НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"

"Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2018 г. N 1680
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ
К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ, ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
2. Реализация мероприятий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусматриваемых указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2018 г. N 1680
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ, ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет общие требования к организации и осуществлению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее соответственно - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Положения настоящего документа, предусматривающие размещение информации в открытом доступе, не применяются к размещению информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - мероприятия по профилактике нарушений), осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, уполномоченными на осуществление соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.
Территориальные органы (для федеральных органов исполнительной власти), подразделения и (или) должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченные на осуществление или участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений, определяются приказами или распоряжениями руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об организации осуществления профилактической работы (далее - акты об организации профилактической работы).
II. Программа профилактики нарушений
3. Программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года.
Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с настоящим документом и актами об организации профилактической работы.
4. В соответствии с актами об организации профилактической работы программа профилактики нарушений может утверждаться как единый программный документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля либо как совокупность подпрограмм профилактики нарушений по одному или нескольким видам государственного контроля (надзора), видам муниципального контроля. Актами об организации профилактической работы федерального органа исполнительной власти может быть предусмотрено утверждение территориальными органами территориальных подпрограмм профилактики нарушений.
5. Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.
6. Программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года.
7. В аналитическую часть программы профилактики нарушений включаются:
а) виды осуществляемого государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
б) обзор по каждому виду государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая подконтрольные субъекты, обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, количество подконтрольных субъектов, данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба;
в) основанные на описании подконтрольной среды цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба.
8. План мероприятий по профилактике нарушений включает в себя:
а) мероприятия по профилактике нарушений, проведение которых предусмотрено частью 2 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - основные мероприятия по профилактике нарушений);
б) специальные мероприятия по профилактике нарушений, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение которых предусмотрено федеральными законами, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
9. В плане мероприятий по профилактике нарушений содержится указание на мероприятия по профилактике нарушений, сроки (периодичность) их проведения, при необходимости место реализации, ответственные подразделения и (или) ответственные должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля для проведения следующих основных мероприятий по профилактике нарушений:
а) размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (далее - перечни нормативных правовых актов);
б) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
в) регулярное обобщение практики осуществления видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля и размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в сети "Интернет" соответствующих обобщений.
10. В программе профилактики нарушений указываются подразделения и (или) должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уполномоченные на выдачу при получении органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" либо в соответствии с положениями иных федеральных законов. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может носить плановый характер.
11. Для оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений в указанной программе устанавливаются отчетные показатели.
12. На официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети "Интернет" создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
III. Размещение перечней нормативных правовых актов
13. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети "Интернет" и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.
14. Для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
15. Перечень нормативных правовых актов составляется уполномоченным органом по следующей структуре:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) акты органов Евразийского экономического союза;
в) федеральные конституционные законы и федеральные законы;
г) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
д) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
е) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
ж) муниципальные правовые акты;
з) иные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - иные документы).
16. Перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации:
а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);
б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;
в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
17. В рамках составленных в соответствии с пунктом 14 настоящего документа перечней нормативных правовых актов органы государственного контроля (надзора), осуществляющие прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, предусмотренному приложением N 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", обеспечивают систематизацию нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - только в части нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации), оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора), по видам предпринимательской деятельности и выполняемым в их составе работам и услугам, предусмотренным указанным приложением.
18. Перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет" в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).
19. Размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
20. Поддержание перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии обеспечивается внесением в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов.
21. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает обращения граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, обеспечивает их анализ и при необходимости актуализацию перечней нормативных правовых актов.
22. При размещении на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет" форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), официальных разъяснений, писем, руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - руководства по соблюдению требований), указанные в тексте таких документов нормативные правовые акты, иные документы могут обеспечиваться ссылками на соответствующие положения перечня нормативных правовых актов.
IV. Информирование по вопросам соблюдения обязательных
требований, требований, установленных муниципальными
правовыми актами
23. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля на постоянной основе обеспечивают информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
24. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в случаях, указанных в пункте 37 настоящего документа, а также в иных случаях, требующих информирования подразделений органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, требованиях, установленных муниципальными правовыми актами, рекомендациях по их соблюдению, обеспечивают подготовку руководств по соблюдению требований. Решение о подготовке руководства по соблюдению требований принимается руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
25. Руководства по соблюдению требований включают информацию о содержании обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также рекомендации по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
26. Руководства по соблюдению требований разрабатываются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля непосредственно либо с участием образовательных, научных и экспертных организаций.
27. Руководства по соблюдению требований не могут содержать дополнительных обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
28. Руководства по соблюдению требований размещаются в хронологическом порядке на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет" в форматах, обеспечивающих возможность поиска.
29. Руководства по соблюдению требований подлежат актуализации с учетом изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, изменения правоприменительной практики.
30. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят конференции, семинары с приглашением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, с приглашением при необходимости представителей образовательных, научных и экспертных организаций в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
31. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят разъяснительную и консультационную работу по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с актами об организации профилактической работы. Материалы с ответами на вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющие общий характер, размещаются на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в сети "Интернет", в средствах массовой информации по их запросам и иными способами. Размещение материалов с ответами на вопросы проводится с учетом ограничений, установленных законодательством о защите персональных данных, иной охраняемой законом тайны. Консультации, проводимые для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, могут осуществляться очно и (или) с использованием интерактивных сервисов в сети "Интернет", мобильных приложений в соответствии с актами об организации профилактической работы.
32. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, требующего от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведения организационных, технических или иных мероприятий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обеспечивает размещение на официальном сайте в сети "Интернет", а по решению органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля - в печатных средствах массовой информации, на средствах наглядного информирования и иными способами (через личные кабинеты на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в сети "Интернет" и (или) через мобильные приложения) следующей информации:
а) сообщения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;
б) рекомендации по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
V. Обобщение практики осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
33. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят обобщение практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля в целях обеспечения единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
34. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают регулярный, не менее чем один раз в полгода, сбор данных от своих подразделений, территориальных органов об организации и проведении мероприятий по контролю, о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке. Ответственные за сбор данных подразделения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, процедура сбора и состав собираемых данных определяются актами об организации профилактической работы.
35. При обобщении органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля обеспечивается выявление:
а) наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю;
б) данных, свидетельствующих о наличии различных подходов к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
в) проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
36. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обеспечивает анализ выявленных проблемных вопросов, запрашивает по ним позиции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, позиции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит подготовка правовых актов в соответствующей сфере, позиции органов прокуратуры, позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или позиции уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей, при необходимости иных органов.
37. По результатам анализа наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля при необходимости обеспечивается разработка руководств по соблюдению требований, внесение в компетентные органы государственной власти, компетентные органы местного самоуправления предложений об изменении обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
38. По итогам обобщения практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обеспечивает не реже чем один раз в год подготовку обзора практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Такой обзор практики подлежит размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет".
VI. Особенности организации и осуществления мероприятий
по профилактике нарушений обязательных требований
39. При реализации Министерством внутренних дел Российской Федерации полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора):
а) размещение текстов нормативных правовых актов осуществляется без включения в перечень нормативных правовых актов ссылок на указанные тексты (пункты 18 и 19 настоящего документа);
б) не применяются требования пунктов 10, 12, 22, 24, 28, 31, 32, 34 и 37 настоящего документа.