ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 1998 г. N 697
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 1999 ГОДЫ
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
3. Направить Программу на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев выделение средств на эти цели из соответствующих бюджетов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 1998 г. N 697
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
Паспорт
Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы
Наименование Программы - Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
Наименование решения о - Федеральный закон "О государственной
разработке Программы поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации"
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской
Программы Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства
Основные разработчики - Государственный комитет Российской
Программы Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации
Государственный антимонопольный
комитет Российской Федерации
Цель Программы - создание благоприятных условий для
устойчивой деятельности малых
предприятий путем совершенствования
нормативно - правовой базы, развития
инфраструктуры поддержки, освоения
новых форм и механизмов финансовой
поддержки малого предпринимательства
Задачи Программы - преодоление административных барьеров,
максимальная легализация деятельности
субъектов малого предпринимательства,
ускорение освоения новых кредитно -
инвестиционных механизмов, создание
региональных центров поддержки
предпринимательства, развитие
международного сотрудничества и
экспортного ориентирования малых
предприятий, укрепление социального
статуса, повышение престижа
и обеспечение безопасности
предпринимателей
Сроки реализации - 1998 - 1999 годы
Программы
Основные направления - нормативно - правовое обеспечение;
Программы формирование инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства:
производственная и финансовая
инфраструктура;
обучение менеджеров,
предпринимателей, государственных
служащих;
методическое и научно -
аналитическое обеспечение;
работа со средствами массовой
информации;
интеграция в рамках СНГ и
международное сотрудничество.
В Программу включены подпрограммы:
привлечение военнослужащих,
увольняемых в запас, и членов их семей
в малое предпринимательство;
поддержка малого
предпринимательства в области жилищно -
коммунального хозяйства;
поддержка малого
предпринимательства в сельской
местности;
использование возможностей малого
предпринимательства при
реструктуризации и банкротстве крупных
предприятий
Ответственные за - Государственный комитет Российской
исполнение основных Федерации по поддержке и развитию
мероприятий Программы малого предпринимательства
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации
Министерство государственного
имущества Российской Федерации
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации
Министерство науки и технологий
Российской Федерации
Министерство иностранных дел
Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации
Министерство обороны Российской
Федерации
Министерство юстиции Российской
Федерации
Министерство транспорта Российской
Федерации
Министерство Российской Федерации по
атомной энергии
Государственный антимонопольный
комитет Российской Федерации
Государственный комитет Российской
Федерации по статистике
Государственная налоговая служба
Российской Федерации
Государственный комитет Российской
Федерации по связи и информатизации
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг
Федеральная служба России по делам о
несостоятельности и финансовому
оздоровлению
Федеральная дорожная служба России
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства
Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно - технической
сфере
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (по соглашениям)
Объемы средств и - объем средств на реализацию Программы
источники финансирования в 1998 году - 100 млн. рублей из
Программы федерального бюджета (получатель -
ГКРП России);
средства Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно -
технической сфере на поддержку
развития инновационной инфраструктуры
и инвестирование научно - технических
проектов - 20 млн. рублей в 1998 году и
25 млн. рублей - в 1999 году;
средства Государственного фонда
занятости населения Российской
Федерации на мероприятия содействия
развитию самозанятости и поддержки
предпринимательских инициатив
безработных и незанятых граждан -
80 млн. рублей в 1998 году;
средства Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства - 14 млн.
рублей в 1998 году и 16 млн. рублей -
в 1999 году
Ожидаемые конечные - реализация мероприятий Программы в
результаты реализации целом на начало 2000 года позволит:
Программы увеличить численность занятых в малом
предпринимательстве до 13,5 - 14,5
млн. человек и число малых
предприятий - до 900 - 950 тысяч,
создать новые рабочие места (прежде
всего в производственной и
инновационной сферах);
расширить налогооблагаемую базу,
повысить собираемость налогов с малых
предприятий в бюджеты всех уровней,
снизить уровень теневого оборота;
увеличить вклад малого
предпринимательства в валовой
внутренний продукт
до 13 - 14 процентов
Система контроля - Государственный комитет Российской
Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства
федеральные органы исполнительной
власти, ответственные за реализацию
мероприятий Программы
1. Состояние проблемы
Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
В Российской Федерации, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 1 октября 1997 г., функционировало около 844 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живет примерно 27 млн. россиян. За январь - сентябрь 1997 г. малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 188,8 трлн. рублей, что составило почти 7 процентов выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и услуг. Выручка от реализации продукции, товаров и услуг составила 289,9 трлн. рублей. Малые предприятия создают около 12 процентов внутреннего валового продукта. По объемам прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.
Вместе с тем в малом предпринимательстве усилилась тенденция ухода в "теневой" сектор, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства включает Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, другие федеральные органы исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово - промышленную палату Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.
Более чем в 70 субъектах Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. В 74 регионах Российской Федерации организованы фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, инновационно - технологические центры, технопарки. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры.
В то же время сохраняются административные барьеры при создании и функционировании малых предприятий. Нечеткая согласованность действий исполнителей мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы и недостаток ресурсов позволили выполнить Программу только наполовину.
В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, гарантийных фондов, специализированных банков, обществ взаимного кредитования, страховых, аудиторских и консалтинговых компаний; сертификации и аккредитации при органах исполнительной власти объектов инфраструктуры малого предпринимательства и юридических компаний.
Система государственной поддержки малого предпринимательства должна обеспечивать:
создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
адресную поддержку малых предприятий на основе сотрудничества государственных органов на федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей.
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (далее именуется - Программа) предусматривает реализацию мероприятий по трем основным направлениям.
Первое направление включает подготовку законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; обеспечение качества и конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предприятий; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий; преодоление административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства (далее именуются - РЦПП) на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и бюрократия", информационных кампаний.
Третье направление включает создание действенных финансово - кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера на федеральном уровне, а также организация в регионах сети специализированных финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого предпринимательства.
2. Основные цели и задачи Программы.
Сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:
преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности малого предпринимательства;
ускоренное освоение новых кредитно - инвестиционных механизмов - франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно - инвестиционных и гарантийно - инвестиционных организаций;
создание РЦПП;
стимулирование малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности;
активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг;
разработка программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей;
развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей;
создание условий для привлечения регионов к решению проблем малого предпринимательства.
Решение этих задач уже в ближайшие годы приведет к значительным изменениям в секторе малого предпринимательства, будет способствовать экономическому росту.
Мероприятия Программы будут осуществляться в основном на региональном уровне. В соответствии с Основными направлениями региональной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, одобренными Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам, с учетом уровня развития малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки первая группа регионов - регионов - лидеров - характеризуется достаточно высоким уровнем плотности малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов, сформированной нормативной базой. Вторая группа - наиболее значительная часть регионов среднего уровня - характеризуется пока еще невысоким уровнем развития малого предпринимательства и системы его государственной поддержки (формирование комитетов, фондов, агентств, ассоциаций), наличием отдельных элементов инфраструктуры. В третью группу регионов - регионов с низким уровнем развития малого предпринимательства - входят регионы со сложными общеэкономическими и социальными условиями, низкими показателями развития сферы малого предпринимательства. В них отсутствуют организационная структура и финансовые ресурсы для подкрепления региональных программ поддержки малого предпринимательства.
