НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.06.2020 N 2)

(утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.06.2020 N 2)
Утверждено
протоколом заседания
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
от 02.06.2020 N 2
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ЕДИНЫХ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Общие положения
1. Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования разработана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 мая 2015 г. N 7.
2. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования не относится к образовательной деятельности и осуществляется в целях:
поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, позволяющего самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе исполнения должностных обязанностей:
совершенствования практических навыков по приему от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), приему и передаче сигналов оповещения, обеспечению оперативного управления силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) и координации их деятельности, организации взаимодействия с органами повседневного управления единой системы;
овладения новыми и поддержания имеющихся навыков по использованию находящихся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования информационных систем, образцов технических средств управления, связи и оповещения.
3. Подготовка организуется руководством единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
4. Основными документами по планированию подготовки являются: План проведения занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на год и расписание занятий (Приложение N 1). утверждаемые руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
5. Занятия по подготовке дежурно-диспетчерского персонала
единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования проводятся в рабочее время. Время и порядок проведения занятий определяется руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Учет занятий ведется в журнале учета занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (Приложение N 2).
В целях подготовки проведения занятия руководитель занятия разрабатывает методический план проведения занятия (Приложение N 3).
6. Основными формами подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования являются: проведение занятий и тренировки оперативных дежурных смен.
В целях эффективной организации взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера допускается проведение выездных практических занятий с посещением взаимодействующих служб и организаций для изучения специфики их деятельности.
7. Занятия по подготовке проводятся ежемесячно по 6 - 8 часов. Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.
8. Основными формами проведения занятий являются: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка, зачеты.
9. Тренировки оперативных дежурных смен осуществляются в ходе проводимых центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации тренировок, а также в ходе тренировок с дежурными сменами дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами единой системы.
10. Проверка состояния подготовки осуществляется в целях оценки уровня подготовленности дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования и проводится в виде зачета.
Прием зачетов у дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования проводится не реже одного раза в год руководителем дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
В целях качественного проведения проверки состояния профессиональной подготовленности допускается привлечение к приему зачетов представителей территориальных органов МЧС России, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, экстренных оперативных служб.
Прием зачетов осуществляется по билетам, утвержденным руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения или анкетирования в виде тестов.
Итоги проверки состояния профессиональной подготовки должны фиксироваться в журнале занятий по профессиональной подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
По результатам проверки состояния профессиональной подготовленности каждому специалисту из состава дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования выставляются оценки:
"отлично" - если обучаемый показал глубокие знания пройденного материала по поставленным вопросам, грамотно, логично его излагает, умело применяет теоретические знания в практической работе:
"хорошо" - если обучаемый твердо знает учебный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы, правильно применяет теоретические знания в практической работе:
"удовлетворительно" - если обучаемый имеет знания основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил его деталей, не допускает грубых ошибок в ответе, требует в отдельных случаях наводящих вопросов, допускает неточности;
"неудовлетворительно" - если обучаемый допускает грубые ошибки в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике.
11. Для проведения занятий привлекается руководящий состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
В целях эффективной организации взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера допускается привлечение к проведению занятий членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, руководителей и сотрудников органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, а также других подготовленных лиц.
12. В результате освоения программы подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования обучаемые должны: а) знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны:
основы организации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические, природные, социально-экономические особенности муниципального образования;
потенциально-опасные и социально-значимые объекты, расположенные на территории муниципального образования;
состав и структуру функциональных и территориальных подсистем единой системы субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
состав сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы единой системы, места их дислокации и порядок вызова;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
регламент информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" с использованием автоматизированной информационной системы;
организацию работы и алгоритм действий диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, интегрированных с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации в различных режимах функционирования:
алгоритмы действий дежурной смены единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при реагировании на чрезвычайную ситуацию (происшествие), поступившие экстренные предупреждения об опасных и неблагоприятных метеорологических условиях, реагировании на возникшие термические аномалии:
алгоритм действий дежурной смены дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при получении сигналов гражданской обороны;
порядок приема информации, сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);
порядок передачи сигналов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (происшествиях);
порядок организации взаимодействия с органами управления единой системы;
перечень информационных систем и ресурсов, используемых взаимодействующими органами повседневного управления единой системы;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации; б) уметь:
пользоваться установленными на рабочем месте средствами связи и оповещения, телекоммуникационным оборудованием, информационными системами и ресурсами, средствами автоматизации управления:
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;
осуществлять сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования:
проводить анализ и оценку степени угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, общественному правопорядку на основании сообщений, поступивших по единому номеру "112";
определять адрес места происшествия по поступившему по единому номер} "112" сообщению с использованием систем позиционирования, электронных и бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.п.:
определять перечень служб и специалистов, необходимых в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия);
координировать деятельность экстренных оперативных служб и дежурно-диспетчерских служб, действующих на территории муниципального образования, при реагировании на вызовы:
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления единой системы в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (происшествия);
выстраивать с позвонившим абонентом бесконфликтный, конструктивный диалог, оказывать психологическую поддержку абоненту, находящемуся в стрессовой ситуации;
обеспечивать координацию действий оперативных служб и управления силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой системы при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и пожары:
работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специализированным программным обеспечением, основными офисными приложениями, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС:
вести необходимую служебную документацию.
2. Тематический план
Тематический план определяет распределение учебного времени по предметам подготовки, темам и видам учебных занятий, а также содержание тем и учебных вопросов.
Руководителю единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования допускается вносить дополнения в тематический план с учетом особенностей территорий муниципальных образований и категории единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Основными предметами профессиональной подготовки являются: правовая подготовка, общая подготовка, специальная подготовка.
Темы занятий
Всего часов
Вид занятий
Лекции
Практические занятия
1. Правовая подготовка
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечения пожарной безопасности.
6
Занятие 1.1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.
2
Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2
Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности.
2
ИТОГО:
6
6
2. Общая подготовка
Тема 1. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
8
Занятие 1.1. Гражданская оборона Российской Федерации. Организация гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
7
Занятие 1.2. Структура, состав, задачи, режимы функционирования РСЧС.
2
Занятие 1.3. Территориальная подсистема РСЧС (соответствующего субъекта Российской Федерации), муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС (соответствующего муниципального образования).
2
Занятие 1.4. Органы повседневного управления РСЧС. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
2
Тема 2. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
6
Занятие 2.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
1
Занятие 2.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.
1
Занятие 2.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
1
Занятие 2.4. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в период прохождения сезонных рисков на территории муниципального образования.
2
Тема 3. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
8
Занятие 3.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
1
Занятие 3.2. Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2
Занятие 3.3. Электронные паспорта территорий (объектов).
2
Занятие 3.4. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
2
Тема 4. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.
4
Занятие 4.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.
2
Занятие 4.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.
1
Тема 5. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
2
1
ИТОГО:
28
26
2
3. Специальная подготовка
Тема 1. Организационная структура, задачи, состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
4
Занятие 1.1. Порядок создания, структура и задачи единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
2
Занятие 1.2. Организация деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
2
Тема 2. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства).
4
Занятие 2.1. Предназначение и состав оперативной дежурной смены.
2
Занятие 2.2. Подготовка, порядок заступления и смены оперативной дежурной смены, порядок несения оперативного дежурства.
7
Тема 3. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления РСЧС на территории муниципального образования.
4
Занятие 3.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
7
Занятие 3.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.
2
Тема 4. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
6
Занятие 4.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
7
Занятие 4.2. Порядок взаимодействия с центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
2
Занятие 4.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальным и местными пожарно-спасательными гарнизонами.
2
Тема 5. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.
5
Занятие 5.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
2
Занятие 5.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
2
Занятие 5.3. Внедрение технологий искусственного интеллекта
1
Тема 6. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
10
Занятие 6.1. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
Занятие 6.2. Организация работы с прикладным программным обеспечением "Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации".
