НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 (одобрено Правительством РФ 30.05.2013)

(одобрено Правительством РФ 30.05.2013)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2014 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
(Одобрено Правительством Российской Федерации
30 мая 2013 года)
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.
I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2012 году, предусматривалась реализация налогового маневра, который заключался в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В части мер налогового стимулирования планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
5. Налогообложение добычи полезных ископаемых.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Налогообложение добычи углеводородного сырья.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.
4. Налогообложение престижного потребления.
5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.
6. Совершенствование налога на прибыль организаций.
7. Совершенствование налогового администрирования.
1. Меры налогового стимулирования
1.1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала
1.1.1. Предоставление льгот по налогу на доходы физических лиц
За прошедший период в правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.
В частности, был расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, за счет включения в указанный перечень:
- сумм оплаты работодателями лечения и медицинского обслуживания усыновленных детей работников, их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников;
- доходов, полученных налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей;
- единовременных компенсационных выплат медицинским работникам;
- имущества (жилое помещение и (или) земельный участок из государственной или муниципальной собственности), полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно.
Также были освобождены от налогообложения:
- суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
- субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечисленные нормы применяются в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 года, и направлены на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме того, в целях повышения защиты интересов потребителей туристических услуг предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ доходов в натуральной форме в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи.
Одновременно были упорядочены некоторые льготы по НДФЛ. Так, с 2012 года начало действовать ограничение для освобождения от налогообложения т.н. "золотых парашютов" - выходные пособия стали освобождаться от налогообложения НДФЛ в размере, не превышающем в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
1.1.2. Налоговое стимулирование инвестиций
С 2013 года уточнен порядок восстановления в доходах суммы "амортизационной премии", учтенной в расходах организации при осуществлении инвестиций. Речь идет о единовременном, до начисления амортизации, учете расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.
С учетом внесенных изменений, начиная с 2013 года суммы "амортизационной премии" подлежат восстановлению только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
При этом расходы в виде указанных капитальных вложений учитываются при определении остаточной стоимости основных средств, включаемой в состав расходов при их реализации. В связи с этим налоговые последствия при таком восстановлении будут возникать только в случае реализации основных средств с убытком.
Внесенные изменения должны оказать существенное влияние на практику применения "амортизационной премии", поскольку снимают ряд барьеров для ее применения добросовестными налогоплательщиками (в частности, до введения в действие указанных изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы "амортизационной премии" подлежали восстановлению, по сути, в двойном размере в случае любой реализации основных средств до истечения пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию). Это, в свою очередь, приведет к снижению налоговой нагрузки при осуществлении инвестиций.
1.1.3. Поддержка модернизации производства
В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объекта налогообложения движимого имущества (машины, оборудование), принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
Таким образом, начиная с 2013 года при осуществлении модернизации производства снизятся затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование. В перспективе, по мере вывода из эксплуатации оборудования, принятого на учет в качестве объектов основных средств до 1 января 2013 года, налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, что является шагом к введению налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций.
1.1.4. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
В рамках проводимой работы по сближению бухгалтерского и налогового учета уточнен порядок налогового учета доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, в Кодексе было законодательно закреплено, что датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
Одновременно в статью 259 Кодекса были внесены изменения, устанавливающие, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Кроме того, были проведены анализ и инвентаризация норм, обусловливающих существование различий между налоговым и бухгалтерским учетами. По итогам этой работы были определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учета. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано как путем внесения изменений в Кодекс, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учета.
Итогом данной работы должна стать система налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета.
1.2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях
В 2012 году была продолжена работа по совершенствованию налогообложения финансовых инструментов, а также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В части налогообложения услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках, был освобожден от налогообложения налогом на добавленную стоимость ряд услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, дилерами, брокерами и другими организациями.
В рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра и улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации разработана дорожная карта, предусматривающая реализацию в 2013 году следующих мероприятий:
- уточнение порядка налогообложения и выполнения функций налогового агента российскими организациями в отношении выплат по еврооблигациям, эмитируемым после 31 декабря 2013 года;
- совершенствование правил определения рыночных цен ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, для целей налогообложения;
- введение механизма признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных холдингах, с учетом правил, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР);
- совершенствование процедуры вычета "входного" НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения облагаемого и необлагаемого оборотов;
- подготовка предложений по совершенствованию правил учета расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли организаций;
- подготовка предложений по совершенствованию налогового администрирования (включая упрощение документального оформления административных расходов);
- введение правил налогообложения, позволяющих учитывать результаты транзакции для целей налогообложения исходя из их экономической сущности;
- введение института предварительного налогового согласования;
- подготовка предложений по совершенствованию налогового режима для страхователей и страховщиков долгосрочного страхования жизни, негосударственных пенсионных фондов, а также стимулирование долгосрочных инвестиционных вложений физических лиц.
1.3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
С 1 января 2013 года вступила в действие патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса выделена в самостоятельный специальный налоговый режим.
Патентная система налогообложения применяется по 47 видам деятельности, перечисленным в Кодексе. Кроме того, субъекты Российской Федерации смогли ввести указанный специальный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению.
Были установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации вправе увеличивать от трех до десяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.
При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты.
С 2013 года переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности стал добровольным. Данный специальный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года.
Также были внесены изменения в положения Кодекса, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов.
1.4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях
В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на совершенствование установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.
Проектом федерального закона предусматривается введение обязательной досудебной процедуры обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет создавать стимулы для налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.
Преимущества предлагаемой процедуры заключаются в более коротких сроках рассмотрения соответствующего спора - 15 дней (в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года), менее затратном способе защиты прав (отсутствуют судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, а также издержки, связанные с оплатой услуг представителей). Помимо этого решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки, а порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.
Также законопроектом предусматривается увеличение до одного месяца срока подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это изменение предлагается внести, поскольку предусмотренный в настоящее время срок подачи апелляционной жалобы недостаточен для подготовки налогоплательщиком мотивированной жалобы.
1.5. Налогообложение добычи полезных ископаемых
В целях совершенствования налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) добычи горючего природного газа из нетрадиционных источников сырья и создания эффективного механизма налогообложения НДПИ горючего природного газа, добываемого из месторождений угля (метан угольных пластов) с 1 января 2013 года метан угольных пластов признан видом добытого полезного ископаемого в целях главы 26 Кодекса и включен в перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом налогообложения НДПИ.
2. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Налогообложение добычи углеводородного сырья
Продолжена работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем ежегодного увеличения (в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ), начиная с 2013 года, и дифференциации (в зависимости от наличия возможности экспортировать газ) ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.
Эта задача была реализована путем ежегодного повышения установленной ставки НДПИ на добытый газ горючий природный на период до 2015 года.
При этом налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения, и (или) налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения, и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, налогообложение добычи газа горючего природного производится с применением понижающих коэффициентов.
Подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный на стимулирование добычи трудноизвлекаемой нефти (нефть низкопроницаемых коллекторов, нефть баженовских, абалакских, хадумских, тюменских и доманиковых продуктивных отложений). Реализация этой меры позволит вовлечь в разработку запасы, не разрабатываемые в настоящее время вследствие высоких затрат.
2.2. Акцизное налогообложение
На 2013 и 2014 годы ставки акциза, за исключением акциза на нефтепродукты, были сохранены в размерах, зафиксированных в Кодексе годом ранее.
В настоящее время ставки акциза на нефтепродукты дифференцированы по принципу снижения ставок акциза по мере повышения класса автомобильного бензина и дизельного топлива. При этом в 2010 году предусматривалось повышение ставок акциза на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива путем поэтапного ежегодного увеличения таких ставок с 2013 по 2015 год в целях формирования доходов Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
В то же время в 2011 году в целях стимулирования производства высококачественных моторных топлив было принято решение о снижении размера ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов. Такое решение оказало стимулирующее воздействие на улучшение структуры производства указанных нефтепродуктов и увеличению удельного веса автомобильного бензина и дизельного топлива 4-го и 5-го классов в общем объеме производства соответствующих топлив в Российской Федерации.
Кроме того, техническим регламентом Таможенного Союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" было установлено, что на территории Российской Федерации не допускается производство и реализация автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го класса с 1 января 2013 года, 3-го класса - с 1 января 2015 года, 4-го класса - с 1 января 2016 года.