Реализация Программы будет осуществляться в 1998 - 1999 годах.
3. Система программных мероприятий
В Программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:
нормативно - правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово - кредитных и гарантийно - инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно - аналитических материалов, совершенствование информационной политики;
интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;
выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно - коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Кроме того, Программа содержит приложение N 2 "Финансовая поддержка и реализация мероприятий за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".
4. Ресурсное обеспечение Программы
На финансирование Программы в 1998 году предусматриваются ассигнования из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей.
Из средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере предусматривается выделить на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов 20 млн. рублей в 1998 году и 25 млн. рублей в 1999 году.
Расходы Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на цели содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан составят в 1998 году 80 млн. рублей.
Намечается следующая структура распределения средств из федерального бюджета по блокам программных мероприятий на 1998 год:
нормативно - правовое обеспечение - 6,7 процента;
инфраструктура поддержки - 90,3 процента;
интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество - 3 процента.
Средства, направляемые на реализацию мероприятий региональных программ, распределяются на конкурсной основе в зависимости от уровня развития малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки. В регионах с наиболее высоким уровнем развития малого предпринимательства финансируются проекты развития сети объектов инфраструктуры поддержки при долевом участии федерального бюджета в размере не более 20 процентов. В регионах со средним уровнем поддерживается создание базовых (предназначенных для формирования региональной сети) объектов при долевом участии федерального бюджета в размере не более 30 процентов. В регионах с низким уровнем развития малого предпринимательства доля средств из федерального бюджета на создание РЦПП составит не более 60 процентов. В результате на 1 рубль средств федерального бюджета может быть привлечено примерно 3,2 рубля средств региональных бюджетов.
Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в объеме 30 млн. рублей (в 1998 и 1999 годах соответственно 14 и 16 млн. рублей) направляются на оказание финансовой помощи в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на основе соглашений и договоров по результатам конкурсного отбора проектов реализации мероприятий Программы.
5. Организация управления Программой.
Механизм реализации Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Ход выполнения Программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Отбор исполнителей и эффективных проектов реализации мероприятий Программы, финансируемых из средств федерального бюджета, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1995 г. N 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров.
Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.
Условия конкурсного отбора исполнителей и эффективных проектов дифференцируются для каждой из трех групп регионов.
Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить численность работников, занятых в малом предпринимательстве, до 13,5 - 14,5 млн. человек, число малых предприятий до 900 - 950 тыс., создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах);
расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота в сфере малого предпринимательства;
увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13 - 14 процентов.
Масштабы и возможности сферы малого предпринимательства значительно шире, чем результаты реализации мероприятий Программы. С учетом выполнения региональных, муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, а также различных федеральных программ число малых предприятий и численность занятых в них работников, а также вклад малого предпринимательства во внутренний валовой продукт в 1998 - 1999 годах могут быть значительно больше, чем предусмотрено в Программе.
Приложение N 1
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
┌─────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┬────────────────────┬──────┬─────────────┐
│ N Мероприятия │ Результативность │ Ответственные │Срок │ Стоимость │
│п/п │ │ за исполнение │испол-│(млн. рублей)│
│ │ │ │нения ├──────┬──────┤
│ │ │ │ │ 1998 │ 1999 │
│ │ │ │ │ год │ год │
│ │ │ │ │ │ <*> │
└─────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┴────────────────────┴──────┴──────┴──────┘
--------------------------------
<*> Прогноз (подлежит уточнению после принятия федерального бюджета на 1999 год).
┌───────────────────────────┬─────────────┐
│ Финансирование │ │
I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ │ по разделу I │ 6,7 5,4 │
│ ассигнования из │ │
│ федерального │ │
│ бюджета │ │
└───────────────────────────┴─────────────┘
I.1. Анализ законодательных актов Совершенствование правовой ГКРП России 1998 - 4 3
Российской Федерации и субъектов базы развития малого Минэкономики 1999
Российской Федерации, предпринимательства. России годы
нормативных правовых актов Включение предложений в план Минфин России
федеральных органов законодательных инициатив Минобразование
исполнительной власти в части, Правительства Российской России
касающейся субъектов малого Федерации Комитет
предпринимательства, в том Государственной
числе: Думы по
собственности,
приватизации и
хозяйственной
деятельности (по
согласованию)
I.1.1. составление перечня Формирование пакета законов, ГКРП России 1998 - 2 1,5
законодательных актов, способствующих развитию Минэкономики 1999
регулирующих деятельность малого предпринимательства России годы
субъектов малого
предпринимательства, требующих
внесения в них изменений и
дополнений;
I.1.2. выработка рекомендаций по Подготовка отчета по ГАК России 1998 - 2 1,5
устранению административных результатам выборочного ГКРП России 1999
барьеров в сфере малого обследования регионов. Минэкономики годы
предпринимательства Создание благоприятных России
условий для деятельности Минюст России
малых предприятий
I.2. Разработка проектов федеральных
законов:
I.2.1. о внесении изменений и Приведение Закона в ГКРП России 1998 - 0,2 0,2
дополнений в Федеральный закон соответствие с Гражданским Минэкономики 1999
"О государственной поддержке кодексом Российской Федерации России годы
малого предпринимательства в и другими федеральными Минфин России
Российской Федерации" законами. Уточнение критериев ФФПМП
отнесения предприятий к Минтранс России
субъектам малого ГАК России
предпринимательства, Комитет
изменение заказчика Государственной
Федеральной программы, Думы по собствен-
определение функций и ности,
полномочий ГКРП России, приватизации и
Федерального фонда поддержки хозяйственной
малого предпринимательства деятельности (по
(ФФПМП) и региональных согласованию)
фондов, конкретизация Минюст России
положений по преодолению
административных барьеров в
части упрощения регистрации
субъектов малого
предпринимательства и др.