2
Занятие 6.3. Работа по ведению баз данных оперативной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2
Занятие 6.4. Назначение, структура и порядок использования паспортов территорий муниципального образования, населенного пункта и паспортов безопасности потенциально-опасных объектов.
2
Занятие 6.5. Работа единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по организации мониторинга и координации деятельности сил и средств посредством использования ресурсов АПК "Безопасный город".
7
Тема 7. Организация работы оперативной дежурной смены по приему и отработке вызова (сообщения о происшествии) в рамках системы - 112.
6
Занятие 7.1. Алгоритм действий операторов системы - 112 при получении сообщения о происшествии.
2
Занятие 7.2. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.
2
Занятие 7.3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Порядок взаимодействия диспетчера с пострадавшим.
2
Тема 8. Организация реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
6
Занятие 8.1. Порядок доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
2
Занятие 8.2. Порядок поддержания взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия).
7
Занятие 8.3. Порядок поддержания взаимодействия и координации деятельности реагирующих подразделений в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
7
Тема 9. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2
Занятие 9.1. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1
Занятие 9.2. Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
1
Тема 10. Организация оповещения и информирования.
8
Занятие 10.1. Порядок и алгоритм оповещения руководства единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, вышестоящих органов повседневного управления РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
2
Занятие 10.2. Порядок действий по обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
2
Занятие 10.3. Порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны.
2
Занятие 10.4. Порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей.
т
Тема 11. Медицинская подготовка.
2
Занятие 11.1. Основные виды травм и поражений при различных чрезвычайных ситуациях.
1
Занятие 11.2. Особенности оказания первой помощи пострадавшему при различных травмах и поражениях.
1
Тема 12. Топографическая подготовка
Занятие 12.1. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
1
Занятие 12.2. Ориентирование на местности.
2
ИТОГО:
60
28
32
4. Итоговый контроль
Зачет
2
2
ИТОГО:
96
60
36
3. Содержание тем занятий
3.1. Предмет: Правовая подготовка
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны. защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
Занятие 1.1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны. Основные положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28 "О гражданской обороне", требования основных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны. Положения о гражданской обороне субъекта Российской Федерации, приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", нормативных актов муниципального образования в области гражданской обороны.
Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера", требования основных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основные положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности" и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме". Организация обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании.
3.2. Предмет: Общая подготовка
Тема 1. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Занятие 1.1. Гражданская оборона Российской Федерации. Организация гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
Лекция - 2 часа
Задачи и принципы гражданской обороны. Структура гражданской обороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Руководство и управление гражданской обороной в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Состав сил и органов управления гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Основные мероприятия гражданской обороны.
Занятие 1.2. Структура, состав, залами, режимы функционирования РСЧС.
Лекция - 2 часа
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Предназначение, задачи и структура РСЧС, ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Структура и состав органов управления РСЧС. Силы и средства РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Занятие 1.3. Территориальная подсистема РСЧС (соответствующего субъекта Российской Федерации), муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС (соответствующего муниципального образования).
Лекция 2 часа
Положение о территориальной подсистеме РСЧС субъекта Российской Федерации. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Органы управления РСЧС в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состав комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Структура и полномочия Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Занятие 1.4. Органы повседневного управления РСЧС. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
Лекция - 2 часа
Понятие "органы повседневного управления РСЧС", порядок создания, функции и задачи органов повседневного управления РСЧС. Порядок создания единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, ее задачи, функции и полномочия.
Тема 2. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Занятие 2.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Лекция - 1 час
Административно-территориальное деление и транспортная инфраструктура субъекта Российской Федерации. Характеристика муниципального образования и приграничных территорий (соседних муниципальных образований).
Характеристика транспортной системы субъекта: авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт и т.п.
Природно-климатические характеристики субъекта Российской Федерации.
Занятие 2.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.
