ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2021 г. N 729
О МЕРАХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО
ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030";
Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования.
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти внести изменения в государственные программы Российской Федерации, ответственными исполнителями которых они являются, в части дополнительного финансового обеспечения находящихся в их ведении:
образовательных организаций высшего образования, отобранных для участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030";
образовательных организаций высшего образования и научных организаций, входящих в консорциумы с организациями, указанными в абзаце втором настоящего пункта.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность оказания государственной поддержки организациям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящего постановления, без проведения дополнительных конкурсных процедур в части:
реализации образовательных программ;
проведения научных исследований;
реализации программ развития;
развития инфраструктуры.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации начиная с 2022 года ежегодно публиковать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклад о реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 мая 2021 г. N 729
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО
ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения отбора российских образовательных организаций высшего образования (за исключением казенных учреждений) (далее соответственно - отбор, университеты) в целях участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - программа "Приоритет-2030"), направленной на поддержку программ развития университетов и ориентированной на содействие увеличению вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечение доступности качественного высшего образования в субъектах Российской Федерации.
2. Отбор проводится с целью определения университетов для предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", а также университетов, соответствующих критериям, указанным в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, для признания их кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030" (далее соответственно - Правила предоставления грантов, грант).
Отбор университетов для предоставления одной из специальных частей гранта, указанных в подпункте "б" пункта 4 Правил предоставления грантов (далее - специальная часть гранта), проводится по 2 направлениям:
исследовательское лидерство - проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок;
территориальное и (или) отраслевое лидерство - социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы.
3. Университеты для участия в отборе в течение 30 календарных дней со дня начала приема документов на участие в отборе представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации следующий пакет документов (далее - заявка):
а) заявление, подписанное руководителем университета или лицом, уполномоченным действовать от имени университета, об участии в отборе, включающее:
указание, что университет претендует на получение базовой части гранта, указанной в подпункте "а" пункта 4 Правил предоставления грантов (далее - базовая часть гранта);
указание, что университет претендует на получение одной из специальных частей гранта (по выбору университета, в случае если университет претендует на получение одной из специальных частей гранта);
согласие университета на выполнение обязательств, указанных в подпунктах "ж" и "з" пункта 8 и подпунктах "в" и "г" пункта 9 настоящих Правил;
согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информации об университете, о подаваемой заявке, иной информации об университете, связанной с отбором;
согласие университета на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта;
б) программа (проект программы) развития университета в соответствии с образцом, приведенным в объявлении о проведении отбора;
в) письмо организации или органа государственной власти (государственного органа) и (или) органа местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя университета (далее - организация-учредитель), включающее:
согласие на участие университета в отборе и последующее заключение соглашения о предоставлении гранта (за исключением университетов, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или Министерство науки и высшего образования Российской Федерации);
согласие предусматривать дополнительное финансовое обеспечение программы развития университета, если он будет признан кандидатом на участие в программе "Приоритет-2030" в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;
г) документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени университета;
д) справка, подписанная руководителем университета или лицом, уполномоченным действовать от имени университета, и главным бухгалтером (при наличии) университета, подтверждающая соответствие университета по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу проведения отбора, требованиям, установленным в подпунктах "а" - "е" пункта 8 настоящих Правил, и критериям для участия в отборе, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил.
Университет несет ответственность за достоверность сведений представленных в документах, указанных в настоящем пункте.
Университет вправе подать только одну заявку.
4. Программы (проекты программ) развития университетов должны быть направлены на увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечение доступности качественного высшего образования в регионах Российской Федерации с учетом положений:
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации);
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
стратегий социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации;
отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.
5. Программы (проекты программ) развития университетов должны включать следующие отдельные мероприятия (по выбору университета):
а) подготовка кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы;
б) развитие и реализация прорывных научных исследований и разработок, в том числе получение по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации;
в) внедрение в экономику и социальную сферу высоких технологий, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий, а также создание студенческих технопарков и бизнес-инкубаторов;
г) обновление, разработка и внедрение новых образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в интересах научно-технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы;
д) реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме, реализация творческих и социально-гуманитарных проектов с участием университетов, научных и других организаций реального сектора экономики и социальной сферы;
е) развитие материально-технических условий осуществления образовательной, научной, творческой, социально-гуманитарной деятельности университетов, включая обновление приборной базы университетов;
ж) развитие кадрового потенциала системы высшего образования, сектора исследований и разработок посредством обеспечения воспроизводства управленческих и научно-педагогических кадров, привлечение в университеты ведущих ученых и специалистов-практиков;
з) реализация программ внутрироссийской и международной академической мобильности научно-педагогических работников и обучающихся, в том числе в целях проведения совместных научных исследований, реализации творческих и социально-гуманитарных проектов;
и) реализация мер по совершенствованию научно-исследовательской деятельности в магистратуре, аспирантуре и докторантуре;
к) продвижение образовательных программ и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
л) привлечение иностранных граждан для обучения в университетах и содействие трудоустройству лучших из них в Российской Федерации;
м) содействие трудоустройству выпускников университетов в секторе исследований и разработок и высокотехнологичных отраслях экономики;
н) объединение с университетами и (или) научными организациями независимо от их ведомственной принадлежности;
о) цифровая трансформация университетов и научных организаций;
п) вовлечение обучающихся в научно-исследовательские и опытно-конструкторские и (или) инновационные работы и (или) социально ориентированные проекты, а также осуществление поддержки обучающихся;
р) реализация новых творческих, социально-гуманитарных проектов;
с) тиражирование лучших практик университета в других университетах, не являющихся участниками программы "Приоритет-2030";
т) реализация мер по поддержке молодых научно-педагогических работников.
6. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации при необходимости утверждает методические рекомендации по реализации мероприятий, предусмотренных в пункте 5 настоящих Правил.
7. В программах (проектах программ) развития университетов дополнительно может предусматриваться реализация мероприятий с формированием консорциумов - объединений, в том числе без образования юридического лица, с другими университетами и (или) научными организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и при необходимости с иными организациями на основании соглашений о взаимодействии.
8. Участниками отбора являются университеты, представившие заявки и признанные комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора университетов в целях участия в программе "Приоритет-2030" соответствующими следующим требованиям (далее соответственно - комиссия, университет-конкурсант):
а) у университета по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен отбор, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у университета по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен отбор, отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
в) университет по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен отбор, не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу проведения отбора, в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере университета;
д) университет по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен отбор, не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
е) университет по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен отбор, не является получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил предоставления грантов, а также не является получателем средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" в году получения средств из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления грантов;
ж) наличие обязательства университета в случае признания его победителем по итогам отбора по:
использованию средств гранта на реализацию мероприятий в целях, указанных в пункте 1 Правил предоставления грантов;
достижению значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, установленных пунктом 9 Правил предоставления грантов, и целевых показателей эффективности реализации программ развития университетов, предусмотренных пунктом 10 Правил предоставления грантов, установленных в утвержденной программе развития университета;
ведению раздельного учета средств гранта в случае заключения соглашения о предоставлении гранта;
публикации в открытом доступе на официальном сайте университета в сети "Интернет" программы развития университета, ежегодных отчетов о реализации программы развития университета, рекомендаций комиссии, Совета по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - Совет), отчетности о финансово-хозяйственной деятельности университета, аудиторских заключений (при наличии);
софинансированию мероприятий за счет средств от приносящей доход деятельности в плановый 10-летний период (в объемах софинансирования мероприятий не учитываются средства федерального бюджета, предоставляемые университету в рамках иных мер государственной поддержки, в том числе в виде грантов в форме субсидий);
з) для университетов, претендующих на получение специальной части гранта на развитие территориального и (или) отраслевого лидерства университета, - наличие обязательства университета о ежегодном отчете о реализации программы развития, а также о вкладе университета в одно из следующих направлений территориального или отраслевого развития:
социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации - на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
социально-экономическое развитие федерального округа - на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
технологическое развитие отрасли (отраслей) - на заседании коллегии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в профильной сфере (далее - профильный федеральный орган исполнительной власти), и (или) заседании коллегиального органа управления организации, включенной в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, и (или) организации, включенной в перечень системообразующих организаций субъекта Российской Федерации, утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющей деятельность в профильной сфере (далее - профильная системообразующая организация).
9. Университет-конкурсант должен удовлетворять одной из следующих групп критериев для участия в отборе (далее - критерии допуска к отбору):
а) первая группа критериев допуска к отбору:
численность обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения в университете за последний отчетный период составляет не менее 4000 человек;
совокупный объем финансового обеспечения университета из всех источников за последний отчетный период составляет не менее 1000 млн. рублей;
удельный вес финансового обеспечения университета от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (для университетов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, включая доходы от творческой деятельности) в общих доходах университета за последний отчетный период составляет не менее 5 процентов.
Расчет значений показателей, включенных в первую группу критериев допуска к отбору, осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Последний отчетный период для расчета указанных показателей указывается в объявлении о проведении отбора;
б) вторая группа критериев допуска к отбору:
доля студентов, зачисленных на первый курс в году, предшествующем году проведения отбора, на обучение по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности, устанавливаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, составляет не менее 60 процентов численности студентов, зачисленных на первый курс в году, предшествующем году проведения отбора (далее - университеты творческой направленности);
наличие письма за подписью руководителя организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя университета творческой направленности, о рекомендации к участию в отборе с обоснованием наличия потенциала университета, необходимого для участия в программе "Приоритет-2030".
