НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 (ред. от 16.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. N 312
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЮСТИЦИЯ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Юстиция".
2. Министерству юстиции Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Юстиция", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. N 517-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1743).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 312
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЮСТИЦИЯ"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы
Российской Федерации "Юстиция"
Конституцией Российской Федерации установлен демократический правовой характер Российского государства, что обусловливает особую роль сферы юстиции, обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы человека, относящиеся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также их укрепление в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", одновременно с развитием безопасного информационного пространства, укреплением законности и правовых основ международных отношений являются национальными интересами Российской Федерации на современном этапе.
В связи с этим вопросы правовой помощи и правового просвещения, судебно-экспертной деятельности, развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также цифровизация сферы юстиции приобретают особую значимость.
Основными направлениями деятельности, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в рамках настоящей государственной программы, в области цифровой трансформации являются:
развитие и цифровизация государственных услуг и функций;
участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов;
создание государственной информационной системы правовой помощи;
создание широкого спектра правовых сервисов и ресурсов, ориентация на развитие и широкое применение информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта.
Цифровая трансформация и обеспечение управления правовым пространством на основе информационных технологий являются стратегическим приоритетом развития государства и соответствуют цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
На сегодняшний день актуальным является участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов, содержащего все нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней в актуальном, структурированном и взаимосвязанном виде. Не регламентировано формирование верифицированного контрольного состояния нормативного правового акта.
В настоящее время органы государственной власти всех уровней, коммерческие организации, граждане в своей повседневной деятельности руководствуются информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащейся на официальных порталах правовой информации: "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - обеспечивает официальное опубликование правовых актов в формате pdf; "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru) - обеспечивает предоставление более 12,5 млн. нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней на основе системы федеральных регистров и государственных реестров Министерства юстиции Российской Федерации в машиночитаемом формате, а также в различных справочно-правовых системах коммерческих организаций. Официальный статус имеют только исходные тексты правовых актов на государственных правовых ресурсах, тогда как необходимые для повседневной деятельности сведения о контрольном состоянии правовых актов носят справочный характер и официально не верифицированы.
Поддержание нормативных правовых актов в контрольном состоянии в федеральных регистрах и государственных реестрах регламентировано соответствующими приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации. Ведение регистров и реестров включает проведение правовой и антикоррупционной экспертиз и фактически является формой контроля за соответствием юридических норм в регистрируемых нормативных правовых актах нормам актов более высокой юридической силы.
В этих условиях одной из целей государственной политики в сфере юстиции является участие Министерства юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного систематизированного правового ресурса, содержащего в машиночитаемом формате все нормативные правовые акты в верифицированном контрольном состоянии.
Участие Министерства юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании и развитии единого государственного правового информационного ресурса обеспечит достижение целей государственной политики в различных отраслях и будет способствовать:
доступности актуальной и достоверной правовой информации, обеспечиваемой за счет цифровой трансформации системы правовых актов, прозрачности деятельности органов власти;
формированию единого для граждан, юридических лиц и государственных организаций источника официальной актуальной правовой информации;
обеспечению защиты прав и свобод человека путем совершенствования законодательства, развития судебной и правоохранительной систем;
развитию информационной инфраструктуры, доступности информации по различным вопросам социальной, политической, экономической и духовной жизни общества;
повышению качества управленческих решений, снижению риска принятия решений, приводящих к противоречиям и содержащих коррупциогенные факторы, а также совершенствованию системы контроля за использованием бюджетных ассигнований в целях повышения качества жизни граждан.
Реализация идеи создания и развития указанного правового ресурса соответствует полномочиям Министерства юстиции Российской Федерации в части организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации, оказания методической помощи в систематизации законодательства субъектов Российской Федерации и систематизации муниципальных правовых актов.
Одним из приоритетных направлений также является обеспечение доступности массовых и социально значимых государственных услуг Министерства юстиции Российской Федерации в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал). В рамках национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установлен целевой показатель "увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" к 2030 году. В настоящее время взаимодействие через единый портал должным образом не обеспечивается, процент доступности получения массовых и социально значимых государственных услуг недостаточен и составляет менее 5 процентов.
Внедрение новых механизмов предоставления государственных услуг в деятельность Министерства юстиции Российской Федерации, в первую очередь наиболее массовых и социально значимых, с использованием общедоступного ресурса - единого портала - позволит оптимизировать процессы приема заявлений о предоставлении государственных услуг и выдаче результатов предоставления таких услуг, настройки, управления и обработки заявлений, анализа и оценки возможности предоставления государственных услуг в электронном виде.
Улучшение доступности и качества предоставляемых Министерством юстиции Российской Федерации государственных услуг в электронном виде с использованием единого портала нацелено на обеспечение заявителей унифицированными шаблонами и образцами документов по их заполнению, снижение издержек как заявителей, так и должностных лиц Министерства в процессе оказания государственных услуг. Это позволит оптимизировать процесс получения конечного результата предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с учетом сокращения регламентных сроков оказания государственных услуг.
Одной из социально ориентированных функций, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации, является развитие системы квалифицированной юридической помощи, право на получение которой гарантируется статьей 48 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
По состоянию на начало 2021 года во всех субъектах Российской Федерации действуют законодательные акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи, определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, установлена его компетенция.
На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика увеличения числа субъектов Российской Федерации, в которых установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. За 2020 год число регионов, в которых установлены такие дополнительные гарантии, увеличилось до 80 субъектов Российской Федерации.
Одним из важных вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации также является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, то есть принятие решения о создании государственного юридического бюро и (или) привлечении адвокатов.
В 59 субъектах Российской Федерации основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации - только государственные юридические бюро. В 18 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро и адвокаты (смешанная модель).
В целом, по данным мониторинга системы бесплатной юридической помощи, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, суммарная численность граждан по всем категориям, которым предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи на федеральном уровне и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, составляет около 30 млн. человек. Однако обращается за помощью только 2 процента этого количества.
Одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи является обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, которые согласно Конституции Российской Федерации (статья 2) являются высшей ценностью. Вместе с тем, как показывает многолетняя практика реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", актуальность сохраняют следующие вопросы:
осведомленность граждан (категорий, прямо указанных в законодательстве) о возможности реализации права на получение бесплатной юридической помощи;
доступность получения указанной государственной гарантии;
качество и своевременность предоставления юридической помощи.
Устанавливая конституционную гарантию на бесплатную юридическую помощь гражданам (отдельным категориям), государство должно обеспечить возможность реализации гражданами этого права. При этом юридическая помощь должна быть оказана своевременно и адресно. Граждане должны получать достоверную и актуальную информацию по правовым вопросам, которая позволит исключить посредников из процесса взаимодействия государства и гражданина и не допустить (минимизировать) возникновение коррупционной и мошеннической деятельности.
Главным направлением развития системы квалифицированной юридической помощи, отражающим современную цель государственной политики, является обеспечение единого цифрового контура оказания бесплатной правовой помощи для работы всех органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также всех участников - адвокатов, государственных юридических бюро - при выполнении ими задач в сфере правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи.
Реализацию цифровой трансформации системы правовой помощи в Российской Федерации планируется осуществить путем создания информационной системы "Правовая помощь". Указанное мероприятие направлено на обеспечение выполнения следующих целевых показателей национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Создание и развитие информационной системы "Правовая помощь" позволят обеспечить повышение доступности бесплатной юридической помощи, предоставление гражданам и всем участникам государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи единого цифрового пространства для правового информирования, правового просвещения и предоставления населению равного доступа к квалифицированной бесплатной юридической помощи, а также минимизировать случаи предоставления некачественной юридической помощи.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере юстиции является развитие института судебных экспертиз. Доказательственная база, сформированная с учетом результатов производства судебных экспертиз, в большинстве случаев является основой для осуществления уголовного, гражданского и административного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также принятия обоснованных независимых решений как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел.
В систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - судебно-экспертные учреждения) входят 53 федеральных бюджетных учреждения, в том числе федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации - головное судебно-экспертное учреждение по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях, 9 региональных центров судебной экспертизы, а также 43 лаборатории судебной экспертизы в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день судебно-экспертные учреждения представлены на территории 62 субъектов Российской Федерации, в том числе в 53 субъектах - в качестве самостоятельных учреждений и в 9 субъектах - в качестве филиалов.
В судебно-экспертных учреждениях в настоящее время организовано производство 54 видов судебных экспертиз по 27 их родам. Основными заказчиками судебных экспертиз как основной формы использования специальных знаний в судопроизводстве являются судебные и следственные органы. Ежегодно в судебно-экспертных учреждениях выполняется свыше 120 тыс. судебных экспертиз и экспертных исследований.
Вместе с тем актуальное состояние судебно-экспертных учреждений на сегодняшний день не позволяет в полной мере решить поставленные перед ними задачи. Они недостаточно обеспечены финансированием, необходимой штатной численностью, специальным криминалистическим оборудованием, научно-методической базой. Таким образом, необходимо обеспечить развитие системы судебно-экспертных учреждений, предусмотрев создание инфраструктуры таких учреждений в каждом субъекте Российской Федерации.
В период с 2010 по 2020 годы разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдением прав и улучшением условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Так, в результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться. По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года, в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек.
Стратегические приоритеты в сфере уголовно-исполнительной системы определены в соответствии с целями государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, установленными Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 1138-р.
К стратегическим приоритетам в сфере уголовно-исполнительной системы относятся:
обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
совершенствование организации уголовно-исполнительной системы, повышение эффективности деятельности входящих в эту систему учреждений, оптимизация их состава, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;
цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы (осуществляется в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации").
Одной из основных задач Федеральной службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов, в рамках которого осуществляется комплекс мер, направленных на создание условий для надлежащего обеспечения правосудия и безопасности в судах.
В 2020 году судебными приставами исполнено более 2,2 млн. заявок на обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса (100 процентов), задержано почти 9 тыс. лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда, в том числе 764 лица, находившегося в розыске за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Эффективность осуществления приводов лиц, уклоняющихся от добровольной явки в суд, составила 93 процента (из 263 тыс. лиц, подлежащих приводу в суды).
При реализации задачи принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в течение длительного периода в Федеральной службе судебных приставов фиксируется тенденция роста количества исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение (в 2019 году - 102,9 млн. исполнительных производств, в 2020 году - 110,5 миллиона), вследствие чего отмечается ежегодное устойчивое увеличение служебной нагрузки, приходящейся на судебных приставов-исполнителей (в среднем у одного судебного пристава-исполнителя на исполнении в 2020 году находилось 4,6 тыс. исполнительных производств, тогда как в 2019 году - 4,3 тысячи).
В 2020 году обеспечена положительная динамика увеличения количества исполнительных производств (с 51 млн. исполнительных производств в 2019 году до 55,2 миллиона в 2020 году), по которым требования полностью или частично исполнены в результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, а также по судебным актам (с 21,6 млн. судебных актов в 2019 году до 25,4 миллиона в 2020 году) и по актам уполномоченных органов (с 29,4 млн. актов уполномоченных органов в 2019 году до 29,8 миллиона в 2020 году).
Особое внимание уделяется исполнению исполнительных документов социально значимых категорий граждан, прежде всего связанных с обеспечением прав детей на получение алиментов. Доля исполнительных производств, в рамках которых реализуются права на получение алиментов, в 2020 году составила 80,2 процента.
В рамках реализации государственной политики Российской Федерации, направленной на создание необходимых условий развития цифровой экономики, основными приоритетами деятельности Федеральной службы судебных приставов являются электронно-цифровые технологии и цифровая трансформация принудительного исполнения.
Переход Федеральной службы судебных приставов на электронное взаимодействие с судебными и иными уполномоченными органами позволит значительно ускорить процедуру поступления на исполнение исполнительных документов, исключить потенциально возможные случаи утраты исполнительных документов при пересылке, оптимизировать нагрузку на суды и сотрудников Федеральной службы судебных приставов.
Переход на электронное взаимодействие со всеми государственными органами, организациями и иными операторами данных позволит в кратчайшие сроки обрабатывать и получать информацию о должнике и его имущественном положении, что, в свою очередь, сократит сроки нахождения на принудительном исполнении исполнительных производств и увеличит количество фактически исполненных исполнительных документов.
Реализация приоритетных задач будет способствовать созданию условий для надлежащего отправления правосудия, законности действий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, пресечению незаконных действий недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности, повышению доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации.
Реализация указанных стратегических приоритетов в сфере юстиции будет способствовать достижению целей государственной и общественной безопасности в части защиты основных прав и свобод человека и гражданина, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества и укрепления законности, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".