НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц"

"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 1002
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2197);
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. N 300 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1414).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 1002
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации (далее соответственно - государственный контроль (надзор), аккредитованные лица).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.
4. Федеральная служба по аккредитации вправе привлекать к профилактическим и контрольным (надзорным) мероприятиям иные органы власти на основании заключенных соглашений.
5. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) Федеральная служба по аккредитации в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, являющихся работниками подведомственного Федеральной службе по аккредитации федерального государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение), или специалистов, с которыми подведомственное учреждение осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
6. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации;
б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по аккредитации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своим должностным регламентом;
в) иные должностные лица Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своим должностным регламентом.
8. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по аккредитации.
9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Объекты контроля
10. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность аккредитованных лиц, а именно:
органов по сертификации продукции, услуг;
органов по сертификации систем менеджмента;
органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала;
испытательных лабораторий (центров);
органов инспекции;
органов по валидации и верификации парниковых газов;
провайдеров программ проверки квалификации;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, включая аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверку средств измерений, обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, калибровку средств измерений;
юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
б) результаты деятельности аккредитованных лиц, указанных в абзацах втором - девятом подпункта "а" настоящего пункта, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена.
11. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
обработки и анализа информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации (далее - информационная система);
сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора), представляемой Федеральной службе по аккредитации и ее территориальным органам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
III. Организация профилактических мероприятий
12. Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование.
Информирование
14. Информирование аккредитованных и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, в личных кабинетах аккредитованных лиц в информационной системе.
15. Федеральная служба по аккредитации размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору) (далее - индикаторы риска);
е) программу профилактики;
ж) перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемого лица;
з) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
и) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
к) доклады о государственном контроле (надзоре);
л) информацию о способах и процедуре самообследования;
м) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики.
Обобщение правоприменительной практики
16. Обобщение правоприменительной практики осуществляется подведомственным учреждением один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада (далее - доклад о правоприменительной практике).
17. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) Федеральной службы по аккредитации и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
18. Доклад о правоприменительной практике содержит результаты обобщения правоприменительной практики, в том числе по результатам деятельности комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, осуществляющей свою деятельность на основании Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 436 "Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации" (далее - Комиссия), случаев привлечения лиц к административной ответственности, результатов оспаривания решений, действий (бездействия) Федеральной службы по аккредитации и ее должностных лиц в судебном и административном порядке.
Объявление предостережения
19. В случае наличия у Федеральной службы по аккредитации и (или) ее территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по аккредитации или ее территориальный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
20. Аккредитованное лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении аккредитованным лицом указываются:
наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
дата и номер предостережения, направленного в адрес аккредитованного лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) аккредитованного лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом аккредитованное лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность такого возражения, или их заверенные копии.
21. Возражения направляются аккредитованным лицом в электронной форме на адрес электронной почты Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа либо посредством личного кабинета аккредитованного лица в информационной системе.
22. Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
23. По результатам рассмотрения возражения Федеральная служба по аккредитации или ее территориальный орган принимают одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
24. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 23 настоящего Положения, аккредитованному лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
25. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем аккредитованное лицо уведомляется посредством направления соответствующего уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства способом.
Самообследование
26. В целях определения уровня соблюдения аккредитованными лицами обязательных требований такие лица могут самостоятельно оценить соблюдение ими обязательных требований.
27. Самообследование осуществляется аккредитованными лицами в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети "Интернет".
28. Техническое обеспечение самообследования возлагается на подведомственное учреждение.
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
29. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
документарная проверка;
инспекционный визит;
выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.
30. Федеральная служба по аккредитации при необходимости привлечения к контрольным (надзорным) мероприятиям иных органов власти направляет запрос в соответствующий орган власти в соответствии с соглашением, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
31. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспекторами самостоятельно.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
32. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляется анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных органов, в том числе данных, предоставленных аккредитованными лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных государственных реестров, данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
33. Проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляют подведомственное учреждение и (или) территориальные органы Федеральной службы по аккредитации.
34. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется на основании задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами (далее - задание), содержащего информацию о:
сроке (сроках) и (или) периоде (периодах) проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (период и (или) срок осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований определяется исходя из необходимого объема проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований и необходимого срока получения сведений);
видах деятельности аккредитованных лиц, по которым необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований;
сфере деятельности (области аккредитации или ее части), в отношении которой необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований;
субъекте Российской Федерации, в котором необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований.
35. Задание на проведение подведомственным учреждением наблюдения за соблюдением обязательных требований подписывается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по аккредитации и выдается в случае:
поступления в адрес Федеральной службы по аккредитации и (или) ее территориального органа информации (сведений), содержащей указание на наличие вероятности возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям от деятельности или результатов деятельности аккредитованных лиц;
фактического обнаружения Федеральной службой по аккредитации и (или) ее территориальным органом информации (сведений), содержащей признаки нарушений аккредитованным лицом (лицами) обязательных требований;
получения информации (сведений), содержащей указание на наличие вероятности возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям от деятельности или результатов деятельности аккредитованных лиц.
36. Наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении неопределенного круга аккредитованных лиц может проводиться на регулярной основе с установленной в задании на проведение подведомственным учреждением наблюдения за соблюдением обязательных требований периодичностью.
37. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований формируется заключение, содержащее вывод о выявлении или отсутствии в деятельности аккредитованного лица индикаторов риска и (или) об установлении или неустановлении факта несоответствия деятельности и (или) результатов деятельности аккредитованного лица обязательным требованиям (далее - заключение).
К заключению прилагаются документы и иные материалы, обосновывающие выводы заключения, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
38. Заключение подписывается уполномоченным должностным лицом подведомственного учреждения, проводившим наблюдение за соблюдением обязательных требований, и направляется уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностному лицу, указанному в пункте 8 настоящего Положения.
39. Должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанное в пункте 38 настоящего Положения, передает заключение для рассмотрения должностному лицу, уполномоченному на осуществление государственного контроля (надзора), указанному в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения.
40. При наличии в заключении выводов о выявлении в деятельности аккредитованного лица индикаторов риска, и (или) об установлении факта несоответствия деятельности и (или) результатов деятельности аккредитованного лица обязательным требованиям должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения, готовит мотивированное представление с приложением документов и иных материалов, обосновывающих выводы заключения, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований, и направляет его должностному лицу, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанному в пункте 8 настоящего Положения, для принятия решения в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или решения об объявлении предостережения в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
41. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований на аккредитованных лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
42. Организация проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляется в соответствии с политикой, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации, в части, не противоречащей Федеральному закону "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Документарная проверка
43. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
44. Решение о проведении документарной проверки принимается должностными лицами, указанными в пункте 8 настоящего Положения.
45. Документарная проверка проводится по месту нахождения Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах аккредитованных лиц, включая документы, предусмотренные системой менеджмента качества аккредитованного лица, и документы и сведения, являющиеся результатами деятельности аккредитованного лица, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
46. В ходе документарной проверки рассматриваются документы аккредитованных лиц, имеющиеся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) ее территориальных органов, в том числе результаты оказанных государственных услуг, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении этих аккредитованных лиц контрольных (надзорных) мероприятий, включая данные государственных информационных систем и иные сведения и информацию, использование которых согласно требованиям законодательства Российской Федерации допускается при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
47. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) ее территориальных органов, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение аккредитованным лицом обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации и (или) ее территориальный орган направляет в адрес аккредитованного лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы и сведения. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования аккредитованное лицо обязано направить в Федеральную службу по аккредитации и (или) ее территориальный орган указанные в требовании документы.
48. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом аккредитованному лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган, а также период с момента направления аккредитованному лицу информации Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных аккредитованным лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) ее территориального органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган.
Датами направления требования (информации) и датами получения документов (информации), указанных в абзаце первом настоящего пункта, являются даты регистрации соответствующих документов Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом в системе электронного документооборота.
Инспекционный визит
49. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) аккредитованного лица.
50. Инспекционный визит проводится по месту осуществления деятельности аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц, и (или) по месту осуществления деятельности, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
51. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления аккредитованных лиц и не может превышать один рабочий день по одному месту осуществления деятельности аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц, и (или) по месту осуществления деятельности, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
52. Инспекционный визит проводится для оценки исполнения аккредитованным лицом обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Выездная проверка
53. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) эксперимент.
54. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным аккредитованным лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Федеральной службы по аккредитации и ее территориального органа.
55. Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц, и (или) по месту осуществления деятельности, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
56. О проведении выездной проверки аккредитованное лицо уведомляется в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", посредством направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, в том числе по адресу электронной почты аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц.
57. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностных лиц Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа, обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного должностного лица, уполномоченного представителя аккредитованного лица с приказом о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом контрольных (надзорных) мероприятий, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Заверенная лицом, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора), указанным в пункте 7 настоящего Положения, копия решения о проведении выездной проверки вручается руководителю или уполномоченному должностному лицу, уполномоченному представителю аккредитованного лица.
На обратной стороне заверенной копии решения о проведении внеплановой выездной проверки руководитель или уполномоченное должностное лицо, уполномоченный представитель аккредитованного лица делают отметку о времени и дате ознакомления с решением о проведении выездной проверки.
В случае если руководитель или уполномоченное должностное лицо, уполномоченный представитель аккредитованного лица отказываются или иным способом уклоняются от ознакомления с решением о проведении выездной проверки и такое уклонение (отказ) от ознакомления с решением не является препятствием для начала осуществления выездной проверки, уполномоченное должностное лицо Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа, проводящее проверку, делает соответствующую отметку на решении.
58. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
59. При проведении в рамках выездной проверки контрольного (надзорного) действия в форме опроса должностные лица Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий вправе запрашивать и получать от руководителя и работников аккредитованного лица пояснения, касающиеся знания ими и соблюдения критериев аккредитации, правил выполнения работ по оценке соответствия, требований системы менеджмента качества аккредитованного лица, в том числе путем проведения собеседования, в тестовой форме, форме выполнения практического задания, тестирования с использованием цифровых программ и иных формах.
60. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-заданий и (или) тест-ситуаций, позволяющих осуществить оценку навыков работников аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации.
Указанная оценка навыков осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой по аккредитации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы подведомственного учреждения.
Эксперимент проводится в сроки, отведенные для проведения выездной проверки.
Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прилагается к акту.
V. Организация проведения контрольных
(надзорных) мероприятий
61. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", включая:
а) наличие у Федеральной службы по аккредитации или ее территориальных органов информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой Федеральной службой по аккредитации принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;
б) наличие у Федеральной службы по аккредитации или ее территориальных органов информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, о фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) о фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений, работ по проведению инспекций, поверки средств измерений либо о возможности таких нарушений, если указанные нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;
в) получение от аккредитованного лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
62. Контрольные (надзорные) мероприятия в форме инспекционного визита и выездной проверки могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения по следующим основаниям:
а) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных аккредитованных лиц;
б) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
в) истечение срока исполнения решения Федеральной службы по аккредитации или ее территориального органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
г) если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
д) поступление от аккредитованного лица в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
63. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований, проводятся по результатам рассмотрения мотивированного представления должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - мотивированное представление).
64. Мотивированное представление готовится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), указанным в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения, в месячный срок со дня поступления информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Срок подготовки мотивированного представления может быть продлен должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанным в пункте 8 настоящего Положения, до одного месяца, в случае поступления в Федеральную службу по аккредитации новой информации, которая может дополнительно свидетельствовать о нарушении аккредитованным лицом обязательных требований, либо в случае необходимости проведения предварительной проверки поступившей в Федеральную службу по аккредитации информации или предварительного запроса информации у органов и организаций.
65. По итогам рассмотрения мотивированного представления должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанное в пункте 8 настоящего Положения, с учетом материальных и кадровых ресурсов, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации, контрольных (надзорных) мероприятий в отношении иных аккредитованных лиц, проводимых и планируемых к проведению, а также сроков направления запросов может принять решение:
а) о проведении в отношении аккредитованного лица контрольных (надзорных) мероприятий (с указанием планируемых сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, определяемых с учетом информации о потенциальной опасности и риске для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изложенной в обращениях граждан и организаций);
б) об учете поступившей в Федеральную службу по аккредитации информации в рамках проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
в) о направлении поступившей в Федеральную службу по аккредитации информации в государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и организации, включая изготовителей и продавцов продукции, в отношении которой проводились, проводятся или будут проводиться работы по оценке соответствия обязательным требованиям;
г) о проведении профилактических мероприятий, в том числе о выдаче аккредитованному лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
66. Рассмотрение поступивших в Федеральную службу по аккредитации и ее территориальные органы сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится в соответствии со статьями 58 - 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе при массовом поступлении обращений от одного и того же гражданина, одной и той же организации, поступлении обращений от гражданина, права и законные интересы которого непосредственно не затронуты, и отсутствии подтвержденных сведений о причинении вреда или возникновении ситуаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 указанного Федерального закона, а также поступлении сходных обращений от разных граждан и организаций, стиль изложения и способ подачи информации которых дает основания предполагать координацию их действий.
67. В случае если в ходе осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении аккредитованного лица были обнаружены признаки нарушения обязательных требований иными аккредитованными лицами, указанные сведения могут быть использованы для подготовки мотивированного представления согласно пункту 64 настоящего Положения.
68. Федеральная служба по аккредитации проводит контрольное (надзорное) мероприятие в отношении деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитация которого на дату начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия или до его завершения была прекращена, если предметом контрольного (надзорного) мероприятия является соблюдение таким лицом в период действия его аккредитации в национальной системе аккредитации обязательных требований к выполнению работ по сертификации и (или) проведению исследований (испытаний) и измерений в целях обязательного подтверждения соответствия продукции, и указанным лицом не отменены результаты его деятельности в качестве аккредитованного лица, являющиеся предметом контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) не истек срок привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
69. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, подтвержденной документально;
смерти близкого (близких) родственника (родственников) индивидуального предпринимателя, подтвержденной документально.
В случае поступления указанной информации Федеральная служба по аккредитации или ее территориальный орган при подтверждении причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью присутствия индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимает решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
70. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
В акте указываются все нарушения, выявленные в результате проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, включая случаи отсутствия выявленного нарушения в качестве основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в выданном аккредитованному лицу предписании.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
71. Оформление акта производится по месту нахождения (осуществления деятельности) аккредитованного лица в день окончания проведения выездной проверки. В случае отсутствия при подписании акта руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя в акте ставится прочерк и делается отметка о причинах отсутствия указанного должностного лица.
При оформлении акта в случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, не применяются.
72. В случае проведения документарной проверки акт направляется аккредитованному лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе по электронной почте, и размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными Правительством Российской Федерации.
73. По результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе проведения которого выявлено нарушение обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации или ее территориальный орган принимает решение о:
а) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, в том числе о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов своей деятельности аккредитованным лицом, или признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;
б) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;
в) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения;
г) прекращении действия аккредитации или сокращении области аккредитации в случае неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения;
д) приостановлении, возобновлении, прекращении результатов деятельности аккредитованного лица, признании недействительными результатов такой деятельности.
74. Решение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 73 настоящего Положения, принимается в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", правилами принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, и (или) правилами регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и правилами приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также в случае невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами контрольного (надзорного) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности указанных лиц в качестве аккредитованных лиц была внесена ими в информационную систему, реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения.
VII. Досудебный порядок подачи жалобы
75. Обжалование решений Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных органов, принятых в связи с осуществлением государственного контроля (надзора), действий (бездействия) ее должностных лиц, осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
76. Решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы руководителю (заместителю руководителя) территориального органа, уполномоченному заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации или в Комиссию.
Решения, действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по аккредитации или в Комиссию.
Решения, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы уполномоченному заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации или в Комиссию.
Решения, действия (бездействие) заместителей руководителя Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по аккредитации или в Комиссию.
77. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, аккредитованное лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
78. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
79. Жалоба, поданная в отношении акта, рассматривается в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
80. В случае наличия на основании поступившей жалобы сомнений в обоснованности выводов, содержащихся в акте и предписании к нему, в том числе в случае неоднозначного толкования положений обязательных требований, проверка соблюдения которых была осуществлена, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), вправе направить материалы проверки для рассмотрения рабочей группой, созданной решением руководителя Федеральной службы по аккредитации.
Рабочая группа готовит заключение об обоснованности или о необоснованности выводов, содержащихся в акте и предписании к нему, на основании которого уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе принять решение об изменении указанного предписания и (или) отмене результатов проверки, в том числе об отмене указанного предписания, решения Федеральной службы по аккредитации о приостановлении или прекращении действия аккредитации, принятого на основании акта.