Лекция - 1 час
Классификация потенциально опасных объектов. Радиационно-опасные, химически-опасные, пожаровзрывоопасные объекты и гидротехнические сооружения, располагающиеся на территории муниципального образования, их класс, опасные вещества, эксплуатируемые и хранящиеся на потенциально опасных объектах. Риски возникновения аварий на данных объектах, их последствия, вероятная обстановка.
Организация взаимодействия дежурно-диспетчерской службы потенциально-опасного объекта и единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Объекты с массовым пребываем людей. Риски возникновения различных происшествий на объектах с массовым пребыванием людей и их последствия.
Занятие 2.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Лекция - 2 часа
Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов и возможных последствий. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника. Возможные причины и последствия возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные геологические явления и процессы. Опасные гидрологические явления и процессы. Опасные метеорологические явления и процессы. Природные пожары.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары и взрывы. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химически опасных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях. Гидродинамические аварии.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
Занятие 2.4. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в период прохождения сезонных рисков на территории муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы
муниципального образования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем (паводком), а также при проведении работ по спасению людей, терпящих бедствие на водах.
Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными и торфяными пожарами, при обнаружении термически активных точек на территории муниципального образования.
Тема 3. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Занятие 3.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Лекция 2 часа
Организация планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структура, содержание и этапы разработки Плана.
Планирование мероприятий гражданской обороны. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Содержание и структура Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.
Занятие 3.2. Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Лекция 2 часа
Система информационного обмена. Информационные ресурсы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оперативная и плановая информация.
Перечень срочных донесений. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях. Сроки предоставления оперативной информации о чрезвычайных ситуациях. Порядок сбора и передачи оперативной информации о чрезвычайных ситуациях".
Занятие 3.3. Электронные паспорта территорий (объектов).
Лекция 2 часа
Состав и структура электронного паспорта территории (объекта). Порядок организации работы с электронными паспортами территорий (объектов). Порядок организации работы с электронными паспортами территорий (объектов) на муниципальном и объектовом уровнях. Порядок организации и требования к разработке электронных паспортов территорий (объектов). Порядок использования методик при расчете рисков и возможных последствий чрезвычайных ситуаций в электронных паспортах территорий (объектов).
Занятие 3.4. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Лекция 2 часа
Оповещение и информирование населения. Эвакуация населения. Обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения. Организация мероприятий радиационной, биологической, химической и медицинской защиты населения. Инженерная защита населения и территорий.
Тема 4. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.
Занятие 4.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.
Лекция 2 часа
Мероприятия, выполняемые в режимах функционирования "Повседневная деятельность". "Повышенная готовность", "Чрезвычайная ситуация". Уровни реагирования на чрезвычайные ситуации (объектовый, муниципальный, региональный, федеральный, особый).
Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования. Алгоритм действий при введении повышенных режимов функционирования.
Занятие 4.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.
Лекция - 2 часа
Сигналы гражданской обороны. Порядок введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.
Порядок выполнения мероприятий гражданской обороны. Алгоритм действий по выполнению мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении гражданской обороны в готовность и внезапном нападении противника.
Тема 5. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Лекция - 2 часа
Общие сведения о системе - 112. Цели и задачи создания системы - 112. Базовые функции системы - 112. Структура системы - 112. Нормативно-правовая база субъекта Российской Федерации в области создания и развития системы - 112. Особенности создания системы - 112 в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Организационная структура системы - 112 в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, характеристика объектов системы - 112.
3.3. Предмет: Специальная подготовка
Тема 1. Организационная структура, задачи, состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Занятие 1.1. Порядок создания, структура и задачи единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Лекция 2 часа
Порядок создания единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Цель создания и задачи единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Схема организационно-штатной структуры единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Занятие 1.2. Организация деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Лекция 2 часа
Перечень документов, разрабатываемых в единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Подготовка и обучение персонала единой дежурно-диспетчерской службы. Организация профессиональной подготовки персонала единой дежурно-диспетчерской службы. Охрана труда.
Тема 2. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства).
Занятие 2.1. Предназначение и состав оперативной дежурной смены.
Лекция - 2 часа
Состав дежурной смены. Основные задачи дежурной смены. Обязанности должностных лиц дежурной смены.
Занятие 2.2. Подготовка, порядок заступления и смены оперативной дежурной смены, порядок несения оперативного дежурства.
Лекция - 2 часа
Порядок допуска к несению оперативного дежурства. Порядок заступления на оперативное дежурство. Инструктаж дежурного персонала единой дежурно-диспетчерской службы. Несение оперативного дежурства. Контроль несения оперативного дежурства.
Тема 3. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления РСЧС на территории муниципального образования.
Занятие 3.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Лекция - 2 часа
Структура Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Руководство территориального органа МЧС России. Состав оперативной дежурной смены центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Взаимодействие с центром правления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Занятие 3.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.
Лекция - 2 часа
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов. Правовые основы деятельности правоохранительных органов. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи. Правовые основы деятельности служб скорой медицинской помощи, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб аварийной газовой сети. Правовые основы деятельности служб аварийной газовой сети, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Службы жизнеобеспечения ЖКХ субъектов Российской Федерации. Правовые основы деятельности служб ЖКХ, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Правовые основы деятельности службы пожарной охраны, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Правовые основы деятельности службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Тема 4. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
Занятие 4.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Порядок взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы с территориальными и функциональными звеньями территориальной подсистемы РСЧС. Организация межведомственного взаимодействия на уровне муниципального образования. Анализ потоков информации в различных режимах функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала по приему и передаче информации различным органам управления РСЧС и гражданской обороны.
Занятие 4.2. Порядок взаимодействия с центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Практическое 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по передаче информации в области предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и гражданской обороны.
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при поступлении от Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации информационно-аналитического материала о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, возникновение которых возможно при неблагоприятном прогнозе.
Занятие 4.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальным и местными пожарно-спасательными гарнизонами.
Практическое 2 часа
Алгоритм действий диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по приему и передаче информации диспетчеру оперативной экстренной службы.
Тема 5. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.
Занятие 5.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Состав технических средств управления, связи и оповещения.
комплекса средств автоматизации в единой дежурно-диспетчерской службе, назначение, возможности и порядок их использования.
Занятие 5.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Применение информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мониторинга оперативной обстановки.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий МЧС России. Общие сведения по работе с геоинформационными системами и картами. Применение АИУС РСЧС. Системы космического мониторинга МЧС России.
Программное обеспечение систем оповещения и информирования, системы - 112. Назначение, принцип действия системы ЭРА-ГЛОНАСС. Цели создания системы. Информационное взаимодействие системы ЭРА-ГЛОНАСС с системой - 112.
Занятие 5.3. Внедрение технологий искусственного интеллекта.
Лекция - 1 час
Основы и ключевые особенности технологии искусственного интеллекта. Возможности и варианты применения технологий искусственного интеллекта в задачах РСЧС.
Тема 6. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Занятие 6.1. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лекция 2 часа
Структура и целевые функции мониторинга в сфере техногенной, природной и экологической безопасности. Функциональные задачи, принципы организации и осуществления мониторинга. Современные взгляды на структуру и построение единой государственной системы мониторинга. Прогнозирование и оценка различных чрезвычайных ситуаций. Этапы, модели, методика и методы прогнозирования. Основы смета данных прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Виды наблюдения и контроля, состав, задачи и порядок их применения.
Занятие 6.2. Организация работы с прикладным программным обеспечением "Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации".
Практическое 2 часа
Работа с оперативной информацией. Оценка местности с целью выявления наличия и объемов нанесенного ущерба. Добавление и актуализация данных (паспорта набора данных).
Занятие 6.3. Работа по ведению баз данных оперативной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Практическое 2 часа
Ведение баз данных оперативной информации файловой структуры. Перечень информационных документов, подлежащих сбору, обработке, обобщению, учету и хранению. Актуализация информации и документов в базах данных файловой структуры.
Автоматизированная база данных учета оперативной информации. Работа с карточкой ЧС (просмотр, создание, актуализация данных). Создание аналитических отчетов (статистика по типам чрезвычайных ситуаций и пр.). Процессное управление и его особенности.
