НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 17.12.2021 N 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (вместе с "Правилами реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов")

"О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (вместе с "Правилами реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2021 г. N 2339
О РЕАЛИЗАЦИИ
ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ПО КОМПЛЕКСНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
2. Реализовать с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. пилотный проект в 2 субъектах Российской Федерации (Свердловской и Тюменской областях) (далее - пилотные регионы).
3. Установить, что реализация пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - пилотный проект) осуществляется путем приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц (при необходимости), с использованием электронного сертификата, предусмотренного Федеральным законом "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата".
4. Федеральному казначейству, являющемуся оператором государственной информационной системы электронных сертификатов (далее - оператор информационной системы электронных сертификатов), обеспечить формирование электронных сертификатов на основании размещенной Фондом социального страхования Российской Федерации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информации о приобретенной услуге по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
5. Оператору информационной системы электронных сертификатов обеспечить возможность использования электронных сертификатов для приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации и абилитации детям-инвалидам в пилотных регионах, а также в федеральных учреждениях, предоставляющих услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
6. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, оказать организационно-техническую помощь при приобретении услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, имеющих место жительства, место пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с использованием электронного сертификата.
7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, оператору информационной системы электронных сертификатов совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации пилотных регионов обеспечить:
проведение до 1 июня 2022 г. организационных мероприятий в целях приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов с использованием электронного сертификата;
финансирование и предоставление комплексной реабилитации детей-инвалидов в пилотных регионах начиная со 2 июня 2022 г.
8. Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить ежемесячное представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информации о приобретенной комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов с использованием электронного сертификата.
9. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
обеспечить для целей реализации пилотного проекта включение услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата;
обеспечить для отработки межведомственного информационного взаимодействия утверждение унифицированных форм документов, в том числе электронных, порядков их ведения при приобретении комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и порядка информационного обмена такими документами;
после завершения пилотного проекта, но не позднее чем через 6 месяцев после истечения срока его проведения представить в Правительство Российской Федерации доклад о результатах реализации пилотного проекта с оценкой целесообразности его распространения на территории Российской Федерации;
осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.
10. Контроль за реализацией пилотного проекта возложить на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
11. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2021 г. N 2339
ПРАВИЛА
РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1. Настоящие Правила определяют порядок реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - пилотный проект).
2. Услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в ходе пилотного проекта приобретаются в пользу детей-инвалидов от 4 до 17 лет включительно, которые проживают (находятся по месту пребывания) на территориях Свердловской и Тюменской областей (далее - пилотные регионы) и которым в ходе реализации пилотного проекта в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы категория "ребенок-инвалид" установлена впервые и определена нуждаемость в услугах по комплексной реабилитации и абилитации.
3. Целью пилотного проекта является отработка механизма приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки с использованием электронного сертификата, предусмотренного Федеральным законом "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (далее - электронный сертификат).
4. Для целей пилотного проекта:
под услугой по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов понимается оптимальный набор мероприятий, направленных на восстановление или формирование у ребенка-инвалида способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастной нормой, включающих в себя основные направления реабилитации - социально-бытовую адаптацию, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию и абилитацию, профессиональную ориентацию, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
под местом приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов понимаются организации, предоставляющие услуги по реабилитации и абилитации детям-инвалидам в пилотных регионах (далее - организации) и федеральные учреждения, предоставляющие услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - федеральные учреждения), в которых реализуется электронный сертификат для оплаты услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
5. Задачами пилотного проекта являются:
а) отработка подходов к определению федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы целевых реабилитационных групп детей-инвалидов в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, общности подходов к организации и содержанию предоставляемых им услуг по комплексной реабилитации и абилитации (далее - целевые реабилитационные группы), а также к нуждаемости детей-инвалидов в услугах по комплексной реабилитации и абилитации;
б) отработка механизма приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, проживающих в соответствующих пилотных регионах, для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки, а также сопутствующих услуг по питанию и проживанию детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц с использованием электронного сертификата, их проезду в пределах региона проживания детей-инвалидов при приобретении комплексной реабилитации и абилитации, нормирования и расчета затрат на их предоставление;
в) отработка механизма направления детей-инвалидов для приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов у федеральных учреждений в случаях, требующих сложных видов реабилитации, и предоставления услуг по проезду детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц;
г) обеспечение приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов у организаций и проведение оценки предоставления таких услуг на основе утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации для целей реализации пилотного проекта стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и методики оценки эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее соответственно - стандарты предоставления услуг, методики оценки эффективности услуг);
д) отработка межведомственного информационного взаимодействия, унифицированных форм документов, в том числе электронных, и порядков их ведения при приобретении комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов.
6. Финансовому обеспечению подлежат расходы на следующие мероприятия:
а) приобретение услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, оказываемых в соответствии со стандартами предоставления услуг, у организаций и у федеральных учреждений, включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц (при необходимости);
б) проезд детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц к месту приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и обратно железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования (при необходимости);
в) компенсация расходов на оплату стоимости проезда детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц к месту приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и обратно личным автомобильным транспортом в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не более стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов.
7. Финансирование расходов на реализацию мероприятий, указанных в пункте 6 настоящих Правил, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями 2 и 3 к указанному Федеральному закону, по целевой статье расходов "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)" в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
8. Участниками пилотного проекта являются:
а) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
б) Федеральное казначейство;
в) Фонд и его территориальные органы в пилотных регионах;
г) организации и федеральные учреждения;
д) федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - федеральное бюро);
е) главные бюро медико-социальной экспертизы пилотных регионов (далее - главные бюро);
ж) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации пилотных регионов.
9. Для реализации пилотного проекта Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждается:
а) методика определения целевых реабилитационных групп детей-инвалидов;
б) медицинские показания и противопоказания для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, включая случаи, требующие сложных видов реабилитации;
в) стандарты предоставления услуг, методика оценки эффективности услуг;
г) формы документов для организации и приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и порядок их формирования;
д) критерии соответствия организаций и федеральных учреждений условиям для предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в пилотных регионах (далее - критерии);
е) регламент работы и состав межведомственной комиссии по контролю за соответствием организаций и федеральных учреждений критериям (далее - межведомственная комиссия);
ж) регламент работы и взаимодействия участников пилотного проекта в рамках деятельности рабочей группы по осуществлению контроля за ходом реализации пилотного проекта, входящей в состав межведомственной комиссии;
з) порядок организации и проведения мониторинга реализации пилотного проекта.
10. Услуга по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в рамках пилотного проекта, приобретаемая у организаций и федеральных учреждений в пользу детей-инвалидов, предоставляется на курсовой основе в полустационарной и стационарной формах в соответствии со стандартами предоставления услуг.
Продолжительность курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов составляет 21 день.
Право на приобретение услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов в рамках пилотного проекта сохраняется в течение 12 месяцев со дня первичного установления ребенку категории "ребенок-инвалид" в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы пилотного региона.
Курс оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида должен быть завершен не позднее 12 месяцев со дня установления ребенку категории "ребенок-инвалид" впервые в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы пилотного региона.
11. Стоимость электронного сертификата для приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу ребенка-инвалида составляет 102,9 тыс. рублей и в зависимости от выбранной формы оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов не может превышать:
в полустационарных условиях - 79,8 тыс. рублей из расчета 3,8 тыс. рублей за один день в полустационарных условиях, включающих питание детей-инвалидов;
в стационарных условиях - 96,6 тыс. рублей из расчета 4,6 тыс. рублей за один день в стационарных условиях, включая проживание и питание детей-инвалидов, без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц;
в стационарных условиях - 102,9 тыс. рублей из расчета 4,9 тыс. рублей за один день в стационарных условиях, включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц;
При приобретении услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов длительностью менее 21 дня оплата производится из расчета количества дней, в которые ребенку-инвалиду фактически оказывались услуги по комплексной реабилитации и абилитации, и объема таких услуг.
Решение о замене организации (федерального учреждения) или продолжении курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в иной период может быть принято в течение первых 3 календарных дней после начала оказания услуги. Право переноса сроков и смены организации (федерального учреждения) предоставляется ребенку-инвалиду однократно и должно быть реализовано в период действия электронного сертификата.
12. Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, оценка эффективности их проведения в организациях и федеральных учреждениях осуществляются в соответствии со стандартами предоставления услуг и методикой оценки эффективности услуг.
13. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы пилотных регионов при проведении медико-социальной экспертизы при установлении категории "ребенок-инвалид" впервые определяют нуждаемость ребенка-инвалида в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации, а также его целевую реабилитационную группу и информируют родителей (законных представителей) ребенка-инвалида о возможности выбора организации или федерального учреждения для приобретения соответствующих услуг, перечне этих организаций, примерном содержании курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе о порядке формирования и использования электронного сертификата.
14. Сведения о ребенке-инвалиде, нуждающемся в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации, не позднее 3 рабочих дней со дня проведения медико-социальной экспертизы в электронном виде направляются федеральным учреждением медико-социальной экспертизы пилотного региона в Фонд с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных. Формат сведений и перечень содержащихся в нем данных определяются Фондом.
Решение о приобретении услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу ребенка-инвалида с использованием электронного сертификата принимается Фондом посредством размещения указанного решения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления указанных в абзаце первом настоящего пункта сведений в беззаявительном порядке.
15. При поступлении ребенка-инвалида в организацию или федеральное учреждение родителю (законному представителю) ребенка-инвалида разъясняется перечень мероприятий, включенных в услугу по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, которые планируется оказывать ребенку-инвалиду, а также оформляется в простой письменной форме информированное добровольное согласие на приобретение услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу ребенка-инвалида в организации (федеральном учреждении) или отказ от отдельных видов мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации.
Организацией или федеральным учреждением с родителем (законным представителем) ребенка-инвалида заключается договор на приобретение услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с указанием выбранной формы оказания такой услуги. Организация (федеральное учреждение) обеспечивает направление в Фонд копии заключенного договора в течение 2 рабочих дней с момента его заключения. Состав обязательных сведений, содержащихся в указанном договоре, определяется Фондом.
16. После завершения курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов организации и федеральные учреждения не позднее 5 рабочих дней по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, направляют:
а) в главные бюро сведения о результатах оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов для оценки эффективности их проведения;
б) в Фонд информацию о фактически оказанных услугах и об объеме таких услуг.
17. Приобретение услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и совершение операций с использованием электронных сертификатов при их оплате в организациях и федеральных учреждениях осуществляется организациями и федеральными учреждениями после подтверждения межведомственной комиссией их соответствия критериям, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решение о соответствии организации или федерального учреждения критериям указывается в заключении межведомственной комиссии, которое направляется Фондом оператору информационной системы электронных сертификатов не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания такого заключения, в целях предоставления такой организации (федеральному учреждению) возможности оплаты приобретенной услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов с использованием электронного сертификата.
Заявка на участие в пилотном проекте организаций и федеральных учреждений, претендующих на участие в мероприятиях по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, представляется в Фонд не позднее 25 января года, в котором предоставляется услуга по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (в 2022 году - не позднее 1 мая 2022 г.) в порядке и по форме, которые утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
18. Оплата приобретаемой услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета осуществляется в начале курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в размере стоимости указанного курса, но не более стоимости, установленной абзацем первым пункта 11 настоящих Правил.
В случае досрочного прекращения приобретенного курса комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида организация (федеральное учреждение) обеспечивает возврат средств за вычетом стоимости услуг исходя из количества дней, в которые фактически ребенку-инвалиду оказывались услуги по комплексной реабилитации и абилитации, и их объема с использованием электронного сертификата.
Стоимость услуг по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида не подлежит компенсации родителю (иному законному представителю) ребенка-инвалида в денежном эквиваленте.
19. Порядок предоставления территориальными органами Фонда проезда детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц к месту приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и обратно утверждается Фондом.
20. Контроль за целевым использованием средств, выделенных на реализацию пилотного проекта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
21. Для осуществления контроля за ходом реализации пилотного проекта создается постоянно действующая рабочая группа, положение о деятельности и состав которой утверждает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
22. По результатам пилотного проекта участниками пилотного проекта должны быть сформированы и направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для анализа и обобщения в целях последующего представления в Правительство Российской Федерации итоговые предложения:
а) по определению федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы целевых реабилитационных групп, а также нуждаемости детей-инвалидов в услугах по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
б) по порядку организации межведомственного информационного взаимодействия, унифицированным формам документов, в том числе электронным, и порядкам их ведения при приобретении комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
в) по подходам к оценке эффективности приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и контролю за их предоставлением;
г) по механизму приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц по месту оказания таких услуг (при необходимости) с использованием электронного сертификата, а также услуг по проезду детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц к месту оказания услуг и обратно.
23. На основании результатов оценки эффективности приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов с использованием электронного сертификата, полученных от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральным бюро совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется анализ сведений о восстановлении, компенсации нарушенных функций организма ребенка-инвалида в целях определения эффективности реализации пилотного проекта и целесообразности его распространения на другие субъекты Российской Федерации.
24. Информация о результатах оценки эффективности приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов, в том числе выводы об эффективности реализации мероприятий пилотного проекта, представляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.