НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

План мероприятий (дорожная карта) развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 (направлен письмом Правительства РФ от 15.11.2019 N ДК-П7-9914)

(направлен письмом Правительства РФ от 15.11.2019 N ДК-П7-9914)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
I. Общее описание плана мероприятий
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее - план мероприятий), в части национальной системы стандартизации - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в части стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) - Министерство обороны Российской Федерации.
Цели плана мероприятий:
совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, а также методологии стандартизации;
совершенствование инфраструктуры национальной системы стандартизации, создание национального института стандартизации;
сокращение сроков разработки и принятия документов по стандартизации, а также расширение их видов;
внедрение и развитие информационных технологий разработки (актуализации) документов по стандартизации и их информационного обеспечения;
перевод отдельных видов документов национальной системы стандартизации в "машиночитаемый формат", обеспечивающий их преобразование и обработку для применения машинами (производственными системами и комплексами);
совершенствование информационного обеспечения заинтересованных лиц документами по стандартизации на основе лучших международных практик и обеспечение доступа к документам по стандартизации;
актуализация Федерального информационного фонда стандартов;
мониторинг результативности и эффективности применения документов по стандартизации производителями (потребителями) продукции, включая степень их реализации в достижении запланированных результатов;
совершенствование ресурсного обеспечения работ по стандартизации, включая кадровое и научное.
Целевые показатели плана мероприятий:
снижение до 7 лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;
сокращение до 7 месяцев среднего срока разработки национального стандарта;
увеличение до 57 процентов доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;
увеличение до 75 процентов доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников и собственных средств, предприятий малого и среднего бизнеса;
перевод не менее 80 процентов документов Федерального информационного фонда стандартов в машиночитаемый формат (с учетом стандартов, представленных в машиночитаемом формате);
достижение полноправного участия Российской Федерации в технических органах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), что потребует вхождения в группу "1" и в группу "А" указанных международных организаций по стандартизации соответственно.
Значимые результаты реализации плана мероприятий по направлениям.
По первому направлению "Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации" достичь следующих результатов:
подготовка необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, которые направлены на:
совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, в том числе применение стандартов для установления обязательных функциональных и потребительских свойств продукции (работ, услуг);
распространение на организации - разработчиков государственных военных стандартов мер стимулирующего и компенсационного характера, которые установлены статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации для разработчиков международных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации;
повышение результативности и эффективности функционирования технических комитетов (проектных технических комитетов) по стандартизации;
актуализацию основополагающих документов по стандартизации, отраслевых стандартов (используемых для установления требований к оборонной продукции (работам, услугам) путем перевода в иные документы по стандартизации), положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых товаров и услуг;
совершенствование методологии стандартизации.
По второму направлению "Совершенствование функционирования национальной системы стандартизации" достичь следующих результатов:
сформировать эффективные механизмы реализации согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области национальной стандартизации;
обеспечить: опережающими темпами разработку стандартов для выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции; ежегодную актуализацию Федерального информационного фонда стандартов и проведение оценки эффективности деятельности национальных технических комитетов по стандартизации;
обеспечить выполнение пунктов 4, 6, 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части сокращения среднего возраста стандарта, увеличения доли межгосударственных документов по стандартизации, входящих в состав Федерального информационного фонда стандартов, увеличения количества технических органов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых Российская Федерация ведет секретариаты.
По третьему направлению "Совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)" достичь следующих результатов:
обеспечить: переход на информационное обеспечение организаций оборонно-промышленного комплекса документами по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы стандартизации; ежегодную актуализацию Фонда документов по стандартизации оборонной продукции с учетом приоритетных направлений развития стандартизации; координацию работы федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, являющихся участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по реализации годового плана стандартизации военной продукции, программ стандартизации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
обеспечение привлечения генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники и руководителей приоритетных технологических направлений к оценке научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
определить головные организации по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по незакрепленным группам изделий вооружения, военной и специальной техники.
По четвертому направлению "Международное сотрудничество в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:
обеспечить проведение (ежегодно) оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, которые ведет Российская Федерация;
реализовать мероприятия, направленные на повышение роли Российской Федерации в области международной и межгосударственной стандартизации;
провести 43-ю Генеральную ассамблею Азиатско-Тихоокеанского совета по стандартизации (PASC);
обеспечить выполнение пунктов 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий.
По пятому направлению "Совершенствование инфраструктуры стандартизации" достичь следующих результатов:
разработать "матрицу компетенций" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации;
внедрить возможности "цифровой среды" в деятельность по стандартизации.
По шестому направлению "Подготовка кадров и их переподготовка" предполагается достичь следующих результатов:
актуализировать профессиональные стандарты по востребованным специальностям в области стандартизации;
провести профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в области стандартизации;
сформировать и обеспечить реализацию единой методологии стандартизации;
обеспечить подготовку научных кадров в области стандартизации.
