ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2000 г. N 748
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДЕЛОВ ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ
И УСЛОВИЙ СБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г. N 748
ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, СБРОС КОТОРЫХ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРЕШЕН ТОЛЬКО
В ПРОЦЕССЕ НОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ, ДРУГИХ ПЛАВУЧИХ
СРЕДСТВ, ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, ИСКУССТВЕННЫХ
ОСТРОВОВ, УСТАНОВОК И СООРУЖЕНИЙ
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Категория веществ │Пределы допустимых концентраций веществ│
│ по МАРПОЛ 73/78 <*> │ -1 │
│ │ в сбросе, млн │
│ ├────────────────────┬──────────────────┤
│ │ за пределами │в пределах особых │
│ │особых районов <**> │ районов │
├────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│Категория "В" │ 1 │ 1 │
│Категория "С" │ 10 │ 1 │
│Категория "D" │ 1 часть вещества в 10 частях воды │
│Нефть и нефтепродукты │ 15 │ 15 │
└────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┘
--------------------------------
<*> МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).
<**> Особые районы - районы, определенные МАРПОЛ 73/78.
Примечания. 1. Пределы допустимых концентраций вредных веществ в сбросе с летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не установлены, так как сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов не предусмотрен.
2. Категории вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен, определяются в соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78.
3. Для кораблей и судов Военно-Морского Флота предел
допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в сбросе за
-1
пределами особых районов составляет 100 млн .
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г. N 748
УСЛОВИЯ
СБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
НОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ, ДРУГИХ ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ,
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, ИСКУССТВЕННЫХ ОСТРОВОВ,
УСТАНОВОК И СООРУЖЕНИЙ
1. Настоящие условия устанавливаются для всех российских и иностранных судов, других плавучих средств любого типа, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
2. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации судов и других плавучих средств в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящих условий.
3. Для вредных веществ категорий "B" и "С", определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует только одно вредное вещество соответственно категории "B" или "С";
г) максимальная концентрация вредного вещества в кильватерной струе не превышает предела допустимой концентрации, установленного соответственно для веществ категории "В" или "С";
д) максимальное количество вредного вещества, сброшенного в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судна или другого плавучего средства из каждой емкости и связанной с ней системы трубопроводов, не превышает:
1 м3 или 1/3000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории "В", а также для вредных веществ категории "С" при сбросе в особых районах;
3 м3 или 1/1000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории "С";
е) сброс производится ниже ватерлинии с учетом расположения отверстий для приема забортной воды;
ж) сброс производится на глубине свыше 25 метров.
4. Для веществ категории "D", определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует только одно вредное вещество категории "D";
г) максимальная концентрация вредного вещества (частей вещества в частях воды) в сбросе не превышает предела допустимой концентрации, установленного для вредных веществ категории "D";
д) сброс производится на расстоянии свыше 12 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
5. Для нефти и нефтепродуктов сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:
при сбросе с нефтяного танкера
а) танкер находится вне пределов особого района;
б) танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от ближайшего берега;
в) танкер на ходу по пути следования;
г) интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на морскую милю;
д) общее количество сброшенной в море нефти с существующих танкеров <*> не превышает 1/15000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток, а с новых танкеров <*> - 1/30000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток;
--------------------------------
<*> Понятия "существующий танкер" и "новый танкер" употребляются в значении, определенном Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).
е) на танкере работают система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и отстойный танк;
при сбросе с судна, не являющегося нефтяным танкером,
а также из льял машинных помещений нефтяного танкера
ж) источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов;
з) льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза;
и) судно на ходу по пути следования;
к) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15
-1
млн ;
л) на судне работает оборудование для фильтрации нефти, одобренное органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации;
м) система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим
автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке
-1
превышает 15 млн .
6. Условия сброса вредных веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной экономической зоне Российской Федерации устанавливаются с учетом рыбохозяйственного значения акватории, обеспечения экологического равновесия, а также природно-климатических особенностей, наиболее эффективных технологий, нормативов предельно допустимых вредных воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в морских водах и в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства Российской Федерации, международных конвенций и соглашений, участником которых является Российская Федерация.
7. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не предусмотрен.
8. Настоящие условия не применяются в случае форс-мажорных обстоятельств, когда создается опасность для человеческой жизни или реальная угроза судам, другим плавучим средствам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, при этом сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы или существует уверенность в том, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше ущерба, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму возможный ущерб жизни людей или морской флоре и фауне.
Информация о таком сбросе должна немедленно передаваться в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и диспетчерские службы соответствующих федеральных органов исполнительной власти.