ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. N 113
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ОТНОШЕНИИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ВОВЛЕЧЕННЫХ В ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ИНВЕСТИРОВАНИЮ СРЕДСТВ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
В целях реализации статьи 35 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 марта 2006 г. N 113
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ОТНОШЕНИИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ВОВЛЕЧЕННЫХ В ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ИНВЕСТИРОВАНИЮ СРЕДСТВ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
1. Настоящее Положение устанавливает меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования (далее - должностные лица федеральных органов исполнительной власти), должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений (далее - Общественный совет), который может возникнуть при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв.
2. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов направлены на исключение возможности получения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда и членами Общественного совета лично или через юридического либо фактического представителя материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у указанных лиц, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов (далее - близкие родственники)), прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебных полномочий в части инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"материальная выгода" - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
"личная выгода" - выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности;
"предконфликтная ситуация" - ситуация, в которой у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда и членов Общественного совета при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, может возникнуть конфликт интересов, а именно:
указанные лица или их близкие родственники в течение последних 12 месяцев состояли в трудовых (на основании договоров) или гражданско-правовых (на основании договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг) отношениях с юридическими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом договора об оказании услуг специализированного депозитария и договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений (далее - конкурс) и (или) являющимися субъектами (за исключением Пенсионного фонда, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированными лицами;
указанные лица или их близкие родственники владеют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами (за исключением Пенсионного фонда, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированные лица (за исключением государственных гражданских служащих - собственников указанных ценных бумаг, передавших их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе);
указанные лица или их близкие родственники получали в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную плату, призы, подарки (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации), скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением Пенсионного фонда, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированных лиц;
указанные лица или их близкие родственники имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением Пенсионного фонда, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированных лиц.
4. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и Пенсионного фонда, приступающие к осуществлению деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, или осуществляющие указанную деятельность, и члены Общественного совета обязаны ежегодно информировать (в письменной форме) о наличии или об отсутствии предконфликтной ситуации с их участием соответственно руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя Пенсионного фонда или председателя Общественного совета в срок, установленный для представления федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, а новые члены Общественного совета - при их включении в состав Общественного совета. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.
5. Если должностное лицо федерального органа исполнительной власти сообщило о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением указанным должностным лицом следующих полномочий:
а) подготовка в пределах его компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, - в случае:
внесения предложений, предоставления рекомендаций, подготовки проектов нормативных правовых актов с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды;
внесения предложений, предоставления рекомендаций, подготовки проектов нормативных правовых актов в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц в части интересов, связанных с формированием и инвестированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
б) осуществление контроля за соблюдением субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, законодательства Российской Федерации о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - в случае выявления фактов нарушения прав и интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц с целью получения материальной и (или) личной выгоды, в интересах третьих лиц либо с целью совершения действий (бездействия), препятствующих устранению соответствующих нарушений;
в) участие в работе комиссии по организации конкурсов (далее - конкурсная комиссия) - в случае:
попытки оказать влияние на членов конкурсной комиссии с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц;
необъективной оценки участников конкурсов с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды при участии в качестве потенциальных субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений лиц, являющихся аффилированными лицами (признанных таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав конкурсной комиссии;
г) направление субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, запросов о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, - в случае:
использования информации о деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, субъектов указанных в абзаце первом настоящего подпункта отношений, не являющейся общедоступной, для получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды;
предоставления третьим лицам информации о деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, субъектов указанных в абзаце первом настоящего подпункта отношений, не являющейся общедоступной;
д) согласование объемов и структуры вложений временно размещаемых средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд, - в случае:
принятия решений о согласовании с целью получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов застрахованных лиц, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
использования информации об объемах и структуре предстоящих вложений средств страховых взносов, если данная информация не является общедоступной, с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов застрахованных лиц, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
е) получение от специализированного депозитария уведомления о выявленных в ходе осуществления контроля нарушениях соответствующей управляющей компанией требований к структуре инвестиционного портфеля, а также информации о предстоящей корректировке структуры инвестиционного портфеля.
6. Если должностное лицо Пенсионного фонда сообщило о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, руководитель Пенсионного фонда принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением указанным должностным лицом следующих полномочий:
а) обеспечение перевода средств пенсионных накоплений управляющей компании в соответствии с договором доверительного управления или в негосударственный пенсионный фонд, в том числе при принятии решения о конкретных сроках (в период, установленный договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений) перевода средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранные застрахованным лицом управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд с целью получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов застрахованных лиц, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
б) участие в работе конкурсной комиссии - в случае:
попытки оказать влияние на членов конкурсной комиссии с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц;
необъективной оценки участников конкурса с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды при участии в качестве потенциальных субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений лиц, являющихся аффилированными лицами (признанных таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации) должностного лица Пенсионного фонда, входящего в состав конкурсной комиссии;
в) временное размещение средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд, - в случае:
принятия решений, влияющих на объемы и структуру вложений средств страховых взносов, с целью получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов застрахованных лиц, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
использования информации об объемах и структуре предстоящих вложений средств страховых взносов, если данная информация не является общедоступной, с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов застрахованных лиц, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений);
г) получение от специализированного депозитария уведомления о выявленных в ходе осуществления контроля нарушениях соответствующей управляющей компанией требований к структуре инвестиционного портфеля, а также информации о предстоящей корректировке структуры инвестиционного портфеля.
7. Руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или Пенсионного фонда принимаются меры:
а) по усилению контроля за исполнением должностным лицом его обязанностей, в ходе которого может быть урегулирован конфликт интересов;
б) по исключению возможности принятия должностным лицом единоличных решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.
8. В случае если указанные в пункте 7 настоящего Положения меры не позволяют предотвратить конфликт интересов, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, представителем указанного руководителя или руководителем Пенсионного фонда принимается решение об отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей (реализации функций), в ходе которых может быть реализован конфликт интересов.
В случае если руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти или Пенсионного фонда не принял меры по недопущению возникновения конфликта интересов, к нему применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если стороной конфликта интересов является либо может явиться руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти или Пенсионного фонда, в отношении его принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения предконфликтной ситуации, о которой должностное лицо знало, но не сообщило руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти или Пенсионного фонда, к этому должностному лицу применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностных лиц федерального органа исполнительной власти осуществляются комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в этом федеральном органе исполнительной власти.
10. Выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностных лиц Пенсионного фонда осуществляются образуемой в Пенсионном фонде комиссией по вопросам, связанным с выявлением, предотвращением и урегулированием конфликта интересов.
Порядок создания и деятельности указанной комиссии определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности Пенсионного фонда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
11. Если член Общественного совета сообщил о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, Общественным советом принимаются меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением членом Общественного совета следующих полномочий:
а) осуществление общественного контроля деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, включая контроль деятельности государственной управляющей компании, - в случае:
использования информации о деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, включая отчетность субъектов указанных в абзаце первом настоящего подпункта отношений, а также аудиторских отчетов и аудиторских заключений на указанную отчетность, если эта информация не является общедоступной, для получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды;
предоставления третьим лицам информации о деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, включая отчетность субъектов указанных в абзаце первом настоящего подпункта отношений, а также аудиторских отчетов и аудиторских заключений на указанную отчетность в случае, если эта информация составляет государственную или иную охраняемую законом тайну либо носит конфиденциальный характер;
совершения действий (бездействия), препятствующих обращению Общественного совета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений с требованиями об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц;
наличия попыток повлиять на принимаемые Общественным советом решения в целях получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц в части интересов, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв);
использования своего права представлять для включения в повестку дня заседания Общественного совета вопросы, относящиеся к компетенции Общественного совета, в целях получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц в части интересов, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв);
б) рассмотрение предложений и рекомендаций по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, - в случае:
внесения предложений и предоставления рекомендаций в целях получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды;
внесения предложений и предоставления рекомендаций в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также застрахованных лиц в части их интересов, связанных с формированием в их пользу средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв);
в) участие в работе конкурсной комиссии - в случае необъективной оценки участников конкурса с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды при участии в конкурсе в качестве потенциальных субъектов лиц, являющихся аффилированными лицами (признанными таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации) члена Общественного совета.
12. Каждый член Общественного совета до начала рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня, обязан заявить об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов с его участием при принятии решений по вопросам повестки дня. Заявления членов Общественного совета заносятся в протокол заседания Общественного совета.
13. В случае если в Общественный совет поступила информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации в отношении члена Общественного совета (заявление других членов Общественного совета, информация третьих лиц или материалы, опубликованные в средствах массовой информации), председатель Общественного совета выносит решение о проведении проверки такой информации.
Член Общественного совета, в отношении которого поступила указанная информация, по решению Общественного совета может быть отстранен от участия в рассмотрении вопросов и принятии решений, в которых может быть реализован конфликт интересов, до принятия решения по результатам проверки.
В случае если такая информация поступила в отношении председателя Общественного совета, члены Общественного совета ставят на голосование предложения о проведении проверки поступившей информации и о временном отстранении председателя Общественного совета от исполнения обязанностей до принятия решения по результатам проверки.
14. Обеспечение сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, возлагается на председателя Общественного совета, а в случае поступления указанной информации в отношении председателя Общественного совета - на его заместителя.
Член Общественного совета вправе дать объяснения по фактам, изложенным в заявлении других членов Общественного совета, информации третьих лиц либо в материале, опубликованном в средствах массовой информации. Объяснения члена Общественного совета предоставляются в письменной форме.
15. Общественный совет рассматривает на заседании материалы, подтверждающие либо опровергающие информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, и принимает одно из следующих решений:
а) в рассматриваемом случае отсутствует возможность реализации конфликта интересов;
б) в рассматриваемом случае содержится возможность реализации конфликта интересов;
в) конфликт интересов уже реализован.
16. В случае если информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации будет признана достоверной, а также если член Общественного совета сообщил о наличии предконфликтной ситуации, Общественный совет принимает решение:
а) рекомендовать указанному лицу воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участия в голосовании в случае, когда он может явиться стороной в конфликте интересов;
б) рекомендовать председателю Общественного совета внести Президенту Российской Федерации предложение об изменении состава Общественного совета в связи с исключением указанного члена Общественного совета из состава Общественного совета, если предконфликтная ситуация носит длительный характер либо конфликт интересов уже реализован. Длительной признается предконфликтная ситуация, при которой указанному члену Общественного совета было рекомендовано не менее 2 раз в течение 12 месяцев воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участия в голосовании в случае, когда он может явиться стороной в конфликте интересов. Если член Общественного совета (председатель Общественного совета) не воздержится от участия в голосовании, его голос не засчитывается.
17. Информация о результатах проверки, проведенной в отношении члена Общественного совета (председателя Общественного совета), и о принятых мерах публикуется в средствах массовой информации.