Расчет значения показателя, включенного во вторую группу критериев допуска к отбору, осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Последний отчетный период для расчета данного показателя указывается в объявлении о проведении отбора;
в) третья группа критериев допуска к отбору:
университет удовлетворяет 2 из 3 критериев допуска к отбору, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
наличие обязательства университета по соответствию всем критериям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, не позднее чем через 2 года после года, в котором проводится отбор (по состоянию на 31 декабря);
наличие обязательства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен университет, и (или) профильного федерального органа исполнительной власти, и (или) профильной системообразующей организации осуществлять дополнительную финансовую поддержку реализации программы развития университета в объеме не менее минимального размера базовой части гранта до выполнения университетом обязательства по соответствию всем критериям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, в случае если университет будет отобран в качестве кандидата на участие в программе "Приоритет-2030" в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;
г) четвертая группа критериев допуска к отбору:
университет удовлетворяет 2 из 3 критериев, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
наличие подтверждающих документов о принятии университетом в установленном порядке решения об инициировании процедуры реорганизации в форме слияния (присоединения) с другими университетами и (или) научными организациями;
наличие обязательства университета о завершении реорганизационных процедур, предусмотренных абзацем третьим настоящего подпункта, и соответствии всем критериям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, не позднее чем через 2 года после года, в котором проводится отбор (по состоянию на 31 декабря).
10. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в целях обеспечения проведения отбора:
а) размещает не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети "Интернет" (далее - единый портал), а также на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) объявление о проведении отбора с указанием:
сроков проведения отбора (даты и времени начала (окончания) подачи (приема) заявок участников отбора), а также информации о возможности проведения нескольких этапов отбора с указанием сроков (порядка) их проведения (при необходимости);
места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
результата предоставления гранта, предусмотренного пунктом 8 Правил предоставления грантов, и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, установленных пунктом 9 Правил предоставления грантов;
доменного имени, и (или) сетевого адреса, и (или) указателей страниц сайта в сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
требований и критериев допуска к отбору в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил и перечня документов, представляемых участниками отбора для подтверждения их соответствия указанным требованиям и критериям;
порядка подачи заявок участниками отбора и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок;
порядка отзыва и возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок, порядка внесения изменений в заявки;
правил рассмотрения и оценки заявок в соответствии с настоящими Правилами;
порядка предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;
порядка и сроков заключения соглашения о предоставлении базовой части гранта и дополнительного соглашения к нему о предоставлении специальной части гранта, в том числе условий признания победителя (победителей) отбора уклонившимся от заключения соглашения;
сроков размещения на едином портале и официальном сайте информации о результатах отбора;
отчетного периода для расчета значений показателей, включенных в критерии допуска к отбору, указанные в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил;
рекомендуемого образца оформления программы развития университета;
рекомендуемого образца оформления заявления на участие в отборе;
б) формирует комиссию, а также подкомиссию для проведения отбора среди университетов творческой направленности (далее - подкомиссия).
11. Комиссия:
осуществляет полномочия, предусмотренные настоящими Правилами и Правилами предоставления грантов;
рассматривает ежегодные отчеты о реализации программ развития университетов - участников программы "Приоритет-2030" (далее - университеты - участники программы "Приоритет-2030"), получающих базовую часть гранта, а также ежегодные отчеты о реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта в части мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
рассматривает ежегодные отчеты о реализации программ развития университетов, признанных кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030";
дает рекомендации по корректировке (актуализации) программ (проектов программ) развития университетов - участников программы "Приоритет-2030", получающих базовую часть гранта, и университетов, признанных кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030" (для университетов творческой направленности - на основании соответствующих рекомендаций подкомиссии);
дает рекомендации по повышению эффективности системы управления университетов (при необходимости).
Подкомиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями комиссии, предусмотренными настоящими Правилами.
Комиссия рассматривает заявки на участие в отборе.
Председателем комиссии в целях рассмотрения и отбора заявок образуется группа отбора заявок.
Группа отбора заявок:
осуществляет вскрытие конвертов с заявками и готовит соответствующий протокол;
осуществляет рассмотрение заявок с заключениями по результатам проверки, указанной в пункте 12 настоящих Правил;
отбирает заявки, допущенные к участию в отборе, и определяет университеты, которым отказывается в допуске к участию в отборе по результатам вскрытия заявок, и готовит соответствующий протокол.
Основаниями отклонения заявки группой отбора заявок на стадии рассмотрения и оценки являются:
несоответствие университетов требованиям, установленным пунктом 8 настоящих Правил, и критериям допуска к отбору, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил;
несоответствие представленных университетами документов в составе заявок, и (или) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и (или) несоответствие университетов требованиям и (или) критериям допуска к отбору, указанным в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и (или) несоответствие требованиям к заявкам, установленным в объявлении о проведении отбора;
недостоверность представленной университетами информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
подача университетами заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
не позднее дня опубликования протокола вскрытия заявок передает заявки для проведения проверки на комплектность, полноту содержащихся в них сведений и наличие предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил документов в федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр социологических исследований", осуществляющее организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение программы "Приоритет-2030" в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию программы "Приоритет-2030";
организует представление заключения по результатам проверки группе отбора заявок в течение 5 рабочих дней со дня опубликования протокола вскрытия заявок.
13. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
утверждает порядок экспертной оценки программ (проектов программ) развития университетов, представленных в составе заявок и допущенных к участию в отборе (далее - экспертная оценка);
организует проведение экспертной оценки по критериям оценки, указанным в пункте 17 настоящих Правил (далее - критерии оценки);
направляет программы (проекты программ) развития в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" для получения заключения в соответствии с Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
представляет комиссии результаты экспертной оценки и поступившие заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" для использования при рассмотрении и оценке программ (проектов программ) развития университетов.
14. Комиссия проводит оценку программ (проектов программ) развития университетов-конкурсантов по критериям оценки, в том числе с учетом экспертной оценки, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, и формирует рейтинг университетов-конкурсантов в сроки, установленные в объявлении о проведении отбора.
Комиссия имеет право приглашать на свои заседания и заслушивать на них представителей университетов-конкурсантов для презентации программ (проектов программ) развития университетов-конкурсантов.
По результатам оценки программы (проекта программы) развития университета-конкурсанта каждым членом комиссии, присутствующим на заседании, университету-конкурсанту присваивается от 0 до 10 баллов (целое число, где 10 - это наивысшая оценка) по каждому из критериев оценки. Итоговый балл, полученный университетом-конкурсантом по результатам оценки программы (проекта программы) развития университета, рассчитывается в порядке, устанавливаемом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
В целях формирования рейтинга заявок комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер (в порядке уменьшения итоговых баллов по результатам оценки программ (проектов программ) развития университетов-конкурсантов). Заявке, получившей наибольший итоговый балл, присваивается первый номер. Если 2 или более заявок набрали при проведении оценки одинаковый итоговый балл, меньший порядковый номер присваивается заявке, поданной по дате ранее.
Оценку программ (проектов программ) развития университетов творческой направленности осуществляет подкомиссия в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для комиссии. По итогам оценки программ (проектов программ) развития университетов творческой направленности подкомиссия готовит протокол по результатам оценки, включающий сведения о программах (проектах программ) развития в составе заявок, допущенных к оценке, результаты оценки программ (проектов программ) развития университетов, рассчитанные в порядке, устанавливаемом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Протокол оценки программ (проектов программ) развития университетов творческой направленности предоставляется комиссии и размещается на официальном сайте не позднее 14-го календарного дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
15. Комиссия подводит итоги отбора, определяет победителей отбора с учетом результатов рейтингования ею заявок университетов-конкурсантов, а также с учетом протокола оценки программ (проектов программ) развития университетов творческой направленности и готовит итоговый протокол по результатам отбора, включающий:
дату, время и место оценки программ (проектов программ) в составе заявок;
сведения о заявках, допущенных к оценке;
информацию об университетах-конкурсантах, заявки которых были рассмотрены;
результаты голосования членов комиссии, оценки заявок со значениями по каждому из предусмотренных критериев оценки и присвоенных заявкам порядковых номеров;
наименования отобранных университетов-конкурсантов, соответствующих критериям допуска к отбору, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 9 настоящих Правил, которые признаются участниками программы "Приоритет-2030";
наименования отобранных университетов-конкурсантов, соответствующих критериям, указанным в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, которые признаются кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030";
наименования университетов-конкурсантов, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения и положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки.
Итоговый протокол по результатам отбора размещается на едином портале и на официальном сайте не позднее 14-го календарного дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
16. Комиссия определяет количество университетов-участников программы "Приоритет-2030" с учетом положений, указанных в пунктах 3 и 12 Правил предоставления грантов.
В число университетов-участников программы "Приоритет-2030" могут быть включены не более 5 университетов, соответствующих критериям допуска к отбору, указанным в подпункте "б" пункта 9 настоящих Правил.
17. Критериями оценки программы (проекта программы) развития университета-конкурсанта являются:
а) амбициозность целей и результатов программы (проекта программы) развития университета-конкурсанта, их соответствие национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации;
б) академическое признание и потенциал университета-конкурсанта, в том числе с учетом результатов реализации программы университета-конкурсанта в рамках мер государственной поддержки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 марта 2013 г. N 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров" (для университетов, получавших государственную поддержку в рамках указанного постановления Правительства Российской Федерации);
в) степень проработанности программы (проекта программы) развития университета-конкурсанта;
г) реализация творческих и социально-гуманитарных проектов и взаимодействие университета-конкурсанта с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также с организациями реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации;
д) модернизация системы управления университета-конкурсанта и его взаимодействие с другими участниками консорциума, сформированного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (включая оценку долгосрочной стратегии развития консорциума (консорциумов), деятельности управляющих органов консорциума (консорциумов), реализации сетевых образовательных программ и научных проектов, внедрения единых инфраструктурных решений);
е) реорганизация в форме слияния (присоединения) с другими образовательными организациями высшего образования и (или) научными организациями (при включении в программу развития университета-конкурсанта мероприятий по реорганизации);
ж) обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся.
18. Комиссия принимает решение об исключении университета из состава участников или кандидатов на участие в программе "Приоритет-2030" в случае непредставления отчетов о реализации программ развития этих университетов, предусмотренных пунктом 30 Правил предоставления грантов, а также:
в отношении университетов, не получающих специальную часть гранта, - по итогам оценки указанных отчетов этих университетов комиссией (подкомиссией);
в отношении университетов, получающих специальную часть гранта, - на основании рекомендаций Совета по итогам оценки указанных отчетов этих университетов;
в отношении университетов, удовлетворяющих критериям допуска к отбору, указанным в подпункте "г" пункта 9 настоящих Правил, и не завершивших реорганизацию в форме слияния или присоединения в установленные сроки.
Критериями оценки членами комиссии (подкомиссии) отчетов о реализации программ развития университетов, не получающих специальную часть гранта, являются критерии, указанные в подпунктах "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, а также:
качественные характеристики реализации мероприятий программы развития университета в отчетном периоде;
выполнение университетом рекомендаций комиссии (подкомиссии).
По результатам оценки отчетов о реализации программ развития университетов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, с учетом их экспертной оценки и поступивших заключений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" по результатам экспертизы научных и научно-технических результатов каждым присутствующим на заседании членом комиссии (подкомиссии) университету присваивается от 0 до 10 баллов (целое число, где 10 - это наивысшая оценка) по каждому из указанных в абзаце пятом настоящего пункта критериев оценки отчетов. Итоговый балл, полученный университетом по результатам указанной оценки, рассчитывается в порядке, устанавливаемом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим пунктом решения об исключении университетов из состава участников или кандидатов на участие в программе "Приоритет-2030" оформляются протоколом комиссии, включающим сведения об университетах, исключаемых из состава участников или кандидатов на участие в программе "Приоритет-2030", в году, следующем за годом, в котором принято решение. Указанный протокол размещается на едином портале и на официальном сайте в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.
19. Признание университета, ранее отобранного в качестве кандидата на участие в программе "Приоритет-2030", участником программы "Приоритет-2030" осуществляется решением комиссии на очередной календарный год после года, в котором университет выполнил обязательство по соответствию критериям, указанным в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил, на основании письма, подписанного руководителем университета или лицом, уполномоченным действовать от имени университета, с представлением документов, подтверждающих:
полномочия указанного лица;
соответствие университета критериям допуска к отбору, указанным в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил.
Комиссия готовит протокол по результатам рассмотрения документов, представленных в соответствии с настоящим пунктом, включающий сведения об университете из числа кандидатов на участие в программе "Приоритет-2030", заявивших о предоставлении базовой части гранта, результаты голосования членов комиссии, наименование университетов, которые признаются участниками программы "Приоритет-2030". Указанный протокол размещается на едином портале и на официальном сайте в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 мая 2021 г. N 729
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления на конкурсной основе грантов в форме субсидий из федерального бюджета российским образовательным организациям высшего образования, отобранным в соответствии с Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее соответственно - грант, Правила проведения отбора, отбор, университет).
Гранты предоставляются в целях реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - программа "Приоритет-2030") в рамках достижения:
а) результата "Поддержка образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию" федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" национального проекта "Наука и университеты";
б) результата "Образовательными организациями высшего образования, получающими государственную поддержку по программе стратегического академического лидерства, в рамках своих программ развития реализованы мероприятия по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей" федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Гранты предоставляются университетам на реализацию мероприятий программ развития, указанных в пункте 5 Правил проведения отбора.
Гранты предоставляются университетам при соблюдении требований к участникам отбора, установленных в пункте 8 Правил проведения отбора.
3. Гранты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) сведения о грантах, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящими Правилами, размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - единый портал, сеть "Интернет").
4. Грант включает:
а) базовую часть на увеличение вклада университета в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и реализацию новых творческих, социально-гуманитарных проектов;
б) специальную часть:
на развитие университетов, обеспечивающих проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок;
на развитие университетов, обеспечивающих социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы.
5. Гранты предоставляются на финансовое обеспечение затрат, связанных с достижением целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Средства гранта могут быть направлены на компенсацию затрат (части затрат) университета, осуществленных в текущем финансовом году на достижение целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, за счет собственных средств до заключения соглашения о предоставлении гранта.
6. Университеты как получатели грантов вправе в последующем предоставлять указанные средства иным юридическим лицам - участникам консорциума, сформированного в соответствии с пунктом 7 Правил проведения отбора (далее - консорциум), о чем между университетом и иным юридическим лицом заключается соглашение в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, содержащее следующие условия:
а) о результате предоставления гранта, аналогичном результату, предусмотренному для университета - получателя гранта в соглашении (дополнительном соглашении) о предоставлении гранта, заключенном с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил;
б) о показателях, необходимых для достижения результата предоставления гранта, аналогичных показателям, установленным для университета - получателя гранта в соглашении (дополнительном соглашении) о предоставлении гранта, заключенном с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил;
в) о порядке и сроках представления отчетности иным юридическим лицом, которому университет как получатель гранта предоставляет указанные средства:
по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации, о достижении результата предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант;
по формам отчетности, установленным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соглашении о предоставлении гранта;
г) о формах и условиях предоставления средств гранта на развитие инновационной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации";
д) о согласии юридических лиц - участников консорциума на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта.
7. Средства гранта не могут быть направлены на финансовое обеспечение или возмещение затрат, связанных с достижением целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, произведенных в рамках иных государственных программ и (или) на основании иных нормативных правовых актов.
8. Результатом предоставления гранта является достижение целевых показателей, предусмотренных программой развития университета.
9. Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта (далее - показатели результата), являются:
численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в университете, в том числе посредством онлайн-курсов;
количество реализованных проектов, в том числе с участием членов консорциума (консорциумов), по каждому из мероприятий программ развития, указанных в пункте 5 Правил проведения отбора.
Расчет значений показателей результата осуществляется в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
10. Дополнительно к показателям результата устанавливаются целевые показатели эффективности реализации программ развития университетов, отражающие динамику развития университетов и результативность реализуемых ими программ развития (далее - показатели эффективности), в том числе по следующим направлениям:
затраты университета на исследования и разработки;
привлеченное финансирование от компаний реального и финансового секторов экономики, организаций социальной сферы;
результативность научной деятельности, уникальность и прорывной характер исследований и разработок;
инновационный потенциал и экономическая отдача от исследований и разработок, вклад в увеличение производства наукоемкой продукции;
качество образования;
влияние университета на развитие региона.
Перечень показателей эффективности, дифференцированных в зависимости от части (частей) гранта, на получение которой (которых) претендует университет, и методика их расчета утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Расчет показателей эффективности осуществляется на основании данных университетов - получателей грантов без учета данных других участников консорциума.
11. Комиссия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора университетов в целях участия в программе "Приоритет-2030", сформированная в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил проведения отбора (далее - комиссия), готовит протокол, включающий наименования университетов - участников программы "Приоритет-2030" (далее - университеты - участники программы "Приоритет-2030") с указанием размера базовой части гранта в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Протокол о результатах распределения базовой части гранта размещается на едином портале и на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.
12. Порядок расчета размера базовой части гранта указан в приложении.
Минимальный размер базовой части гранта составляет 100 млн. рублей в год.
Предельный размер базовой части гранта ежегодно устанавливается комиссией.
13. Предоставление гранта в размере базовой и специальной частей осуществляется в отношении университетов - участников программы "Приоритет-2030" с учетом рассмотрения программ (проектов программ) развития университетов на заседании Совета по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - Совет) в порядке, определенном пунктами 14 - 19 настоящих Правил.
14. Комиссия осуществляет рейтингование университетов - участников программы "Приоритет-2030", подавших заявки в соответствии с пунктом 3 Правил проведения отбора (далее - заявка), в которых указано, что университеты претендуют на получение специальной части гранта. Рейтингование осуществляется в порядке убывания баллов, рассчитанных в соответствии с пунктом 14 Правил проведения отбора.
Комиссия устанавливает пороговые значения рейтинга в целях определения перечня университетов для последующего рассмотрения Советом их программ (проектов программ) развития.
Комиссия готовит протокол по итогам рейтингования университетов - участников программы "Приоритет-2030", в заявке которых указано, что они претендуют на получение специальной части гранта. В протоколе указываются следующие сведения:
дата, время и место проведения рейтингования;
сведения об университетах, допущенных к рейтингованию;
баллы университетов, полученные по итогам оценки программ (проектов программ) развития университетов в соответствии с пунктом 14 Правил проведения отбора;
пороговое значение рейтинга университетов для последующего рассмотрения Советом их программ (проектов программ) развития;
наименования университетов, рекомендованных для последующего рассмотрения Советом их программ (проектов программ) развития.
Протокол комиссии по итогам рейтингования размещается не позднее 14 календарных дней со дня его подписания на едином портале и на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет".
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации организует представление Совету:
а) программ (проектов программ) развития университетов, рекомендованных для последующего рассмотрения Советом в соответствии с настоящим пунктом;
б) результатов экспертной оценки программ (проектов программ) развития указанных университетов, проведенной в соответствии с пунктом 13 Правил проведения отбора;
в) результатов оценки программ (проектов программ) развития указанных университетов комиссией (подкомиссией по оценке университетов творческой направленности (далее - подкомиссия) в соответствии с пунктом 14 Правил проведения отбора.
15. Совет проводит оценку программ (проектов программ) развития университетов - участников программы "Приоритет-2030" по критериям, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 17 Правил проведения отбора, в том числе с учетом экспертной оценки и результатов презентаций университетов на заседаниях Совета.
Каждым членом Совета, присутствующим на заседании, университету - участнику программы "Приоритет-2030" присваивается от 0 до 10 баллов (целым числом, где 10 - наивысшая оценка).
По итогам оценки программ (проектов программ) развития университетов Советом осуществляются рейтингование университетов - участников программы "Приоритет-2030" в порядке убывания баллов и установление пороговых значений рейтингов для формирования рекомендаций Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о перечне университетов для предоставления специальной части гранта.
Совет готовит протокол по итогам оценки программ (проектов программ) развития университетов. В протоколе указываются следующие сведения:
сведения об университетах, допущенных к оценке;
баллы университетов, рассчитанные в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 730 "О Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030";
наименования университетов, рекомендованных для предоставления специальной части гранта;
значения коэффициентов, используемых для расчета размера специальной части гранта, предоставляемой университетам в очередном финансовом году, в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;
предложения о дифференциации объемов специальной части гранта, предоставляемой университетам.
Протокол по итогам оценки программ (проектов программ) развития университетов размещается в течение 10 рабочих дней со дня его подписания на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет".
Совет определяет количество рекомендуемых университетов для предоставления специальной части гранта с учетом положений, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
Совет по итогам заседания готовит и представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации для последующего направления в университеты рекомендации по корректировке (актуализации) программ (проектов программ) развития университетов, рекомендованных Советом для предоставления специальной части гранта.
16. Значения предусмотренных приложением к настоящим Правилам коэффициентов (которые могут также равняться нулю), используемых для расчета специальной части гранта, предоставляемой университетам - участникам программы "Приоритет-2030" в очередном финансовом году, ежегодно устанавливаются Советом.
17. Расчет размера специальной части гранта производится в порядке, установленном в приложении к настоящим Правилам.
18. Начиная с года, следующего за годом проведения отбора, определение размера специальной части гранта осуществляется на основании рассмотрения и оценки Советом скорректированных (актуализированных) программ развития университетов и (или) отчетов об их реализации в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил с учетом предложений Совета об исключении университетов из состава участников программы "Приоритет-2030".
Оценка Советом скорректированных (актуализированных) программ развития университетов и (или) отчетов об их реализации осуществляется по критериям оценки, указанным в подпунктах "г" - "ж" пункта 17, а также в пункте 18 Правил проведения отбора.
19. Университеты - участники программы "Приоритет-2030", которым предоставляется специальная часть гранта, определяются решением комиссии с учетом результатов рассмотрения и оценки программ (проектов программ) развития университетов и (или) отчетов об их реализации Советом (в порядке, предусмотренном пунктами 15 и 18 настоящих Правил). Решение комиссии оформляется протоколом о результатах распределения специальной части гранта, содержащим наименования университетов - участников программы "Приоритет-2030" с указанием размера специальной части гранта.
Протокол, указанный в настоящем пункте, размещается не позднее 14 календарных дней со дня его подписания на едином портале и на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет".
20. Распределение специальной части гранта осуществляется на очередной финансовый год (в 2021 году - на текущий и очередной финансовый год).
21. Университеты - участники программы "Приоритет-2030", получающие в текущем финансовом году грант в размере базовой части гранта, вправе направить в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в очередном финансовом году в сроки, установленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заявку, включающую:
сопроводительное письмо, подписанное руководителем университета или лицом, уполномоченным действовать от имени университета, с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица, с ходатайством о предоставлении специальной части гранта в следующем финансовом году;
отчет о реализации программы развития университета за предыдущий календарный год;
скорректированную (актуализированную) программу развития университета по итогам последнего рассмотрения на заседании комиссии (подкомиссии).
Решение о предоставлении специальной части гранта принимается в порядке, предусмотренном пунктами 14 - 19 настоящих Правил.
22. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации уведомляет университеты - участники программы "Приоритет-2030" посредством направления письма на электронную почту, указанную в заявке, о готовности заключить:
соглашение о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 10 рабочих дней с даты размещения на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" протокола о распределении базовой части гранта;
дополнительное соглашение об изменении объемов и условий предоставления гранта не позднее 10 рабочих дней с даты подписания протокола о результатах распределения специальной части гранта.
Дополнительное соглашение о внесении изменений в соглашение о предоставлении гранта, а также дополнительное соглашение о расторжении соглашения о предоставлении гранта заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
23. Если размер гранта, предоставляемого университету - участнику программы "Приоритет-2030", меньше запрашиваемой в заявке суммы, университет вправе:
а) привлечь дополнительные внебюджетные средства в целях реализации программы развития университета в полном объеме согласно указанному в программе развития университета общему объему финансового обеспечения;
б) отказаться от получения гранта в течение 10 календарных дней со дня опубликования на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" соответственно протокола о предоставлении базовой части гранта или протокола о предоставлении специальной части гранта посредством направления соответствующей информации в письменной форме в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
24. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня подписания протокола о распределении базовой части гранта заключает соглашение с университетом - получателем гранта о предоставлении ему на плановый год (в 2021 году - на текущий и плановый год) гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в котором предусматриваются в том числе:
а) согласие университета на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения университетом целей, условий и порядка предоставления гранта;
б) целевое назначение гранта;
в) размер гранта и условия его предоставления;
г) запрет на приобретение за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением значений показателей результата и (или) показателей эффективности;
д) формы, порядок и сроки представления отчетности и дополнительной отчетности в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил;
е) обязательство университета использовать средства гранта на реализацию мероприятий из числа мероприятий программ развития, указанных в пункте 5 Правил проведения отбора;
ж) результат предоставления гранта, значения показателей результата и обязанность университета по их достижению;
з) значения показателей эффективности базовой части гранта и обязанность университета по их достижению;
и) ответственность университета за нарушение целей, условий и порядка предоставления гранта и недостижение результата предоставления гранта, в том числе обязательство университета по возврату средств гранта в федеральный бюджет, в случае нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также недостижения результата предоставления гранта, в соответствии с пунктами 31, 32, 33 и 35 настоящих Правил;
к) ответственность университета за недостижение показателей эффективности базовой части гранта;
л) порядок и сроки возврата университетом средств гранта в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашением о предоставлении гранта в случае установления фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, недостижения результата предоставления гранта, а также невыполнения иных обязательств, установленных указанным соглашением;
м) порядок и сроки перечисления средств гранта с учетом положений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
н) условия и порядок заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о предоставлении гранта, а также дополнительного соглашения о расторжении соглашения о предоставлении гранта (при необходимости);
о) обязанность университета - получателя гранта:
по представлению отчета о реализации программы развития университета в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" для проведения оценки в части научной и научно-технической деятельности;
по утверждению (переутверждению) и согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации программы развития, актуализированной с учетом рекомендаций комиссии (подкомиссии) и (или) Совета в течение 3 месяцев с даты подписания соответствующего соглашения о предоставлении гранта;
по опубликованию утвержденной и согласованной программы развития на официальном сайте университета в сети "Интернет" в течение 3 месяцев с даты подписания соответствующего соглашения о предоставлении гранта;
п) положение о согласовании новых условий соглашения о предоставлении гранта или о расторжении соглашения о предоставлении гранта при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству науки и высшего образования Российской Федерации ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении о предоставлении гранта;
р) возможность осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки средств гранта, при принятии Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации решения о наличии потребности в указанных средствах или возврате указанных средств при отсутствии в них потребности в текущем финансовом году;
с) обязательство университета:
о получении по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных
Гражданским кодексом Российской Федерации;
о направлении сведений о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";
т) принятие университетом решения о последующем предоставлении средств, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, иным юридическим лицам в рамках развития инновационной деятельности согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации";
у) осуществление университетом мониторинга и контроля использования иными юридическими лицами средств, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта и которые были предоставлены иным лицам в рамках развития инновационной деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации";
ф) обязательство университета представить документы, подтверждающие привлечение университетом средств внебюджетных источников на проведение прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок.
25. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах распределения специальной части гранта заключает дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в котором предусматриваются в том числе:
а) скорректированные значения показателей результата в связи с предоставлением специальной части гранта и обязанность университета по их достижению;
б) значения показателей эффективности специальной части гранта и обязанность университета по их достижению;
в) ответственность университета за недостижение показателей эффективности специальной части гранта;
г) порядок и сроки перечисления средств гранта.
26. Значения показателей результата и показателей эффективности указываются в соглашении (дополнительном соглашении) о предоставлении гранта в соответствии с программой (проектом программы) развития университета, представленной в составе заявки. При изменении значений показателей результата и показателей эффективности в соответствии с рекомендациями комиссии и (или) Совета заключается дополнительное соглашение о внесении изменений в соглашение о предоставлении гранта в соответствии с утвержденной и согласованной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации скорректированной (актуализированной) программой развития университета.
27. Основаниями для отказа университету в предоставлении гранта являются:
а) неподписание университетом соглашения о предоставлении базовой части гранта или дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении специальной части гранта в течение 10 рабочих дней со дня его формирования в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
б) несоответствие университета требованиям и (или) критериям, определенным пунктами 8 и 9 Правил проведения отбора, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
в) установление факта недостоверности представленной университетом информации.
28. Перечисление грантов университетам, являющимся бюджетными или автономными учреждениями, осуществляется в течение 20 рабочих дней с даты заключения соглашения о предоставлении базовой части гранта или дополнительного соглашения о предоставлении специальной части гранта на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства.
Перечисление гранта осуществляется в установленном порядке на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства университетом распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства университета.
29. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта в соответствии с настоящими Правилами и соглашением о предоставлении гранта.
30. Университет, с которым заключено соглашение о предоставлении гранта, представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в сроки и порядке, установленные соглашением о предоставлении гранта, отчетные материалы, подписанные руководителем университета или лицом, исполняющим обязанности руководителя университета, включающие:
а) отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
б) отчет о достижении значений показателей эффективности в соответствии с формой, установленной соглашением о предоставлении гранта;
в) отчет о достижении результата предоставления гранта и показателей результата в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в том числе с приложением документов, подтверждающих привлечение университетом средств внебюджетных источников на проведение прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вправе устанавливать в соглашении о предоставлении гранта сроки и формы представления получателем гранта дополнительной отчетности.
31. В случае нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также недостижения результатов предоставления гранта соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет:
а) на основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения университетом, с которым заключено соглашение о предоставлении гранта, указанного требования;
б) на основании представления или предписания органа государственного финансового контроля - в срок, установленный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
32. Расчет размера гранта, подлежащего возврату в федеральный бюджет (Vbi), осуществляется по формуле: