ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 48
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЮ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
В целях создания необходимых условий для формирования и функционирования финансово-промышленных групп, в интересах стабилизации и подъема промышленного производства, повышения инвестиционной активности и более эффективного использования достижений научно-технического прогресса Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия формированию финансово-промышленных групп.
2. Определить государственным заказчиком Программы содействия формированию финансово-промышленных групп Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике.
3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованным в создании финансово-промышленных групп, разработать и представить в 3-месячный срок в Межведомственную комиссию по содействию организации акционерных компаний и финансово-промышленных групп прогнозы создания финансово-промышленных групп в 1995 году, а также планы мероприятий по содействию их формированию.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технической политики Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 1995 год предусматривать необходимые ассигнования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для реализации Программы содействия формированию финансово-промышленных групп.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 г. N 48
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
1. Введение
Программа содействия формированию финансово-промышленных групп (далее именуется - Программа) разработана Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 49, ст. 4766), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 869 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 года и задачах на ближайшую перспективу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1645).
Необходимость реализации программного подхода к созданию финансово-промышленных групп (далее именуются - ФПГ) обусловливается:
высокой значимостью и приоритетностью проблемы институциональных и структурных преобразований в экономике на основе интеграции финансового и промышленного капитала, развития отношений по управлению собственностью;
масштабами и сложностью деятельности по созданию саморазвивающихся организационно-экономических структур рыночного типа, ориентированных на обновление научно-технического и экспортного потенциала промышленности Российской Федерации и совместную деятельность предприятий различных форм собственности.
Программа направлена на реализацию положений государственной промышленной политики и устанавливает основные (концептуальные) положения деятельности по формированию ФПГ и комплекс мероприятий по содействию созданию и становлению ФПГ.
Программа разработана с учетом Государственной программы демонополизации экономики и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий.
2. Ситуация в промышленности и предпосылки становления
финансово-промышленных групп
В настоящее время в России имеется достаточно мощный, но не удовлетворяющий в достаточной степени потребностям общества промышленный комплекс. Его состояние усугубилось разрушением существовавших при плановой экономике хозяйственных связей, отсутствием зрелой рыночной инфраструктуры, потерей российскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий.
Объем промышленного производства за первое полугодие 1994 года сократился по сравнению с первым полугодием 1993 года на 26 процентов. В наибольшей степени сократился объем производства в отраслях, выпускающих конечный сырьевой продукт, и в наукоемких отраслях. Максимальное снижение объемов производства отмечается: в машиностроении - на 45 процентов, в легкой промышленности - на 41 процент, в химии и нефтехимии - на 35 процентов. Вместе с тем в сентябре - октябре 1994 года выпуск промышленной продукции увеличился на 15 процентов по сравнению с предыдущим периодом.
Вяло идет процесс корректировки отраслевой структуры производства в сторону выпуска продукции, ориентированной на конечный спрос и удовлетворение социальных нужд. Хотя в промышленности имеются очаги стабильности и роста производства, происходит сокращение удельного веса наукоемкой и технически сложной продукции.
Особое значение для структурной перестройки промышленности имеет конверсия военного производства. В конце 1993 года конверсией было охвачено 68 процентов предприятий оборонного комплекса.
Существенным фактором в сфере промышленности являются изменения в структуре отношений собственности. В первом полугодии 1994 года завершился чековый этап приватизации.
Однако рынок ценных бумаг находится в начальной стадии формирования. Ценные бумаги предприятий, как правило, остаются низколиквидными, объем их предложения существенно превышает спрос. Кроме того, руководители многих предприятий опасаются выпуска акций в открытую продажу, не развита структура и механизмы вторичного рынка ценных бумаг.
За годы реформы резко возросла финансовая роль дилерских структур в реализации промышленной продукции.
В 1994 году зарегистрированы первые финансово-промышленные группы.
К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования ФПГ в приоритетных для России направлениях развития промышленного комплекса, относятся следующие:
необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности, а также увеличение их финансовых активов;
наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ и высоких технологий;
необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции, в том числе государствами - участниками СНГ;
сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.