I.2.2. о едином налоге на вмененный Определение условий по Минэкономики 1998 0,2 -
доход для определенных видов введению системы России год
деятельности, осуществляемых налогообложения субъектов Минфин России
субъектами малого малого предпринимательства по ГКРП России
предпринимательства принципу вмененного дохода Госналогслужба
России
Минюст России
I.2.3. о внесении дополнений в проект Определение приоритетов Мингосимущество 1998 - -
закона Российской Федерации о поддержки малого России год
государственной программе предпринимательства в ГКРП России
приватизации государственного государственной программе Минфин России
имущества в Российской Федерации приватизации; ФФПМП
преимущественное право выкупа Минюст России
арендуемых малыми
предприятиями площадей в
процессе приватизации
государственной собственности
I.2.4. об обществах взаимного Создание нормативно - ГКРП России 1998 0,4 -
страхования правовой базы кооперации Минэкономики год
финансовых средств малых России
предприятий, развитие Минфин России
страхования малого ФКЦБ России
предпринимательства от рисков Минтранс России
предпринимательской Комитет
деятельности и стандартизация Государственной
страхового дела Думы по
собственности,
приватизации и
хозяйственной
деятельности (по
согласованию)
Минюст России
I.3. Внесение в проект Налогового Увеличение собираемости Минфин России 1998 - -
кодекса Российской Федерации налогов в бюджеты всех ГКРП России год
дополнений и изменений, уровней Минэкономики
предусматривающих введение России
специального налогового режима Госналогслужба
для субъектов малого России
предпринимательства Минюст России
I.4. Подготовка проекта указа Создание правовых условий для ГКРП России 1998 0,2 -
Президента Российской Федерации, привлечения свободных Минэкономики год
регулирующего деятельность финансовых средств субъектов России
кредитных потребительских малого предпринимательства, Минфин России
кооперативов граждан (кредитных снижения ставок по денежным ФКЦБ России
союзов) кредитам Минюст России
I.5. Разработка проектов
постановлений Правительства
Российской Федерации:
I.5.1. о внесении изменений и Упрощение доступа малых ГКРП России 1998 - - -
дополнений в Положение об оценке предприятий к Минэкономики 1999
эффективности инвестиционных инвестиционным ресурсам России годы
проектов при размещении на (государственным гарантиям) Минфин России
конкурсной основе Минюст России
централизованных инвестиционных
ресурсов Бюджета развития
Российской Федерации,
утвержденное Постановлением
Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 1997 г.
N 1470, в части, относящейся к
субъектам малого
предпринимательства;
о создании подкомиссии по малому
предпринимательству в составе
Комиссии по инвестиционным
конкурсам при Минэкономики
России
I.5.2. о мерах по вовлечению в малое Адаптация военнослужащих в ГКРП России 1998 - -
предпринимательство малом предпринимательстве, Минобороны год
военнослужащих, увольняемых в формирование имущественных России
запас, и членов их семей в основ предпринимательской Минэкономики
условиях реформирования деятельности, поддержка России
Вооруженных Сил Российской инвестиционных проектов, Минтруд России
Федерации реализуемых на базе военных Минобразование
городков России
Минюст России
I.5.3. о мерах по совершенствованию Получение оперативной, полной Госкомстат 1998 - -
статистической отчетности и и достоверной информации для России год
координации информационных оценки состояния малого ГКРП России
ресурсов по малому предпринимательства и Минэкономики
предпринимательству эффективности мер его России
государственной поддержки Госналогслужба
России
Минюст России
I.6. Подготовка предложений о Улучшение технической ГКРП России 1998 0,6 -
внесении дополнений и изменений оснащенности и Минэкономики год
в проект федерального закона о фондовооруженности малых России
лизинге предприятий. Привлечение ГТК России
кредитов коммерческих банков
для развития лизинговых
сделок и лизинговых
технологий
I.7. Разработка предложений по 1998- 0,6 1,2
совершенствованию 1999
законодательства Российской годы
Федерации и государств -
участников СНГ:
I.7.1. таможенного законодательства Совершенствование системы ГКРП России 1998 0,6 -
правового регулирования для Минэкономики год
интеграции малого России
предпринимательства России и ГТК России
государств - участников СНГ Минтранс России
I.7.2. налогового законодательства ГКРП России 1999 - 1,2
Минэкономики год
России
Госналогслужба
России
Минтранс России
I.8. Разработка предложений по Упорядочение процедур ГКРП России 1998 - 0,5 1,0
совершенствованию ипотечных и заключения договоров залога и Минфин России 1999
залоговых правоотношений в сфере исполнения обязательств по годы
малого предпринимательства нему, гарантирование возврата
вкладываемых в малое
предпринимательство средств.
Создание нормативных
документов для гарантийных
фондов по кредитованию малого
бизнеса
┌───────────────────────────┬─────────────┐
│ Финансирование │ │
II. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ │ по разделу II: │ │
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА │ ассигнования из │ 90,3 110,6│
│ федерального бюджета │ │
│ ассигнования из Фонда │ │
│ содействия развитию малых │ │
│ форм предприятий │ │
│ в научно - │ │
│ технической сфере │ 20 25 │
│ (ФСМПНТС) <*> │ │
│ ассигнования из │ │
│ Государственного фонда │ 80 - │
│ занятости населения │ │
│ Российской Федерации <**> │ │
└───────────────────────────┴─────────────┘
II.1. Производственная и финансовая инфраструктура <***>
-------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
<**> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
<***> В число ответственных за исполнение мероприятий подраздела входят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по соответствующим соглашениям).
II.1.1. Организация контроля за Доведение государственными ГКРП России 1998 - 0,6 0,5
действиями государственных заказчиками информации о Минэкономики 1999
заказчиков по обеспечению участия поставщиках, обязанных России годы
малых предприятий в выполнении привлекать к выполнению
государственных заказов контрактов субъекты малого
предпринимательства;
включение в отчетность о
результатах торгов и итогов
выполнения контрактов
сведений об участии в них
субъектов малого
предпринимательства
II.1.2. Участие в образовании кредитно - Привлечение частных ГКРП России 1998 - 6 8
инвестиционных и лизинговых инвестиций с частичным 1999
организаций в регионах с использованием годы
недостаточным уровнем развития государственных ресурсов в
малого предпринимательства. целях поддержки малого
Участие в их развитии в регионах предпринимательства
со средним уровнем развития
малого предпринимательства и
регионах - лидерах
II.1.3. Участие в создании новых Формирование новых и ГКРП России 1998 - 23,6 29
региональных центров поддержки поддержка функционирующих Минтруд России 1999
предпринимательства в регионах с базовых объектов Миннауки России годы
недостаточным уровнем развития инфраструктуры (бизнес - Минобразование
малого предпринимательства. инкубаторов, агентств России
Поддержка специализированных поддержки малого и среднего Минатом России
объектов инфраструктуры в бизнеса, технопарков, центров Минобороны
регионах со средним уровнем деловой информации, центров России
развития малого развития малого Минсельхозпрод
предпринимательства и регионах - предпринимательства в сфере России
лидерах ремесел и народных промыслов, Госкомсвязи
центров правовой России
экономической безопасности, Минюст России
учебно - консультационных ФФПМП
центров и др.),
обеспечивающих весь спектр
услуг, включая услуги в сфере
безопасности, финансовые,
информационные и иные.
