ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2012 г. N 186
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"КУЛЬТУРА РОССИИ (2012 - 2018 ГОДЫ)"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2012 - 2018 годах региональных государственных программ учитывать положения Программы.
4. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработать в рамках реализации Программы и до 1 января 2013 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющего правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета для поддержки инновационных проектов в области современного искусства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2012 г. N 186
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КУЛЬТУРА РОССИИ (2012 - 2018 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Культура России (2012 - 2018 годы)"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 209-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации" |
|
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Цели и задачи Программы | - | сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности; увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом); доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации; доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры; увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом); доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия; доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства; увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет; доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации; доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год); доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов; повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей); количество посещений библиотек (на 1 жителя в год); увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом); увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом); выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению |
|
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012 - 2018 годы I этап - 2012 - 2014 годы; II этап - 2015 - 2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 147048,84 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет федерального бюджета - 140495,91 млн. рублей; за счет прочих источников - 6552,93 млн. рублей, в том числе за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 3170,68 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 3382,25 млн. рублей. На капитальные вложения направляются 83848,07 млн. рублей, на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 366,19 млн. рублей, на прочие нужды - 62834,59 млн. рублей; |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году); увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (до 28 процентов в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры (до 94 процентов в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (до 2,3 процента в 2018 году); увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (до 52 процентов в 2018 году); увеличение доли организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства (до 19,7 процента в 2016 году); увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет (до 11,6 процента общего числа детей от 7 до 17 лет в 2011 году); увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году); увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году); увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году); увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (до 24 процентов в 2018 году); повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей); увеличение количества посещений библиотек (до 4,6 раза на 1 жителя в год в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно-досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году); выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно) |
|
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", "Культура России (2001 - 2005 годы)" и "Культура России (2006 - 2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;
снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;
стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;
ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;
замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.
Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.
Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа).
Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)", и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.
Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.
Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.
Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:
комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры и культурного наследия;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.
Программа реализуется на территории Российской Федерации, в том числе на территориях Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием
сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых
индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Основной стратегической целью Программы является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России;
информатизация отрасли;
модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности;
выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;
создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
Достижение цели Программы и решение указанных задач будет происходить в рамках 6 направлений Программы.
Решение задач по созданию условий для повышения качества услуг и их разнообразия, а также по модернизации работы учреждений культуры регулируется в рамках направления по развитию образования в сфере культуры и искусства, а также направления по инвестициям в сферу культуры и развитию материально-технической базы.
В целях реализации указанных задач определены следующие основные индикаторы и показатели:
доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (планируется увеличение до 72,8 процента в 2018 году);
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом (в 2018 году планируется увеличить на 4,2 процента по сравнению с предыдущим годом);
доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (планируется увеличение до 28 процентов в 2018 году);
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (планируется увеличение до 7,2 процента в 2018 году);
выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (планируется выпуск 61 наименования ежегодно).
Решение задач по информатизации отрасли осуществляется в рамках направления по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизации отрасли, а также в рамках некоторых мероприятий направления по сохранению культурного наследия.
В настоящее время формирование направления по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизации отрасли актуально в связи с поставленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачей формирования информационного общества и повышения на этой основе качества жизни граждан. Информационные технологии должны сыграть важнейшую роль в обеспечении максимальной доступности для граждан Российской Федерации культурных благ, участии граждан в культурной жизни общества вне зависимости от уровня доходов, социального статуса и места проживания, а также в обеспечении доступности культурных благ для граждан с ограниченными возможностями.
Степень решения указанной задачи оценивается следующими показателями:
доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем числе учреждений культуры (в 2018 году планируется довести этот показатель до 94 процентов);
увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России по сравнению с предыдущем годом (в 2018 году планируется повысить до 2,3 процента);
доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (в 2018 году планируется довести до 52 процентов).
Предполагается принятие комплекса мер по сохранению и развитию сложившейся в России уникальной трехуровневой системы подготовки творческих кадров, в частности музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства. Особое внимание обращено на подготовку кадров для развития современных инновационных видов искусств, оснащение и модернизацию детских школ искусств, модернизацию и развитие материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства.
В целях реализации указанной задачи определены следующие основные показатели:
доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства (планируется увеличение до 19,7 процента в 2016 году);
увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет (планируется увеличение до 11,6 процента общего числа детей от 7 до 17 лет в 2011 году).
Решение задачи по выявлению, охране и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется в рамках направления по сохранению культурного наследия. Решение этой задачи предусматривает комплекс мероприятий по выявлению, охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия - движимых и недвижимых памятников истории и культуры России, а также по сохранению объектов археологического наследия, обеспечению сохранности музейного фонда и развитию музеев, развитию архивного дела и библиотек.
Индикаторами и показателями решения этой задачи являются:
доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (планируется увеличение до 45,3 процента в 2018 году);
доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (планируется довести до 100 процентов в 2018 году);
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (планируется увеличение до 34 процентов в 2018 году);
посещаемость музейных учреждений (планируется увеличение посещаемости музейных учреждений на 1 жителя в год до 0,9 раза в 2018 году);
доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (планируется увеличение до 24 процентов в 2018 году);
повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей) (планируется увеличение до 92 процентов установленного норматива в 2018 году);
количество посещений библиотек (планируется увеличение посещаемости библиотек на 1 жителя в год до 4,6 раза в 2018 году).
Решение задачи по созданию позитивного культурного образа России в мировом сообществе осуществляется в рамках направления по участию России в международном культурном процессе, предусматривающего поддержку гастрольной и выставочной деятельности отечественных коллективов за рубежом, презентацию современной русской литературы и книгоиздания на ведущих международных книжных выставках-ярмарках, поддержку переводов российских авторов художественной литературы на иностранные языки и активное проведение других акций, направленных на пропаганду российского профессионального творчества, достижений российской культуры и народных культур нашей многонациональной страны.
В целях решения этой задачи предусматривается увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом (планируется увеличение до 1,22 процента в 2018 году).
Перечень целевых индикаторов и показателей реализации Программы, подтверждающих эффективность Программы, приведен в приложении N 1. Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 3.
Программа предусматривает достижение стратегических целей к концу 2018 года. В рамках Программы предусмотрено выделение 2 этапов.
I этап (2012 - 2014 годы) является предварительным этапом, предусматривающим вынужденную стабилизацию финансирования мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с общеэкономической ситуацией в стране. Предполагается поддержка профессионального искусства, стимулирование создания новых современных произведений, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, выполнение необходимых реставрационных работ, проведение культурных мероприятий, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе.
II этап (2015 - 2018 годы) является этапом развития, предусматривающим увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагаются проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в субъектах Российской Федерации, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.
В Программе предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой. Предполагается расширить перечень инструментов адресной поддержки творческих коллективов, авторов, исполнителей и других участников художественного процесса, в том числе за счет предоставления грантов.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, приведены в приложении N 4.
Распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов культуры регионов, в том числе региональных архивов, предусмотренных на реализацию Программы, приведено в приложении N 5.
Программа строится с учетом соблюдения принципа постоянства проведения мероприятий во всех субъектах Российской Федерации. Особенно это относится к гастрольной деятельности, поддержке молодых дарований, комплексу реставрационных работ, укреплению материально-технической базы и информатизации отрасли. Предусматривается постепенное расширение общего объема работ в рамках отрасли с учетом результатов научных исследований.
III. Мероприятия Программы
Программа предусматривает реализацию наиболее важных и эффективных проектов и мероприятий по разработке и реализации художественных продуктов в области театрального, музыкального, изобразительного, циркового, современного искусства и кино, а также совершенствование системы подготовки кадров, владеющих новыми технологиями в сфере современного искусства. Намечены более активные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий, по строительству, укреплению материально-технической базы и другим направлениям, а также увеличены объемы реставрационных работ на объектах культурного наследия в различных субъектах Российской Федерации. Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки. Отбор проектов и мероприятий, отвечающих направлениям Программы, исполнителей указанных проектов, а также объектов культурного наследия производится в установленном порядке на основе открытых конкурсных процедур.