3. Цели и задачи создания финансово-промышленных
групп и Программы содействия формированию
финансово-промышленных групп
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. N 2096 под финансово-промышленной группой понимается официально зарегистрированная на федеральном уровне группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капитала которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания.
ФПГ формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.
Важнейшими задачами создания ФПГ являются:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
содействие демонополизации рынков продукции промышленного комплекса;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии оборонных предприятий;
формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
К основным принципам создания ФПГ относятся следующие:
1) индивидуальный характер проекта формирования каждой ФПГ на основе единой нормативно-правовой базы;
2) многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав ФПГ, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования ФПГ из числа казенных предприятий;
3) использование разнообразных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования групп;
4) первоочередное создание ФПГ на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
5) целенаправленное образование ряда, как правило не менее трех, ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции. Исключение из этого принципа может быть связано с особой спецификой деятельности ФПГ (например, по производству вооружений, стратегических видов сырья и материалов);
6) государственное содействие и поддержка создания и функционирования ФПГ, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики. Формы государственной поддержки ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими как общую экономическую ситуацию, так и специфику деятельности конкретной ФПГ, и определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между ФПГ и федеральным органом исполнительной власти;
7) использование при формировании ФПГ как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству. Применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами;
8) возможность создания межгосударственных ФПГ с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
9) создание на основе ФПГ новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих самофинансирование и снижение нагрузки на федеральный бюджет;
10) социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ, подтверждаемая экспертизой.
Состав участников и организационно-правовые формы ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, их роль в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг:
промышленного предприятия;
научно-исследовательской или конструкторской организации;
коммерческого банка;
торговой фирмы.
ФПГ могут также различаться:
а) по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
б) по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
в) по масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные);
г) по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
Формирование ФПГ в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками ФПГ акционерного общества открытого типа, на которое по договору между участниками ФПГ возлагаются функции головной компании. Функции головной компании может выполнять и один из участников ФПГ, получающий контроль над остальными входящими в ФПГ предприятиями. При объединении юридических лиц в ФПГ участники ФПГ делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению своих интересов интересам объединения.
Взносы в уставный капитал создаваемой ФПГ могут осуществляться:
денежными средствами в рублях и иностранной валюте;
зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями;
ценными бумагами, правами пользования землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием.
Создание ФПГ осуществляется с учетом антимонопольных ограничений, вытекающих из действующего законодательства:
во избежание злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение крупными ФПГ монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным;
при создании ФПГ на принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм в ФПГ приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.
При создании ФПГ инициаторы должны решить ряд проблем, основными из которых являются:
подбор заинтересованных потенциальных участников, нахождение способов гармонизации их экономических интересов в рамках совместной деятельности;
формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на товарных рынках;
формирование достаточного начального капитала;
разработка эффективного механизма наращивания собственного капитала;
выбор оптимальных форм и методов руководства совместной деятельностью.
Государственная поддержка деятельности ФПГ может предусматривать ряд льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. N 2096, в том числе:
передачу в коммерческое или доверительное управление ФПГ или ее участнику, удовлетворяющим требованиям пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "O приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий - участников ФПГ;
зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для ФПГ - покупателя;
предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога.
Кроме того, в перспективе могут быть разработаны и применены дополнительные меры государственной поддержки, включая:
выдачу гарантий по эмитируемым ценным бумагам ФПГ;
переход на налогообложение по общей конечной продукции ФПГ;
предоставление прав на ускоренную амортизацию основных фондов;
предоставление льгот по налогам на операции с ценными бумагами;
предоставление в рамках существующего законодательства таможенных льгот и преференций для кооперационных поставок в рамках государств - участников ФПГ;
оказание государственной поддержки для продвижения на внешних рынках собственной высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, а также при импорте оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов ФПГ.
Государственную поддержку следует оказывать исключительно эффективным инвестиционным проектам и программам в индивидуальном порядке и на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между ФПГ и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом формы, порядок оказания и объемы такой поддержки будут устанавливаться Правительством Российской Федерации в зависимости от определенных условий, например: обеспечения поставок продукции для государственных нужд по твердым ценам; реального повышения удельной доли самофинансирования; привлечения иностранных инвестиций, особенно в форме "ноу-хау"; выпуска акций ФПГ для продажи на открытом фондовом рынке.
Меры государственной поддержки ФПГ могут сочетать как постоянно действующие, так и временные льготы, учитывающие специфику конкретных инвестиционных проектов и программ. В перспективе после накопления опыта деятельности ФПГ могут разрабатываться и применяться другие меры государственной поддержки ФПГ, а также отменяться уже имеющиеся.
Целью настоящей Программы является создание необходимых условий для формирования и функционирования ФПГ на основе комплекса согласованных мероприятий на федеральном, межотраслевом, отраслевом и региональном уровнях.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
определить главные целевые ориентиры в деятельности органов федерального, отраслевого и территориального управления по формированию ФПГ;
обеспечить эффективную координацию и организационно - методическое единство в практической работе инициаторов создания ФПГ на всех уровнях управления;
содействовать организации сети ФПГ в приоритетных направлениях развития промышленности и в регионах;
содействовать применению оптимальных организационных форм взаимодействия предприятий (организаций) различных форм собственности в рамках создаваемых ФПГ;
обеспечить условия эффективного взаимодействия ФПГ с предприятиями (организациями) малого и среднего бизнеса;
осуществить реализацию системы мер стимулирования ФПГ в финансово-инвестиционной сфере;
создать необходимые организационно-экономические условия для привлечения отечественного коммерческого, а также иностранного капитала в промышленность;
создать систему комплексного обеспечения эффективного функционирования ФПГ как базисного элемента экономики.
Программа содействия формированию ФПГ призвана обеспечить изменение сложившейся в производственном комплексе ситуации, иначе решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего.
4. Приоритетные направления деятельности
финансово-промышленных групп
Процессы создания ФПГ в Российской Федерации как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
В качестве приоритетных направлений для проектирования финансово-промышленных групп устанавливаются следующие:
1) относящиеся к структурной политике в промышленности:
новые технологии повышения нефте- и газоотдачи пластов;
конверсия оборонных предприятий с целью производства ресурсосберегающих и импортозамещающих видов продукции машиностроения, внедрение технологий двойного применения;
производство конкурентоспособной аэрокосмической, электронной, электротехнической, судостроительной, автомобильной продукции, продукции тяжелого и транспортного машиностроения;
средства связи, телекоммуникаций и информатики;
совершенствование диагностической техники, создание жизненно важных лекарственных средств и медицинского оборудования;
развитие алюминиевого, титано-магниевого, твердосплавного, углеграфитного, медно-никелевого, сталеплавильного и трубного производств;
обеспечение производства импортозамещающих химических материалов и пестицидов экологически чистого действия;
высокоэффективные производства по глубокой переработке древесного сырья;
продукция нефтепереработки и нефтехимии;
технологическое оборудование, обеспечивающее наращивание продовольственных ресурсов и стабилизацию производства;
материалы для обеспечения жилищного строительства;
2) относящиеся к способам организации, формам и методам функционирования ФПГ, обеспечивающим:
повышение заинтересованности входящих в ФПГ финансово - коммерческих структур во вложении средств в стабилизацию и подъем производства;
удовлетворение и стимулирование платежеспособного спроса;
нормализацию финансово-экономического положения на производстве и его рентабельную работу в условиях рынка без привлечения централизованных финансовых ресурсов;
эффективность консолидации промышленного и финансового капитала и распределения прибыли;
сочетание интересов крупных и мелких производителей при осуществлении совместной деятельности;
создание конкурентной рыночной среды, противодействие формированию монополий;
3) региональные, межрегиональные и межреспубликанские приоритеты:
создание региональных и межрегиональных ФПГ в регионах с диверсифицированной экономической структурой;
восстановление и развитие экономически эффективных кооперационных связей с субъектами хозяйственной деятельности стран - бывших республик СССР на основе формирования транснациональных финансово-промышленных групп.
5. Мероприятия по содействию формированию
финансово-промышленных групп
Работа по созданию ФПГ является комплексной, затрагивающей деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, финансово-кредитных учреждений, разнообразных коммерческих структур. Комплекс мероприятий по содействию формированию ФПГ изложен в Приложении.
Координатором работ по созданию ФПГ является Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп, организационное и техническое обеспечение работы которой возложено на Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике.
Основными направлениями обеспечения реализации комплекса мероприятий по содействию формированию ФПГ являются:
Нормативно-правовое обеспечение.
Программа в данной области предусматривает:
учет общей специфики деятельности ФПГ при корректировке действующего законодательства;
разработка новых законодательных актов, непосредственно регламентирующих ключевые положения деятельности ФПГ;
учет в рамках реестра ФПГ в Российской Федерации региональных и отраслевых особенностей создания и функционирования ФПГ, в том числе при производстве оборонной продукции и в приоритетных областях селективной структурной политики.
Научно-методическое обеспечение.
Необходимо обеспечить:
разработку нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ;
проведение систематического анализа процессов становления ФПГ и разработку научно обоснованных предложений по повышению их эффективности с учетом отраслевых и региональных особенностей.
Организационное обеспечение.
Программные мероприятия предполагают налаживание эффективного взаимодействия инициаторов разработки проектов ФПГ с Межведомственной комиссией по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп, Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Намечены меры по формированию системы экспертизы и отбора проектов ФПГ.
Кроме того, предполагается разработать:
систему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ФПГ как крупного подрядчика выполнения государственных заказов, которая должна строиться на договорной основе с указанием прав и ответственности сторон за выполнение принятых обязательств;
порядок формирования ФПГ в особых условиях их организации, взаимодействия и функционирования, и в частности подходы к объединению в ФПГ предприятий и организаций оборонного комплекса, не подлежащих приватизации.
Финансово-инвестиционное обеспечение.
Решение данных задач предполагает программную разработку предложений, обеспечивающих механизмы:
предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов в разрабатываемые ФПГ эффективные, имеющие важное народно-хозяйственное значение программы и проекты;
стимулирования собственной инвестиционной деятельности ФПГ, в том числе повышения заинтересованности коммерческих банков в увеличении доли среднесрочного и долгосрочного кредитования промышленных проектов;
обеспечения финансовой дисциплины, учета и отчетности как в ФПГ в целом, так и на отдельных предприятиях ФПГ;
обеспечения экономической заинтересованности участия финансово-кредитных учреждений в деятельности ФПГ;
содействия региональным центрам и фондам приватизации в выборе проектов инвестиционной поддержки предприятий ФПГ.
Внешнеэкономическое обеспечение.
В целях содействия образованию ФПГ с участием как российских предприятий, так и предприятий и организаций стран - бывших республик СССР Программой предусматривается заключение межправительственных соглашений, в том числе долговременных, направленных на улучшение ресурсного обеспечения предприятий ФПГ. Предусмотрена также разработка документов по созданию ФПГ с иностранными участниками.
Информационно-техническое обеспечение.
Намечается создание системы комплексного информационно - справочного обеспечения формирования ФПГ, включая банки данных.
Финансирование Программы по разделам комплекса мероприятий предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству науки и технической политики Российской Федерации на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
6. Прогноз развития финансово-промышленных групп
При реализации Программы 1995 - 1996 годы станут периодом активного формирования ФПГ в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации и соответствующих приоритетам государственной селективной политики.
Существенную роль в формировании ФПГ должны сыграть предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро оборонного комплекса, прежде всего достаточно диверсифицированные. Необходимым условием вхождения таких предприятий в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенностей объединения неприватизируемых предприятий, их взаимоотношений с заказчиками и государственным бюджетом.
Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно - ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится и на другие отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, например, становление ФПГ топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.
В металлургии и машиностроении ФПГ станут ведущим способом осуществления крупных инвестиционных проектов по модернизации этих отраслей по освоению импортозамещающей продукции.
Через формирование ФПГ могут реализовываться масштабные конверсионные программы, связанные с производством комплексного оборудования для сырьевой и обрабатывающей промышленности.
В лесной и деревообрабатывающей промышленности ФПГ и холдинговые компании будут способствовать повышению глубины переработки отечественного сырья.
В меньшей степени процесс формирования ФПГ может затронуть угледобычу, производство стройматериалов, пищевую и легкую промышленность, хотя отдельные ФПГ могут возникнуть и здесь. Инициативы создания ФПГ в этих направлениях имеются.
В 1995 году можно ожидать формирования 10 - 15 ФПГ различной величины. Опыт их становления может стать основой создания 50 - 70 крупных ФПГ к 1996 году, в том числе около 10 - в металлургии, около 15 - в машиностроении, около 20 - на базе предприятий оборонного комплекса.
В перспективе следует ожидать образования в российской промышленности 100 - 150 мощных ФПГ, сопоставимых по размерам с ведущими зарубежными корпоративными объединениями.
Усиление рыночного характера отечественной экономики, конверсия оборонного производства, реализация программ регионального экономического развития приведут к диверсификации большинства машиностроительных ФПГ.
Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, ФПГ холдингового типа будут располагать большими возможностями для передачи ресурсов сворачиваемых производств в новые.
Во многих ФПГ, действующих на передовых рубежах науки и техники, консолидирующую роль сыграют научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Влияние торгово - посреднического капитала в большей мере будет ощущаться в топливно-сырьевых отраслях, экспорт продукции которых не требует сервисного обслуживания специалистами - производственниками, а само производство широко использует технологии других отраслей и производств.
На темпы становления ФПГ и эволюцию их состава повлияет активизация механизма банкротств. Продажа инвестиционными фондами части принадлежащих им акций будет благоприятствовать пополнению наиболее перспективных ФПГ недостающими производственными звеньями.
При погашении акциями предприятий части их задолженности перед поставщиками из других государств - участников СНГ ускорится формирование ФПГ на базе предприятий этих стран. В 1995 - 1996 годах такого рода интеграционные процессы охватят прежде всего промышленность России, Казахстана и Республики Беларусь.
Создание ФПГ окажет разностороннее положительное влияние на развитие российской промышленности. В 1995 - 1996 годах результатами этого влияния наряду с другими мерами экономической политики могут стать:
стабилизация производства;
усиление конкурентного характера экономической среды;
ускорение научно-технического развития;
улучшение инвестиционной обстановки;
структурные сдвиги;
финансовая стабилизация;
укрепление социальной базы экономических реформ.
В то же время индивидуальный внимательный подход к созданию ФПГ позволит вовремя устранять потенциальные возможности появления таких негативных тенденций, как:
создание объединений без появления реальных собственников и экономической заинтересованности в общих производственных и финансовых результатах деятельности;
дополнительное изъятие капитала из промышленности в сферу более выгодных краткосрочных операций;
усиление монополизации производственной, финансовой, торговой деятельности, завышение цен на конечную продукцию ФПГ и др.
Устранению этих, а также других возможных негативных моментов должны способствовать как объективная экспертиза проектов ФПГ, так и систематический анализ их деятельности, а также проведение специальных регулирующих мер (договорные соглашения между участниками ФПГ, присутствие представителей государства в наблюдательных советах).
Создание ФПГ является важным этапом коренных институциональных и структурных преобразований в промышленности Российской Федерации на базе ее разгосударствления и приватизации.
В ведущих отраслях промышленности имеются достаточные организационно-экономические предпосылки для развертывания этой работы с привлечением крупных акционированных предприятий и коммерческих банков.
Рациональное проектирование и институциональное оформление комплекса ФПГ будут являться фактором, обеспечивающим создание дополнительных механизмов инвестирования в промышленность и увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции.
Задачи и мероприятия настоящей Программы охватывают, главным образом, первый этап становления ФПГ и обеспечивают создание организационных предпосылок для получения реального экономического эффекта начиная с 1996 года. Эффективность комплекса мер по созданию ФПГ будет достигаться за счет:
ускорения структурных сдвигов в промышленности в пользу наращивания объемов конкурентоспособной продукции;
увеличения масштабов среднесрочного и долгосрочного финансирования эффективных инвестиционных промышленных программ;
увеличения загрузки производственных мощностей промышленных предприятий, рационализации хозяйственных связей, в том числе в рамках государств - бывших республик СССР.
Приложение
к Программе содействия формированию
финансово-промышленных групп
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФОРМИРОВАНИЮ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
─────────────────────┬───────────────┬─────────────────┬──────────
│Форма документа│ Исполнители │ Срок
│ │ │выполнения
─────────────────────┴───────────────┴─────────────────┴──────────
I. Разработка нормативно-правового обеспечения
1. Разработка │ решения по │ Госкомимущество │1995 -
предложений по │ изменению │ России │1996 гг.
изменению и │ нормативных │ Минэкономики │
дополнению │ актов │ России │
законодательства, │ │ Госкомпром │
регламентирующего │ │ России │
налоговую систему, │ │ ГКАП России │
приватизацию, │ │ Госкомоборонпром │
страхование и другие │ │ России │
процессы, с учетом │ │ Минатом России │
задач формирования и │ │ Минфин России │
развития ФПГ │ │ │
│ │ │
2. Разработка новых │ │ │
федеральных законов: │ │ │
│ │ │
"О финансово - │ федеральный │ Госкомпром │июнь
промышленных группах"│ закон │ России │1995 г.
│ │ Минэкономики │
│ │ России │
│ │ Госкомимущество │
│ │ России │
│ │ Минфин России │
│ │ ГКАП России │
│ │ │
"О доверительном │ концепция │ Госкомимущество │февраль
управлении │ закона │ России │1995 г.
имуществом" │ │ Минэкономики │
│ │ России │
│ │ Госкомпром │
│ │ России │
│ │ ГКАП России │
│ │ │
3. Разработка условий│ постановление │ Госкомимущество │март
и порядка передачи │ Правительства │ России │1995 г.
пакетов акций │ Российской │ Госкомпром │
предприятий - │ Федерации │ России │
участников ФПГ, │ │ Минэкономики │
закрепленных в │ │ России │
федеральной │ │ Минфин России │
собственности, а │ │ Минсотрудничество│
также долей, паев, │ │ России │
пакетов акций и иного│ │ │
имущества предприятий│ │ │
из государств - │ │ │
участников СНГ в │ │ │
управление головному │ │ │
или финансово - │ │ │
кредитному │ │ │
учреждению ФПГ │ │ │
│ │ │
4. Разработка │ методические │ Госкомпром │март
нормативно - │ документы │ России │1995 г.
методической основы │ │ Госкомимущество │
создания и управления│ │ России │
ФПГ, системы │ │ Минэкономики │
взаимодействия между │ │ России │
министерствами и │ │ Минсотрудничество│
ведомствами при │ │ России │
рассмотрении │ │ Минюст России │
проектов ФПГ, │ │ ГКАП России │
в том числе: │ │ │
методики разработки │ │ │
проектов; │ │ │
порядка рассмотрения│ │ │
проектов создания │ │ │
ФПГ (имея в виду его│ │ │
упрощение); │ │ │
регламентированного │ │ │
перечня │ │ │
возможных причин │ │ │
отказа в │ │ │
регистрации ФПГ; │ │ │
порядка разработки │ │ │
инвестиционных │ │ │
программ и │ │ │
бизнес-планов ФПГ │ │ │
II. Научно-методическое обеспечение
5. Методические │ методические │ Госкомпром │1995 -
разработки для │ документы │ России │1996 гг.
ведомств и │ │ Минэкономики │
предприятий: │ │ России │
по анализу │ │ Российская │
экономической и │ │ академия наук │
социальной │ │ Минюст России │
эффективности │ │ │
проектов ФПГ; │ │ │
по обоснованности │ │ │
государственной │ │ │
поддержки │ │ │
проектов ФПГ │ │ │
│ │ │
6. Проведение научных│ аналитические │ Госкомпром │1995 г.
исследований, │ материалы, │ России │
связанных с анализом │ рекомендации │ Минэкономики │
процессов создания и │ │ России │
развития ФПГ, │ │ ГКАП России │
разработкой │ │ Госкомоборонпром │
рекомендаций по │ │ России │
повышению их │ │ Роскоммаш │
эффективности │ │ Роскомметаллургия │
│ │ Роскомхимнефтепром│
│ │ Минатом России │
│ │ │
7. Подготовка доклада│ доклад │ Госкомпром │январь
Правительству │ │ России │1995 г.
Российской Федерации │ │ Минэкономики │
об опыте создания и │ │ России │
работы ФПГ │ │ ГКАП России │
│ │ Госкомимущество │
│ │ России │
III. Организационное обеспечение
8. Обеспечение │ план работы │ Госкомпром │1995 -
работы │ Комиссии │ России │1996 гг.
Межведомственной │ │ │
комиссии по │ │ │
содействию │ │ │
организации │ │ │
акционерных │ │ │
промышленных │ │ │
компаний │ │ │
и финансово - │ │ │
промышленных │ │ │
групп (МВК) │ │ │
│ │ │
9. Формирование │ проекты ФПГ │ Госкомпром │1995 -
системы ФПГ в │ │ России │1996 гг.
приоритетных │ │ Минэкономики │
направлениях │ │ России │
развития │ │ Минфин России │
промышленности │ │ Госкомимущество │
и регионах │ │ России │
│ │ ГКАП России │
│ │ Госкомоборонпром │
│ │ России │
│ │ Роскоммаш │
│ │ Роскомметаллургия │
│ │ Роскомхимнефтепром│
│ │ │
10. Разработка │ межве- │ Госкомпром │февраль
порядка формирования │ домственные │ России │1995 г.
ФПГ в особых │ соглашения │ Госкомоборонпром │
условиях их │ │ России │
организации и │ │ Минобороны России │
функционирования: │ │ Минэкономики │
в оборонном │ │ России │
комплексе; │ │ Минатом России │
в приоритетных │ │ ГКАП России │
направлениях │ │ │
развития │ │ │
промышленности │ │ │
│ │ │
11. Разработка │ постановление │ Госкомпром │март
системы │ Правительства │ России │1995 г.
взаимодействия │ Российской │ Минэкономики │
федеральных органов │ Федерации │ России │
исполнительной │ │ Минфин России │
власти и ФПГ │ │ ГКАП России │
IV. Финансово-инвестиционное обеспечение
12. Определение │ межве- │ Минфин России │март
порядка │ домственное │ Минэкономики │1995 г.
формирования │ соглашение │ России │
уставного │ │ Госкомимущество │
капитала ФПГ │ │ России │
│ │ ГКАП России │
│ │ │
13. Разработка │ постановление │ Минэкономики │март
предложений по │ Правительства │ России │1995 г.
обеспечению │ Российской │ Минфин России │
государственных │ Федерации │ Госкомпром │
гарантий для │ │ России │
привлечения │ │ │
инвестиционных │ │ │
ресурсов в │ │ │
разрабатываемые │ │ │
ФПГ эффективные │ │ │
и имеющие важное │ │ │
народно-хозяйственное│ │ │
значение программы │ │ │
и проекты │ │ │
│ │ │
14. Разработка │ решение │ Минфин России │январь
предложений по │ Минфина │ Банк России │1995 г.
формам участия │ России и │ Ассоциация │
коммерческих │ Банка │ российских │
банков, │ России │ банков │
инвестиционных и │ │ Минтруд │
пенсионных фондов │ │ России │
в формировании и │ │ Минсоцзащиты │
деятельности ФПГ │ │ России │
│ │ │
15. О мерах по │ указ │ Госкомпром │февраль
стимулированию │ Президента │ России │1995 г.
создания и │ Российской │ Минэкономики │
деятельности ФПГ │ Федерации │ России │
│ │ Минфин России │
│ │ Банк России │
│ │ Госкомимущество │
│ │ России │
│ │ МВЭС России │
│ │ Минсотрудничество │
│ │ России │
│ │ │
16. Разработка │ межве- │ Минфин России │март
системы учета и │ домственные │ Минэкономики │1995 г.
отчетности │ соглашения │ России │
финансово - │ │ Госкомстат │
промышленных │ │ России │
групп, в том числе │ │ Госкомпром │
консолидированной │ │ России │
бухгалтерской │ │ │
отчетности ФПГ │ │ │
│ │ │
17. Разработка мер │ методические │ Минфин России │март
по совершенствованию │ указания │ Минэкономики │1995 г.
финансовых расчетов │ │ России │
предприятий ФПГ │ │ Госкомстат │
│ │ России │
│ │ Госкомпром │
│ │ России │
│ │ Минтопэнерго │
│ │ России │
│ │ │
18. Разработка │ временные │ Минэкономики │1995 -
временных │ рекомендации │ России │1996 гг.
рекомендаций по │ │ Минфин России │
формированию │ │ Госкомпром │
ценовых │ │ России │
соглашений между │ │ Госкомоборонпром │
хозяйствующими │ │ России │
субъектами │ │ Роскоммаш │
Российской Федерации │ │ Роскомметаллургия │
│ │ Роскомхимнефтепром│
│ │ ГКАП России │
│ │ │
19. Разработка │ постановление │ Минфин России │март
комплекса мер по │ Правительства │ Минэкономики │1995 г.
экономической │ Российской │ России │
заинтересованности │ Федерации │ Банк России │
участия │ │ Ассоциация │
финансово-кредитных │ │ российских │
учреждений в │ │ банков │
деятельности ФПГ │ │ │
│ │ │
20. Оказание │ проекты │ Минэкономики │1995 -
содействия │ инвестиционной│ России │1996 гг.
региональным │ поддержки │ Госкомимущество │
центрам и фондам │ │ России │
приватизации в │ │ Госкомпром │
выборе проектов │ │ России │
инвестиционной │ │ │
поддержки │ │ │
предприятий ФПГ │ │ │
V. Внешнеэкономическое обеспечение
21. Сохранение и │ межправи- │ Минсотрудничество │1995 -
развитие важнейших │ тельственные │ России │1997 гг.
производств и │ соглашения │ Минэкономики │
кооперационных │ │ России │
связей промышленных │ │ Госкомпром │
предприятий России, │ │ России │
других стран │ │ ГКАП России │
бывшего СССР │ │ │
│ │ │
22. Разработка │ постановление │ Госкомпром │апрель
документов по │ Правительства │ России │1995 г.
созданию ФПГ со │ Российской │ Минэкономики │
странами ближнего │ Федерации │ России │
и дальнего зарубежья:│ │ МВЭС России │
положения об условиях│ │ Минсотрудничество │
создания, порядке │ │ России │
регистрации, а также │ │ Банк России │
рассмотрения проектов│ │ Минфин России │
межгосударственных │ │ ГКАП России │
ФПГ; │ │ │
порядка осуществления│ │ │
внешнеэкономической │ │ │
деятельности ФПГ │ │ │
│ │ │
23. Подготовка и │ межправи- │ Минэкономики │1995 -
реализация │ тельственные │ России │1996 гг.
долговременных │ соглашения │ МВЭС России │
межправительственных │ │ Минсотрудничество │
соглашений по │ │ России │
поставкам сырья, │ │ │
материалов, │ │ │
комплектующих │ │ │
изделий для │ │ │
предприятий ФПГ │ │ │
VI. Информационно-техническое обеспечение
24. Создание и │ │ Госкомпром │1995 -
ведение банка │ │ России │1997 гг.
данных по ФПГ │ │ │
│ │ │
25. Организация │ │ Госкомпром │1995 -
оказания │ │ России │1997 гг.
консалтинговых и │ │ │
маркетинговых │ │ │
услуг создаваемым │ │ │
и функционирующим ФПГ│ │ │
│ │ │
26. Организация │ │ Госкомпром │1995 -
системы обмена │ │ России │1997 гг.
информацией об │ │ ГКАП России │
опыте работы ФПГ │ │ Минэкономики │
(проведение │ │ России │
совещаний, │ │ Госкомимущество │
конференций, │ │ России │
семинаров) │ │ │
│ │ │
27. Формирование │ │ Госкомпром │1995 г.
коммерческой │ │ России │
инфраструктуры │ │ Минэкономики │
для предприятий ФПГ │ │ России │
(дилерская сеть, │ │ ГКАП России │
страховые │ │ │
организации, │ │ │
оптовые торговые │ │ │
структуры) │ │ │
│ │ │
28. Контроль за │ │ МВК │1995 -
ходом реализации │ │ │1997 гг.
Программы │ │ │
─────────────────────┴───────────────┴───────────────────┴────────