Реализация и тиражирование
опыта внедрения проектов и
технологий
II.1.4. Создание в регионах Российской Создание условий, ФСМПНТС 1998 - 20 25
Федерации инновационно - стимулирующих развитие малых ГКРП России 1999 <*> <*>
технологических центров (ИТЦ) и инновационных предприятий в Миннауки России годы 5 6
центров продвижения и передачи рамках проекта
новых технологий Межведомственной программы
активизации инновационной
деятельности в научно -
технической сфере на 1998 -
2000 годы, в том числе:
организация "опорных точек"
роста инновационной
инфраструктуры и наполнение
их технологическими фирмами;
создание центров продвижения
новых технологий в
биотехнологии, стоматологии и
энергосбережении; реализация
проектов: "Компьютерные
технологии малым и средним
швейным предприятиям", "Малые
инновационные фирмы - ГАЗ"
-------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
II.1.5. Поддержка кредитных союзов и их Создание условий для развития ГКРП России 1998 - 2 2
инфраструктуры микрокредитования и 1999
стартового кредитования годы
малого предпринимательства
II.1.6. Формирование информационно - Создание и ведение базы ГКРП России 1998 - 6 7
статистических массивов, данных по малому Госкомстат 1999
проведение мониторинга малого предпринимательству с России годы
предпринимательства в отраслевом ежеквартальной передачей в Минэкономики
и региональном разрезе ГКРП России актуализированной России
информации Госналогслужба
России
II.1.7. Развитие системы информационного Стимулирование развития ГКРП России 1998 - 8 11,6
обеспечения малого информационного обеспечения Минэкономики 1999
предпринимательства на основе малого предпринимательства на России годы
объединения федеральных и региональном и муниципальном Минсельхозпрод
региональных информационных уровнях с использованием России
ресурсов и локальных сетей объектов инфраструктуры Госкомсвязи
поддержки. Вовлечение малых России
предприятий, обеспечивающих ФСМПНТС
функционирование рынка, в
общую систему информационных
услуг для малого
предпринимательства.
Обеспечение условий для
стимулирования использования
малыми предприятиями
современных информационных
технологий
II.1.8. Поддержка и создание обществ Участие в становлении и ГКРП России 1998 - 1,4 1,9
взаимного страхования малых развитии институтов взаимного 1999
предприятий страхования для малого годы
предпринимательства,
уменьшение степени
предпринимательских рисков в
малом предпринимательстве
II.1.9. Создание необходимых условий для Использование возможностей ФДС России 1998 - - -
развития малого малого предпринимательства в ГКРП России 1999
предпринимательства в решении важных хозяйственных годы
автодорожной индустрии проблем на примере
(строительство, ремонт, автодорожной индустрии
эксплуатация дорог и придорожный
сервис)
II.1.10. Поддержка выставочно - ярмарочной Содействие сбыту продукции и ГКРП России 1998 - 6 8
деятельности, в том числе услуг малых предприятий, Миннауки России 1999
организация постоянно действующих привлечение инвесторов, Минобразование годы
выставок - ярмарок и коллективных стимулирование выпуска России
стендов продукции малых конкурентоспособной продукции Минобороны
предприятий путем обеспечения участия России
малых предприятий в Минсельхозпрод
международных (2 - 3 в год), России
общероссийских (2 - 3 в год) Госкомсвязи
и межрегиональных и России
региональных выставках (20 - ФСМПНТС
30 ежегодно). Организация и
развитие постоянно
действующих выставок
продукции малых предприятий
II.1.11 Организация проведения конкурсов Разработка конкурсной ГКРП России 1998 - 0,6 0,6
по выполнению мероприятий документации, отбор 1999
Программы исполнителей и эффективных годы
проектов по реализации
мероприятий Программы в
соответствии с Указом
Президента Российской
Федерации от 8 апреля 1997 г.
N 305
II.2. Обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих
II.2.1. Организация обучения основам Приобретение знаний и ГКРП России 1998 - 4,5 7
предпринимательской деятельности формирование Минобразование 1999
преимущественно в регионах с предпринимательских навыков России годы
низким и средним уровнем (молодежи, женщин, граждан, Минтруд России
развития малого подлежащих высвобождению с Минобороны
предпринимательства предприятий, военнослужащих, России
увольняемых в запас, Минсельхозпрод
ремесленников и др.). России
Намечается обучить около
8 тыс. человек
II.2.2. Поддержка предпринимательских Организация методической, Минтруд России 1998 80 <*> -
инициатив безработных граждан, консультационной и финансовой ГКРП России год
направленных на обеспечение их помощи 160 тыс. человек
занятости
--------------------------------
<*> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
II.2.3. Организация подготовки, Повышение квалификации ГКРП России 1998 - 3,2 4
переподготовки государственных руководителей и персонала Минобразование 1999
служащих, работающих в системе федеральных и региональных России годы
поддержки малого структур, занимающихся Минтруд России
предпринимательства, поддержкой Госкомсвязи
предпринимателей и консультантов предпринимательства, России
преподавателей и
консультантов - около 1800
человек
II.2.4. Организация издания, в том числе Расширение информационной ГКРП России 1998 - 5 6,6
в электронном виде, учебной базы системы поддержки малого Минобразование 1999
литературы, сборников, предпринимательства России годы
справочных и других Госкомсвязи
информационных материалов по России
развитию и поддержке малого ФФПМП
предпринимательства
II.3. Методическое и научно - аналитическое обеспечение
объектов инфраструктуры малого предпринимательства
II.3.1. Подготовка и утверждение Создание условий по ГКРП России 1998 - -
унифицированных правил и форм составлению бизнес - планов, год
документов, соответствующих облегчающих решение вопросов
международным стандартам (для о выделении кредитов малым
рассмотрения заявок на предприятиям
финансирование проектов малых
предприятий)
II.3.2. Подготовка и внедрение методик Совершенствование ГКРП России 1998 - 0,7 0,7
создания и деятельности деятельности и развитие Миннауки России 1999
комплексных и специализированных инфраструктуры поддержки Госкомсвязи годы
объектов инфраструктуры малого предпринимательства. России
поддержки малого Создание новых элементов ФФПМП
предпринимательства, в том числе инфраструктуры поддержки ФСМПНТС
региональных центров поддержки малого предпринимательства
предпринимательства, палат
ремесел и центров развития
малого предпринимательства в
сфере ремесел и народных
промыслов, региональных круглых
столов малого бизнеса
II.3.3. Разработка рекомендаций для Разработка типового контракта Мингосимущество 1998 1 -
предприятий по передаче прав аренды малыми предприятиями России год
аренды на производственные основных фондов крупных ГКРП России
площади, имущество и предприятий, высвобождаемых в Минэкономики
инфраструктуру, проведение ходе реструктуризации или России
конкурсов среди субъектов малого перепрофилирования ФСДН России
предпринимательства на незагруженных производств
использование высвобождаемых
производственных площадей и
мощностей реструктурируемых
крупных предприятий
II.3.4. Разработка методических Эффективное внедрение малых Минэкономики 1998 - 0,7 0,6
материалов по взаимодействию предприятий в систему России 1999
малых предприятий с крупным госзаказов, обеспечение ГКРП России годы
производством, участие малых условий для повышения уровня ФФПМП
предприятий в производстве и технологической кооперации, ФСМПНТС
поставке продукции для развитие системы
государственных нужд субконтрактных отношений
(предоставление бонусов,
организация тендеров и т.д.)
II.3.5. Разработка методических и Обеспечение малых предприятий Минэкономики 1998 - 0,4 0,7
регламентирующих документов по информацией о свободных России 1999
созданию и ведению производственных площадях и ГКРП России годы
информационной базы данных о имуществе. Расширение Мингосимущество
производственных помещениях и возможностей малых России
имуществе, высвобождаемых в ходе предприятий при сдаче в Госкомсвязи
реструктуризации аренду государственного и России
муниципального имущества
II.3.6. Разработка предложений по Формирование системы контроля ГКРП России 1998 - 0,7 0,5
государственной сертификации и за качеством услуг, ФФПМП 1999
аккредитации объектов предоставляемых объектами Миннауки России годы
инфраструктуры малого инфраструктуры субъектам Госкомсвязи
предпринимательства при малого предпринимательства России
федеральных органах
исполнительной власти и органах
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
II.3.7. Разработка и внедрение на малых Внедрение современных методов ГКРП России 1998 - 0,3 0,3
предприятиях систем качества по управления производством, 1999
выпуску высококачественных и прогрессивных технологий, годы
безопасных товаров, повышение
предоставлению услуг. Оказание конкурентоспособности
методической помощи малым выпускаемых товаров
предприятиям по стандартизации, и оказываемых услуг
классификации и кодированию
технико - экономической
информации, а также по
метрологическому обеспечению и
сертификации
II.3.8. Разработка методики создания Создание условий для ГКРП России 1999 - 0,6
инвестиционных союзов малого привлечения дополнительных ФФПМП год
предпринимательства ресурсов финансирования Минфин России
субъектов малого Минэкономики
предпринимательства через России
обращение ценных бумаг
инвестиционных компаний.
Привлечение частных и
иностранных инвестиций в
сферу малого
предпринимательства
II.3.9. Разработка методических Создание нормативно - ГКРП России 1998 - 0,6 0,4
рекомендаций для применения с правовой базы, стимулирующей Минэкономики 1999
использованием по системе развитие франчайзинга в России годы
франчайзинга опыта успешно Российской Федерации
работающих малых предприятий и
подготовка предложений по
совершенствованию соответствующей
нормативно - правовой базы
II.3.10. Проведение мониторинга и Обеспечение контроля за ГКРП России 1998 - 0,5 0,5
контроля деятельности эффективным использованием ФФПМП 1999
существующих региональных выделенных средств на годы
структур поддержки малого создание инфраструктуры
предпринимательства поддержки малого
предпринимательства.
Выработка предложений по
совершенствованию системы
государственной поддержки
малого предпринимательства
II.3.11. Подготовка аналитических Подготовка проекта доклада о ГКРП России 1998 - 0,5 0,6
материалов к ежегодному докладу состоянии и развитии малого Минэкономики 1999
в Правительство Российской предпринимательства в России годы
Федерации о состоянии и развитии Российской Федерации; анализ Минфин России
малого предпринимательства в и разработка предложений по Госкомстат
Российской Федерации и мерах по реализации государственной России
его государственной поддержке политики в области развития и ФФПМП
поддержки малого
предпринимательства
II.3.12. Проведение научно - Создание концептуальных ГКРП России 1998 - 1,5 1,5
исследовательских работ, предпосылок для определения Минэкономики 1999
связанных с обоснованием эффективности государственной России годы
приоритетных направлений поддержки малого Минобразование
развития малого предпринимательства России
предпринимательства и политики
его государственной поддержки.
Экспертиза научных исследований
II.4. Работа со средствами массовой информации (СМИ)
II.4.1. Широкое привлечение и поддержка Гласность и открытость для ГКРП России 1998 - 7 7
региональных и центральных СМИ работы ГКРП России. ФФПМП 1999
средств массовой информации в Формирование в обществе годы
целях освещения деятельности благоприятного климата и
ГКРП России и объектов выработка перспективных
региональной инфраструктуры по направлений для развития
развитию малого малого предпринимательства.
предпринимательства, включая: Освещение конкретных
направлений деятельности,
II.4.1.1 содействие средствам массовой проводимых ГКРП России,
информации в создании передач и центрами поддержки
рубрик, пропагандирующих предпринимательства и иными
развитие предпринимательства в объектами региональной
России, особенно в регионах с инфраструктуры в сфере
низким уровнем развития малого поддержки и развития малого
предпринимательства предпринимательства.
Содействие СМИ, оказывающим
II.4.1.2 создание системы информирования информационную поддержку
региональных и федеральных в развитии
средств массовой информации о предпринимательства в России.
деятельности государственной Организация на базе
системы поддержки малого региональных центров
предпринимательства поддержки предпринимательства
информационного обслуживания
СМИ с целью подготовки и
распространения ими
информации о конкретной
работе в сфере поддержки и
развития малого
предпринимательства,
проводимой ГКРП России,
центрами поддержки
предпринимательства в
регионах
II.4.2. Организация и проведение круглых Выработка перспективных ГКРП России 1998 - 3 3,5
столов, пресс - конференций, направлений для развития 1999
брифингов, съездов, выездных малого предпринимательства, годы
сессий и конференций формирование общественного
мнения, информирование
общественности о деятельности
ГКРП России
II.4.3. Осуществление мониторинга Отслеживание наиболее острых ГКРП России 1998 - 1,5 1,5
средств массовой информации по проблем малого 1999
вопросам малого предпринимательства, изучение годы
предпринимательства реакции общественности на
проводимую ГКРП России работу
по поддержке малого
предпринимательства для
внесения необходимых
корректив
┌───────────────────────────┬─────────────┐
│ Финансирование по │ │
│ разделу III │ │
III. ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ СНГ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО │ ассигнования из │ 3 4 │
│ федерального бюджета │ │
└───────────────────────────┴─────────────┘
III.1. Разработка программ Взаимодействие ГКРП России 1998 - 1,5 2
сотрудничества с государствами - государственных учреждений Минэкономики 1999
участниками СНГ стран СНГ в разработке России годы
программ поддержки малого МИД России
предпринимательства, создание Госкомсвязи
основ для кооперации, России
совместных и иных структур Межпарламентская
для обеспечения деятельности Ассамблея
малых предприятий на рынке государств -
СНГ участников СНГ
III.2. Участие в работе Привлечение дополнительных ГКРП России 1998 - 1,5 2
межправительственных комиссий по материальных, финансовых и Минэкономики 1999
торгово - экономическому интеллектуальных ресурсов для России годы
сотрудничеству с зарубежными выполнения региональных МИД России
странами, подготовка и реализация программ, использование Минобороны
международных проектов передового зарубежного России
содействия развитию малого опыта, продвижение продукции Минсельхозпрод
предпринимательства в Российской и услуг российских малых России
Федерации на федеральном и предприятий на внешний рынок Госкомсвязи
региональном уровнях, содействие России
внешнеэкономической ФФПМП
деятельности малых предприятий
IV. ПОДПРОГРАММЫ
1. Привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство (подпункты I.2. - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2. - II.3.10, III.2).
2. Поддержка малого предпринимательства в жилищно - коммунальном хозяйстве (подпункты I.2. - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2 - II.3.10, III.2).
3. Поддержка малого предпринимательства в сельской местности (подпункты I.2 - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2 - II.3.10, III.2).
4. Использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий (подпункты II.3.3, II.3.4, II.3.5).
Примечание. Мероприятия подпрограмм реализуются в составе основных разделов Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.
┌───────────────────────────┬─────────────┐
│Финансирование по │ │
│Программе: │ │
│ассигнования из │ │
│федерального бюджета │ 100 120 │
│ассигнования из │ │
│ФСМПНТС <*> │ 20 25 │
│ассигнования из │ │
│Государственного фонда │ │
│занятости населения │ │
│Российской Федерации <**> │ 80 - │
└───────────────────────────┴─────────────┘
--------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
<**> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
Приложение N 2
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФФПМП
┌────┬────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┬────────────────────┬──────┬────────────┐
│ N │ Мероприятия │ Результативность │ Ответственные за │Срок │ Объемы │
│п/п │ │ │ исполнение │испол-│ средств, │
│ │ │ │ │нения │ выделяемых │
│ │ │ │ │ │ на платной │
│ │ │ │ │ │ возвратной │
│ │ │ │ │ │ основе <*> │
│ │ │ │ │ │ (млн. │
│ │ │ │ │ │ рублей) │
│ │ │ │ │ ├──────┬─────┤
│ │ │ │ │ │ 1998 │1999 │
│ │ │ │ │ │ г. │г. │
└────┴────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┴────────────────────┴──────┴──────┴─────┘
┌───────────────────────────┬────────────┐
│ Финансирование │ │
│ средства ФФПМП │ 14 16 │
└───────────────────────────┴────────────┘
--------------------------------
<*> В случае дополнительных поступлений средств ФФПМП за 1998 - 1999 годы объемы затрат средств ФФПМП увеличиваются в каждом году пропорционально по каждому мероприятию.
1. Участие в финансировании Финансовая поддержка на ФФПМП 1998 - 8 2
региональных программ конкурсной основе 4 - 5 ГКРП России 1999
государственной поддержки малого региональных программ в 1998 годы
предпринимательства году, 2 - 3 - в 1999 году
2. Участие в финансировании Финансовая поддержка на ФФПМП 1998 - 2 8
программ негосударственных долевых принципах инвестиции ГКРП России 1999
структур по поддержке субъектов в реализацию 5 - 6 проектов в негосударственные годы
малого предпринимательства и 1998 году и 9 - 10 - в 1999 структуры (по
тиражирование опыта их работы году соответствующим
соглашениям)
3. Участие в предоставлении Финансовая поддержка ФФПМП 1998 - 2 3
гарантий и финансировании инвестиций в реализацию 15 - ГКРП России 1999
инновационных проектов адресной 18 инновационных проектов на Минэкономики годы
поддержки малого конкурсной основе в 1998 году России
предпринимательства и 20 - 23 - в 1999 году Миннауки России
4. Разработка методик и Практическая апробация ФФПМП 1998 - 2 3
практическое внедрение условий и механизмов ГКРП России 1999
механизмов финансовой поддержки привлечения дополнительных Минэкономики годы
малого предпринимательства средств и вариантов России
(гарантий, софинансирования, финансовой поддержки малого
льготного кредитования, лизинга, предпринимательства
венчурного финансирования и
т.д.)
Приложение N 3
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ
В 1998 ГОДУ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
┌────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────┬─────┐
│N │ Мероприятия │ Приоритетные работы │Стои-│
│пункта │ │ │мость│
│(в при- │ │ │(млн.│
│ложении │ │ │руб- │
│N 1) │ │ │лей) │
└────────┴──────────────────────────┴─────────────────────────────┴─────┘
┌─────────────────────────────┬─────┐
I. Нормативно - правовое │ Финансирование по разделу I │ │
обеспечение │ ассигнования из │ 4,93│
│ федерального бюджета │ │
└─────────────────────────────┴─────┘
I.1. Анализ законодательных Анализ законодательных 2,94
актов Российской актов Российской Федерации
Федерации и субъектов и групп регионов - лидеров
Российской Федерации, субъектов Российской
нормативных правовых Федерации в части,
актов федеральных органов касающейся субъектов
исполнительной власти в малого предпринимательства.
части, касающейся Составление перечня
субъектов малого законодательных актов и
предпринимательства, в выработка рекомендаций,
том числе: регулирующих деятельность
субъектов малого
I.1.1. составление перечня предпринимательства
законодательных актов,
регулирующих
деятельность субъектов
малого
предпринимательства,
требующих внесения в
них изменений и
дополнений
I.1.2. выработка рекомендаций
по устранению
административных
барьеров в сфере малого
предпринимательства
I.2. Разработка проектов
федеральных законов:
I.2.1. о внесении изменений и Уточнение критериев отнесения 0,15
дополнений в предприятий к субъектам
Федеральный закон малого предпринимательства,
"О государственной изменение заказчика
поддержке малого Федеральной программы,
предпринимательства в определение функций и
Российской Федерации" полномочий ГКРП России,
ФФПМП и региональных
фондов при разработке
проекта закона Российской
Федерации о внесении
изменений и дополнений в
Федеральный закон
"О государственной
поддержке малого
предпринимательства в
Российской Федерации"
I.2.2. о едином налоге на Разработка и представление 0,15
вмененный доход для проекта федерального закона
определенных видов о едином налоге на вмененный
деятельности, доход для определенных видов
осуществляемых деятельности, осуществляемых
субъектами малого субъектами малого
предпринимательства предпринимательства
I.2.4. об обществах взаимного Разработка и представление 0,29
страхования проекта федерального закона
об обществах взаимного
страхования
I.4. Подготовка проекта указа Подготовка и внесение 0,15
Президента Российской проекта указа Президента
Федерации, регулирующего Российской Федерации о
деятельность кредитных мерах по нормативному
потребительских регулированию
кооперативов граждан деятельности кредитных
(кредитных союзов) потребительских
кооперативов граждан
(кредитных союзов)
I.6. Подготовка предложений о Подготовка предложений о 0,44
внесении дополнений и внесении дополнений и
изменений в проект изменений в проект
федерального закона о федерального закона о
лизинге лизинге
I.7. Разработка предложений по Разработка предложений по 0,44
совершенствованию гармонизации законодательств
законодательства Российской Федерации и
Российской Федерации и государств - участников
государств - участников СНГ в направлении сближения
СНГ: таможенного законодательства
I.7.1. таможенного
законодательства;
I.7.2. налогового
законодательства
I.8. Разработка предложений по Создание нормативных 0,37
совершенствованию документов для
ипотечных и залоговых гарантийных фондов по
правоотношений в сфере кредитованию малого
малого бизнеса
предпринимательства
┌─────────────────────────────┬─────┐
II. Формирование инфраструктуры │Финансирование по разделу II │ │
поддержки и развития малого │ ассигнования из │66,63│
предпринимательства │ федерального бюджета │ │
└─────────────────────────────┴─────┘
II.1. Производственная и финансовая инфраструктура
II.1.1. Организация контроля за Подготовка предложений по 0,44
действиями организации контроля за
государственных действиями государственных
заказчиков по обеспечению заказчиков по обеспечению
участия малых предприятий участия малых предприятий в
в выполнении поставках продукции, товаров
государственных заказов (услуг) для федеральных
государственных нужд
II.1.2. Участие в образовании Участие в создании 5 - 10 4,42
кредитно - инвестиционных лизинговых компаний
и лизинговых организаций в
регионах с недостаточным
уровнем развития малого
предпринимательства.
Участие в их развитии в
регионах со средним
уровнем развития малого
предпринимательства и
регионах - лидерах
II.1.3. Участие в создании новых Создание 12 региональных 17,4
региональных центров агентств, 10 региональных
поддержки центров поддержки
предпринимательства в предпринимательства
регионах с недостаточным (РЦПП), 12 бизнес -
уровнем развития малого инкубаторов, 5 центров по
предпринимательства. развитию малого
Поддержка предпринимательства в
специализированных сфере ремесел и народных
объектов инфраструктуры в промыслов, 3 центров
регионах со средним экономической правовой
уровнем развития малого безопасности. Поддержка
предпринимательства и уже функционирующих 5
регионах - лидерах региональных агентств, 2
бизнес - инкубаторов
II.1.4. Создание в регионах Создание условий, 3,68
Российской Федерации стимулирующих развитие <*>
инновационно - малых инновационных
технологических центров предприятий при
(ИТЦ) и центров осуществлении мероприятий
продвижения и передачи проекта Межведомственной
новых технологий программы активизации
инновационной деятельности
в научно - технической
сфере на 1998 - 2000 годы,
в том числе:
организация 3 - 4 новых
инновационно -
технологических центров
для размещения 70 - 120
инновационных малых
предприятий и создания до
1000 рабочих мест;
создание центра продвижения
новых технологий в
стоматологии; реализация
проектов: "Компьютерные
технологии малым и средним
швейным предприятиям",
"Малые инновационные
фирмы - ГАЗ"
--------------------------------
<*> Мероприятия выполняются также за счет средств ФСМПНТС на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов в размере 20 млн. рублей.
II.1.5. Поддержка кредитных Поддержка 20 кредитных 1,47
союзов и их союзов
инфраструктуры
II.1.6. Формирование Разработка комплексной 4,43
информационно - системы показателей,
статистических массивов, характеризующих малое
проведение мониторинга предпринимательство,
малого предпринимательства определение источников,
в отраслевом и сроков и формы представления
региональном разрезе информации по малому
предпринимательству для
различных категорий
пользователей. Обеспечение
межведомственной сверки и
взаимного обмена
информацией о субъектах
малого предпринимательства
(юридических лицах и
индивидуальных
предпринимателях),
проведение их кодирования
для формирования и ведения
базы данных по субъектам
малого предпринимательства
II.1.7. Развитие системы Завершение работ и 5,9
информационного обеспечение устойчивого
обеспечения малого функционирования
предпринимательства на федерального центра
основе объединения Системы информационного
федеральных и обеспечения малого
региональных предпринимательства.
информационных ресурсов и Стимулирование создания
локальных сетей на региональном уровне
проблемно ориентированных
информационных баз
данных, необходимых для
обслуживания потребностей
малого предпринимательства,
и вовлечение малых
предприятий, участвующих в
обеспечении функционирования
рынка, в общую систему
информационных услуг для
малого предпринимательства.
Тиражирование опыта развитых
региональных систем
информационного обеспечения
малого предпринимательства
II.1.8. Поддержка и создание Участие в развитии и 1,03
обществ взаимного становлении 10 обществ
страхования малых взаимного страхования
предприятий
II.1.10. Поддержка выставочно - Содействие сбыту продукции и 4,42
ярмарочной деятельности, услуг малых предприятий,
в том числе организация привлечение инвесторов,
постоянно действующих стимулирование выпуска
выставок - ярмарок и конкурентоспособной
коллективных стендов продукции путем обеспечения
продукции малых участия малых предприятий
предприятий в международных (2 - 3 в
год), общероссийских (2 -
3 в год) и межрегиональных
и региональных выставках
(20 - 30 ежегодно).
Организация и развитие
2 - 3 постоянно действующих
выставок продукции малых
предприятий
II.1.11. Организация проведения Проведение конкурсов по 0,45
конкурсов по выполнению выполнению мероприятий
мероприятий Программы Программы
II.2. Обучение менеджеров, предпринимателей,
государственных служащих
II.2.1. Организация обучения Организация обучения 3,32
основам основам предпринимательской
предпринимательской деятельности преимущественно
деятельности в регионах с низким уровнем
преимущественно в развития малого
регионах с низким и предпринимательства и
средним уровнем развития регионах со средним
малого уровнем развития:
предпринимательства подготовка и
переподготовка кадров для
предпринимательской
деятельности и развитие
самозанятости среди
социально неблагополучных
групп населения
(2200 человек), в том
числе: военнослужащих -
1100 человек, женщин -
600 человек, молодежи -
250 человек,
переселенцев - 150 человек,
представителей коренных
народов Севера -
100 человек;
развитие региональной
сети базовых образовательных
учреждений сферы малого
бизнеса на основе
сочетания государственной
и частной инициативы
II.2.3. Организация подготовки, Организация подготовки, 2,36
переподготовки переподготовки
государственных служащих, государственных служащих,
работающих в системе работающих в системе
поддержки малого поддержки малого
предпринимательства, предпринимательства,
предпринимателей и преподавателей и
консультантов консультантов (600 человек),
в том числе:
государственных служащих
федеральных структур -
100 человек;
государственных служащих
региональных структур -
300 человек;
преподавателей и
консультантов - 200 человек
II.2.4. Организация издания, в Организация издания, в 3,68
том числе в электронном том числе в электронном
виде, учебной литературы, виде, учебной литературы,
сборников, справочных и сборников, справочных и
других информационных других информационных
материалов по развитию и материалов по развитию и
поддержке малого поддержке малого
предпринимательства предпринимательства,
включая создание в
электронной форме
информационных массивов
по нормативным документам,
условиям проведения
конкурсов; издание учебно -
методической литературы
для базовых образовательных
учреждений сферы малого
бизнеса и региональных
центров поддержки
предпринимательства;
переиздание справочника по
инфраструктуре поддержки
малого предпринимательства;
подготовка и издание
справочных пособий для
структур поддержки малого
предпринимательства по
наиболее актуальным
вопросам трудовых
отношений и охраны труда
II.3. Методическое и научно - аналитическое обеспечение
объектов инфраструктуры малого предпринимательства
II.3.2. Подготовка и внедрение Подготовка и внедрение 0,54
методик создания и методик создания и
деятельности комплексных деятельности региональных
и специализированных центров поддержки
объектов инфраструктуры предпринимательства
поддержки малого (РЦПП), палат ремесел и
предпринимательства, в центров развития малого
том числе региональных предпринимательства в
центров поддержки сфере ремесел и народных
предпринимательства, промыслов
палат ремесел и центров
развития малого
предпринимательства в
сфере ремесел и народных
промыслов, региональных
круглых столов малого
бизнеса
II.3.3. Разработка рекомендаций Разработка рекомендаций 0,74
для предприятий по для предприятий по
передаче прав аренды на передаче права аренды на
производственные площади, производственные площади,
имущество и имущество и
инфраструктуру, инфраструктуру, проведение
проведение конкурсов конкурсов среди
среди субъектов малого субъектов малого
предпринимательства на предпринимательства на
использование использование
высвобождаемых высвобождаемых
производственных площадей производственных площадей
и мощностей и мощностей
реструктурируемых крупных реструктурируемых крупных
предприятий предприятий
II.3.4. Разработка методических Формирование концепции и 0,54
материалов по отработка механизмов
взаимодействию малых взаимодействия малых
предприятий с крупным предприятий с крупным
производством, участие производством на базе
малых предприятий в крупных предприятий
производстве и поставке Кемеровской, Новгородской,
продукции для Самарской и
государственных нужд Ярославской областей
(предоставление бонусов,
организация тендеров и
т.д.)
II.3.5. Разработка методических Разработка методических 0,29
и регламентирующих документов по созданию и
документов по созданию и ведению информационной
ведению информационной базы данных о
базы данных о производственных помещениях
производственных и имуществе, высвобождаемых
помещениях и имуществе, в ходе реструктуризации
высвобождаемых в ходе
реструктуризации
II.3.6. Разработка предложений по Разработка предложений по 0,54
государственной организации
сертификации и государственной
аккредитации объектов сертификации объектов
инфраструктуры малого инфраструктуры малого
предпринимательства при предпринимательства при
федеральных органах федеральных органах
исполнительной власти и исполнительной власти и
органах исполнительной органах исполнительной
власти субъектов власти субъектов
Российской Федерации Российской Федерации
II.3.7. Разработка и внедрение на Разработка для внедрения 0,22
малых предприятиях систем на малых предприятиях
качества по выпуску систем качества по
высококачественных и выпуску
безопасных товаров, высококачественных и
предоставлению услуг. безопасных товаров,
Оказание методической предоставлению услуг
помощи малым предприятиям
по стандартизации,
классификации и
кодированию технико -
экономической информации,
а также по
метрологическому
обеспечению и сертификации
II.3.9. Разработка методических Разработка методических 0,44
рекомендаций для рекомендаций для
применения с использования по системе
использованием по системе франчайзинга опыта
франчайзинга опыта успешно работающих малых
успешно работающих малых предприятий
предприятий и подготовка
предложений по
совершенствованию
соответствующей
нормативно - правовой
базы
II.3.10. Проведение мониторинга и Проведение мониторинга и 0,37
контроля деятельности контроля деятельности
существующих существующих региональных
региональных структур структур поддержки малого
поддержки малого предпринимательства
предпринимательства
II.3.11. Подготовка аналитических Подготовка и представление в 0,38
материалов к ежегодному Правительство Российской
докладу в Правительство Федерации ежегодного
Российской Федерации о доклада о состоянии и
состоянии и развитии развитии малого
малого предпринимательства предпринимательства
в Российской Федерации и в Российской Федерации и
мерах по его мерах по его государственной
государственной поддержке поддержке
II.3.12. Проведение научно - Проведение научно - 1,1
исследовательских работ, исследовательских работ
связанных с обоснованием по проблемам:
приоритетных направлений прогнозирования
развития малого деятельности субъектов
предпринимательства и малого предпринимательства,
политики его критериев и оценки
государственной эффективности государственной
поддержки. Экспертиза политики в сфере малого
научных исследований предпринимательства,
формирования среднего
класса, места малого
предпринимательства в
"теневой экономике",
новым информационным и
финансовым технологиям
II.4. Работа со средствами массовой информации (СМИ)
II.4.1. Широкое привлечение и Создание в региональных 5,16
поддержка региональных и СМИ рубрик и
центральных средств телевизионных передач,
массовой информации в пропагандирующих развитие
целях освещения предпринимательства (для
деятельности ГКРП России регионов с недостаточным
и объектов региональной уровнем его развития).
инфраструктуры по Поддержка региональных
развитию малого СМИ, поднимающих проблемы
предпринимательства, малого бизнеса.
включая:
II.4.1.1. содействие средствам Проведение конкурса
массовой информации в среди центральных СМИ,
подготовке и создании освещающих вопросы малого
передач и рубрик, предпринимательства
пропагандирующих
развитие
предпринимательства в
России, особенно в
регионах с низким
уровнем развития малого
предпринимательства
II.4.1.2. создание системы
информирования
региональных и
федеральных средств
массовой
информации о
деятельности
государственной
системы
поддержки малого
предпринимательства
II.4.2. Организация и проведение Проведение 3 тематических 2,21
круглых столов, пресс - круглых столов, 2
конференций, брифингов, выездных сессий ГКРП
съездов, выездных сессий России, Всероссийской
и конференций конференции малых
предпринимателей,
проведение пресс -
конференций (ежемесячно)
II.4.3. Осуществление мониторинга Отслеживание наиболее 1,1
средств массовой острых проблем малого
информации по вопросам предпринимательства,
малого изучение общественного
предпринимательства мнения о проводимой ГКРП
России политике для внесения
необходимых корректив
┌─────────────────────────────┬─────┐
III. Интеграция в рамках СНГ │Финансирование по разделу III│ │
и международное сотрудничество │ ассигнования из │ 2,2 │
│ федерального бюджета │ │
└─────────────────────────────┴─────┘
III.1. Разработка программ Взаимодействие 1,1
сотрудничества с государственных
государствами - учреждений стран СНГ в
участниками СНГ разработке целевых
программ поддержки малого
предпринимательства с
Украиной, Республикой
Белоруссия и Республикой
Армения. Создание основ
для кооперации путем
реализации программы
"СНГ - Партенариат",
проведения двух заседаний
Консультативного совета
по поддержке и развитию
малого предпринимательства
в государствах - участниках
СНГ, содействия
внешнеэкономической
деятельности предприятий,
имеющих партнеров в
странах СНГ
III.2. Участие в работе Использование передового 1,1
межправительственных опыта США, Греции,
комиссий по торгово - Великобритании, Италии,
экономическому Швеции; привлечение
сотрудничеству интеллектуальных ресурсов
с зарубежными странами, для выполнения
подготовка и реализация региональных программ и
международных проектов программ TACIS,
содействия развитию продвижение продукции
малого и услуг российских малых
предпринимательства в предприятий на внешние
Российской Федерации на рынки Германии, Японии
федеральном и
региональном уровнях,
содействие
внешнеэкономической
деятельности малых
предприятий
┌─────────────────────────────┬─────┐
│ Финансирование по Программе │ │
│ ассигнования из │73,76│
│ федерального бюджета │ │
└─────────────────────────────┴─────┘