Наименование мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок реализации | Ответственные исполнители (соисполнители) | |
I. Выравнивание условий ведения бизнеса российских и иностранных (глобальных) компаний и общесистемные меры поддержки отрасли информационных технологий | |||||
1. | Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление порядка налогообложения доходов иностранных компаний, получаемых в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них, с учетом подходов, обсуждаемых на площадке ОЭСР | доклад в Правительство Российской Федерации, федеральный закон (при необходимости) | выравнивание в Российской Федерации условий для ведения деятельности, в том числе рекламной, отечественных и зарубежных интернет-компаний; рост налоговых поступлений в бюджет | ноябрь 2021 г. | Минфин России, Минцифры России, ФНС России |
2. | Разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования по преимущественному использованию отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК), в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, на объектах критической информационной инфраструктуры (далее - КИИ), включая процедуру и сроки импортозамещения | проект Указа Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации | обеспечение технологической независимости КИИ; преимущественное использование российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования | сентябрь 2021 г. | Минцифры России, ФСТЭК России, ФСБ России, Минпромторг России |
3. | Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления: - ограничений на приобретение отдельными видами юридических лиц иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также услуг по их технической поддержке, в случае наличия аналогов в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции; - процедуры согласования закупки иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг по их технической поддержке, а также ответственности органов власти и отдельных видов юридических лиц за ее нарушение | федеральный закон (при необходимости), постановление Правительства Российской Федерации | повышение спроса на отечественное программное обеспечение и ПАК, в том числе компьютерное и телекоммуникационное оборудования; обеспечение ускоренного импортозамещения; обеспечение технологической независимости и безопасности за счет использования российских аналогов иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минфин России, Минпромторг России |
4. | Проведение мониторинга исполнения утвержденных директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием (далее - госкомпании), а также программ цифровой трансформации госкомпаний, предусматривающих переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | обеспечение ускоренного импортозамещения программного обеспечения и электронной продукции в госкомпаниях; достижение к 2024 году 70-процентой доли расходов на отечественные ИТ-решения от общих расходов госкомпаний на ИТ | ежегодно, начиная с апреля 2022 г. | Минцифры России |
5. | Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление повышенного коэффициента 3 для нормы амортизации приобретаемых отечественных ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в единый реестр российской радиоэлектронной продукции | федеральный закон | стимулирование внедрения отечественных ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, за счет снижения суммы налога на прибыль; обеспечение роста спроса со стороны организаций на отечественные ПАК, в том числе компьютерное и телекоммуникационное оборудование | ноябрь 2021 г. | Минфин России, Минцифры России, ФНС России, Минпромторг России |
6. | Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих включение расходов на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, представленных в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль | федеральный закон, законы субъектов Российской Федерации | стимулирование приобретения отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, снижение издержек компаний на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования | ноябрь 2021 г. | Минфин России, Минцифры России, ФНС России, Минэкономразвития России, Минпромторг России |
7. | Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих в целях налогообложения прибыли учет расходов на приобретение и внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере искусственного интеллекта (далее - ИИ), представленных в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, с применением повышающего коэффициента 1,5 | федеральный закон | стимулирование приобретения отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере ИИ; снижение издержек компаний на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере ИИ | ноябрь 2021 г. | Минфин России, Минцифры России, ФНС России, Минэкономразвития России, Минпромторг России |
8 | Обеспечение софинансирования разработки и внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, за счет: - актуализации перечня приоритетных направлений государственной поддержки проектов по разработке и внедрению российского программного обеспечения и ПАК в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в том числе в области информационной безопасности; - уточнения правил конкурсных отборов на получение государственной поддержки в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью софинансирования расходов ведущих ИТ-компаний на новые перспективные разработки и их внедрение; - льготное кредитование внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования | протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, постановления Правительства Российской Федерации | стимулирование новых перспективных разработок и снижение издержек при их внедрении; увеличение объемов продаж российских решений за счет хорошей репутации внедрений; обеспечение к 2024 году запуска более 1000 стартапов по созданию (внедрению) ИТ-решений | ежегодно, начиная с сентября 2021 г. | Минцифры России, Минпромторг России, Минэкономразвития России |
9. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях: - создания центров тестирования для оценки совместимости российского программного обеспечения с отечественными радиоэлектронной продукцией (далее - РЭП) и телекоммуникационным оборудованием, переход к модели аккредитованных центров; - обеспечение тестирования российского программного обеспечения на предмет совместимости с РЭП при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также сведений о РЭП в единый реестр российской радиоэлектронной продукции | федеральный закон (при необходимости), постановление Правительства Российской Федерации | обеспечение совместимости российского программного обеспечения с отечественными радиоэлектронной продукцией и телекоммуникационным оборудованием; оптимизация процедур получения статуса российского программного обеспечения и российской РЭП | март 2022 г. | Минцифры России, Минпромторг России, ФСБ России, Банк России |
10. | Создание условий для беспрепятственного использования действующих мер налогового стимулирования и поддержки ИТ-отрасли | разъяснения Минфина России, ФНС России | снижение административной нагрузки на ИТ-компании | сентябрь 2021 г., далее при необходимости | Минфин России, ФНС России, Минцифры России, Минэкономразвития России, ассоциации ИТ-отрасли |
11. | Создание института ИТ-омбудсмена по защите прав ИТ-компаний в целях выявления системных проблем в секторе ИТ, а также работы по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей | нормативные правовые акты | повышение уровня удовлетворенности ИТ-компаний условиями ведения бизнеса в Российской Федерации; сокращение оттока ИТ-компаний из российской юрисдикции | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, ассоциации ИТ-отрасли |
12. | Создание рабочей группы по вопросам взаимодействия ИТ-предпринимательства с органами государственной власти при президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также профильных ИТ-объединений в целях формирования в Российской Федерации экспертной доверенной среды в сфере информационных технологий | протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности | повышение доверия бизнеса к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации; создание института независимой оценки цифровых проектов (их целесообразности, исполнения и эффективности) | сентябрь 2021 г. | Минцифры России, Минпромторг России, МВД России, Минюст России, ФСБ России, Минфин России, ФАС России, Следственный комитет Российской Федерации, Роскомнадзор, Банк России, ассоциации ИТ-отрасли |
13. | Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: - наделение присяжных заседателей правом рассматривать экономические дела в сфере ИТ; - уточнение порядка применения мер пресечения "запрет определенных действий" и "заключение под стражу" при рассмотрении уголовных дел в отношении ИТ-предпринимателей; - освобождение ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба | доклад в Правительство Российской Федерации | повышение уровня удовлетворенности ИТ-компаний условиями ведения бизнеса в Российской Федерации; | февраль 2022 г. | Минцифры России, МВД России, Минюст России, Генпрокуратура России, Следственный комитет Российской Федерации, ассоциации ИТ-отрасли |
сокращение оттока ИТ-компаний из российской юрисдикции | |||||
14. | Внесение изменений в федеральный проект "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих: - разработку и запуск программы стимулирования участия отечественных ИТ-компаний (разработчиков) в международных open-source альянсах; - создание российской open-source платформы | федеральный проект | обеспечение к 2024 году увеличения объема контрибуции отечественных ИТ-компаний (разработчиков) в open-source альянсах до 10% с сохранением доступа к ключевым решениям, обеспечивающим возможность повторного использования алгоритмов и решений, в том числе разработанных по заказу государственных органов; создание новых российских доверенных ИТ-решений на основе открытого программного обеспечения (open-source); снижение издержек заказчиков российского программного обеспечения, при соблюдении коммерческих интересов поставщиков программного обеспечения | октябрь 2021 г. | Минцифры России |
15. | Проведение мониторинга конкурентоспособности российской юрисдикции в области ИТ, в том числе в области валютного регулирования и валютного контроля, с учетом реализации мер, предусмотренных в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике | доклад в Правительство Российской Федерации | формирование предложений по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в ИТ-сфере в Российской Федерации, в том числе за счет сокращения издержек ИТ-компаний по результатам оптимизации валютного регулирования и валютного контроля; облегчение ведения экспортной деятельности; повышение привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний в сравнении с благоприятными для сферы ИТ юрисдикциями (Сингапур, Ирландия, Финляндия, США, Кипр, Эстония, Республика Беларусь и другие) | ежегодно, начиная с апреля 2022 г. | Минцифры России, Банк России (при участии), Минфин России, ФНС России, Минэкономразвития России, ФАС России |
