестве одного из 9 стратегических национальных приоритетов и ключевого фактора повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.
Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития страны, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и других стратегических документах государственной политики, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности, за счет концентрации усилий и ресурсов на национальном приоритете - научно-технологическом развитии.
В рамках Программы обеспечивается комплексная реализация государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на его развитие в регионах Российской Федерации, рост вклада в научно-технологическое развитие страны и эффективное воспроизводство кадров для науки и социальной сферы, отраслей экономики и регионов.
Система приоритетов Программы определяется магистральными направлениями развития мировой научно-технологической и инновационной сферы и необходимостью ответа на связанные с ними большие вызовы, определенные Стратегией научно-технологического развития. К их числу относятся:
"сквозные" направления развития информационно-коммуникационных технологий, выступающие драйвером технологических изменений различных секторов экономики (искусственный интеллект, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, интернет вещей, технологии распределенных реестров);
технологии электронной компонентной базы, в том числе принципиально новой, квантовые сенсоры, новые поколения микроэлектроники, мобильные сети связи 5-го поколения;
энергетические технологии - распределенные интеллектуальные энергосистемы, новые технологии генерации, включая технологии природоподобной атомной энергетики и технологии термоядерной энергетики, инновационные способы передачи электроэнергии, новые и портативные источники энергии, в том числе возобновляемые;
технологии живых систем, в том числе генетические;
инновационные решения для повышения связанности и уровня освоения стратегически важных территорий, перспективные космические системы;
технологии производства и использования новых материалов и веществ, включая редкие и редкоземельные материалы, полимерные композитные материалы, аддитивные технологии.
Инструментами реализации приоритетов, определенных Стратегией научно-технологического развития, станут Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений, разработка которой предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений", и Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы" в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".
Программа обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, установленных Стратегией научно-технологического развития, а также эволюцию и (или) детализацию приоритетов этого развития в последние годы, в том числе:
рациональный баланс - предусмотрена государственная поддержка исследований и разработок, направленных как на решение значимых задач в рамках приоритетов научно-технологического развития, так и на решение задач, инициированных исследователями, инженерным и предпринимательским сообществом и обусловленных внутренней логикой развития науки, технологий и рынков с учетом возникающих передовых направлений исследований;
системность поддержки - обеспечение полного цикла получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создания прорывных продуктов и услуг, трансфера технологий, формирования новых рынков, а также занятие устойчивого положения на них, что обеспечивается поддержкой научных, научно-технических и высокотехнологичных проектов на всех стадиях их реализации и возможностью беспрепятственного перехода между такими стадиями;
концентрация ресурсов - сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и разработок, создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, с одновременным созданием механизмов своевременного распознавания таких вызовов, ориентированных на практические потребности отраслей экономики и общества;
адресность поддержки и справедливая конкуренция - использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной и научно-технической деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности путем установления соответствующих правил доступа к указанным ресурсам;
создание режима благоприятствования инвестициям в прорывные исследования и разработки в регионах с высоким научно-технологическим потенциалом.
3. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, способы
их эффективного решения в сфере научно-технологического
развития Российской Федерации
Система задач Программы определяется необходимостью достижения следующих ее целей:
развитие интеллектуального потенциала нации;
научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.
С учетом приоритетов и необходимости достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи государственного управления в сфере исследований и разработок гражданского назначения:
создание условий для развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
модернизация системы высшего образования и создание условий для повышения ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала;
обеспечение получения фундаментальных знаний, необходимых для ответа на существующие и новые большие вызовы;
сокращение потерь и инвестиционных рисков в экономике, обеспечение прослеживаемости всех стадий "жизненного цикла" знаний, получаемых в процессе научных исследований, формирование сквозной и сбалансированной поддержки разработки технологий в зависимости от уровня их готовности;
поддержка инициатив исследователей, предпринимателей и общества и создание эффективной системы трансфера и оборота прав на результаты исследований и разработок;
формирование механизмов привлечения средств частных организаций и организаций с государственным участием для реализации научных, научно-технических проектов на базе ведущих научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
развитие инструментов эффективного взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств при планировании расходов федерального бюджета на осуществление научных исследований и разработок гражданского назначения, в том числе с учетом востребованности планируемых результатов таких исследований и разработок;
формирование механизмов финансирования важнейших инновационных проектов государственного значения, федеральных научно-технических программ, комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;
поддержка мероприятий, направленных на использование отечественных научных и (или) научно-технических результатов для выпуска новой высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики;
устранение дефицита и обеспечения беспрепятственного доступа к инфраструктуре и информационному обеспечению научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности за счет ее опережающего развития с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Правительством Российской Федерации;
формирование и реализация национальных и международных инфраструктурных проектов класса "мегасайенс", создающих в том числе условия для концентрации научного, научно-технического и инновационного потенциала;
комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, и создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также совершенствование мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области;
обеспечение эффективной и взаимовыгодной интеграции в международное научное, научно-технологическое и экономическое пространство;
развитие сетевого взаимодействия, устранение барьеров и создание условий для многостороннего финансирования и инвестиций в научные, научно-технические и высокотехнологичные проекты, включая государственно-частное партнерство;
создание эффективной открытой системы организации исследований и разработок, обеспечивающей существенное сокращение издержек, эффективное взаимодействие и прозрачное финансирование субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, комфортность системы, обеспечивающей правовую охрану и оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, устранение архаичных форм отчетности за счет полного перехода на цифровые технологии.
Реализация Программы должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства.
Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна быть адекватна глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием цифровых технологий.
Способом эффективного решения задач Программы выступает реализация комплекса мер по 11 следующим направлениям:
фундаментальные исследования и научное лидерство - формирование передовой модели научных исследований, обеспечивающей превосходство российских научных школ в мировой научной повестке в областях национальных приоритетов;
кадры и человеческий капитал - создание возможностей для выявления талантливой молодежи в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны;
взаимодействие и кооперация - формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса;
инфраструктура и среда - создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности;
новые технологии - передовые цифровые и интеллектуальные производственные технологии, новые материалы, создание систем обработки больших объемов данных, искусственный интеллект;
энергетика - экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика, формирование новых источников, способов генерации, транспортировки и хранения энергии;
медицина - персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения;
агропромышленный комплекс - высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
безопасность - противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам и источникам опасности для общества, экономики и государства;
освоение пространства - интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
социо-гуманитарные вызовы - возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития.
В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических, экономических отношений.
В рамках направлений, определенных в Программе, предусматривается достижение следующих целей развития:
обеспечение готовности страны к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний;
повышение качества жизни населения за счет создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов, товаров и услуг;
обеспечение технологического обновления традиционных для Российской Федерации отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте за счет создания новых разработок;
обеспечение продвижения российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки на основе получения уникальных характеристик материалов, технологий;
рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки.
Программа предусматривает финансовое обеспечение создания и функционирования необходимых организационно-технических механизмов от прогнозно-аналитических до цифровых платформ, в которых формируются комплексные научно-технические программы и проекты, вовлекаются в хозяйственный оборот права на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивается многоканальное, включая частное, финансирование.
Мероприятия Программы соответствуют целевому сценарию научно-технологического развития Российской Федерации, определенному Стратегией научно-технологического развития, предусматривающему лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы.
Реализация Программы направлена на получение следующих значимых эффектов к 2030 году:
в мировом рейтинге по объему научных исследований и разработок Российская Федерация достигнет 7 места;
доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2030 году составит 1,64 процента;
отношение объема средств из внебюджетных источников к объему бюджетных средств, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, возрастет до 75 процентов;
объем экспорта технологий и услуг технологического характера превысит объем их импорта, к 2030 году соотношение этих показателей достигнет 1,15;
доля молодых специалистов (в возрасте до 39 лет) в общей численности российских исследователей увеличится до 50 процентов.
4. Задачи государственной научно-технологической политики,
определенные в соответствии с национальными целями
Программой, в том числе за счет реализации национального проекта "Наука и университеты", предусмотрено достижение целевого показателя "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов" и достижение национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов", которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Реализация Программы также способствует достижению целевого показателя "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся".
Проведение научных исследований и разработок в рамках реализации Программы основывается на принципе финансирования, направленного на создание конечных продуктов и технологий вместо ранее существовавшего принципа финансирования высших учебных заведений в целом, что позволит обеспечить значимый вклад высшего образования, науки и технологий в достижение показателей "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" и "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
5. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,
уровень которых должен быть выше среднего уровня
по Российской Федерации, а также иные задачи
в сферах реализации комплексных программ
В Программе не предусматриваются отдельные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в том числе в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, однако ее реализация в целом будет способствовать гармонизации развития регионов Российской Федерации.
II. Правила предоставления и распределения субсидий
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, приведены в приложении.
Приложение
к государственной программе
Российской Федерации
"Научно-технологическое развитие
Российской Федерации"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ
СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НАУКОГРАДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА НАУКОГРАДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУКОГРАДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, имеющие статус наукограда Российской Федерации (далее соответственно - наукоград, субъект Российской Федерации, субсидия из федерального бюджета), в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Поддержка наукоградов" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее соответственно - Программа, федеральный проект), и предусматривающих мероприятия по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов.
2. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета являются наличие на их территориях наукоградов, а также наличие утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стратегии социально-экономического развития наукограда, содержащей результат предоставления субсидии, указанный в пункте 18 настоящих Правил, и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда, включающего мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил.
3. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению бюджетам наукоградов субсидий в целях софинансирования их расходных обязательств по реализации следующих мероприятий, включенных в план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда (далее - субсидии бюджетам наукоградов):
а) мероприятия, способствующие развитию научно-производственного комплекса наукограда (в том числе малых и средних предприятий), а также сохранению и развитию его инфраструктуры (далее - мероприятия, способствующие развитию научно-производственного комплекса);
б) мероприятия, способствующие реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации (далее - мероприятия, способствующие реализации инновационных проектов).
4. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
5. Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение), которые должны содержать положения, предусмотренные пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).
6. Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета являются:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
7. В соглашении в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, могут устанавливаться различные уровни софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
8. Размер субсидии из федерального бюджета, предоставляемой бюджету j-го субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (Сj), определяется по формуле: