ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 1998 г. N 283
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации
от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст. 1608; N 38, ст. 4359) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
2. Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации план внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 марта 1998 г. N 283
ПРОГРАММА
РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее именуется - Программа).
I. Цель и задачи перехода
на международные стандарты финансовой отчетности
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
II. Основные направления реформы
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в приложении.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового учета;
органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
В целях обеспечения поставленных задач предлагается:
подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.
При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.
Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.
Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен начать свою деятельность в 1998 году.
Приложение
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
───────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────
Содержание мероприятия │ Срок │ Ответственные
│выполнения │ исполнители
───────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────
1. Совершенствование нормативного правового
регулирования
1. Разработка проекта декабрь Минфин России,
федерального закона о 1999 г. Межведомственная
внесении изменений и комиссия по
дополнений в Федеральный реформированию
закон "О бухгалтерском бухгалтерского учета
учете", в том числе по и финансовой
вопросу проведения отчетности,
аттестации бухгалтеров Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
2. Разработка и утверждение положений
(стандартов) бухгалтерского учета
2. Разработка новых и 2000 год Минфин России,
уточнение ранее Центральный банк
утвержденных положений Российской Федерации
(стандартов) по (по согласованию),
бухгалтерскому учету Минэкономики
России,
ФКЦБ России
3. Уточнение правил по сентябрь Минфин России,
формированию бухгалтерской 1998 г. ФКЦБ России,
отчетности коммерческих Минэкономики России
организаций, сводной
бухгалтерской отчетности по
группам организаций
4. Разработка нового плана
счетов бухгалтерского учета
для:
а) коммерческих организаций декабрь Минфин России
1998 г.
б) бюджетных организаций декабрь Минфин России
1998 г.
в) профессиональных декабрь ФКЦБ России,
участников рынка ценных 1998 г. Минфин России
бумаг и инвестиционных
фондов
5. Издание перевода на русский март Минфин России,
язык международных 1998 г. ФКЦБ России
стандартов финансовой
отчетности и словаря
терминов, употребляемых в
них
3. Разработка и утверждение инструкций,
методических указаний, комментариев
6. Разработка инструкций, март Минфин России,
методических указаний и 2000 г. ФКЦБ России,
рекомендаций по Центральный банк
бухгалтерскому учету в Российской Федерации
разрезе отдельных положений (по согласованию)
(стандартов)
7. Подготовка методических август Минфин России,
рекомендаций по учету 1998 г. Минэкономики
затрат на производство и России,
реализацию продукции, Госкомстат России,
работ, услуг ФКЦБ России
8. Подготовка типовых август Минфин России,
рекомендаций по организации 1998 г. заинтересованные
бухгалтерского учета для федеральные органы
субъектов малого исполнительной власти
предпринимательства с
учетом требований
международных стандартов
9. Пересмотр регистров
бухгалтерского учета для:
а) коммерческих организаций декабрь Минфин России
1998 г.
б) бюджетных организаций август Минфин России
1998 г.
в) профессиональных декабрь ФКЦБ России
участников рынка ценных 1998 г.
бумаг и инвестиционных
фондов
10. Пересмотр первичной учетной Госкомстат России,
документации с учетом декабрь Минфин России,
требований рыночной 1998 г. Минэкономики России,
экономики и международных ФКЦБ России
стандартов финансовой
отчетности
4. Формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета
11. Проведение аттестации декабрь Минфин России
профессиональных 1998 -
бухгалтеров (главных 2000 гг.
бухгалтеров и бухгалтеров -
экспертов) в соответствии с
законодательством
Российской Федерации
12. Разработка норм август Институт
профессиональной этики 1998 г. профессиональных
бухгалтеров
13. Разработка учебно - 1998 - Минобразование
методической литературы 1999 гг. России,
Минфин России,
Госналогслужба
России,
ФКЦБ России
14. Разработка программы 1998 - Минобразование
переподготовки сотрудников 2000 гг. России,
бухгалтерских служб Минфин России,
ФКЦБ России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
15. Разработка программы 1998 - Минобразование
подготовки специалистов в 2000 гг. России,
области бухгалтерского Минфин России,
учета ФКЦБ России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
5. Международное сотрудничество
16. Организация международного июнь Минфин России,
центра по реформе 1998 г. Минэкономики России,
бухгалтерского учета ФКЦБ России
17. Вступление в Комитет по 1998 г. Минфин России с
международным стандартам участием Института
финансовой отчетности профессиональных
бухгалтеров
18. Организация взаимодействия 1998 - Минфин России,
с международными и 1999 гг. Межведомственная
национальными комиссия по
специализированными реформированию
организациями бухгалтерского учета
и финансовой
отчетности
19. Обеспечение взаимодействия 1998 - Минфин России
с Координационным советом 2000 гг.
по методологии
бухгалтерского учета стран
СНГ
──────────────────────────────────────────────────────────────────