НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 25.09.2021 N 1613 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"

"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2021 г. N 1613
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2166; 2017, N 15, ст. 2187; N 51, ст. 7819; 2018, N 15, ст. 2115; 2019, N 14, ст. 1552; 2020, N 15, ст. 2257; N 18, ст. 2903; N 44, ст. 6992; 2021, N 2, ст. 436; N 13, ст. 2266).
2. Министерству финансов Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 сентября 2021 г. N 1613
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ"
Государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 25 сентября 2021 г. N 1613)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ"
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие
требования к политике субъектов Российской Федерации
в рамках государственной программы Российской Федерации
"Управление государственными финансами и регулирование
финансовых рынков"
I. Оценка текущего состояния сферы управления
государственными финансами и регулирования финансовых рынков
Эффективное и прозрачное управление общественными финансами - базовое условие для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности, поддержания обороноспособности страны, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития.
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - государственная программа) обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.
В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:
законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий;
подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования, и утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;
реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку на всех уровнях бюджетной системы налоговых расходов;
создана необходимая нормативная правовая и методическая базы для реализации инструмента инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством, составил 74 балла, что позволило Российской Федерации занять 14-е место среди 117 стран-участниц;
разработаны Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", направленные на повышение качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на федеральном уровне;
средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета составил 75,7 балла, что является высокой оценкой качества финансового менеджмента. Количество главных администраторов средств федерального бюджета, имеющих отличные оценки качества финансового менеджмента, увеличилось при одновременном значительном снижении количества главных администраторов средств федерального бюджета, имеющих средние и удовлетворительные оценки качества финансового менеджмента, что свидетельствует о повышении качества выполнения бюджетных полномочий и использования государственных ресурсов;
сформированы и усовершенствованы нормативная правовая и методическая базы по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов федерального бюджета соответствует структуре государственных программ;
сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках;
разработан и утвержден порядок применения классификации операций сектора государственного управления в соответствии с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов и системы национальных счетов, а также установлены единые требования к применению такого вида классификации для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности;
70 процентов документов по финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления формируются в электронном виде;
87 процентов организаций представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде по принципу "одного окна";
завершена стандартизация правового регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе единых принципов, требований, определений, риск-ориентированных подходов к планированию контрольных мероприятий;
создана нормативная база для обеспечения администрирования доходов бюджетов всех уровней в связи с переходом на систему казначейских платежей;
проведена комплексная работа по систематизации и оценке налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы;
реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары;
результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составила 80,4 процента.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:
неполный учет и контроль рисков принимаемых решений в части расходных обязательств и изменений налогового законодательства за пределами 3-летнего периода бюджетного планирования;
отсутствие порядка учета и оценки условных и неявных обязательств федерального бюджета;
отсутствие развитой системы комплексного мониторинга государственных финансов для принятия управленческих решений;
неполный охват мерами оценки эффективности всех инструментов государственной поддержки (прямых расходов и налоговых расходов);
отсутствие единого механизма управления ресурсами, целями и задачами в научной и научно-технической сфере гражданского назначения;
низкая удовлетворенность граждан услугами в социальной сфере;
негативная оценка общества разрастающемуся бюрократическому аппарату и расходам на его содержание;
непрозрачность и риски субъективизма распределения бюджетных субсидий;
неполное соответствие стимулирующих, социальных и технических налоговых расходов Российской Федерации социально-экономической политике государства;
отсутствие формализованного порядка отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами;
недостаточный объем внебюджетных источников финансирования для решения задач развития транспортной и коммунальной инфраструктуры для человека и бизнеса;
низкая эффективность координации деятельности международных институтов развития с российским участием для цели продвижения российской повестки;
отсутствие единой и скоординированной долгосрочной политики развития финансового рынка;
отсутствие полноты и достоверности учета федерального имущества в связи с неполной интеграцией федеральной государственной информационно-аналитической системы "Единая система управления государственным имуществом" с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти;
раскрытие информации о финансовых активах и финансовых обязательствах в финансовой отчетности бюджетов не в полной мере соответствует международным стандартам бухгалтерской отчетности общественных финансов;
разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления;
недостаточная прозрачность системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы;
наличие на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нелегальной продукции;
наличие нелегального ввоза алкогольной продукции и сырья для ее производства из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов на указанную продукцию.
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с переходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень, в связи с чем в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты государственной политики.
II. Описание приоритетов, целей, задач государственной
политики в сфере управления государственными финансами
и регулирования финансовых рынков и способы
их эффективного решения
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах стратегического характера:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р;
план мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов (утверждены Центральным банком Российской Федерации, одобрены Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 35);
основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Направление (подпрограмма) "Обеспечение долгосрочной
устойчивости федерального бюджета"
1. Цель 1 государственной программы "Обеспечение стабильных экономических условий за счет соблюдения долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы".
2. Показатель 1 государственной программы "Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту".
3. Достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение эффективности бюджетных расходов, планируется осуществить путем:
проведения бюджетной политики в соответствии с бюджетными правилами, что обеспечит выполнение расходных обязательств вне зависимости от внешней конъюнктуры, формирование предсказуемых и стабильных экономических условий;
создания целостной системы управления бюджетными рисками и их профилактики, включающей оперативный учет и отражение долгосрочных последствий принятия расходных обязательств и изменения налогового законодательства, анализ и мониторинг ключевых бюджетных рисков, а также рисков, связанных с неявными бюджетными обязательствами (государственно-частное партнерство, соглашения о защите и поощрении капиталовложений и др.);
формирования долгосрочного бюджетного прогнозирования с учетом различных сценариев экономических прогнозов, долгосрочных вызовов и тенденций развития экономики, в том числе в сфере декарбонизации;
координации стратегического и бюджетного планирования;
реформирования системы управления государственными программами Российской Федерации (их перевода на единые проектные принципы управления, совершенствования механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, упрощения структуры и формата, координации государственных программ субъектов Российской Федерации и федерального центра по предметам совместного ведения и др.).
4. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
обеспечение соблюдения долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы на основе бюджетных правил, создание предсказуемых и стабильных экономических условий с низкими равновесными реальными процентными ставками, способствующих формированию инвестиционной модели роста, основанной на частных капиталовложениях;
включение бюджетных рисков, в том числе условных и неявных, в единую систему управления, которая позволит оценивать влияние планируемых и принятых расходных решений или изменений налогового законодательства на долгосрочную бюджетную устойчивость, а также минимизирует негативные последствия соответствующих рисков;
направление приоритетов бюджетной политики на структурные изменения в экономике и достижение национальных целей развития.
Направление (подпрограмма) "Повышение качества
управления бюджетным процессом и эффективности управления
общественными финансами"
1. Цель 2 государственной программы "Комплексная оценка качества управления бюджетным процессом к 2030 году составляет не менее 89 процентов".
2. Показатель 2 государственной программы "Комплексная оценка качества управления бюджетным процессом".
3. Повышение операционной эффективности бюджетных расходов будет осуществляться за счет:
повышения равномерности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе оптимизации процедур перераспределения бюджетных ассигнований при их исполнении;
охвата всех бюджетных расходов мерами повышения их эффективности: проведения обзоров бюджетных расходов, формирования оценки эффективности прямых и налоговых расходов;
разработки правил экономического обоснования затрат, включаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в цену товара при исполнении государственных контрактов, контрактов (договоров) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд (далее - контракт (договор).
4. Создание новых инструментов повышения эффективности планирования и исполнения бюджетных расходов будет осуществляться за счет:
законодательного установления перехода к регулированию предельного уровня рентабельности (доходности) в цене государственного контракта, контракта (договора);
интеграции государственных информационных систем, содержащих информацию о ценах, тарифах, классификаторы товаров и другую информацию, необходимую для определения экономически обоснованных затрат;
инициирования практики применения управления рентабельностью (доходностью), экономического обоснования затрат на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
5. Развитие информационных технологий в сфере управления государственными (муниципальными) финансами с учетом новых требований к качеству финансовой деятельности публично-правовых образований, а также формирование инструментов, позволяющих обеспечить открытость финансовой информации и формирование единого информационного пространства, будет осуществляться за счет:
совершенствования и оптимизации процессов, стандартизации и унификации процедур управления государственными (муниципальными) финансами с учетом принципов клиентоцентричного государственного управления;
интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публичных правовых образований в сфере управления общественными финансами при обеспечении принципа однократности формирования информации;
перехода на использование единых форматов описания финансовой информации и типизации финансовой документации;
расширения электронного документооборота организаций сектора государственного управления, в том числе с контрагентами;
развития единого портала бюджетной системы Российской Федерации, иных публичных информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений, позволяющих обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") и иных государственных (муниципальных) информационных системах управления финансами, неограниченному кругу заинтересованных пользователей, включая развитие инструментов информационного взаимодействия с другими системами обработки документов и данных, в том числе работу с большими данными и инструментами искусственного интеллекта.