По седьмому направлению "Государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:
сократить сроки разработки (актуализации, пересмотра, отмены) документов по стандартизации в целях обеспечения ввода в обращение инновационной продукции;
обеспечить выполнение пунктов 1 и 5 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части увеличения количества утверждаемых (ежегодно) стандартов, разработка которых финансируется за счет бизнеса и сокращения среднего срока разработки стандарта;
внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в части включения в состав государственных программ Российской Федерации разделов (критериев) по стандартизации.
По восьмому направлению "Популяризация стандартизации" достичь следующих результатов:
обеспечить: регулярный обзор материалов российских и зарубежных средств массовой информации о достижениях в области стандартизации; свободный доступ для руководителей организаций, специалистов в области стандартизации, студентов образовательных учреждений высшего образования к материалам о достижениях в области стандартизации и об актуальных аспектах стандартизации;
обеспечить проведение региональных и отраслевых конференций (семинаров) по актуальным аспектам стандартизации, а также конкурсов и олимпиад для молодых специалистов и ученых по тематикам стандартизации.
По девятому направлению "Ресурсное обеспечение работ по стандартизации" достичь следующих результатов:
определить критерии оценки экономической эффективности стандартов для определения приоритетов в их разработке с учетом потребностей рынка в конкретной продукции (работах, услугах), а также критерии весомости отбора предложений технических комитетов и иных участников работ по стандартизации по разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета;
обеспечить предоставление (ежегодно) юридическим лицам субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных стандартов (включая межгосударственные стандарты, в разработке которых участвует Российская Федерация) и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации.
По десятому направлению "Мониторинг реализации плана мероприятий" - обеспечить проведение мониторинга результатов реализации плана мероприятий и подготовку (при необходимости) его изменений и дополнений к нему.
II. План мероприятий
Наименование мероприятия
Вид документа
Ожидаемый результат
Срок
Исполнитель (соисполнители)
1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации
1. Подготовка изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации", направленных на совершенствование деятельности в сфере стандартизации, в том числе в части:
а) корректировки полномочий Росстандарта по организации деятельности технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации в целях повышения их роли и места в процессах планирования, разработки, проведения экспертизы и принятия стандартов;
б) уточнения порядка формирования технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации в целях повышения результативности их деятельности;
в) внедрения и развития информационных технологий, связанных с разработкой (актуализацией) документов по стандартизации, а также модернизацией "цифровой платформы" Росстандарта по обеспечению автоматизации планирования и контроля исполнения программы национальной стандартизации;
г) отнесения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств к документам по стандартизации Российской Федерации и включения их в Федеральный информационный фонд стандартов в целях расширения возможностей их применения для оценки (подтверждения) соответствия экспортируемой отечественной продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий;
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
создание эффективного механизма оценки эффективности технических и проектных технических комитетов по стандартизации и повышение их результативности, внедрение "цифровых технологий" в разработку национальных стандартов, актуализация перечня документов по стандартизации, которые составляют Федеральный информационный фонд стандартов
ноябрь 2019 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минобороны России,
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
ООР "РСПП",
ТПП России
г) актуализации порядка разработки стандартов, обеспечивающего существенное сокращение сроков разработки и утверждение национальных стандартов (предварительных национальных стандартов), а также упрощение процедур их разработки;
д) определения порядка включения (на добровольной основе) стандартов организаций и технических условий в Федеральный информационный фонд стандартов для создания условий, касающихся снижения случаев введения потребителей в заблуждение о потребительских и функциональных свойствах продукции (работ, услуг);
е) уточнения полномочий Минпромторга России, Росстандарта и других участников работ по стандартизации в части формирования и реализации приоритетных направлений;
ж) возложения на Минобороны России полномочий по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
з) включения в число участников системы стандартизации эксперта по стандартизации, а также определения его обязанностей, полномочий и оснований для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) совершенствования деятельности в сфере стандартизации по результатам практики применения указанного Федерального закона
регулирование отношений в сфере выработки и реализации государственной политики в сфере стандартизации, включение в число участников системы стандартизации эксперта по стандартизации, определение его обязанностей, полномочий и оснований для привлечения к ответственности
в части подпунктов "е - "и" октябрь 2020 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минобороны России,
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Государственная корпорация "Ростех",
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
ООР "РСПП",
ТПП России
2. Подготовка изменений в часть 5 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации в части включения в перечень видов затрат, включаемых в состав расходов на производство товаров и услуг, затрат, связанных с разработкой наряду с международными, региональными и национальными стандартами, документов по стандартизации оборонной продукции
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть 5 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации"
распространение на разработчиков документов по стандартизации оборонной продукции мер стимулирующего и компенсационного характера, предусмотренных для разработчиков международных стандартов, региональных и национальных стандартов
май 2020 г.
Минпромторг России,
Минобороны России,
Минфин России,
Минюст России,
ФАС России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
3. Подготовка изменений в "Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 18, направленных на повышение роли генерального конструктора в формировании и реализации мероприятий по стандартизации разрабатываемого вооружения, военной и специальной техники
проект указа Президента Российской Федерации
повышение роли генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники в формировании планов и программ стандартизации, касающихся разработки и актуализации государственных военных стандартов и иных документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
октябрь 2020 г.
Минпромторг России,
Минобороны России,
Росстандарт
4. Разработка правил предоставления из средств федерального бюджета субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с разработкой государственных военных стандартов
проект постановления Правительства Российской Федерации
создание регулирования, направленного на предоставление юридическим лицам из средств федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, связанных с разработкой государственных военных стандартов за счет собственных средств
по истечении 6 месяцев после вступления в силу федерального закона, предусмотренного пунктом 2 плана мероприятий
Минпромторг России,
Минобороны России,
ФАС России,
Минюст России,
Минфин России
5. Подготовка изменений в "Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1567, в части:
а) уточнения функций и полномочий участников работ по стандартизации по результатам практики применения указанного Положения;
б) включения в число участников системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
г) определения оснований для привлечения экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) повышения роли головных организаций по стандартизации оборонной продукции в части планирования, разработки документов по стандартизации оборонной продукции и информационного обеспечения;
проект постановления Правительства Российской Федерации
устранение неопределенностей правового регулирования в сфере стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), определение обязанностей, полномочий и оснований привлечения к ответственности экспертов по стандартизации и экспертных организаций в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, повышение результативности деятельности по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
июнь 2021 г.
Минобороны России,
Минпромторг России,
ФСБ России,
МВД России,
Росгвардия,
МЧС России,
Госстандарт,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
е) установления правил межведомственной передачи фонда отраслевых документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) в случае изменения ведомственной принадлежности держателя их подлинников (в соответствии с закрепленными объектами стандартизации)
6. Подготовка изменений в госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, в части дополнения отдельной подпрограммой "Развитие системы стандартизации" в целях решения задач, направленных на:
а) совершенствование инфраструктуры национальной системы стандартизации;
б) реализацию программ национальной стандартизации Российской Федерации;
в) поддержку организаций в области стандартизации;
г) проведение ежегодного конкурса "Стандартизатор года";
д) проведение мероприятий по популяризации стандартизации;
е) проведение "Всемирной недели качества" и "Всемирного дня качества";
ж) актуализацию сведений о межгосударственных и национальных стандартах, устанавливающих в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования к продукции, подлежащей сертификации и декларированию, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза;
з) проведение исследований и изучение международного и межгосударственного опыта в области стандартизации;
постановление Правительства Российской Федерации "О внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328"
обновление фонда стандартов;
создание доказательной базы для подтверждения соответствия обязательным требованиям, предъявляемым к продукции, подлежащей сертификации и декларированию согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, повышение доверия к результатам стандартизации, прогноз развития стандартизации на 5 - 10 лет планируемого периода
июнь 2020 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минстрой России,
Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ",
ООР "РСПП",
ТПП России
и) проведение научных исследований, направленных на развитие стандартизации в период от 5 до 10 лет планируемого периода, с целью синхронизации усилий федеральных органов исполнительной власти и иных участников работ по стандартизации;
к) решение задач опережающей стандартизации на основе сценариев социально-экономического развития Российской Федерации
7. Подготовка изменений в основополагающие национальные стандарты ГОСТ Р 1.1 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" и ГОСТ Р 1.2 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации.
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены" в части:
а) разработки и применения "машиночитаемых стандартов";
б) оптимизации функционирования технических комитетов по стандартизации и правил оценки их деятельности;
в) сокращения сроков разработки документов по стандартизации, в том числе упрощенного порядка актуализации (пересмотра, отмены) стандартов, принятых до 1992 года (по результатам оценки научно-технического уровня) с учетом их применения в качестве документов по стандартизации оборонной продукции;
г) установления порядка перевода предварительных национальных стандартов в национальные стандарты;
д) определения порядка согласования с Минобороны России пересматриваемых межгосударственных и национальных стандартов с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции и изменений к ним
приказ Росстандарта
установление требований по разработке "машиночитаемых стандартов";
сокращение сроков разработки стандартов;
повышение эффективности функционирования технических комитетов по стандартизации, своевременное обеспечение организаций промышленности стандартами, отвечающими современному научно-техническому уровню
ноябрь 2020 г.
Росстандарт,
Минпромторг России Минобороны России,
Минстрой России,
Технический комитет по стандартизации N 012 "Методология стандартизации"
8. Подготовка согласованных предложений об установлении административной ответственности российских юридических лиц и предпринимателей, выполняющих функции изготовителей (поставщиков) и (или) уполномоченных изготовителем
в соответствии с договором, за невыполнение требований национального стандарта в случае публичного заявления указанными лицами о соответствии продукции заявленным требованиям к качеству (потребительским и функциональным свойствам), установленным таким стандартом
доклад в Правительство Российской Федерации
формирование правовых основ административной ответственности за невыполнение требований к качеству продукции, предъявляемых национальным стандартом
март 2020 г.
Минпромторг России,
Госстандарт,
Минэкономразвития России,
Минстрой России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
9. Подготовка методических рекомендаций о применении федеральными органами исполнительной власти ссылок в нормативных правовых актах на стандарты, устанавливающие требования к продукции (работам, услугам)
приказ Росстандарта
устранение правовой неопределенности применения в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти ссылок на стандарты
в течение 6 месяцев после исполнения пункта 1 плана мероприятий
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
ООР "РСПП",
ТПП России
10. Подготовка методических рекомендаций о применении стандартов федеральными органами исполнительной власти и отдельными юридическими лицами для формирования требований к объектам закупки при осуществлении государственных и муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
приказ Росстандарта
создание условий для применения стандартов для формирования требований к объектам закупок федеральными органами исполнительной власти и отдельными юридическими лицами для их нужд в обеспечение качества закупаемых в рамках государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг) на уровне не ниже требований к качеству, установленных стандартами
в течение 6 месяцев после наступления событий пункта 1 плана мероприятий
Росстандарт,
Минобороны России,
Минфин России,
Минстрой России,
ФАС России,
Казначейство России
11. Подготовка комплекса мер, направленных на стимулирование участия российских организаций в сфере промышленности и услуг:
а) в разработке современных стандартов и их актуализации;
б) в работе технических органов международных организаций в качестве экспертов;
в) в осуществлении функций секретариатов технических органов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК)
распоряжение Правительства Российской Федерации
создание условий для участия российских организаций в работах по стандартизации
июнь 2021 г.
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
МИД России,
Минюст России,
Минстрой России,
Росстандарт,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
ООР "РСПП",
ТПП России
12. Подготовка изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на обеспечение правовой охраны исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления правовых основ, обеспечивающих правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации
установление правовых основ, позволяющих обеспечить в Российской Федерации правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации
декабрь 2021 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России,
Минстрой России,
ФАС России,
Роспатент,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
Российская венчурная компания,
Фонд "Сколково"
2. Совершенствование функционирования национальной системы стандартизации
13. Подготовка согласованных предложений:
а) о формировании эффективных механизмов реализации федеральными органами исполнительной власти; согласованных действий в области стандартизации;
б) об обеспечении опережающей стандартизации для реализации выпуска российской инновационной и высокотехнологичной продукции;
в) о проведении научно-исследовательских работ в интересах Минпромторга России, Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) и Евразийской экономической комиссии;
г) о совершенствовании деятельности Совета руководителей национальных органов по стандартизации государств - членов Евразийского экономического союза
доклад в Правительство Российской Федерации
обеспечение единого порядка формирования государственной политики в сфере стандартизации, а также решению актуальных вопросов стандартизации в Российской Федерации, МГС, Евразийской экономической комиссии
ежегодно до 1 марта
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минстрой России,
Росстандарт
14. Подготовка согласованных предложений по внесению изменений в программы стандартизации (включая отраслевые и перспективные), в части включения в них мероприятий по актуализации (пересмотру и отмене):
а) стандартов, принятых до 1992 года, включая межгосударственные стандарты;
б) отраслевых стандартов, устанавливающих требования к оборонной продукции (работам, услугам) и методам испытаний (исследований) такой продукции
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного государственного доклада о состоянии работ в сфере стандартизации
актуализация Федерального информационного фонда стандартов в соответствии с целевыми показателями, предусмотренными Планом мероприятий
ежегодно до 1 марта
Росстандарт,
Минпромторг России,
Минстрой России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
технические комитеты по стандартизации
15. Проведение анализа выполнения программ по разработке межгосударственных стандартов для включения в перечни стандартов, формирующих доказательную базу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза)
перечень межгосударственных стандартов, требующих разработки и актуализации
определение научно-технического уровня межгосударственных стандартов, применяемых для формирования доказательной базы технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза)
февраль 2021 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
Минстрой России,
ответственный разработчик технического регламента
16. Подготовка согласованных предложений в Евразийскую экономическую комиссию по корректировке программ по разработке межгосударственных стандартов для включения в перечни стандартов, формирующих доказательную базу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза)
протокол заседания подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
формирование позиции российской Стороны по результатам анализа реализации программ по разработке межгосударственных стандартов
апрель 2021 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
МИД России,
ответственный разработчик технического регламента
17. Перевод национальных стандартов в "машиночитаемый формат"
приказ Росстандарта об утверждении основополагающего стандарта, устанавливающего порядок разработки, актуализации и применения машиночитаемых стандартов
обеспечение возможности создания, редактирования и применения документов по стандартизации автоматизированной системой и обмена документами между системами;
достижение уровня в 80 процентов цифровых стандартов от общего числа документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде
не менее 80 процентов документов, представляемых в Федеральный информационный фонд стандартов до 2025 года
Росстандарт
18. Подготовка порядка внедрения механизма разработки цифровых стандартов ("СМАРТ"), областью применения которых является, в том числе, централизованная система передачи показаний приборов учета и использования устройств ввода информации
акт Правительства Российской Федерации
доступность централизованной системы передачи показаний приборов учета, использования устройств ввода информации
декабрь 2023 г.
Минпромторг России,
Минстрой России,
Росстандарт
19. Обеспечение ежегодного темпа обновления документов национальной системы стандартизации, включенных в Федеральный информационный фонд стандартов, на уровне не ниже 10 - 15 процентов
доклад в Правительство Российской Федерации
снижение среднего возраста стандарта в соответствии с пунктом 4 значения целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий
ежегодно до 31 марта
Росстандарт,
Минпромторг России,
Минстрой России
20. Проведение анализа реализации утвержденных отраслевых программ по стандартизации по приоритетным направлениям и принятие решений о внесении в них необходимых изменений и дополнений
изменения (дополнения) в программы стандартизации
обоснованные данные для корректировки отраслевых программ по стандартизации
ежегодно до 31 марта
Росстандарт,
Минобороны России,
Минпромторг России,
Минстрой России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Государственная корпорация "Ростех",
технические комитеты по стандартизации,
головные организации по стандартизации
3. Совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
21. Разработка программ стандартизации, направленных на разработку (актуализацию) государственных военных стандартов в соответствии с приоритетными направлениями стандартизации вооружения, военной и специальной техники, а также на обеспечение реализации инструментами стандартизации Государственной программы вооружения, в том числе:
а) внедрение передовых технологий и результатов достижений научно-технического прогресса при разработке и производстве военной техники;
б) оптимизацию и унификацию номенклатуры оборонной продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости;
в) обеспечение единства измерений, достижение требуемой точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений при выполнении государственного оборонного заказа;
г) обеспечение качества и повышение надежности оборонной продукции;
д) содействие инновационному развитию военных технологий, техническому переоснащению и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса
программы стандартизации, государственные военные стандарты
формирование единой технической политики в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
ежегодно, в соответствии с планами стандартизации
Минобороны России,
Минпромторг России,
Росстандарт
22. Создание центра стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с использованием инфраструктуры ФГБУ "46 ЦНИИ"
Минобороны России
приказ Минобороны России
научное и методологическое сопровождение стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
июнь 2021 г.
Минобороны России
23. Проведение оценки возможности применения национальных и межгосударственных стандартов в качестве документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и по результатам такой оценки принятие решений о целесообразности включении их в Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции
Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции
включение национальных и межгосударственных стандартов в Сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции, исключение дублирования национальных стандартов и государственных военных стандартов, имеющих аналогичную предметную область применения
январь 2025 г., далее ежегодно до 31 марта
Минобороны России,
Росстандарт,
технические комитеты по стандартизации,
головные организации по стандартизации обороной продукции
24. Подготовка стандартов, устанавливающих:
а) обязанности и полномочия экспертов по стандартизации оборонной продукции;
б) требования к подготовке экспертов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и их аттестации;
в) требования к проведению экспертизы государственных военных стандартов;
г) требования к срокам проведения экспертизы государственных военных стандартов;
д) требования к формированию и ведению реестра экспертов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
документы по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
определение правового статуса экспертов по стандартизации, устранение неопределенности проведения экспертизы государственных военных стандартов
май 2020 г.
Минобороны России,
Минпромторг России,
Минобрнауки России,
Росстандарт
25. Определение головных организаций по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с закреплением за ними групп изделий вооружения, военной и специальной техники, которые не закреплены
приказ Минпромторга России,
доклад в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации
совершенствование деятельности по формированию и ведению фонда документов по стандартизации оборонной продукции
март 2020 г.
Минпромторг России,
Минобороны России,
Росстандарт,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
4. Международное сотрудничество в сфере стандартизации
26. Проведение оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, возглавляемых Российской Федерацией
приказ Росстандарта
определение неэффективных технических комитетов по стандартизации для подготовки Росстандартом предложений для их реорганизации и проведения корректирующих мероприятий
октябрь 2020 г.
Росстандарт,
межгосударственные технические комитеты по стандартизации,
возглавляемые Российской Федерацией
27. Принятие мер по увеличению количества технических органов региональных организаций по стандартизации, в которых принимают участие российские эксперты (ведут секретариаты) в целях продвижения интересов Российской Федерации на зарубежных региональных площадках и создание условий для интеграции России в мировую экономику, расширения рынков российской продукции и услуг, в том числе:
а) в Азиатско-Тихоокеанском Конгрессе по стандартизации (PASC);
б) в Европейском комитете по стандартизации (CEN);
в) в Европейском комитете по стандартизации в электротехнике (СЕНЕЛЕК)
приказ Росстандарта о назначении российских представителей в органы управления, координационные, совещательные и наблюдательные органы региональных организаций по стандартизации
увеличение полноправного членства российских экспертов в деятельности технических органов региональных организаций по стандартизации
в соответствии с приказом Росстандарта о назначении российских представителей в технических органах региональных организаций по стандартизации
Росстандарт
28. Подготовка комплекса мер, направленных на обеспечение возврата Российской Федерации:
решение коллегии Росстандарта
комплекс мер, направленных на обеспечение возврата Российской Федерации в группу государств - членов международных организаций по стандартизации (ИСО/МЭК), участвующих в формировании стратегии и технической политики международной стандартизации
Росстандарт
а) в "1" группу международной организации по стандартизации (ИСО) и в группу "А" Международной электротехнической комиссии (МЭК)
доклад в Правительство Российской Федерации
возврат Российской Федерации в группу "1" Международной организации по стандартизации (ИСО) и в группу "А" Международной электротехнической комиссии (МЭК)
в соответствии с пунктами 7 и 8 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий
Минпромторг России
б) в руководящие органы Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) (Совет ИСО, техническое руководящее Бюро ИСО, Бюро совета МЭК, Руководящее бюро по стандартизации МЭК и др.)
доклад в Правительство Российской Федерации
вхождение в группу государств - лидеров в международных организациях по стандартизации в целях участия в определении и реализации технической политики
в соответствии с пунктом 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий
29. Проведение 43-й Генеральной ассамблеи Азиатско-тихоокеанского совета по стандартизации (PASC)
(г. Владивосток, 17 - 21 мая 2020 г.)
распоряжение Правительства Российской Федерации
укрепление сотрудничества с Китаем, Вьетнамом, ЮАР по разработке стандартов в передовых областях, в том числе в вопросах цифровизации, как объекта стандартизации
январь 2020 г.
Росстандарт,
МИД России,
Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минвостокразвития России
5. Совершенствование инфраструктуры стандартизации
30. Подготовка предложений об организационно-правовой форме, направлениях и видах деятельности, а также структуре и функциях подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации
доклад в Правительство Российской Федерации
проработка согласованных предложений по повышению эффективности деятельности подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации
март 2020 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минэкономразвития России,
Минобороны России,
Росимущество
31. Подготовка изменений в функциональные возможности информационной системы в сфере стандартизации Росстандарта (управление разработкой стандартов и планов стандартизации), которые позволят:
а) участвовать организациям промышленности и бизнес-сообщества в разработке, обсуждении и экспертизе проектов национальных стандартов (предварительных национальных стандартов) с минимальными временными и финансовыми затратами;
б) осуществлять оперативное взаимодействие технических комитетов по стандартизации с организациями промышленности и бизнес-сообществом по разработке современных стандартов;
в) осуществлять обмен знаниями между экспертами по стандартизации
рекомендации по стандартизации Росстандарта
сокращение сроков разработки национальных стандартов, обеспечение прозрачности деятельности технических комитетов по стандартизации, за счет применения информационной платформы разработки стандартов и обмена знаниями между экспертами по стандартизации
декабрь 2021 г.
Росстандарт
6. Подготовка кадров и их переподготовка
32. Проведение по предложениям Минпромторга России и Росстандарта актуализации профессиональных стандартов по востребованным специальностям в области стандартизации
приказ Минтруда России
актуализированные профессиональные стандарты по востребованным специальностям в области стандартизации
август 2023 г.
Минтруд России,
Минпромторг России,
Росстандарт,
Минобрнауки России,
Минстрой России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
33. Подготовка программы обучения специалистов в области стандартизации для их аттестации в качестве "эксперта в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)" и программы повышения квалификации специалистов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
программа обучения кандидатов в "эксперты в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)",
программа повышения квалификации специалистов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)
создание "института" экспертов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) из числа наиболее подготовленных специалистов организаций промышленности
декабрь 2020 г.
Росстандарт,
Минобороны России
34. Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области стандартизации
рейтинг аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность
сформированный информационный ресурс о результатах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области стандартизации и их рейтинге для ориентации выбора учебного заведения
август 2023 г.