16. | Обеспечение предоставления Минцифры России разъяснений по: - процедурам включения организаций в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ; - процедурам включения программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; - процедурам предварительной установки российских программ на отдельные виды технически сложных товаров | постановление Правительства Российской Федерации, разъяснения Минцифры России | повышение эффективности предоставления государственных услуг по аккредитации ИТ-компаний и включению программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; повышение эффективности регулирования сферы ИТ | сентябрь 2021 г., далее при необходимости | Минцифры России |
17. | Создание условий для привлечения и релокации (возврата) ИТ-специалистов и компаний, осуществляющих деятельность в области ИТ, в Российскую Федерацию, в том числе: упрощение для ИТ-специалистов процедур получения вида на жительства, льготная ипотека, льготное кредитование и иные меры поддержки | федеральный закон (при необходимости), федеральный проект, постановление Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости) | обеспечение опережающего развития ИТ-отрасли увеличение числа занятых в сфере ИТ; повышение конкурентоспособности отечественных ИТ-решений; создание упрощенного режима для перевода бизнеса и персонала из иностранной в российскую юрисдикцию | март 2022 г. | Минцифры России, Минфин России, МВД России, Минэкономразвития России, Минтруд России, ФТС России, ФСБ России, ассоциации ИТ-отрасли и заинтересованные организации |
18. | Внесение изменений в федеральный проект "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих: - обеспечение экспортной акселерации и компенсации затрат на проведение международных (в том числе обучающих) мероприятий в сфере информационных технологий; - создание реестра отечественных экспортных цифровых решений по модели единого "маркетплейса"; - организацию тематических бизнес-миссий для российских компаний, осуществляющих детальность в области ИТ; - субсидирование (и (или) льготное кредитование) пилотных внедрений российского программного обеспечения, в том числе класса ERP/CRM/BI, на зарубежных предприятиях, а также реализацию мероприятий по продвижению указанных решений по результатам успешно проведенного пилотного внедрения; - создание механизма, в том числе финансового, по обеспечению защиты прав и интересов российских ИТ-экспортеров за рубежом | федеральный проект, постановление Правительства Российской Федерации | повышение узнаваемости российских решений, возможность их гибкой адаптации и доставки информации о них до возможных потребителей; увеличение объемов продаж российских решений за счет хорошей репутации первых внедрений на зарубежных предприятиях; создание экосистемы финансовой поддержки и гарантий для покупателей российских ИТ-решений; обеспечение юридической и финансовой поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов; рост продаж российского программного обеспечения на зарубежных рынках посредством запуска единой цифровой платформы для продажи решений "в один клик" | октябрь 2021 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, МИД России, Минфин России, АО "Российский экспортный центр", РФРИТ, ФКУ "Гостех" |
19. | Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания системы "цифрового резиденства" для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ИТ, без необходимости физического присутствия в Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | рост продаж российского программного обеспечения на зарубежных рынках; обеспечение поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов | ноябрь 2021 г. | Минцифры России, ФНС России, ФТС России, ФСБ России, Банк России |
20. | Уточнение полномочий торговых представительств в целях создания службы "цифровых атташе" в перспективных странах для развития российского экспорта информационных технологий, в том числе обеспечения поддержки российских ИТ-компаний, выходящих на зарубежные рынки, а также для стимулирования иностранных ИТ-компаний переходить в российскую юрисдикцию | постановление Правительства Российской Федерации | наделение торговых представительств полномочиями по выполнению функций и задач по развитию российского экспорта информационных технологий, а также установление соответствующих ключевых показателей эффективности их деятельности; обеспечение поддержки российских компаний в продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов с минимизацией необходимости командирования сотрудников и организации переговоров с их стороны; обеспечение взаимодействия Российской Федерации и крупнейших международных ИТ-компаний в рамках глобальной "цифровой" повестки | декабрь 2021 г. | Минпромторг России, Минцифры России, Минэкономразвития России, АО "Российский экспортный центр", РФРИТ |
II. Специальные меры поддержки отрасли информационных технологий | |||||
1. Отечественные решения для бизнеса | |||||
21. | Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях развития централизованной модели ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы | федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации | консолидация информационных систем и перевод бюджетных организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на единую централизованную бухгалтерию; экономия фонда оплаты труда за счет сокращения численности бухгалтерских служб и расходов на их содержание | апрель 2022 г. | Минфин России, Федеральное казначейство |
22. | Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания нормативной базы для долговременного хранения и конвертации электронных документов при сохранении их юридической значимости, а также создания юридически значимых электронных дубликатов бумажных документов | федеральный закон | создание условий для хранения электронных документов; экономия бюджетных средств за счет отказа от хранения бумажных документов; определение и уточнение: - понятий "электронного дубликата/образа бумажного документа" и иных понятий, - условий признания юридической силы электронного документа (в том числе в процессе его долговременного и постоянного хранения) | июнь 2022 г. | Минэкономразвития России, Росархив, Минтруд России, Минфин России, Минцифры России, Банк России |
23. | Обеспечение в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" субсидирования расходов малого и среднего бизнеса на оплату облачных сервисов управления бизнесом | извещение о запуске конкурсного отбора | рост производительности труда и конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса за счет цифровизации его деятельности с использованием отечественных ИТ-решений; повышение востребованности отечественных ИТ-решений | сентябрь 2021 г. | Минцифры России |
24. | Предложения по обеспечению технологической независимости за счет использования российских аналогов иностранного программного обеспечения, за счет: - утверждения стандартов проектирования объектов капитального строительства для бюджетных нужд, предусматривающих использование российского инженерного программного обеспечения | приказ (приказы) Росстандарта | обеспечение использования российского инженерного программного обеспечения при проектировании объектов капитального строительства для бюджетных нужд; стимулирование создания отечественных средств проектирования и информационного моделирования строительства (BIM); установление обязательного режима применения отечественного программного обеспечения (определенного формата обмена данными, обеспечивающего конкурентное преимущество для российских ИТ-решений) | ноябрь 2021 г. | Росстандарт, Минстрой России, Минпромторг России Минцифры России, Минэкономразвития России |
- утверждения нормативного правового акта, устанавливающего необходимость использования XML-схемы для организации информационного взаимодействия при ведении информационной модели объектов капитального строительства для бюджетных нужд | приказ (приказы) Минстроя России | ноябрь 2021 г. | Минстрой России | ||
25. | Обеспечение в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" субсидирования расходов на внедрение российского инженерного программного обеспечения для моделирования и проектирования объектов для нужд отраслей промышленности, в том числе ОПК/ВПК (CAD/CAE/CAM/BIM) | извещение о запуске конкурсного отбора | стимулирование внедрения инженерного программного обеспечения для моделирования и проектирования объектов для нужд отраслей промышленности, в том числе ОПК/ВПК (CAD/CAE/CAM/BIM) | сентябрь 2021 г. | Минцифры России |
26. | Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на внедрение механизмов специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) в целях осуществления доработки и внедрения отдельными видами юридических лиц конкурентоспособных отечественных ИТ-решений | доклад в Правительство Российской Федерации | отдельным видам юридических лиц в рамках СПИК обеспечивается право на применение: ускоренной амортизации; упрощенного механизма закупки отечественного программного обеспечения | ноябрь 2021 г. | Минцифры России, Минфин России, Минпромторг России |
27. | Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях защиты авторских прав и противодействия использованию нелицензионного программного обеспечения, в том числе за счет распространения принципов, закрепленных в рамках "Антипиратского меморандума", на всех участников рынка, включая иностранные сервисы | федеральный закон | снижение доступности и использования нелицензионного программного обеспечения; увеличение рынка легальной дистрибуции контента; выравнивание требований законодательства в отношении российских и зарубежных ИТ-компаний | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минкультуры России, Роскомнадзор, Минфин России |
2. Электронные образовательные сервисы | |||||
28. | Обеспечение образовательных организаций общего и среднего профессионального образования онлайн-доступом к образовательным сервисам, предоставляемым поставщиками цифрового образовательного контента | постановление Правительства Российской Федерации | обеспечение верифицированным цифровым образовательным контентом образовательных организаций общего и среднего профессионального образования | сентябрь 2021 г. | Минпросвещения России, Минцифры России |
29. | Разработка и реализация программ обучения (повышения квалификации) педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения | соглашение с учреждением, подведомственным Минпросвещения России | повышение квалификации педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения; усиление кадрового потенциала цифровой экономики | декабрь 2021 г. | Минпросвещения России |
30. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление на бессрочный период действующих исключений в части возможности неприменения отдельных лицензионных требований в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий | постановление Правительства Российской Федерации | упрощение процедуры прохождения лицензирования образовательными организациями, реализующими образовательные программы в онлайн форме | сентябрь 2021 г. | Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзор, Минцифры России, ФАС России |
31. | Внесение изменений в федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих: - введение механизма компенсации образовательным организациям расходов на повышение квалификации и дополнительное образование граждан по "цифровым" специальностям; | федеральный проект, постановление Правительства Российской Федерации | усиление кадрового потенциала цифровой экономики; создание мер стимулирования прохождения гражданами обучения в рамках повышения их квалификации и получения дополнительного образования по "цифровым" специальностям; обеспечение рынке труда в специалистах, необходимых для обеспечения цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы | сентябрь 2021 г. | Минцифры России |
- организацию получения дополнительной квалификации для студентов по ИТ-профилю в 100 вузах на "цифровых кафедрах"; | федеральный проект, постановление Правительства Российской Федерации | получение студентами дополнительной квалификации по ИТ-профилю в 100 ВУЗах на "цифровых кафедрах" | февраль 2022 г. | Минцифры России, Минобрнауки России | |
- предоставление талантливым школьникам 8 - 11 классов возможности прохождения дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования | федеральный проект, постановление Правительства Российской Федерации | организация и проведение дополнительного курса обучения современным языкам программирования для талантливых школьников 8 - 11 классов | февраль 2022 г. | Минцифры России, Минпросвещения России | |
32. | Стимулирование перехода образовательных организаций общего образования (школ) на российское программное обеспечение (мессенджеры, почта, видеоконференцсвязь (далее - ВКС), офисное программное обеспечение, операционные системы) | стандарт оснащения общеобразовательных организаций, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации | обеспечение устойчивости образовательного процесса, осуществляемого в дистанционном формате; повышение популярности российских мессенджеров, почты, ВКС, офисного программного обеспечения, операционных систем | ноябрь 2021 г. | Минпросвещения России, Минцифры России, субъекты Российской Федерации |
33. | Введение требований по обязательному использованию российского программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями: - для учителей образовательных организаций общего образования (школ); | Методические рекомендации Минпросвещения России | повышение спроса на отечественное программное обеспечение (мессенджеры и ВКС); создание единой коммуникационной среды в рамках образовательного процесса на основе отечественных решений | февраль 2022 | Минпросвещения России, Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
- для преподавателей ВУЗов | Методические рекомендации Минобрнауки России | повышение спроса на отечественное программное обеспечение (мессенджеры и ВКС); создание единой коммуникационной среды в рамках образовательного процесса на основе отечественных решений | февраль 2022 | Минобрнауки России, Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | |
3. Электронные медицинские сервисы | |||||
34. | Предложения по принятию нормативных правовых актов в целях внедрения в субъектах Российской Федерации электронных рецептов | правовой акт (акты) субъектов Российской Федерации, методические рекомендации | обеспечение внедрения во всех субъектах Российской Федерации электронных рецептов | ноябрь 2021 г. | субъекты Российской Федерации, Минздрав России, Минцифры России, |
35. | Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях развития продажи лекарств дистанционным способом | постановление Правительства Российской Федерации | введение возможности продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат | ноябрь 2021 г. | Минздрав России, Минцифры России |
36. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты об экспериментальных правовых режимах в целях обеспечения возможности для граждан предоставлять доступ к своим электронным медицинским данным из государственных информационных систем поставщикам электронных медицинских сервисов | федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации | обеспечение с согласия гражданина возможности доступа поставщиков электронных медицинских сервисов к электронным медицинским документам из государственных информационных систем в целях разработки новых ИТ-продуктов и предоставления гражданину медицинских услуг и сервисов | ноябрь 2021 г. | Минздрав России, Минцифры России, Минэкономразвития России |
37. | Подготовка предложений по выделению в структуре тарифа медицинской услуги расходов на информационные технологии | доклад в Правительство Российской Федерации | определение размера тарифа на оказание медицинской помощи с учетом использования информационных технологий в процессе ее оказания | декабрь 2021 г. | Минздрав России, Минцифры России, ФОМС, Минэкономразвития России |
38. | Проведение эксперимента по применению для постановки пациентам диагноза (назначения лечения) телемедицинских сервисов в рамках законодательства об экспериментальных правовых режимах | постановление Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) Минздрава России | применение телемедицинских сервисов в медицинской организации, в том числе для организации консультаций и мониторинга за состоянием здоровья пациентов | сентябрь 2021 г. | Минздрав России, Минцифры России |
39. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере искусственного интеллекта к деперсонализированным (обезличенным) государственным дата-сетам (наборам данных) и сведениям из электронных медицинских карт | федеральный закон, постановления Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) Минздрава России, ведомственная программа цифровой трансформации | внедрение правового механизма аккредитации юридических лиц, являющихся операторами, оказывающими услуги по доступу к деперсонализированным (обезличенным) государственным дата-сетам (наборам данных) и сведениям из электронных медицинских карт; создание репозитория медицинских изображений и сведений из электронных медицинских карт для разработчиков ИИ-решений; закрепление в рамках законодательства возможности передачи и агрегирования деперсонифицированных медицинских данных (без необходимости получения согласия); определение порядка предоставления доступа разработчиков решений в сфере ИИ к программно-аппаратной платформе репозитория; увеличение количества и повышение качества российских ИИ-решений в области медицины | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минздрав России, Роскомнадзор, Минэкономразвития России |
4. Отечественное офисное программное обеспечение и операционные системы | |||||
40. | Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих развитие требований о предустановке российского программного обеспечения, в том числе расширения классов программ, требующих предварительной установки | постановление Правительства Российской Федерации | выравнивание условий использования российскими потребителями иностранного и российского программного обеспечения, устанавливаемого на отдельные виды технически сложных товаров (далее - ТСТ); обеспечение возможности использовать отдельные виды ТСТ с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин | декабрь 2021 г. | Минцифры России, ФАС России |
41. | Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих обеспечение обязательной совместимости государственных и ведомственных информационных систем с отечественными офисным программным обеспечением и операционными системами, включенными в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных | постановление Правительства Российской Федерации | повышение спроса на отечественное офисное программное обеспечение и операционные системы; обеспечение технологической независимости и безопасности за счет использования преимущественно отечественного программного обеспечения | ноябрь 2021 г. | Минцифры России |
42. | Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление требований по включению в ведомственные программы цифровой трансформации (далее - ВПЦТ) указания на поэтапную замену зарубежного офисного программного обеспечения и операционных систем на российские ИТ-решения | протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, ведомственные программы цифровой трансформации | завершение к 2023 году поэтапной замены зарубежного офисного ПО и операционных систем в органах власти на российские решения | декабрь 2021 г. | Минцифры России, федеральные органы исполнительной власти |
43. | Обеспечение перехода государственных органов и бюджетных организаций на использование единой государственной платформы поддержки рабочих коммуникаций (почта, мессенджер, ВКС) | постановление Правительства Российской Федерации (при необходимости), правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости), методические рекомендации, ведомственные программы цифровой трансформации | преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения новых отечественных ИТ-продуктов; повышение популярности российских мессенджеров, почты и ВКС | декабрь 2021 г. | Минцифры России, федеральные органы исполнительной власти |
44. | Обеспечение учителей образовательных организаций общего образования (школ) и врачей российскими планшетами на базе отечественной мобильной операционной системы | постановление Правительства Российской Федерации | продвижение российских программ (мобильных операционных систем) на рынке информационных технологий Российской Федерации; цифровизация отраслей образования и здравоохранения | октябрь 2021 г. | Минцифры России, Минпросвещения России, Минздрав России, Минфин России |
45. | Введение требования об обязательном использовании отечественных операционных систем в устройствах интернета вещей в регулируемых государством сферах | методические рекомендации, ведомственные программы цифровой трансформации, стратегии цифровой трансформации отраслей | замена зарубежных операционных систем на российские решения; повышение информационной безопасности информационных систем устройств интернета вещей в регулируемых государством сферах | декабрь 2021 г. исполнительной власти | Минцифры России, федеральные органы |
5. Обработка данных и облачные сервисы | |||||
46. | Введение требований, предусматривающих: - установление требований по включению в ВПЦТ указания на использование отечественных облачных сервисов и на отказ от создания без надлежащего обоснования инфраструктуры центров обработки данных (далее - ЦОД) за счет бюджетных средств; - введение запрета на создание без надлежащего обоснования инфраструктуры ЦОД для нужд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, ведомственные программы цифровой трансформации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости), правовой акт (акты) субъектов Российской Федерации, методические рекомендации | установление запрета на создание без надлежащего обоснования инфраструктуры ЦОД за счет бюджетных средств | декабрь 2021 г. | Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации |
47. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях предоставления субъектами Российской Федерации земельных участков на строительство коммерческих ЦОД без торгов по кадастровой стоимости | доклад в Правительство Российской Федерации | сокращение операционных расходов ЦОД, в том числе исключение вероятности прекращения права пользования имуществом ЦОДа и обеспечение контроля над непрерывностью оказываемых услуг | октябрь 2021 г. | Минэкономразвития России, Минцифры России, ФАС России, субъекты Российской Федерации |
48. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих создание условий для размещения государственных информационных систем в российских коммерческих ЦОД и облачных сервисах | постановление Правительства Российской Федерации | стимулирование перехода к использованию сервисов по аренде ЦОД и вычислительных ресурсов у аккредитованных подрядчиков, в том числе с использованием отечественных облачных сервисов | октябрь 2021 г. | Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
49. | Подготовка предложений, предусматривающих: - внесение изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, предусматривающих установление для ЦОД отдельного порядка технологического присоединения к электрическим сетям; - оптимизацию процедуры технологического присоединения питающих центров (подстанций), проектируемых под потребности ЦОД, к электрическим сетям высокого напряжения | доклад в Правительство Российской Федерации | предоставление ЦОД возможности технологического присоединения одновременно к сетям нескольких сетевых организаций; сокращение времени на получение и согласование технических условий у ресурсоснабжающих организаций (в регламентированные сроки); оптимизация затрат на организацию энергоснабжения ЦОД за счет введения особого порядка технологического присоединению к электрическим сетям | ноябрь 2021 г. | Минцифры России, Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России |
6. Решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей | |||||
50. | Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания условий для формирования рынка больших данных для российских разработчиков ИТ-решений и вовлечение их в коммерческий оборот при безусловном соблюдении требований по защите персональных данных | федеральный закон, постановления Правительства Российской Федерации | закрепление в рамках законодательства возможности передачи и агрегирования деперсонифицированных данных | ноябрь 2022 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, Роскомнадзор, ФСБ России, ФАС России, федеральные органы исполнительной власти |
51. | Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания репозитория государственных дата-сетов для использования российскими разработчиками ИИ-решений и урегулирования вопросов передачи деперсонифицированных данных, а также порядка доступа разработчиков ИИ-решений к данным, содержащимся в репозитории | постановление Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости) | создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений; определение порядка предоставления доступа российских разработчиков к программно-аппаратной платформе репозитория и установление режима работы с дата-сетами, содержащимися в репозитории | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, Роскомнадзор, федеральные органы исполнительной власти |
52. | Внесение изменений в ВПЦТ, предусматривающих создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений, а также реализацию проектов по внедрению ИИ в сфере государственных услуг, здравоохранения, образования, безопасности и др. | ведомственные программы цифровой трансформации | создание репозитория данных для разработчиков ИИ-решений; увеличение количества и повышение качества российских ИИ-решений | декабрь 2021 г. | федеральные органы исполнительной власти |
53. | Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях введения обязательных требований о необходимости использования отечественных решений в сфере интернета вещей в ЖКХ, пожарной и другой безопасности | федеральный закон, постановления Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости) | увеличение количества и повышение качества российских ИИ-решений в сфере интернета вещей в ЖКХ, пожарной и другой безопасности | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти |
54. | Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания государственных информационных систем для мониторинга погоды, мониторинга экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, мониторинга потребления коммунальных услуг бюджетными организациями на основе отечественных решений в сфере интернета вещей | постановления Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости), ведомственные программы цифровой трансформации | создание государственных информационных систем для мониторинга погоды, мониторинга экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, мониторинга потребления коммунальных услуг бюджетными организациями на основе отечественных решений в сфере интернета вещей | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минэкономразвития России, Росгидромет, федеральные органы исполнительной власти |
7. Производство отечественных компьютерных игр и российского профессионального видеоконтента | |||||
55. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях установления запрета на учет рекламных расходов, осуществленных на иностранных интернет-площадках, для целей налогообложения прибыли | доклад в Правительство Российской Федерации | стимулирование размещения на российских интернет-площадках рекламы, таргетированной на российских пользователей; рост рыночной доли отечественных интернет-компаний на российском рынке | февраль 2022 г. | Минцифры России, Минфин России |
56. | Подготовка предложений по созданию Фонда поддержки разработки игровых проектов (компьютерные, мобильные и онлайн-игры), популяризующих русскую культуру и историю | доклад в Правительство Российской Федерации | повышение привлекательности инвестиций в проекты по разработке компьютерных игр, развитие сегмента разработки видеоигр | ноябрь 2021 г. | Минцифры России, Минкультуры России, Минфин России |
57. | Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих корректировку правил предоставления субсидий из федерального бюджета на создание кино- и ТВ-продукции в целях установления обязанности для получателей субсидий по размещению указанного контента на российских интернет-площадках | доклад в Правительство Российской Федерации | увеличение количества контента, размещаемого на российских интернет-площадках, в том числе в целях повышение их популярности | ноябрь 2021 г. | Минцифры России, Минкультуры России, Минфин России |
58. | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление для российских компаний - аудиовизуальных сервисов механизмов стимулирования производства отечественного аудиовизуального контента | федеральный закон | создание режима наибольшего благоприятствования для производства отечественных аудиовизуального контента; стимулирование производства отечественного аудиовизуального контента | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минфин России, Минкультуры России, ФНС России |
8. Решения в сфере информационной безопасности | |||||
59. | Обеспечение в рамках исполнения федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" ввода в эксплуатацию 3-х сегментов киберполигона для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и информационных технологий современным практикам обеспечения безопасности | федеральный проект | развитие кадрового потенциала Российской Федерации в области информационной безопасности и формирование практических навыков защиты от реализации угроз информационной безопасности и компьютерных атак | декабрь 2021 г. | Минцифры России |
60. | Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих включение в ВПЦТ раздела по информационной безопасности в качестве обязательного условия согласования ВПЦТ, с учетом применения отечественных передовых решений в сфере информационной безопасности | протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, ведомственные программы цифровой трансформации | включение расходов на информационную безопасность отраслей (медицина, образование, сельское хозяйство) в статьи расходов ВПЦТ; повышение информационной безопасности государственных информационных систем | сентябрь 2021 г. | Минцифры России, федеральные органы исполнительной власти |
61. | Внесение изменений в федеральный проект "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих: - проведение обучения ключевых руководителей и специалистов по информационной безопасности зарубежных стран с участием российских компаний-вендоров программного обеспечения по информационной безопасности за счет средств федерального бюджета; - обучение иностранных студентов решениям в сфере информационной безопасности в ВУЗах Российской Федерации совместно с российскими компаниями-вендорами (профессиональное образование, дополнительное образование) | федеральный проект | в 2022 г.: обучение не менее 50 человек (руководители ОГВ и ТОП-менеджмент компаний) не менее чем из 5 зарубежных стран; подготовка 200 специалистов в сфере информационной безопасности из зарубежных стран | декабрь 2021 г. | Минцифры России, Минобрнауки России, МИД России, Россотрудничество |
62. | Обеспечение для ИТ-компаний сферы информационной безопасности приоритетного права доступа к мерам государственной поддержки, предусмотренным в федеральном проекте "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" | протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, постановления Правительства Российской Федерации, извещение о запуске конкурсного отбора | стимулирование новых перспективных разработок в сфере информационной безопасности | сентябрь 2021 г. | Минцифры России |