6. Повышение прозрачности финансовой информации, вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс, а также развитие механизмов инициативного бюджетирования будут осуществляться за счет:
совершенствования подходов к представлению информации о федеральном бюджете в доступной и понятной для граждан форме;
совершенствования правовой базы и методического обеспечения организации и проведения публичных слушаний по бюджетным вопросам с целью расширения возможностей для участия гражданского сообщества в процессах подготовки и экспертизы решений в сфере управления общественными финансами;
расширения охвата и развития практик инициативного бюджетирования с целью вовлечения граждан в бюджетный процесс;
обеспечения функционирования единой цифровой площадки, посвященной вопросам развития и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;
оказания методической поддержки финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в развитии и реализации практик инициативного бюджетирования, а также в расширении типологии данного инструмента.
7. Расширение доступа негосударственного сектора к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в целях повышения удовлетворенности граждан социальными услугами и обеспечение возможности использования конкурентных способов организации оказания социальных услуг субъектами Российской Федерации будут осуществляться за счет:
формирования нормативной правовой базы, необходимой для формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
цифровизации процессов, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
проведения аналитических мероприятий по оценке удовлетворенности потребителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и качества оказания таких услуг, а также организация проведения медийно-коммуникационной кампании;
внедрения системы мониторинга исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
8. Создание единых подходов к управлению расходами на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок на всех этапах жизненного цикла научного исследования и экспериментальной разработки будет осуществляться за счет:
перехода 100 процентов главных распорядителей средств федерального бюджета к новому формату обоснований бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований;
совершенствования механизмов по финансовому обеспечению выполнения государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований и экспериментальных разработок;
обеспечения информационного взаимодействия единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и системы "Электронный бюджет".
9. Повышение адресного характера мер социальной поддержки граждан будет осуществляться за счет совершенствования нормативного правового регулирования в части уточнения (определения) требований к порядку назначения и осуществления мер социальной поддержки, а также порядка функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения для перехода к осуществлению мер социальной поддержки с ее использованием.
10. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе применение новых подходов к оценке его качества, будет осуществляться за счет:
развития методологии мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе критериев оценки его качества, в секторе государственного (муниципального) управления;
оказания методической поддержки главным администраторам бюджетных средств, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в повышении качества их финансового менеджмента;
нормативно-правового и методического обеспечения развития внутреннего финансового контроля и аудита, а также трансформации системы внутреннего финансового контроля и аудита в систему внутреннего аудита деятельности организаций сектора государственного (муниципального) управления;
определения подходов к управлению рисками, возникающими при осуществлении деятельности организациями сектора государственного (муниципального) управления, в том числе при выполнении государственных (муниципальных) функций и оказании государственных (муниципальных) услуг;
достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента для повышения качества государственного (муниципального) управления.
11. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля будет осуществляться за счет:
гармонизации системы государственного (муниципального) финансового контроля с международными стандартами, расширения форм и методов его осуществления;
разграничения полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных и ведомственных целевых программ, выполнения государственных (муниципальных) заданий;
внедрения предупреждающего риск-ориентированного дистанционного СМАРТ-контроля и мониторинга в финансово-бюджетной сфере (контроллинга);
цифровизации процесса осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и снижения нагрузки на подконтрольную среду;
внедрения комплексного механизма государственного финансового контроля за ходом реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов.
12. Создание единой цифровой среды формирования и анализа учетных данных государственных финансов в целях их применения для управления будет осуществляться за счет:
завершения формирования нормативно-правовой базы бухгалтерского учета государственных финансов с учетом международных стандартов бухгалтерской отчетности общественных финансов на основе программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;
создания нормативно-правового регулирования централизации данных о государственных (муниципальных) активах, обязательствах и финансовых результатах, сформированных при их изменении в единой электронной подсистеме формирования данных учета и отчетности государственных финансов системы "Электронный бюджет";
разработки и внедрения унифицированного альбома электронных документов бухгалтерского учета государственных финансов;
создания и развития единой электронной подсистемы формирования данных учета и отчетности системы "Электронный бюджет";
создания и развития цифровой технологии использования данных финансовой отчетности в целях обеспечения управления (принятие оперативных решений) исполнением бюджетов в единой электронной системе формирования данных учета и отчетности государственных финансов.
13. Повышение эффективности системы управления финансами публично-правовых образований, в том числе с применением принципа клиентоцентричности, будет осуществляться за счет:
повышения эффективности функционирования системы казначейских платежей, развития расчетно-платежных сервисов и развития инструментов эффективного управления остатками средств;
развития инструментов казначейского сопровождения путем применения инструментов экономического обоснования затрат;
создания эффективной системы учета и управления государственным и муниципальным имуществом и иным имуществом;
обеспечения прозрачности системы предоставления субсидий юридическим лицам, их использования, обеспечения адресности и целевого характера использования средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на меры социальной поддержки граждан Российской Федерации;
обеспечения учета и распределения налоговых поступлений на отдельном счете с учетом внедрения единого налогового платежа.
14. Повышение эффективности бюджетных расходов в части государственных закупок будет осуществляться за счет:
упрощения и ускорения закупок, оптимизации способов и сроков их осуществления;
цифровизации государственных закупок, включая совершенствование функционала программных средств для обеспечения автоматизации процессов и документов, формируемых при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
15. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
повышение эффективности бюджетных расходов, проведение регулярного и полного анализа расходов для поиска вариантов экономии бюджетных средств, которые могут быть направлены на приоритетные направления;
повышение уровня открытости бюджетных данных, в том числе улучшение позиции Российской Федерации в рейтингах, индексируемых Международным бюджетным партнерством, а также создание эффективной системы по вовлечению широкого круга лиц в процесс принятия бюджетных решений;
повышение удовлетворенности пользователей системы "Электронный бюджет" до 5 баллов;
повышение эффективности исполнения функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти за счет усовершенствования оценки качества финансового менеджмента, создание основы для полноценного функционирования системы внутреннего аудита;
обеспечение методологической поддержки органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
повышение качества контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
усовершенствование оценки качества финансового менеджмента, а также нормативно-правового регулирования в целях создания надежной основы для полноценного функционирования системы внутреннего аудита в целях повышения эффективности исполнения функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти;
создание единой цифровой экосистемы формирования данных учета и отчетности государственных финансов путем консолидации учетной информации о государственных финансах в целях обеспечения управления (принятия оперативных решений) исполнением бюджетов;
достижение "цифровой зрелости" в сфере государственного управления общественными финансами, обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов;
создание системы риск-ориентированного дистанционного СМАРТ-контроля (контроллинга), обеспечивающей предотвращение нарушений бюджетного законодательства;
обеспечение принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое регулирование определения предельного уровня доходности (прибыли) контрактов (договоров), правил экономического обоснования затрат и формирование эталонной расходной декларации - информации о структуре цены контракта (договора);
создание системы, обеспечивающей открытость и доступность информации о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - субсидия), прозрачность процесса предоставления субсидий, а также мониторинг достижения планируемых результатов при предоставлении субсидий получателям средств государственной поддержки;
создание цифровой системы государственных и муниципальных закупок через единый портал закупок, обеспечивающий формирование, подписание, обмен и размещение документов по открытым электронным закупкам, путем однократного ввода и многократного последующего использования прошедшей предварительный автоматизированный контроль информации, а также путем интеграции с иными государственными информационными системами;
доля государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, исполнители которых определены по результатам отбора, составила не менее 30 процентов общего объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственные (муниципальные) социальные заказы;
объем государственных (муниципальных) услуг в сферах, определенных Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", оказываемых в субъектах Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона, составил не менее 20 процентов общего объема таких услуг, оказываемых в Российской Федерации.
Направление (подпрограмма) "Развитие налоговой и таможенной
системы и регулирование производства и оборота отдельных
видов подакцизных товаров"
1. Цель 3 государственной программы "Индекс собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов в 2030 году на уровне не ниже 103,2 процента по отношению к уровню 2020 года".
2. Показатель 3 государственной программы "Индекс собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов к уровню 2020 года".
3. Создание единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней будет осуществляться за счет:
совершенствования нормативно-правового регулирования в части оптимизации системы закрепления или реализации полномочий по администрированию доходов;
комплексной автоматизации администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде реестровой модели с обеспечением однократности ввода информации.
4. Создание современной налоговой системы Российской Федерации будет осуществляться по следующим направлениям:
функционирование и развитие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
обеспечение снижения административной нагрузки и упрощения процедур налогового администрирования;
повышение эффективности процессов исполнения судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений.
5. Повышение собираемости доходов федерального бюджета, сокращение доли "теневой" экономики и снижение издержек государственного управления в сфере таможенного и налогового администрирования будут осуществляться за счет:
оптимизации процедур уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
сокращения рисков использования участниками внешнеэкономической деятельности различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий;
совершенствования процедур управления долгом;
автоматизации механизмов администрирования, а также выявления и устранения рисков образования задолженности, администрируемой налоговыми органами;
соблюдения баланса интересов государства и бизнеса.
6. Создание системы учета сведений о населении Российской Федерации как цифровой платформы для повышения адресного характера мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций, гармонизации сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, ведения официального статистического учета населения и планирования социально-экономического развития страны будет осуществляться за счет:
совершенствования нормативной правовой базы в указанной сфере деятельности;
создания федерального регистра сведений о населении Российской Федерации и предоставления из него сведений уполномоченным органам, организациям и физическим лицам;
перехода государственных и муниципальных услуг на использование сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;
реализации информационного взаимодействия федерального регистра сведений о населении Российской Федерации с информационными системами, обеспечивающими назначение и предоставление мер социальной поддержки граждан Российской Федерации;
создания аналитических инструментов на основе данных федерального регистра сведений о населении Российской Федерации, направленных на реализацию принципов клиентоцентричного государственного управления.
7. Совершенствование предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния будет осуществляться за счет:
совершенствования нормативной правовой базы в указанной сфере деятельности;
существенной модернизации федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния как цифровой платформы предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния;
расширения перечня многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния;
замены гербовых свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставлением выписки из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
перехода к экстерриториальному оказанию услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.
8. Повышение эффективности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет осуществляться за счет:
совершенствования нормативной правовой базы в указанной сфере деятельности;
внедрения риск-ориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и создания условий для сокращения нелегальных производства и оборота;
повышения эффективности предоставления государственных услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
9. Развитие информационных технологий в секторе государственного управления, включая цифровизацию государственных услуг и государственных функций, в том числе контрольно-надзорной деятельности, будет осуществляться за счет:
цифровой трансформации и внедрения элементов искусственного интеллекта в деятельность контрольно-надзорных органов;
повышения эффективности применения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
обеспечения всеохватывающего электронного взаимодействия участников алкогольного рынка с 2023 года;
приоритетного применения дистанционных методов контроля посредством единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензионного контроля, осуществляемого в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
10. Надежное функционирование системы бухгалтерского учета и аудита, позволяющее обеспечивать пользователей актуальной и надежной финансовой информацией, будет осуществляться за счет:
развития правовой базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международно признанных стандартов и практики;
усовершенствования функционирования централизованного общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, включая расширение его функциональных возможностей в интересах пользователей отчетности, введение административной ответственности за непредставление информации в этот ресурс;
обеспечения реализации Концепции развития аудиторской деятельности до 2024 года, включая совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности, в том числе дифференциацию требований к субъектам аудиторской деятельности, практики оказания аудиторских услуг, в том числе расширение предмета аудиторской деятельности, системы контроля (надзора) аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности.
11. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
адаптация налогового законодательства Российской Федерации к текущим экономическим условиям, в том числе с учетом внешних вызовов и угроз;
отмена обязанности представлять налоговую декларацию для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения с численностью наемных работников не более 5 человек и использующих контрольно-кассовую технику;
формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства;
создание бизнес-ориентированной цифровой среды участников алкогольного рынка на базе Единой государственной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие таких участников, а также интеллектуальной системы контроля на основе риск-ориентированных процедур и цифрового профиля участников алкогольного рынка;
создание системы бухгалтерского учета и аудита, отвечающей современным вызовам и стандартам.
Направление (подпрограмма) "Управление государственным
долгом и государственными финансовыми активами, повышение
результативности от участия в международных финансовых
и экономических отношениях"
1. Цель 4 государственной программы "Сохранение соотношения государственного долга Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту до 2030 года на уровне, не превышающем 20 процентов".
2. Показатель 4 государственной программы "Государственный долг Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту".
3. Эффективное управление государственным долгом Российской Федерации и государственными финансовыми активами Российской Федерации, направленное на сохранение достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости и поддержание суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации на текущем уровне, создание предпосылок для повышения рейтингов в среднесрочной перспективе, будут осуществляться за счет:
проведения операций по оптимизации структуры государственного долга;
поиска баланса между объемами привлекаемых ресурсов и стоимостью заимствований;
осуществления взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами.
4. Обеспечение эффективного международного финансово-экономического сотрудничества будет осуществляться за счет:
формирования и реализации мер государственной политики в сфере содействия международному развитию;
координации проектной и иной деятельности институтов развития; представления интересов Российской Федерации на многосторонних площадках и как участника международных банков развития.
5. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
формирование сбалансированной с точки зрения типов и сроков долговых инструментов структуры государственного долга Российской Федерации;
обеспечение реализации проектов в сфере содействия международному развитию в объеме более 900 млн. долларов США и координации деятельности институтов развития;
учет интересов Российской Федерации на многосторонних площадках.
Направление (подпрограмма)
"Развитие финансовой инфраструктуры"
1. Цель 5 государственной программы "Создание условий к 2030 году, повышающих доступность финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится до 40 процентов".
2. Показатель 5 государственной программы "Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан".
3. Создание эффективного и конкурентоспособного финансового рынка, способного обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка, будет осуществляться путем:
сокращения регулятивных издержек на финансовом рынке;
формирования нормативной правовой базы для создания устойчивых финансовых инструментов;
усиления защиты прав потребителей финансовых услуг;
развития института индивидуальных инвестиционных счетов.
4. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности государственного регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации будет осуществляться путем:
совершенствования контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
создания условий для загрузки производственных мощностей аффинажных заводов;
создания условий для использования драгоценных металлов в качестве альтернативного средства накопления граждан;
совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
5. Создание системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой и бюджетной грамотности будет осуществляться за счет:
обеспечения цифровой коммуникации в сфере финансовой и бюджетной грамотности, а также в процессе реализации практик инициативного бюджетирования;
подготовки педагогических работников, преподавателей и консультантов-методистов в области финансовой и бюджетной грамотности, а также реализации образовательных мероприятий для различных целевых групп населения;
привлечения субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой и бюджетной грамотности населения;
масштабирования опыта Российской Федерации в сфере финансовой и бюджетной грамотности на международном уровне.
6. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
реализация комплекса просветительских и регуляторных мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав инвесторов;
увеличение доли граждан со средним и высоким уровнем финансовой грамотности до 80 процентов (90 процентов у детей и молодежи);
увеличение объема средств граждан на индивидуальных инвестиционных счетах и предоставление возможности более гибкого управления средствами на них в долгосрочной перспективе;
расширение номенклатуры инвестиционных инструментов, обеспечивающих финансирование социально значимых, в том числе "зеленых" проектов с участием рынка капитала и биржевой торговли;
повышение доступности финансовых инструментов для различных категорий инвесторов;
обеспечение прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота;
увеличение охвата информационно-коммуникационной кампанией по финансовому просвещению до 100 млн. человек.
Направление (подпрограмма)
"Управление федеральным имуществом"
1. Цель 6 государственной программы "Обеспечение к 2030 году роста доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 года)".
2. Показатель 6 государственной программы "Рост доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество".
3. Повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов от использования федерального имущества будет осуществляться за счет:
цифровой трансформации процессов учета федерального имущества, а также имущества со специальными режимами обращения;
формирования оптимального состава федерального недвижимого имущества;
обеспечения долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями, сокращения участия государства в деятельности компаний на конкурентных рынках.
4. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:
увеличение доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 года);
создание цифрового профиля федерального имущества (все сведения о федеральном имуществе (площадные, стоимостные характеристики, сведения о категории имущества, местоположении, правообладателях, фактическом использовании, инвестиционном потенциале) переведены в цифровой формат);
формирование цифровой системы на базе искусственного интеллекта, позволяющей осуществлять подготовку управленческих решений в отношении федерального имущества в автоматизированном режиме (осуществлен полный отказ от операций с федеральным имуществом с использованием бумажных носителей);
обеспечение отчуждения из федеральной собственности имущества, не используемого органами государственной власти Российской Федерации для выполнения государственных функций, в срок, не превышающий 6 месяцев с даты принятия соответствующего решения;
обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот в целях сельскохозяйственного использования не менее 60 процентов общего количества земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности;
увеличение до 65 процентов доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего количества объектов имущества государственной казны Российской Федерации на конец отчетного года.".