Перечень мероприятий и объемы финансирования Программы приведены в приложении N 6.
Перечень объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на 2012 - 2018 годы, приведен в приложении N 7.
При выборе объектов капитального строительства в составе крупных инвестиционных проектов учитывалось наличие соответствующего заключения органов охраны памятников по техническому состоянию каждого объекта.
Программой предусмотрена государственная поддержка региональных инвестиционных проектов, направленных на капитальное строительство и реставрацию объектов культурного наследия с длительным сроком окупаемости, с применением механизма предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) предоставлением субсидий местным бюджетам на указанные цели, в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" приведены в приложении N 8.
В целях конкретизации главных целей и задач, поставленных перед отраслью культуры, а также определения количественных значений показателей Программы используется нормативный метод. Нормативы, на которые ориентируется перспективное развитие отрасли, отражают как разработки российских специалистов в сфере управления культурными процессами, так и рекомендации международных организаций, в том числе рекомендации и нормативы ЮНЕСКО по оценке состояния объектов культурного наследия и нормам комплектования книжных фондов библиотек. Также широко используются данные мониторинга культурных процессов, в том числе полученная с мест детальная информация о состоянии объектов культурного наследия.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 147048,84 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет федерального бюджета - 140495,91 млн. рублей;
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации 3170,68 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 3382,25 млн. рублей.
Средства направляются:
на капитальные вложения - в размере 83848,07 млн. рублей;
на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - в размере 366,19 млн. рублей;
на прочие нужды - в размере 62834,59 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении N 9.
Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) для поддержки инновационных проектов в области современного искусства в рамках реализации Программы приведены в приложении N 10.
Процесс развития культуры невозможен без привлечения средств внебюджетных источников, использования действующих рыночных механизмов, реальной поддержки и активного содействия участников государственно-частного партнерства. Предусмотрено эффективное взаимодействие всех органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных культурных проектов и программ, направленных на развитие отдельных подотраслей культуры, сохранение и использование культурного наследия, увеличение культурной привлекательности регионов и повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры.
На протяжении последних лет такое участие обеспечивалось на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере культуры.
В частности, в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития культуры, в которых предусматривается совместное финансирование и участие в реализации ряда мероприятий в рамках общей федеральной стратегии развития культуры. Разработка региональных концепций развития сферы культуры должна быть продолжена на среднесрочный перспективный период. К настоящему моменту также накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления отраслью культуры с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка услуг в сфере культуры на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, бизнеса и других заинтересованных сторон.
Привлечение внебюджетных инвестиций позитивно показало себя при создании и распространении художественного продукта в области театрального, музыкального и циркового искусства, а также при поддержке производства кинематографической продукции. Внебюджетные источники предусматривается направить на поддержку творческих проектов молодых авторов в области современного искусства, организацию и проведение всероссийских исполнительских конкурсов, дебютных проектов молодых авторов и исполнителей, а также на обеспечение проектов в сфере народного творчества и искусства. Роль внебюджетных инвестиций будет высока в проведении акций, связанных с участием России в международном культурном процессе, мероприятий по поддержке гастрольной деятельности отечественных исполнителей за рубежом и участию ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях.
Планируется продолжить дальнейшее взаимодействие различных участников в рамках государственно-частного партнерства. Привлечение внебюджетных средств для этих целей будет способствовать наиболее благоприятному сценарию развития сферы культуры на перспективу.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии в рамках реализации Программы приведены в приложении N 11.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, приведена в приложении N 12.
Мероприятия Программы по опережающему развитию Дальнего Востока приведены в приложении N 13.
Целевые индикаторы и показатели опережающего развития Дальнего Востока приведены в приложении N 14.
Объемы финансирования мероприятий Программы, реализуемых на территории г. Севастополя, приведены в приложении N 15.
Целевые индикаторы и показатели Программы в части мероприятий, реализуемых на территории г. Севастополя, приведены в приложении N 16.
Объемы финансирования мероприятий Программы, реализуемых на территории Республики Крым, приведены в приложении N 17.
Целевые индикаторы и показатели Программы в части мероприятий, реализуемых на территории Республики Крым, приведены в приложении N 18.
Объемы финансирования мероприятий Программы, реализуемых на территории Калининградской области, приведены в приложении N 19.
Целевые индикаторы и показатели Программы в части мероприятий, реализуемых на территории Калининградской области, приведены в приложении N 20.
Объемы финансирования мероприятий Программы, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа, приведены в приложении N 21.
Целевые индикаторы и показатели Программы в части мероприятий, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа, приведены в приложении N 22.
V. Механизм реализации Программы
Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство культуры Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:
обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает в установленном порядке проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу и досрочном ее прекращении;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
подготавливает ежеквартально доклады о ходе реализации Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации Программы, разработанные государственными заказчиками Программы, утверждает разработанные государственными заказчиками Программы перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы:
участвуют в подготовке доклада о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняют затраты по мероприятиям Программы, а также механизм реализации Программы;
разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы;
согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования Программы;
представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы;
организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
До начала реализации Программы Министерство культуры Российской Федерации:
утверждает положение об управлении реализацией Программы и формирует организационно-финансовый план реализации Программы;
определяет механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
устанавливает процедуры обеспечения открытости информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством культуры Российской Федерации, государственными заказчиками Программы и (или) дирекцией Программы.
По решению Министерства культуры Российской Федерации функции дирекции Программы в отношении отдельных мероприятий, по которым Министерство культуры Российской Федерации является государственным заказчиком, могут быть возложены на одно или несколько федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Соответствующее решение оформляется в виде акта Министерства культуры Российской Федерации.
Дирекция Программы в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации:
осуществляет функции государственного заказчика по направлению "капитальные вложения", в том числе по планированию, организации строительства и реконструкции объектов, включая организацию подготовки обосновывающей документации согласно законодательству Российской Федерации, проведению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по проведению строительного контроля на объектах подведомственных учреждений и технического надзора на памятниках истории и культуры, государственного заказчика по направлению "прочие нужды", приведенному в приложении N 6 к Программе, в том числе по формированию перечня мероприятий и проведению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая организацию подготовки обосновывающей документации согласно законодательству Российской Федерации, а также приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов) и оказанных услуг в целях реализации мероприятий Программы;
осуществляет функции сбора и систематизации статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы, в том числе мониторинга достижения значений показателей эффективности Программы;
определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков по направлению "капитальные вложения", приведенному в приложении N 7 к Программе, и направлению "прочие нужды", приведенному в приложении N 6 к Программе, в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансирование реализации функций дирекции Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание федеральных государственных казенных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.
VI. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
Фундаментальная особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.
В Программе предполагается использовать систему индикаторов и цифровых показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать свои собственные показатели результативности. Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками Программы и государственным заказчиком - координатором Программы.
Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры в жизни граждан России и, соответственно, в повышении качества жизни в Российской Федерации, упрочении статуса России как великой культурной державы, создании благоприятной общественной атмосферы для осуществления курса на модернизацию страны. Этот эффект, отложенный во времени, будет выражаться, в частности:
в укреплении единства при местном разнообразии культурного пространства страны, способствующем сохранению государственной целостности России при самобытности народов, ее населяющих;
в создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в культуре и искусстве;
в создании благоприятных условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоении новых форм и направлений культурного обмена;
в активизации процессов экономического развития культуры и росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
в обеспечении конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, в том числе в международном масштабе, а также в развитии эстетического воспитания молодежи.
Задачи развития культуры тесно переплетены с задачами охраны окружающей среды. Как правило, эта связь проявляется в области охраны культурных ландшафтов и достопримечательных мест, в деятельности музеев-заповедников. Формирование системы достопримечательных мест и охраняемых историко-культурных территорий прямо связано с решением проблем экологии и охраной природного наследия. Таким образом, Программа решает проблемы развития культуры в тесной связи с задачей охраны окружающей среды.
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие текущие и конечные результаты реализации Программы и определяющие ее социально-экономическую эффективность, приведены в приложении N 1 к Программе. Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, утвержденных Программой.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования объектов федеральной собственности в культуре.
Экономический эффект Программы будет связан с привлечением дополнительных инвестиций в культуру за счет государственно-частного партнерства и создания экономически привлекательных условий для бизнеса, а также с повышением роли культуры на исторических территориях, формированием культурной и туристской инфраструктуры, позволяющей создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджеты соответствующих уровней и обеспечить рост внутреннего валового продукта.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Культура России (2012 - 2018 годы)"
ПЕРЕЧЕНЬ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2012 - 2018 ГОДЫ)"
Целевые индикаторы и показатели | Единица измерения | Базовый год (2011 год) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
I. Целевые индикаторы реализации Программы |
1. | Доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности | процентов | 35 | 35,5 | 36 | 37,3 | 39 | 41,5 | 43,3 | 45,3 |
2. | Доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности | -"- | 60 | 61,5 | 62,5 | 64 | 66,2 | 68,5 | 70,5 | 72,8 |
II. Показатели реализации Программы |
Направление "Поддержка современного искусства и народного творчества" |
3. | Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) | процентов | 3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,5 | 3,8 | 4 | 4,2 |
4. | Доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации | -"- | 23 | 23,5 | 24 | 25 | 26 | 27 | 27,2 | 28 |
Направление "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли" |
5. | Доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры | процентов | 55 | 59 | 64 | 71 | 80 | 90 | 92 | 94 |
6. | Увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом) | -"- | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2 | 2,1 | 2,2 | 2,3 |
7. | Доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия | процентов | 25 | 27 | 30 | 35 | 40 | 46 | 50 | 52 |
Направление "Развитие образования в сфере | культуры и искусства" | | | | |
8. | Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства | процентов | 10 | 11,5 | 13 | 15 | 17,3 | 19,7 | | |
|
9. | Увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет | -"- | 10,7 | 11 | 11,3 | 11,5 | 11,7 | 11,8 | 11,6 | 11,6 |
|
Направление "Сохранение культурного наследия" |
10. | Доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации | процентов | 55 | 58 | 61 | 65 | 70 | 78 | | |
|
11. | Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда | -"- | 22 | 23 | 24 | 26 | 28 | 31 | 33 | 34 |
12. | Посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год) | посещений | 0,5 | 0,52 | 0,55 | 0,58 | 0,63 | 0,7 | 0,79 | 0,9 |
13. | Доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов | процентов | 22 | 22,2 | 22,4 | 22,6 | 22,9 | 23,2 | 23,5 | 24 |
14. | Повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства, по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей) | процентов | 80 | 82 | 84 | 86 | 88 | 90 | 91 | 92 |
|
15. | Количество посещений библиотек (на 1 жителя в год) | посещений | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 4 | 4,2 | 4,4 | 4,6 |
Направление "Участие России в международном культурном процессе" |
16. | Увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом) | процентов | 1,15 | 1,16 | 1,17 | 1,18 | 1,19 | 1,2 | 1,21 | 1,22 |
Направление "Инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы" |
17. | Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) | процентов | 6,4 | 6,5 | 6,6 | 6,7 | 6,8 | 7 | 7,1 | 7,2 |
18. | Выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению | названий | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Культура России (2012 - 2018 годы)"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2012 - 2018 ГОДЫ)"
1. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа) должны обеспечивать ежегодную, а также поквартальную оценку выполнения Программы с целью принятия при необходимости своевременных управленческих решений по ее корректировке.
Для определения базовых значений целевых индикаторов и показателей были использованы данные Федеральной службы государственной статистики, результаты реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)", данные специальных исследований, а также результаты реализации проектов и научно-исследовательских работ, при осуществлении которых была проведена работа по сбору первичных данных.
2. Целевой индикатор "Доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности" определяется по формуле: