ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2023 г. N 89
О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
СУПЕРСЕРВИСА "ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ ОНЛАЙН" В РАМКАХ ПРИЕМНОЙ
КАМПАНИИ 2024/25 УЧЕБНОГО ГОДА
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в рамках приемной кампании 2024/25 учебного года.
2. Установить, что действие настоящего постановления не распространяется на лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и программам базового высшего образования, сведения о которых составляют государственную тайну.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки:
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ
от 15.12.2023 N 2160;
до 1 ноября 2024 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект нормативного правового акта о функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования после приемной кампании 2024/25 учебного года.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. N 958 "О функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 23, ст. 3786).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 января 2023 г. N 89
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СУПЕРСЕРВИСА "ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ ОНЛАЙН"
В РАМКАХ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2024/25 УЧЕБНОГО ГОДА
1. Настоящее Положение устанавливает порядок функционирования суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" (далее - суперсервис), включая взаимодействие информационных систем, обеспечивающих организацию приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на обучение в образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации, по программам бакалавриата, программам специалитета и программам базового высшего образования, в том числе за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее соответственно - поступающие, образовательные организации, программы высшего образования), с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
2. В рамках функционирования суперсервиса обеспечивается взаимодействие следующих информационных систем:
а) федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
в) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система приема);
г) федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) государственная информационная система "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт";
е) единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства);
ж) государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности;
з) государственная информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";
и) информационные системы образовательных организаций;
к) информационная система Министерства внутренних дел Российской Федерации;
л) государственные информационные системы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
3. В рамках приемной кампании 2024/25 учебного года (далее - приемная кампания) взаимодействие образовательных организаций и поступающих посредством единого портала обеспечивается в отношении поступающих, завершивших прохождение процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Частные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации, реализующие программы высшего образования исключительно за счет средств физических и (или) юридических лиц, принимают участие в реализации суперсервиса на добровольной основе.
4. Функционирование суперсервиса в рамках приемной кампании в пределах своей компетенции обеспечивают:
а) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
б) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
в) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
г) федеральные органы исполнительной власти, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей образовательных организаций (далее - учредители образовательных организаций);
д) образовательные организации.
5. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
а) обеспечивает функционирование единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса;
б) обеспечивает совместно с учредителями образовательных организаций координацию обработки сообщений от поступающих и (или) их родителей (законных представителей) и образовательных организаций, направленных посредством единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса и электронной формы единого портала;
в) обеспечивает совместно с учредителями образовательных организаций в рамках своей компетенции контроль за реализацией образовательными организациями положений, определенных в пункте 8 настоящего Положения;
г) обеспечивает методическое и информационное сопровождение поступающих, образовательных организаций и учредителей образовательных организаций по вопросам проведения приемной кампании, в том числе с использованием суперсервиса;
д) разрабатывает формы отчетной документации о ходе проведения приемной кампании с использованием суперсервиса на основе информации, содержащейся на едином портале и в федеральной информационной системе приема, устанавливает сроки и периодичность ее представления;
е) определяет перечень справочников, необходимых для проведения приемной кампании, и их форматы для создания в федеральной информационной системе приема.
6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) обеспечивает возможность приема сообщений по вопросам реализации суперсервиса от поступающих и (или) их родителей (законных представителей) посредством электронной формы единого портала;
б) обеспечивает возможность использования электронной формы единого портала уполномоченными должностными лицами органов и организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, для приема сообщений от поступающих и (или) их родителей (законных представителей);
в) обеспечивает обработку сообщений по вопросам функционирования единого портала, поданных посредством единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса и электронной формы единого портала;
г) обеспечивает в рамках своей компетенции техническую возможность реализации образовательными организациями положений, определенных в пункте 8 настоящего Положения;
д) обеспечивает в рамках своей компетенции техническую возможность заключения договоров об образовании при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц посредством единого портала с использованием усиленных неквалифицированных и квалифицированных электронных подписей;
е) обеспечивает в рамках своей компетенции передачу заявлений о приеме и информации, полученных от поступающих и образовательных организаций, между единым порталом и федеральной информационной системой приема в течение одной минуты с момента их внесения в указанные системы при наличии возможности такой передачи, но не позднее 2 часов с момента внесения;
ж) обеспечивает в рамках своей компетенции доведение информации до поступающих и образовательных организаций обо всех изменениях в заявлениях о приеме и результатах их обработки, полученных от поступающих и (или) образовательных организаций;
з) обеспечивает автоматическое внесение в заявление о приеме информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", и (или) на едином портале, в том числе полученной из информационных систем, указанных в подпунктах "г" - "з" пункта 2 настоящего Положения, при реализации суперсервиса в рамках приемной кампании;
и) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки обеспечивает обработку сообщений, направленных посредством единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса, по вопросам функционирования федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" и передачу информации из нее на единый портал.
7. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках своей компетенции:
а) обеспечивает техническую возможность реализации образовательными организациями и учредителями образовательных организаций положений, определенных в подпункте "в" пункта 5 и пункте 8 настоящего Положения;
б) обеспечивает техническую возможность для обмена необходимыми документами в электронном виде между единым порталом и образовательной организацией при заключении посредством единого портала договоров об образовании при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц;
в) обеспечивает прием и передачу в информационные системы образовательных организаций заявлений о приеме, направленных поступающими с использованием единого портала, посредством федеральной информационной системы приема в течение одной минуты с момента получения заявления о приеме с единого портала при наличии возможности такой передачи, но не позднее 2 часов с момента получения заявления о приеме;
г) обеспечивает прием и передачу на единый портал заявлений о приеме, поданных поступающими без использования единого портала, посредством федеральной информационной системы приема в течение одной минуты с момента получения заявления о приеме из информационной системы образовательной организации при наличии возможности такой передачи и выполнении условий, указанных в пункте 18 настоящего Положения, но не позднее 2 часов с момента получения заявления о приеме;
д) обеспечивает доведение до поступающих и образовательных организаций информации обо всех изменениях в заявлениях о приеме и результатах их обработки, полученных от единого портала и (или) образовательных организаций.
8. Образовательные организации при проведении приемной кампании с использованием суперсервиса обеспечивают:
а) назначение ответственного за реализацию суперсервиса;
б) подключение информационных систем образовательных организаций к федеральной информационной системе приема;
в) взаимодействие собственных "горячих" линий по приемной кампании с инфраструктурой единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса;
г) внесение в федеральную информационную систему приема информации об условиях приема в образовательные организации, необходимой для реализации суперсервиса в рамках приемной кампании, в том числе о сроках проведения приема документов и вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями самостоятельно (далее - вступительные испытания), о количестве мест в пределах квоты приема на обучение по программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для лиц, имеющих особое право на прием в пределах квоты, и количестве мест в пределах квоты приема на целевое обучение;
д) внесение в федеральную информационную систему приема информации о назначении поступающему даты, времени, места и формы проведения вступительных испытаний не позднее одних суток до начала проведения вступительных испытаний;
е) внесение в федеральную информационную систему приема заявлений о приеме и изменений в них, поданных поступающими без использования единого портала, в течение одной минуты после их внесения в информационную систему образовательной организации при наличии такой возможности, но не позднее 4 часов с момента получения таких заявлений образовательной организацией;
ж) внесение в федеральную информационную систему приема информации о рассмотрении заявлений о приеме вне зависимости от способов их подачи, в том числе результатов учета индивидуальных достижений, результатов вступительных испытаний и предварительных прослушиваний (туров), проводимых образовательными организациями самостоятельно, в течение одной минуты после их внесения в информационную систему образовательной организации при наличии такой возможности, но не позднее 2 часов с момента получения соответствующей информации образовательной организацией;
з) информирование поступающих, в том числе подающих заявление о приеме без использования единого портала, о наличии возможности подачи заявления о приеме на едином портале и получении информации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, на едином портале вне зависимости от способа подачи заявления о приеме;
и) внесение в федеральную информационную систему приема ранжированных списков поступающих по каждому конкурсу по программам высшего образования;
к) публикацию ранжированных списков поступающих по каждому конкурсу по программам высшего образования и их обновление на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием времени формирования содержащейся в них информации после внесения аналогичной информации в федеральную информационную систему приема;
л) внесение в полном объеме в федеральную информационную систему приема информации о наличии заявлений об отзыве поданных документов или оригинала документа об образовании, об отказе в зачислении, поданных поступающими без использования единого портала, а также о получении оригинала документа об образовании, поданного поступающим лично или через операторов почтовой связи, в течение одной минуты после внесения информации в информационную систему образовательной организации при наличии такой возможности, но не позднее 2 часов с момента их получения образовательной организацией;
м) внесение в федеральную информационную систему приема сведений о приказах о зачислении поступающих (реквизиты) в течение одной минуты после их внесения в информационную систему образовательной организации при наличии такой возможности, но не позднее 2 часов после их издания;
н) обработку поступивших в образовательную организацию сообщений поступающих и (или) их родителей (законных представителей) по вопросам приема в образовательные организации, в том числе с использованием суперсервиса, а также сообщений, направленных образовательной организацией посредством электронной формы единого портала, в том числе по вопросам функционирования информационных систем образовательных организаций;
о) представление поступающими информации о страховом номере индивидуального лицевого счета при подаче заявления о приеме посредством информационной системы образовательной организации;
п) внесение информации о страховом номере индивидуального лицевого счета в информационную систему образовательной организации при подаче заявления о приеме лично или через операторов почтовой связи.
9. Информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, указанных в подпунктах "б" - "з" пункта 2 настоящего Положения, и единого портала организуется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
10. Данные, полученные из информационных систем, указанных в подпунктах "г" - "з" пункта 2 настоящего Положения, и переданные в образовательные организации в составе заявления о приеме с использованием единого портала, не требуют дополнительного подтверждения со стороны поступающего.
Если данные, указанные в заявлении о приеме, получены из информационных систем, указанных в подпунктах "г" - "з" пункта 2 настоящего Положения, единым порталом обеспечивается передача информации о достоверности указанных сведений в федеральную информационную систему приема. Дополнительное представление оригиналов таких документов в образовательные организации не требуется.
На едином портале обеспечивается возможность получения дополнительной информации по запросу образовательной организации о необходимости подтверждения сведений, указанных в заявлении о приеме, в сроки, установленные образовательными организациями, в случае если информация в заявлении о приеме не была получена из информационных систем, указанных в подпунктах "г" - "з" пункта 2 настоящего Положения, а внесена поступающим самостоятельно на едином портале. Способы и порядок подтверждения сведений определяются образовательными организациями самостоятельно.
Проверка сведений, указанных в заявлениях о приеме поступающих, осуществляется образовательными организациями путем сопоставления этих сведений с данными, хранящимися в государственных информационных системах, указанных в подпунктах "в" - "л" пункта 2 настоящего Положения, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
11. Организация информационно-технологического взаимодействия информационных систем, указанных в подпунктах "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения, и единого портала осуществляется операторами систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация, сформированная поступающими на едином портале в рамках приемной кампании, передается в образовательные организации посредством федеральной информационной системы приема.
13. Заявлению о приеме вне зависимости от способа его подачи в федеральной информационной системе приема присваивается идентификационный номер, по которому производится обмен информацией между федеральной информационной системой приема и информационной системой образовательной организации.
14. Информация о результатах единого государственного экзамена и итогового сочинения, содержащаяся в федеральной информационной системе приема, прилагается к заявлению о приеме в автоматическом режиме в федеральной информационной системе приема.
15. Информация о победителях и призерах заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членах сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителях и призерах олимпиад школьников, указанная в заявлении о приеме, проходит проверку в федеральной информационной системе приема в автоматическом режиме. Результаты проверки фиксируются в федеральной информационной системе приема.
16. Информация о документе об образовании, в том числе о документе об образовании с отличием, а также информация об отсутствии документа об образовании соответствующего уровня при поступлении на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам высшего образования, указанная в заявлении о приеме, до окончания срока приема заявлений о приеме проходит проверку на соответствие информации в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в автоматическом режиме. Результаты проверки фиксируются в федеральной информационной системе приема.
17. В целях обеспечения представления поступающими информации о документах, необходимых для поступления в образовательные организации, посредством единого портала операторы информационных систем, указанных в подпунктах "д" - "з" пункта 2 настоящего Положения, предоставляют соответствующую информацию оператору единого портала в порядке и формате, которые согласованы с оператором единого портала.
18. Информация о ходе и результатах рассмотрения заявления о приеме и иных заявлений, поданных поступающими, расписание вступительных испытаний (при наличии) и их результаты, ранжированные списки поступающих и изменения, внесенные в них, информация о зачислении поступающих, представляемые образовательными организациями, передаются на единый портал через федеральную информационную систему приема в автоматизированном режиме при условии подачи поступающим хотя бы одного заявления о приеме посредством единого портала и (или) при представлении поступающим в образовательную организацию лично или через операторов почтовой связи страхового номера индивидуального лицевого счета и согласия на передачу информации на единый портал.
19. Поставленная поступающим отметка о представлении оригинала документа об образовании на едином портале по программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов считается недействительной, если поступающим подан в образовательную организацию оригинал документа об образовании лично либо направлен через оператора почтовой связи.
При подаче заявления о приеме на обучение по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц посредством единого портала согласие на зачисление направляется автоматически при подписании такого договора в электронном виде.
20. Взаимодействие информационных систем образовательных организаций с федеральной информационной системой приема в целях обмена данными осуществляется через программный интерфейс федеральной информационной системы приема в соответствии с порядком, определенным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
21. При заключении договоров об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц посредством единого портала с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа ее проверки создается и используется в соответствии с Правилами создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2152 "Об утверждении Правил создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
22. Взаимодействие информационных систем, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Операторы информационных систем, указанных в пункте 2 настоящего Положения, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за полноту и своевременность передачи информации в рамках взаимодействий, определенных настоящим Положением.
23. Взаимодействие информационных систем, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется на безвозмездной основе.