Занятие 6.4. Назначение, структура и порядок использования паспортов территорий муниципального образования, населенного пункта и паспортов безопасности потенциально-опасных объектов.
Практическое - 2 часа
Порядок организации работы с электронными паспортами территорий (объектов) на муниципальном уровне. Порядок заполнения и актуализации паспорта территорий (объектов). Порядок расчета сил и средств РСЧС, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Занятие 6.5. Работа единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по организации мониторинга и координации деятельности сил и средств посредством использования ресурсов АПК "Безопасный город".
Лекция 2 часа
Программное обеспечение АПК "Безопасный город". Контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры (сбор и обработка информации с датчиков: учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры: предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения). Сбор и обработка данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов. Осуществление геолокации в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания. Предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения. Моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации. Мониторинг состояния опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений.
Тема 7. Организация работы оперативной дежурной смены по приему и отработке вызова (сообщения о происшествии) в рамках системы - 112.
Занятие 7.1. Алгоритм действий операторов системы - 112 при получении сообщения о происшествии.
Лекция - 2 часа
Классификация обращений населения по единому номеру "112". Алгоритм действий оператора системы - 112 при угрозе чрезвычайной ситуации.
Занятие 7.2. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.
Лекция - 2 часа
Особенности телефонного общения. Отсутствие визуального контакта и визуальной информации. Современная коммуникация и правила речевого
общения. Использование приемов активного слушания в работе персонала центров обработки вызовов. Оперативность передачи информации. Краткость и интенсивность взаимодействия. Возможное искажение и потеря информации из-за помех. Характеристика голоса (скорость речи, интонация, тембр, энергия, дикция). Как правильно задавать вопросы. Как выслушивать жалобы.
Правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и или аварийных служб.
Правила приема вызова в случае его последующей переадресации диспетчеру дежурно-диспетчерской службы.
Правила приема вызова в случае отсутствия возможности его переадресации диспетчеру дежурно-диспетчерской службы (с учетом специфики работы службы экстренного реагирования, в компетенцию которой входит принятый вызов).
Правила приема вызова в случае комплексного реагирования.
Занятие 7.3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Порядок взаимодействия диспетчера с пострадавшим.
Лекция 2 часа
Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях и при происшествиях. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях. Мероприятия по предупреждению панических настроений. Психологические особенности действий дежурных диспетчеров при получении информации об угрозе, возникновении чрезвычайной ситуации.
Специфика оказания психологической поддержки персоналом системы - 112 лицам, находящимся в кризисных и экстремальных ситуациях. Навыки определения психологического состояния пострадавших. Обучение способам и приемам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния.
Правила и порядок привлечения к разговоре психолога.
Тема 8. Организация реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Занятие 8.1. Порядок доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации (происшествии). Порядок реагирования на прогнозы.
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при доведении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
Занятие 8.2. Порядок поддержания взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия).
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по поддержанию взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия).
Занятие 8.3. Порядок поддержания взаимодействия и координации деятельности реагирующих подразделений в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по поддержанию взаимодействия и координации деятельности реагирующих подразделений в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
Тема 9. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Занятие 9.1. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Лекция - 1 час
Подготовка к действиям в очагах поражения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах радиоактивного загрязнения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах химического заражения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в разрушенных зданиях и сооружениях. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах затопления.
Занятие 9.2. Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Лекция - 1 час
Медицинское обеспечение населения. Обеспечение населения водой, продуктами питания. Обеспечение населения жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости. Транспортное обеспечение. Информационно-психологическое обеспечение населения.
Тема 10. Организация оповещения и информирования.
Тема 10.1. Порядок и алгоритм оповещения руководства единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, вышестоящих органов повседневного управления РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при оповещении руководства единой дежурно-диспетчерской службы, должностных лиц муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Порядок передачи информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации в вышестоящие органы управления РСЧС.
Тема 10.2. Порядок действий по обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Практическое 2 часа
Порядок оповещения и информирования населения. Особенности организации оповещения при транспортировке опасных грузов. Особенности организации оповещения при возникновении ЧС на потенциально-опасных объектах. Особенности организации оповещения населения города. Особенности организации оповещения и информирования населения сельского района.
Тема 10.3. Порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны.
Практическое - 2 часа
Оповещение органов управления гражданской обороны и населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Действия дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при организации оповещения с использованием неавтоматизированных и автоматизированных способов оповещения.
Тема 10.4. Порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей.
Практическое 2 часа
Создание речевых сообщений для информирования населения. Порядок действий по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Тема 11. Медицинская подготовка.
Тема 11.1. Основные виды травм и поражений при различных чрезвычайных ситуациях.
Лекция - 1 час
Характеристики основных видов травм, получаемых при возникновении чрезвычайных ситуациях. Ожоги. Отравления. Синдром длительного сдавливания. Ранения.
Тема 11.2. Особенности оказания первой помощи пострадавшему при различных травмах и поражениях.
Лекция 1 час
Медицинские средства оказания первой помощи пострадавшим. Оказание первой помощи при ожогах, отравлениях, ранениях, переломах.
Тема 12. Топографическая подготовка.
Занятие 12.1. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Лекция - 1 час
Общие сведения по работе с геоинформационными системами и картами. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации. Основные ориентиры на местности субъекта Российской Федерации.
Занятие 12.2. Ориентирование на местности.
Практическое - 2 часа
Отработка навыков атрибутивного поиска на карте объектов классифицированных типов с помощью геоинформационных систем. Указание и уточнение местоположения объектов. связанных с происшествием, как с помощью визуальных графических средств, так и с помощью прямого ввода координат. Определение места возникновения происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них. Навыки определения ориентиров для установления места происшествия. Навыки использования электронных и печатных карт. Навыки использования навигационной информации о местонахождении и перемещении сил и средств реагирования при наличии технических возможностей используемых технологий ГЛОНАСС GPS.
4. Список рекомендуемой литературы:
Нормативные правовые и методические документы:
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне";
3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
6. Федеральный закон от 09 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
9. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны";
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций":
17. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
19. Приказ МЧС России от 26 октября 2018 г. N 474 "Об организации системы управления МЧС России";
20. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 "Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
21. Приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях";
22. Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ";
23. Приказ МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 "Об утверждении положения о пожарно-спасательных гарнизонах";
24. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";
25. Методические материалы МЧС России по созданию системы - 112;
26. Методические рекомендации МЧС России по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы - 112 субъектов Российской Федерации;
27. Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденное протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2017 N 7;
28. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О гражданской обороне";
29. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
30. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя";
31. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1;
32. Методические рекомендации по повышению эффективности деятельности единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий (утв. МЧС России 7 июля 2017 г. N 2-4-71-30-5);
33. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России 25 декабря 2013 г. N 2-4-87-37-14):
34. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (утв. МЧС России 30 июня 2014 г.);
35. Методические рекомендации по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий (объектов) от 15 июля 2016 г. N 2-4-71-40;
36. Рекомендации по организации и проведению обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 2 декабря 2015 г. N 2-4-87-46-11).
Учебная литература:
1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО "ТЕРМИКА.РУ". 2016. - 392 с.;
2. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности. 2013. - 536 с.;
3. Перевощиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: НРБ. 2012;
4. Аверьянов В.Т. и др. Прогнозирование устойчивости функционирования объектов отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России. 2011;
5. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. - М.: Деловой экспресс, 2005;
6. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: НРБ. 2008. - 320 с.;
7. Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: НРБ, 2010;
8. Защита от чрезвычайных ситуаций. - М.: Военные знания. 2013;
9. Основы организации оповещения и информирования органов управления по делам ГОЧС и населения о ЧС природного, техногенного и военного характера. Методическое пособие. - М., 1998.
10. Учебно-методическое пособие по повышению квалификации руководителей организаций по вопросам ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах В УЦ ФПС / М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий. Департамент гражд. защиты МЧС России. - М.: МЧС России [и др.]. 2007. - 750 с.
11. Защита в чрезвычайных ситуациях Издание 2-е, переработанное. МЧС России. - М.: АГЗ МЧС России. 2018. - 400 с.
12. Гражданская оборона Издание 2-е, переработанное. МЧС России. - М.: АГЗ МЧС России. 2018. - 400 с.
13. Учебное пособие для диспетчеров ЕДДС муниципальных образований и ДДС объектов. Тюмень: ОУМЦ Управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области. 2011.
14. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС. 2-е издание: НПО МПР ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России Талмач М.С., Елисеева И.Н. (ред.). Пак Е.Т. (ред.). - М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. 2016. - 305 с.
Приложение N 1
Утверждаю
руководитель единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования
дата утверждения
подпись
расшифровка подписи
План
проведения занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на год
Предметы обучения
Всего часов
Даты проведения мероприятий количество часов по месяцам
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Правовая подготовка
6
Общая подготовка
28
Специальная подготовка
58
Зачет
4
Итого
96
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Должность. ФИО и подпись лица, ответственного за организацию подготовки
Утверждаю
руководитель единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования
дата утверждения
подпись
расшифровка подписи
Расписание занятий
на ____________ 20__ года
Дата
Часы занятий
Предмет общения, тема и учебные вопросы занятия
Рекомендуемая литература, статьи нормативных документов
Метод проведения
Лицо, проводящее занятие, место проведения
1
2
3
4
5
6
Приложение N 2
Журнал
учета занятий по подготовке дежурно-диспетчерского
персонала единой дежурно-диспетчерской службы
муниципального образования
(оборот титульного листа)
Правила ведения журнала:
1. Журнал заполняется сотрудником, ответственным за организацию подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Все записи в журнале производятся четко и аккуратно.
2. Для каждого предмета подготовки отводится необходимое количество страниц. Страницы журнала нумеруются.
3. В журнале учитываются:
все проводимые занятия, в том числе дополнительные;
результаты контрольных занятий и зачетов.
4. Отсутствие на занятиях отмечается: отпуск - "о"; командировка - "к"; дежурство - "д"; болен - "б"; по неизвестным причинам - "н/п".
1 страница
Оглавление
Наименование разделов журнала
Страницы
1. Список сотрудников.
2. Учет посещаемости и успеваемости.
3. Правовая подготовка.
4. Общая подготовка.
5. Специальная подготовка.
2 страница
(левая сторона)
Список обучаемых
N п/п
ФИО обучаемого
1
2
3
4
3 страница
(правая сторона)
Должность
Образование (специальность)
Сведения о повышении квалификации (профессиональной переподготовке)
1
2
3
4
4-я и последующие четные страницы,
отведенные на виды подготовки
Учет посещаемости и успеваемости
N п/п
Фамилия и инициалы
Дата занятий
1
2
3
4
5-я и последующие нечетные страницы,
отведенные на виды подготовки
Вид подготовки
Дата занятия
Форма проведения занятия
Номер и название темы занятия
ФИО и подпись руководителя занятия
Примечание: количество столбцов (левая сторона) и строк (правая сторона) для учета даты проведения занятий должно быть равным.
Приложение N 3
                             МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              дежурно-диспетчерским    персоналом    единой
проведения    занятий    с    ---------------------------------------------
дежурно-диспетчерской службы муниципального образования
-------------------------------------------------------

Тема: _____________________________________________________________________
Вид занятия: _________________________ Отводимое время
______________________________________ (ч.)
Цель занятия: _____________________________________________________________

Литература, используемая при проведении занятия:

Развернутый план занятия
N п/п
Учебные вопросы (включая контроль занятия)
Время (мин.)
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
Пособия и оборудование, используемые на занятии: __________________________

Задания для самостоятельной работы слушателей  и  подготовка  к  следующему
занятию:
Руководитель занятия