Во избежание недостаточного финансирования дорожных фондов, по причине ускоренного (по сравнению с ранее прогнозируемым) перехода нефтяных компаний на производство товарных топлив высоких классов, ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов дополнительно проиндексированы во втором полугодии 2013 и первом полугодии 2014 года (индексация в 2013 - 2014 годах в среднем составила 6%).
С 1 июля 2013 года в целях повышения собираемости акциза на дизельное топливо, реализуемого под видом топлива печного бытового, к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой и вторичной перегонки с температурой кипения в диапазоне 280 - 360 градусов. При этом ставка акциза на указанное топливо установлена в размере, аналогичном ставке акциза на дизельное топливо, не соответствующее классам 3 - 5.
В части акцизного налогообложения табачной продукции Минфин России в рамках совместного проекта с группой "Экономика борьбы против табака" Всемирной организации здравоохранения приступил к оценке возможностей и экономических последствий более активного гармонизированного повышения минимальных ставок акциза на сигареты и папиросы в странах Таможенного союза и Украине. В настоящее время специально созданной экспертной группой осуществляются предварительные оценки возможности принятия решения о гармонизированном повышении ставок акциза в этих странах.
Ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов увеличены в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 30%, на слабоалкогольную продукцию - на 42%.
2.3. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц
Введение в Российской Федерации налога на недвижимое имущество для физических лиц предполагается путем поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", проект которых был внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации в начале 2013 года.
2.4. Налогообложение престижного потребления
Вопрос налогообложения объектов роскоши в прошедшем периоде рассматривался в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество. На федеральном уровне по налогу на недвижимое имущество предусматриваются максимальные ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации и находящихся в собственности налогоплательщика. Повышенные налоговые ставки предусматриваются в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей.
Кроме того, в целях повышенного налогообложения дорогих транспортных средств подготовлен проект федерального закона, предусматривающий установление с 1 января 2014 года нормы, при которой сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. рублей.
Предусмотрено, что в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. рублей до 10 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться коэффициент 2. В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. рублей до 15 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3.
Для целей налогообложения порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, на основании статистических данных, данных таможенной статистики и данных о сделках на соответствующие марки, модели легковых автомобилей и их модификации.
2.5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам
По результатам проведенной в 2010 - 2012 годах инвентаризации налоговых льгот по региональным и местным налогам в целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принят Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ, предусматривающий поэтапную отмену начиная с 2013 года наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году.
Кроме того, указанным Федеральным законом расширен перечень объектов налогообложения по земельному налогу в результате включения в состав объектов налогообложения земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
2.6. Совершенствование налога на прибыль организаций
В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций уточнен порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. С 2013 года в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.
Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Таким образом, расходы, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций через механизм начисления амортизации. Другие расходы (некапитального характера), включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, подлежат учету единовременно в составе внереализационных расходов.
Одновременно уточнено положение о порядке применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Для этого в Кодекс было внесено изменение, согласно которому специальный коэффициент, но не выше 2, может применяться в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, только в том случае, если указанные объекты были приняты на учет до 1 января 2014 года.
2.7. Совершенствование налогового администрирования
2.7.1. Предварительные итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков
В настоящее время в налоговых органах зарегистрировано 15 консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). В основном, объединение крупных налогоплательщиков в группы произошло в нефтегазовом секторе, металлургии и связи.
Итоги функционирования КГН за 2012 год свидетельствуют о достижении цели, поставленной при их введении - экономически оправданного распределения налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации пропорционально производственной базе (стоимости основных средств) и численности работников.
Расчеты, произведенные ФНС России на основании данных, представленных налогоплательщиками, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показали, что функционирование КГН привело к:
росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 53 млрд. рублей в 78% субъектов Российской Федерации (65 регионов);
снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 61 млрд. рублей в 22% субъектов Российской Федерации (18 регионов).
Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 8 млрд. рублей.
При этом налоговые обязательства отдельных групп компаний увеличились, что связано с методологическими особенностями определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН:
невозможностью переноса на будущее убытков, полученных участниками КГН до вхождения в состав этой группы;
невозможностью формирования отдельных видов резервов (по сомнительным долгам в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы, а также по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы).
2.7.2. Применение новых правил налогового регулирования трансфертного ценообразования
С 1 января 2012 года вступил в силу раздел V.1 Кодекса, которым установлены принципы определения цен для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Положения указанного раздела направлены на предотвращение вывода налоговой базы за пределы Российской Федерации, обеспечение справедливого и экономически обоснованного распределения налоговой базы между субъектами Российской Федерации, а также на исключение возможностей получения необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках между налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны.
Необходимость этих нововведений, как и в иных государствах, осуществляющих налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, обусловлена растущей глобализацией бизнеса, возможностью по-разному структурировать сложные сделки, используя нематериальные активы и финансовые инструменты в различных юрисдикциях.
С целью адаптации налогоплательщиков и налоговых органов к новым правилам ценообразования для целей налогообложения предусмотрены переходные положения, среди которых:
- повышенные суммовые критерии для целей признания сделок контролируемыми;
- отсутствие необходимости представления уведомления о контролируемых сделках и соответствующей документации, а также непроведение проверки в отношении сделок между взаимозависимыми лицами при соответствии определенным критериям;
- освобождение налогоплательщиков в течение первых двух лет действия раздела V.1 Кодекса от налоговых санкций.
При введении новых правил особое внимание уделялось необходимости снижения избыточных административных процедур и издержек налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля.
В указанных целях разделом V.1 Кодекса предусмотрена возможность заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее - соглашение) между налогоплательщиком и ФНС России. Заключение соглашений позволяет налогоплательщику снизить риск потенциального доначисления налогов и планировать свои налоговые обязательства, а также предполагает прозрачность заключаемых сделок и высокую степень открытости налогоплательщика для налогового органа.
В целях заключения соглашений ФНС России в течение 2012 года осуществляла процедуру предварительного обсуждения положений проектов таких соглашений, что в полной мере соответствует международной практике и позволяет налогоплательщикам в процессе такого обсуждения подготовить более качественный проект соглашения и обосновывающую документацию.
По итогам указанной работы в 2012 году заключено 3 соглашения о ценообразовании.
Анализ правоприменительной практики в сфере определения цен для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами по итогам 2012 года показал, что наиболее сложными для налогоплательщиков являются методологические вопросы в части определения суммовых критериев с целью признания сделок контролируемыми, а также порядка признания лиц взаимозависимыми.
2.7.3. Иные вопросы налогового администрирования
В 2012 году принят Федеральный закон N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с мерами, предусмотренными указанным Федеральным законом, с 2013 года налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", который содержит комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и использованию фирм-однодневок.
Кроме того, подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Проект федерального закона устанавливает порядок осуществления налоговыми органами контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, по исполнению поручений на уплату налога, предоставлению сведений и т.д.
Эти меры будут способствовать повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения.
II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов
При разработке мер в области налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014 - 2016 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.
Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней.
Таким образом, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде, не предполагается. Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра.
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.
2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций.
3. Акцизное налогообложение.
4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
5. Совершенствование налогового администрирования.
1. Меры налогового стимулирования
1.1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала
1.1.1. Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц
В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.
В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов). Речь идет, прежде всего, о следующих доходах:
компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации;
материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам;
оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа;
денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
Также предполагается исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
При этом необходима систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
1.1.2. Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ
В качестве наиболее значимого изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества. В настоящее время при применении этого вычета его общий размер зачастую по различным причинам не может быть использован полностью. Для устранения этого предлагается перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей. Таким образом, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Кроме того, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 6-П, требуется закрепление порядка получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями) и осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет).
1.1.3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
В настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, НДФЛ не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более трех лет. Также налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 процентных пунктов.
Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги).
На первый взгляд, решение задачи выравнивания налоговых условий для инвестирования в ценные бумаги и банковские депозиты могло бы быть решено путем освобождения от налогообложения реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг - положительного финансового результата, получаемого физическими лицами от реализации этих ценных бумаг (в первую очередь, обращающихся на организованном рынке).
Однако предоставление налоговой льготы на всю сумму получаемого дохода от реализации ценных бумаг приведет к снижению прогрессивности налогообложения, поскольку вероятность получения таких доходов для лиц с более высокими доходами выше, чем для низкодоходных групп населения (поскольку лица с низкими доходами, как правило, не имеют достаточно средств для инвестиций на рынке ценных бумаг). Это приводит к снижению предельной налоговой ставки для лиц с высокими доходами или, другими словами, даже в условиях единой налоговой ставки, более обеспеченные лица будут платить меньше налога со своих доходов, чем менее обеспеченные. Также полное освобождение от налогообложения прироста капитальной стоимости от реализации ценных бумаг может привести к освобождению от налогообложения доходов от прямых инвестиций физических лиц - продажи крупных пакетов акций, что не является целью предоставления подобной льготы.
В настоящее время в Российской Федерации предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от реализации необращающихся акций и обращающихся акций, торгуемых на инновационной секции ММВБ, если срок владения этими акциями превышает 5 лет. Эта льгота была введена специально для поощрения венчурных инвестиций. В случае введения освобождения для долгосрочных инвестиций в прочие ценные бумаги при сроке владения более 3 лет, ценность льготы для венчурных инвестиций нивелируется.
Таким образом, создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует осуществлять путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других - ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие подходы:
1) Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет.
При этом для того, чтобы не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций, следует ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения ценными бумагами. Также следует установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами (на основе метода учета запасов ФИФО), которая позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода.
2) Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.
Для банковских вкладов следует изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам в рублях, снизив его до величины ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6 процентов годовых.
В долгосрочном периоде (с 2018 - 2020 годов) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил налогообложения НДФЛ получаемых процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.
3) Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.
В части освобождения от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества необходимо установить, что такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.
4) В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие "индивидуальный инвестиционный счет", а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.
Вместе с введением такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения соответствующих доходов. В частности, будет предложено, чтобы физические лица получили возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. рублей за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Однако если в 2018 - 2020 годах будет принято решение об установлении абсолютной величины освобождаемых процентов по банковским вкладам, это потребует существенных изменений в части налогового администрирования.
Во-первых, потребуется установление обязанности банков по информированию налоговых органов о депозитах физических лиц и суммах начисленных процентов. При этом, если порог необлагаемого процентного дохода будет установлен на достаточно высоком уровне, возможно установление обязанности сообщать только о депозитах, среднегодовой остаток по которым превышает определенную сумму, чтобы указанная обязанность не распространялась на абсолютное большинство вкладов физических лиц.
Во-вторых, потребуется установить обязанность представления налоговой декларации во всех случаях, когда суммы полученных процентов по банковским вкладам, а также доходов от реализации ценных бумаг превышают предельные суммы освобождения от налогообложения.
Также для эффективной реализации рассматриваемого предложения возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).
1.2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра
В рамках создания Международного финансового центра будет продолжена работа по совершенствованию системы налогообложения и уплаты налогов на финансовых рынках, в частности, по следующим направлениям.
1. Важнейшее решение в области налогообложения на финансовых рынках, которое предстоит принять уже в 2013 году, должно касаться налогообложения доходов иностранных организаций, выплачиваемых российскими заемщиками с использованием компаний, специально учрежденных для эмиссии еврооблигаций в иностранных государствах. В настоящее время действует норма, согласно которой для еврооблигаций, эмиссия которых будет осуществлена с 1 января 2014 года, прекращается действие специального режима, освобождающего российскую организацию - источник процентного дохода иностранного держателя такой облигации от обязанности удержания российского налога на прибыль при выплате этого процентного дохода.
При принятии решения о режиме налогообложения процентных доходов иностранных организаций, выплачиваемого по российским еврооблигациям, который должен применяться с 1 января 2014 года, необходимо учитывать необходимость создания стимулов для развития российского финансового центра, одним из элементов которого является возможность прямого приобретения иностранными организациями российских корпоративных облигаций с обязательным централизованным хранением с использованием счетов номинального держателя, открытых крупнейшими международными депозитарно-клиринговыми системами в российском центральном депозитарии.
Очевидно, что режим налогообложения процентных доходов, получаемых иностранными организациями по российским корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением, не должен при прочих равных условиях приводить к удержанию российским налоговым агентом, выплачивающего такие доходы, большего объема налогов, чем при выплате процентного дохода по еврооблигациям.
При этом предлагается предусмотреть освобождение процентного дохода иностранных организаций, имеющих фактическое право на этот доход и не являющихся налоговыми резидентами офшорных юрисдикций, получаемого как по еврооблигациям российских эмитентов (при сохранении условий и ограничений для применения этой льготы, действующих в настоящее время применительно к освобождению от удержания налога с таких доходов), так и по российским корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением.
2. В настоящее время при совершении операций с ценными бумагами фактическая цена принимается для целей определения налогооблагаемой прибыли при условии, что это цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг, либо, если цена ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке, не отклоняется более чем на 20% от ее расчетной цены.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в отношении каждой сделки с ценными бумагами налогоплательщики должны подтверждать обоснованность применяемых цен и, в случае отклонения от уровня рыночных цен, корректировать цену сделки в налоговом учете. Данный порядок является трудоемким и обременительным, в особенности для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В целях упрощения налогового учета предлагается сохранить действующий порядок налогового администрирования цен по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с действующими правилами налогового контроля за трансфертным ценообразованием. В отношении иных сделок для целей налогообложения прибыли организаций доходы и расходы будут определяться исходя из фактической цены сделки.
3. В соответствии с действующим порядком налогообложения прибыли организаций убыток от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными на организованном рынке, учитывается всеми категориями налогоплательщиков при определении налоговой базы по основным видам деятельности. В то же время убыток от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, учитывается налогоплательщиками, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, обособленно от основной налоговой базы и может переноситься на будущее только в рамках налоговой базы по операциям с данной категорией ценных бумаг.
Таким образом, убыток от биржевых срочных сделок с ценными бумагами признается для целей налогообложения прибыли организаций на общих основаниях в составе внереализационных доходов (расходов), а убыток по биржевым кассовым сделкам с ценными бумагами учитывается обособленно в рамках отдельной налоговой базы. Такой порядок налогового учета убытков от операций с различными финансовыми инструментами в зависимости от сегмента организованного рынка ценных бумаг, на котором заключены сделки, нельзя признать обоснованным.
В связи с этим предлагается установить порядок, в соответствии с которым доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, также как и доходы (расходы) по биржевым финансовым инструментам срочных сделок, будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, определяемую по основным видам деятельности налогоплательщика.
При этом также целесообразно объединить налоговые базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными вне организованного рынка.
Также следует рассмотреть вопрос о расширении категории налогоплательщиков, которым предоставлено право учитывать доходы и расходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок при формировании единой налоговой базы от осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время такая возможность предоставлена только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность. В данную категорию налогоплательщиков следует также включить и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, биржи, управляющие компании инвестиционных фондов.
Реализация указанных мероприятий потребует установления специальных положений, определяющих порядок учета убытков прошлых лет, полученных по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, которые не были учтены для целей налогообложения до изменения порядка признания таких убытков в налоговом учете.
4. В целях совершенствования порядка определения налоговой базы по операциям РЕПО предлагается законодательно определить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг. Также следует определить, что при переквалификации операции РЕПО налогоплательщик производит корректировку ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено. Такая корректировка будет производиться в том отчетном периоде, в котором осуществляется переквалификация операции РЕПО.
5. В ближайшее время будут пересмотрены подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Действующий порядок контроля за предельными суммами процентов, признаваемыми расходами для целей налогообложения, является трудоемким и обременительным для налогоплательщиков.
Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагается изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Кодекса.
В частности, предлагается установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых в расходах признается сумма фактически начисленных процентов. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, следует ограничить действие правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием либо вовсе отменить их.
Контроль за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельное значение, будет осуществляться в соответствии с действующими правилами налогового регулирования трансфертного ценообразования.
1.3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов, которые могут осуществляться для минимизации налоговых платежей (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.), а также отсутствием необходимости ведения некоторых регистров по фиксированным правилам в бухгалтерском учете.
При этом составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий.
Так, окажется под вопросом реализация положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части участия в нормативном регулировании бухгалтерского учета субъектов негосударственного регулирования. Прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.).
Учитывая изложенное, подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2013 году будет подготовлен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
1.4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях
Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.
Предполагается, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия одновременно следующим требованиям:
1) государственная регистрация организации осуществлена на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
2) организация не имеет в составе обособленные подразделения, расположенные за пределами субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
3) применяет общий режим налогообложения;
4) не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
5) производство товаров осуществляется исключительно на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
6) имеет в собственности (в долгосрочной аренде) земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта;
7) имеет разрешение на строительство соответствующего производственного объекта.
Инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); на осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.
Участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.
Управление инвестиционными проектами, претендующими на получение льгот, а также мониторинг их реализации, должны осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 млн. рублей, которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта, или 500 млн. рублей, которые должны быть осуществлены в течение пяти лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта.
Необходимо также предусмотреть распространение налогового контроля за трансфертным ценообразованием на сделки, стороной которых является участник инвестиционного проекта, имея в виду противодействие включению в льготируемую налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов посредством манипулирования ценами реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами.
Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предлагается на период 10 лет реализации инвестиционного проекта установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0 процентов. При этом начало отсчета соответствующего срока предлагается производить с того периода, когда были получены первые доходы от реализации товаров, на производство которых был направлен инвестиционный проект, но не позднее 5 (3) лет с момента включения соответствующего проекта в реестр (в зависимости от общего объема капитальных вложений, предполагаемых в рамках проекта).
Для участников инвестиционного проекта предлагается предусмотреть возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в период первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10 процентов в течение последующих 5 лет реализации инвестиционного проекта.
1.5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности
В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
Во-первых, налогоплательщиком должна быть организована система учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией.
Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.
Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации.
Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли в соответствии с предлагаемым порядком, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Учет товарных потерь для целей налогообложения прибыли в размере, определяемом как процентная доля выручки от реализации, широко применяется за рубежом (в Германии, Великобритании, США и др.). Возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговых организаций, и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления.
1.6. Налогообложение добычи природных ресурсов
1.6.1. НДПИ, взимаемый при добыче нефти и природного газа
В целях дальнейшего совершенствования налогообложения НДПИ добычи углеводородного сырья и создания более гибкой системы ставок, которые позволят уровню налоговой нагрузки реагировать на изменения внешней и внутренней ценовой конъюнктуры, предлагается следующее.
1. Завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления НДПИ при их добыче на основе формульного подхода с привязкой соответствующих ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья.
При этом формульный подход должен основываться на следующих принципах:
сохранение доходов федерального бюджета от НДПИ на газ горючий природный на уровне, соответствующем уровню действующих ставок НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат в условиях принятого прогноза цен на газ;
учет средних оптовых цен реализации газа горючего природного на внутреннем рынке и средней экспортной цены за налоговый период;
учет среднего за налоговый период уровня цен нефти марки "Юралс";
учет при определении ставки доли добычи газа горючего природного и газового конденсата в общем объеме углеводородного сырья, добытого из газовых скважин.
Также предполагается применение к рассчитываемым по формуле ставкам НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата коэффициентов, характеризующих условия добычи и стадию разработки соответствующих месторождений, а также выравнивание ставок для организаций, входящих в группу ОАО "Газпром", и прочих производителей газа по мере достижения равнодоходности поставок газа на внутренний и внешний рынки.
2. Завершение работы по подготовке нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Каспийском море, путем установления специальной системы налогового и таможенно-тарифного регулирования деятельности, связанной с освоением новых морских месторождений углеводородов.
Указанная система при освоении новых морских месторождений углеводородного сырья предполагает:
адвалорные ставки НДПИ (от 5 до 30%) в зависимости от категории сложности проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья и неизменность налоговых ставок в течение определенного периода времени (от 5 до 15 лет);
неограниченный срок переноса налоговых убытков и механизм ускоренной амортизации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья;
обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией каждого проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья;
отдельное определение налоговой базы по деятельности, связанной с реализацией каждого проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья;
запрет на перенос убытков прошлых лет, связанных с прочей деятельностью, а также иными проектами освоения новых морских месторождений углеводородного сырья, при исчислении налоговой базы по деятельности, связанной с реализацией конкретного проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья;
освобождение добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья и экспортируемых углеводородов от уплаты вывозных таможенных пошлин;
освобождение от налога на имущество организаций, НДС и ввозных таможенных пошлин имущества, используемого при реализации проектов освоения новых морских месторождений углеводородного сырья.
3. Завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
Проект федерального закона предусматривает применение к ставке НДПИ при добыче нефти специального коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти. Указанный коэффициент применяется в отношении нефти, добываемой из залежи углеводородного сырья, с показателем проницаемости не более 2 x