работодатели (ООР "СоюзМаш России",
отраслевые объединения) при участии Рособрнадзора Минпромторга России
35. Проведение актуализации образовательного стандарта по направлению "стандартизация"
приказ Минобрнауки России
повышение качества образовательного стандарта
июль 2025 г.
Минобрнауки России,
Минпромторг России,
Росстандарт
36. Осуществление подготовки экспертов по стандартизации для органов государственной власти, государственных корпораций, организаций малого и среднего бизнеса
реестр экспертов по стандартизации
повышение доверия к экспертам по стандартизации и признание результатов их деятельности
май 2021 г.
Росстандарт,
Минпромторг России,
Минобороны России,
Минстрой России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
7. Государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации
37. Обеспечение разработки и утверждения (ежегодно) национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций промышленности и организаций в сфере услуг
доклад в Правительство Российской Федерации
в соответствии с пунктом 1 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий
ежегодно до 31 марта
Росстандарт,
Минпромторг России,
подведомственный Росстандарту объединенный институт по стандартизации
8. Популяризация стандартизации
38. Обеспечение размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации информации о сроках проведения конкурсов и олимпиад с областью знаний по стандартизации
раздел "Конкурсы и олимпиады" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации
доступность для молодых специалистов информации о проводимых конкурсах и олимпиадах с областью знаний по стандартизации
до 30 декабря ежегодно, начиная с 2021 года
Росстандарт,
подведомственный Росстандарту объединенный институт по стандартизации
39. Осуществление публикаций в средствах массовой информации материалов, отражающих:
а) динамику развития национальной системы стандартизации;
печатные издания средств массовой информации
доступность для руководителей организаций, специалистов в области стандартизации, студентов высших учебных заведений материалов о достижениях в области стандартизации и актуальных проблемах стандартизации
ежемесячно, начиная с марта 2020 года
Росстандарт,
Минпромторг России,
подведомственный Росстандарту объединенный институт по стандартизации,
Всероссийская организация качества
б) разработку и принятие национальных стандартов, межгосударственных и международных стандартов;
в) опыт в сфере стандартизации зарубежных организаций и российских организаций по стандартизации;
г) особенности систем стандартизации стран - торговых партнеров России;
д) авторские статьи, комментарии и аналитические материалы по вопросам качества и повышения конкурентоспособности отечественных продукции и услуг
доклад в Правительство Российской Федерации
ежегодно, начиная с марта 2020 года
40. Возобновление издания журнала "Стандартизация военной техники"
номер журнала
публикация материалов по актуальным вопросам стандартизации военной техники, обмен опытом между специалистами, информационное и методическое обеспечение работ по стандартизации оборонной продукции
январь 2021 г., далее ежеквартально
Росстандарт,
Минобороны России
41. Подготовка и проведение:
а) конференций и семинаров по стандартизации оборонной продукции в рамках Международного военно-технического форума "Армия";
сборник статей о стандартизации оборонной продукции
обмен опытом между специалистами в области стандартизации, информационное обеспечение работ по стандартизации оборонной продукции
ежегодно, начиная с 2020 года в соответствии с программой форума
Минобороны России,
Росстандарт,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
государственные корпорации и организации ОПК
б) региональных и отраслевых конференций (семинаров) по актуальным аспектам стандартизации;
публикации материалов по актуальным вопросам стандартизации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федеральных органов исполнительной власти и организаций
обмен опытом деятельности в области стандартизации между участниками работ по стандартизации
ежегодно до 31 марта
Минпромторг России
Росстандарт,
Росаккредитация,
ООР "РСПП",
ТПП России,
Всероссийская организация качества
в) научных конференций, посвященных государственному деятелю В.В. Бойцову, внесшему значительный вклад в развитие национальной стандартизации
сборник статей о стандартизации
участие молодых специалистов в демонстрации научных статей в области стандартизации
ежегодно до 31 марта
Росстандарт,
учебные заведения высшего
профессионального
образования,
научные организации,
Всероссийская организация качества
42. Подготовка изменений в приказ Минпромторга России от 30 ноября 2017 г. N 4189 "О ведомственных наградах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации", в части учреждения ведомственных наград:
а) нагрудный знак "Почетный специалист по стандартизации и управлению качеством";
б) нагрудный знак "Заслуженный специалист по стандартизации"
приказ Минпромторга России
повышение престижа профессии специалиста по стандартизации
ноябрь 2021 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
технические комитеты по стандартизации
43. Организация и проведение конкурса "Стандартизатор года"
приказ Минпромторга России
поощрение специалистов по стандартизации по итогам календарного года
ежегодно, начиная с 2020 г.
Минпромторг России,
Росстандарт,
подведомственный Росстандарту объединенный институт по стандартизации,
Всероссийская организация качества
9. Ресурсное обеспечение работ по стандартизации
44. Разработка по согласованию с Минфином России, Минпромторгом России и ФАС России:
а) критериев оценки экономической эффективности стандартов для определения приоритетов в их разработке с учетом потребностей рынка в конкретной продукции (работах, услугах);
методические рекомендации
рыночный инструмент оценки значимости стандарта
август 2020 г.
Росстандарт,
Минфин России,
Минпромторг России,
Минстрой России,
ФАС России
б) изменений в критерии отбора предложений технических комитетов по стандартизации и иных участников работ по стандартизации о разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных ежегодно Росстандарту, с учетом сложившейся практики и приоритетных направлений стандартизации
приказ Росстандарта об утверждении основополагающего стандарта
эффективный инструмент отбора предложений технических комитетов по стандартизации о разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета
август 2020 г.
Росстандарт,
Минфин России,
Минпромторг России,
ФАС России
45. Предоставление в установленном порядке юридическим лицам субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных стандартов (включая межгосударственные стандарты, в разработке которых участвует Российская Федерация) и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации
соглашение о предоставлении субсидии
повысить заинтересованность юридических лиц в разработке стандартов за счет собственных средств
ежегодно до 31 марта
Росстандарт
доклад в Правительство Российской Федерации
46. Подготовка предложений по разработке и утверждению федеральной целевой программы "Развитие стандартизации оборонной продукции"
доклад в Правительство Российской Федерации
обеспечение финансирования мероприятий по стандартизации оборонной продукции, в части планирования, ведения Сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции, проведения оценки научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции
февраль 2021 г.
Минобороны России,
Минпромторг России,
Минфин России,
Минэкономразвития России,
ФАС России,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом",
Российская венчурная компания
47. Подготовка изменений в действующие государственные программы в части мероприятий, направленных на развитие стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и применение инструментов стандартизации для их реализации
проекты постановлений Правительства Российской Федерации
ресурсное обеспечение мероприятий по развитию стандартизации оборонной продукции
ежегодно до 31 марта
Минобороны России,
Минпромторг России,
Росстандарт,
Госкорпорация "Роскосмос",
Госкорпорация "Росатом"
10. Мониторинг реализации плана мероприятий
48. Осуществление контроля за реализацией плана мероприятий
доклад в Правительство Российской Федерации
контроль за реализацией плана мероприятий
ежеквартально, начиная с 2020 года
Росстандарт с участием подведомственного ему объединенного института по стандартизации
Примечание: 1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон или проект акта Правительства Российской Федерации считается срок внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона и проекта акта Правительства Российской Федерации соответственно.
2. В случае, если в графе "Вид документа" указан "доклад ежегодно до 31 марта", то сведения о выполнении мероприятия представляются в составе ежегодного государственного доклада о состоянии работ в сфере стандартизации.
3. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов и документов по стандартизации их наименования могут быть уточнены.
Приложение
к Плану мероприятий
("дорожной карте")
развития стандартизации
в Российской Федерации
на период до 2027 года
ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
Индикатор (показатель)
Единица измерения
Текущее значение (2019 год)
Значения по годам
Целевое значение
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
1.
Количество утверждаемых в течение одного года стандартов, разработка которых финансируется за счет бизнеса
процентов
36,05
47
54
60
65
75
75
75
75
2.
Количество стандартов в Федеральном информационном фонде стандартов, представленных в машиночитаемом формате
процентов
0
36
48
60
73
80
80
80
80
3.
Количество государственных программ, содержащих разделы (критерии) по стандартизации
процентов
18
25
32
50
63
75
90
100
100
4.
Средний возраст стандарта в Федеральном информационном фонде стандартов
лет
17,08
15,4
11
9,5
8,8
7,6
7
7
7
5.
Средний срок разработки стандарта
месяцев
11
9.5
8,8
7,6
7
7
7
7
7
6.
Доля межгосударственных документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов
процентов
28,8
29,2
45
49
52
55
57
57
57
7.
Возврат Российской Федерации в группу "1" Международной организации по стандартизации (ИСО)
индекс группы
группа "2"
группа "2"
группа "2"
группа "2"
группа "2"
группа "2"
группа "1"
группа "1"
группа "1"
8.
Возврат Российской Федерации в группу "А" Международной электротехнической комиссии (МЭК)
индекс группы
группа "Б"
группа "Б"
группа "Б"
группа "Б"
группа "Б"
группа "Б"
группа "А"
группа "А"
группа "А"
9.
Количество технических органов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых Российская Федерация ведет секретариаты
единиц
12
15
18
22
28
31
36
40
40
10.
Полноправное членство (P-member) Российской Федерации в технических органах международных организаций по стандартизации (ИСО/МЭК)
процентов
75
80,5
83
85,5
88
90
90
90
90